Курс по выбору "За страницами учебника географии"
рабочая программа по географии (5 класс)

Щетинина Елена Михайловна

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса ««За страницами учебника географии»» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_stran_ucheb_5.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «За страницами учебника географии»

для обучающихся 5 класса

на 2018 – 2019 учебный год

Разработчик:

Щетинина Елена Михайловна,

учитель географии

        

пос. Маршальское

  1. Пояснительная записка.

 Рабочая программа разработана в соответствии с:

-федеральным        законом от  29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании  в Российской Федерации»;

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года        № 1897 «Об        утверждении федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО 5- 8 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденной С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52

-федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

- программа  основного общего образования по географии: 5-6 классы Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина - Москва: издательство «Просвещение», 2012 г.

         Цели:

Основная цель курса «За страницами учебника географии»  - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Формирование основ патриотизма:  воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.

         Задачи:

- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать умение работать в группе;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение  кругозора учащихся в области географии;

- совершенствовать ораторское мастерство.       

  1. Общая характеристика курса.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса ««За страницами учебника географии»» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников на занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Занятия курса можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

  1. Описание места курса в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса «За страницами учебника географии» в 5 классе отводится 17 часов учебного времени. 

«За страницами учебника географии»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях материков и океанов. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы:

- традиционные (беседы);

- комбинированные (урок– исследование, урок – дискуссия,  компьютерные презентации);

- практические занятия (участие в моделированиях, ролевых игр, анализа ситуации, коллективного и индивидуального).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной

деятельности.

В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения курса «За страницами учебника географии» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

        Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

        Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД  выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «За страницами учебника географии» являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

5. Содержание курса.

Что изучает география - 1 час

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Основоположники географии Эратосфен. Древняя и современная география. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Практические работы: составление перечня источников географической информации, организация наблюдений за погодой.

Земля и её изображение – 3 часа

Форма и размеры Земли. Эволюция знаний о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Движения Земли: суточное и орбитальное. Полюса Земли. Экватор. Глобус и карта. Ориентирование. Горизонт. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Практические работы: Определение с помощью компаса сторон горизонта.

История географических открытий – 6 часов

Географические открытия древности. Плавания финикийцев, викингов. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы: Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в текстах параграфов, обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Х.Колумба и Ф. Магеллана с обозначением географических объектов.

Путешествие по планете Земля -5 часов

Мировой океан и его части. Значение Мирового океана для природы и человека. Путешествие по материкам: Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Практические работы: обозначение на контурной карте материков и океанов, крупнейших по площади государств мира, океанов и морей, омывающих Австралию, составление перечня научно исследовательских станций Антарктиды.

Природа Земли - 1 час

Что такое природа. Объекты природы. Оболочки Земли. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосфера.

Обобщение и контроль знаний по курсу «За страницами учебника географии»  - 1 час

6. Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Что изучает география

1

Организация  занятий  кружка.  Требования  по  работе.  Определение

требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы кружк

давать определение науки географии. Знать основные методы исследований, наблюдений, опытов.

2-4

Земля и её изображение

3

формирование представлений о Солнечной системе, уметь описывать особенности вращения Земли;  различать движение Земли осевое и орбитальное. Как влияет движение земли на смену сезонов и суток.

5-10

История географических открытий

6

Географические открытия древности. Плавания финикийцев, викингов. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.

11-15

Путешествие по планете Земля

5

Определять по карте географическое положение материков и океанов. Разделять понятие южных и северных материков. Понятие Мировой океан.

16

Природа Земли

1

составление прогноза погоды, самостоятельный поиск информации об опасных явлениях погоды в мире, в России; Изучение опасных явлений, связанный с изменением погоды, его последствиях и мерах безопасности.

17

Резерв

1

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

4. Молодцов Д.ВРабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.5 класс»: дидактические материалы.

6. Банников С.В., Домогацких Е.МАтлас. География. Начальный курс. 5–6 классы.

7. Банников С.В., Домогацких Е.МКонтурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

8. Планируемые результаты изучения курса.

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

Основные понятия курса.

Основные методики проведения наблюдений.

Основные географические понятия и термины

Различия плана, глобуса и географических карт

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека

Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека

Должны уметь:

Проводить самостоятельный поиск информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

Находить в разных источниках географическую информацию;

Приводить примеры, используя основные источники географической информации;

Определять расстояния и направления на местности и по плану

Чертить простейший план местности

Применять приборы и инструменты (по темам разделов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности

чтения планов местности и географических карт

проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс

Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....

Курс "За страницами учебника географии" 6класс

Данный курс предназначен для внеурочной деятельности учащихся 6 классов. Цель курса: обобщить и систематизировать знания по основам географического образования учащихся. Данный курс формирует у учащих...

Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс

Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,...

программа элективного курса по географии "За страницами учебника географии" 5 класс

Программа курса рассчитана на 17 часов, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа содержит темы, изучение которых, вызывают познавательный интерес у учащихся ...

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса «За страницами учебника географии»

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению у...

Рабочая программа курса За страницами учебника географии 7 класс

Аннотацияк элективному курсу «За страницами учебника географии»  Общая характеристика курсаШкольное географическое образование является важной составляющей развития личности. Уникальн...