Здесь я живу урок мой
план-конспект урока по географии (8 класс)

Урок построен на краеведческом материале, используются неиспользуемые методы: частично поисковый, картографический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdes_ya_zhivu_urok_moy.doc457.5 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx12.29 КБ
Файл prilozhenieno2.docx26.53 КБ
Файл prilozhenieno3.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новотроицкая СОШ

Калинина Т.В.

 

Урок географии в 9 классе 

Тема:  “Я здесь живу”.

Цели и задачи урока:    

  1. Выявить Эгп Воронежской области, петропавловского райна, села новотроицкое
  2. Продолжить учить работать с источниками географической информации.
  3. Воспитывать у учащихся чувство гордости за свою малую родину.
  4. Рассмотреть проблемы охраны природы своего края

Учебно-наглядный комплекс:

Политико-административная карта России, карта Воронежской области, учебник “География Воронежской области”, экологическая карта  , экологический плакат “Берегите землю”, выставка произведений А. Кольцова, И. Никитина, И.Бунина, Г.Троепольского.

Форма проведения урока:

Рассказ учителя о богатстве Воронежских чернозёмов, сообщения учащихся, самостоятельная работа учащихся с атласами, использование книг, репродукций картин для формирования чувства патриотизма.

  1. Оргмомент
  2.  Называем  тему

Вступительное слово учителя

Земля!   Огромная!   Прекрасная!

Ещё далеко не познанная родина человечества! Так называется наша планета.

Наш общий дом.

Мы с уважением произносим имя планеты. И я хочу, чтобы мы с вами с

таким же уважением, почтением относились к маленькому месту на этой

планете вот с такими координатами:

Воронежская область

Петроппавловский район

с. Новотроицкое

Почему с почтением?

Почему с уважением?

Потому, что за строчками этого адреса уникальная география, богатейшая

 история. И я надеюсь, что с сегодняшнего урока вы уйдёте с чувством

гордости за свою маленькую родину.

Наш урок я решила назвать так: ”Я здесь живу.” Пусть он будет окном

в экономическую географию Воронежской области.

Сегодня мы раскроем это окно.

Ученик читает стихотворение:

Край мой русский

Край прекрасный

Колыбель души моей

Над тобою небо ясно

Будто дышит синевой…

Учитель: Изучение любого объекта мы начинаем с определения Э Г П.

Определим ЭГП Воронежской области  .По атласу определяем

с учащимися ЭГП области и делаем вывод:

Область занимает исключительно выгодное ЭГП.

Полезные ископаемые Воронежской области

Учащиеся по карте определяют полезные ископаемые области.

Делают вывод: область богата гранитами, известняками,

месторождениями железной руды, глинами, песчаниками, а главное-

чернозёмами. Это главное богатство нашей области.

Учитель: Выгодное ЭГП , разнообразные полезные ископаемые, плодороднейшие

 чернозёмы делают нашу область одной из наиболее значительных в промышленном,

 сельскохозяйственном отношении областей, не только ЦЧР, но и всей России.

Как вы думаете, ребята, что даёт область России? ( ребята отвечают, учитель обобщает ):

В Воронежской области есть завод радиоэлектронной техники, важное значение

 имеет производство СК, шин, с/х машиностроение, производство экскаваторов,

огнеупорного кирпича, производство с/х продукции и т. д.

Итак, наша область во многом самая-самая:

 1.самая крупная из областей Черноземья

  2. имеет самые плодородные почвы (Приложение №1

  3. область занимает выгодное ЭГП.

  4. Имеет самый крупный административный центр в ЧЦР.

                                                                           

История от географии неотделима. И мы с вами убедимся, насколько мы имеем право гордиться историей и культурой нашей области.

Назовите имена великих людей, так или иначе связанных с Воронежской областью.

(ребята называют, учитель обобщает).

Воронежская область дала миру:

Бунина И. А.- русского писателя, лауреата Нобелевской премии.

Крамского И.Н.- великого русского живописца.

Кольцова А,Никитина И.-русских поэтов.

Троепольского Г. Н.-русского советского писателя.

Дуровых –семью известных русских дрессировщиков и циркачей.

Платонова А.П.-русского советского писателя.

Двух космонавтов – Филипченко и Феоктистова.

Много внимания уделил Воронежской земле Пётр I ( сообщение ученика “ Пётр I на Воронежской земле “ )

Золотыми буквами в историю области вписана истрия Великой Отечественной войны.

Трагические страницы. Поэтому мы бетежно чтим и храним память.

Стихотворение “Боец, спасая всю страну, ты должен защитить Воронеж.”( автор Безыменский )

II.   Петропапвловский район

C учащимися определяем ЭГП района

а) в какой части области расположен

б) транспортные артерии

в) с кем граничит

Петропавловский район расположен вюго-восточной   части Воронежской области.

Граничит: на с –

                  на ю –

                  на западе с

 

Но город имеет свою историю. (cообщение ученика о Петропавловке ) плюс просмотр видео о Петропавловке  Приложение№2

Провинциальный город в российской глубинке с истинно красивейшей природой, песенный край. И вероятно поэтому давший России имя Пятницкого Тимофея Ефимовича, основателя русского народного хора. Мы гордимся этим. Мы гордимся Хреновским конным заводом (рассказ ученика о заводе). Имеем право гордиться Хреновским бором.( беседа с учащимися об охране бора )

III. Новотроицкое

 

Село имеет свою историю (сообщение ученика об истории села ) Приложение №2

Учитель: русское село в российской глубинке, село, каких немало на Руси. Здесь выращивают хлеб - зерновые культуры, технические. Село, как и другие сёла, испытывают огромные социальные, экологические проблемы.

Наше село дало: (перечисляем имена известных земляков учителей, медработников,  

инженеров, агрономов и т. д.)  Приложение№3

Заключение

Уникальную, богатейшую географию , историю нашей области, нашего района, села мы

с вами ,ребята, должны сберечь для потомков.

Заключительное стихотворение М. Дудина “ Берегите Землю “.

IV. Домашнее задание

Учебник «География Воронежской области» стр.3-7, ответить на вопросы стр.7.



Предварительный просмотр:

Американские черноземы

В Североамериканских прериях травы растут под более южным и жарким солнцем, чем травы Русской равнины. Отмирая и падая, растительность прерии наслаивалась, пласт за пластом, образуя плодородные земли. И все же, там больше черноземов обыкновенных. От чего же природа не сумела на Великих равнинах Америки совершить то же самое, что ей удалось сделать на Русской равнине. Формированию в американских прериях более тучного чернозема помешали слишком жаркое солнце,  избыточная сухость климата, неравномерный водный режим,  а значит более грубая растительность.

 На Руси же природа создала величайшее из своих творений- эталонные почвы, черноземы экстра-класса. Солнце не столь паляще, и в то же время его достаточно много. Идут регулярные и умеренные дожди, под которыми распускаются сочные травы. Здесь часты туманы, достаточно грунтовых вод. А это поистине царские условия для образования царя почв. В таких условиях трава не горит, а отмирая, медленно преет, образуя мягкую и сырую подстилку, постепенно разлагающуюся снизу и превращающуюся в маслянистый перегной, черный, как антрацит. Отсюда и название таких почв – чернозем.



Предварительный просмотр:

Улицы моего села

      Изучая историю улиц, я невольно коснулась истории села.

     177 лет назад в 1837 году сюда приехали выходцы из Старой Меловой и основали  хутор Галапии и ещё два скотоводческих хутора.

 В 1837 году хуторяне стали строит церковь, в 1847 году она стала действующей. Поселение было новое, церковь назвали Троицкой. Таких церквей по всей территории России всего три. Одна находилась в Ленинградской области, вторая на Урале, а третья у нас. В Ленинградской области сохранилась по настоящее время. Церковь сначала была деревянная, хотели сделать каменную или кирпичную, но материала не хватило, а который был,  разошелся то на строительство школы и на другие нужды. Поэтому и село стало именоваться Новотроицкая Слобода. Приглянулись переселенцам наши благодатные места: есть лес, известняк, река.

      На мою просьбу рассказать о прошлом люди, в основном старики, откликнулись с большим желанием. Каждому хотелось, чтобы новое поколение помнило о них, о том, что пришлось им пережить и сделать, чтобы продолжалась жизнь в селе. Не хочется  людям  уйти из памяти новых поколений, поэтому они с таким желанием рассказывают о том, что было, о том, чем богато их прошлое. 

       

       выяснилось, что улицы имеют первое неофициальное название с 1837 года, а второе, официальное, в связи с адресной регистрацией 1992 года. Старые названия улиц употребляются новотроянами до сих пор и практически каждый день, но никто из участников анкетирования и не задумался, откуда появились такие названия наших улиц, как Тепливка, Чабанивка, Гудзыкивка, Гракивка, Попивка, Базаривка и Коммуна. Некоторые улицы названы по их месторасположению: Гракивка (расположена рядом с Граковым яром). Другие названия улиц определены по различным признакам: от вида деятельности, которым занимались на улице – Базаривка, Попивка, Чабанивка; от истории событий, происходивших в стране (образование первых колхозов) – Коммуна; от фамилии людей приживавших там  - Тепливка, Гудзыкивка.

  Из беседы с Маначенко Галиной  Владимировной выяснила, что в центре села, где сейчас находится площадь, здание Администрации Новотроицкого сельского поселения  и Дом культуры находилась площадь Базарная. Названа она так, потому что там часто проводились базары и ярмарки. Улица, прилегающая к площади Базарной, называлась  Базаривка.  Приезжали на ярмарку «гости» из Астрахани и Закаспия. Привозили кашемировые платки  и красивые ткани, урюк, селедку, халву и конфеты – леденцы. Были здесь и мастеровые из Богучара, Воронцовки, Старого Оскола. Торговали они чугунками и ухватами, немудреными ножами, косами, серпами, колесами и дегтем. Теперь эта улица названа в честь Героя Советского Союза, уроженца села Новотроицкого, Михаила  Ивановича Авраменко. На месте нынешнего Дома Культуры стояла Троицкая церковь. Чуть позже в 1865 году стала действовать Казанская церковь.

       Рядом с этой улицей  ближе к лугу и реке Криуша находилась улица Попивка – сейчас тоже относится к площади Авраменко. Галина Владимировна рассказала что на улице находилась сначала церковно –  приходская школа на этом месте сейчас домовладение Степана Данькова, а чуть позже школа колхозной молодёжи.  На той улице жил священник Павел Вознесенский,  в то время в селе священников называли попами отсюда и пошло название улицы Попивка.

       По названию улиц Гракивка и Гудзыкивка Галина Владимировна посоветовала нам обратиться к Степовой Любовь Евдокимовне учителю географии Новотроицкой восьмилетней школы. Любовь Евдокимовна рассказала нам:

«От центра Базарной площади к Граковому яру располагалась Гракивка. Название она получила по своему географическому положению. Против Гракового яра находился самый большой в местности яр Вороний. Межу двумя ярами находился лес, там всегда было много птиц, а именно грачей.  Местный  народ  называл их «гракы». Сам же яр Граковый  доходил до начала улицы, поэтому и улица  в народе получила  название Гракивка. С 1992 года в селе улица получила другое название  Широкая. Само название говорит, что улица имеет ширину больше чем другие».

            Улица параллельная центральной улице в то время называлась Гудзыкивка.  Во время образования села на это место заселились Иван и Мария Гудзыки. Они были основателями этой улицы. Люди, жившие в селе, стали ее называть по фамилии людей впервые заселившихся на это место. Так улицу назвали Гудзыкивка. Нынешнее название Пришкольная. На этой улице находилась Новотроицкая  восьмилетняя школа.

       Ещенко Сергей Андреевич рассказал мне, что центральную улицу села, улицу Дионисия Павловича Лаптиева (машинист крейсера Аврора), а вернее её отрезок от центральной площади до кладбища,  раньше называли Чабанивка. По соседству с ним, на месте нынешнего подворья  Коржова Ивана Ивановича, напротив ставка, раньше находился скотоводческий двор. Напротив озера Старицы под горой  жил основатель села Шапошников Василий Иосифович со своей семьей. Следующая семья Авраменко поселилась возле теперешнего ставка. Занимались они овцеводством. Поэтому улицу назвали Чабанивка.

       В ходе исследования  выяснилось что Тепливка имеет две версии названия.

По одной из версий Тепливка названа по фамилии зажиточных людей проживавших на этой улице. Здесь проживала семья Тепловых. Занимались Тепловы  скотоводством и пчеловодством. У Теплова  Петра Сепеньтьевича и жены (имя и отчество никто не помнит) было два сына: Иван и Григорий. Иван проживал в селе Новотроицком и занимался пчеловодством, а сын Григорий погиб в японской войне. Жена  Ивана Петровича  Пелагея Матвеевна прожила в селе до самой смерти. Дом Пелагея Матвеевна оставила в наследство Осиповой Валентине Васильевне. Осипова ухаживала за ней.  Усадьба Тепловых сохранилась до наших дней.

         Вторая версия названия улицы Тепливка  говорит о том, что улицу назвали так, потому что вокруг нее росло много садов и вообще деревьев. Они защищали ее от ветра, и здесь таял снег самый первый,  и всегда было тихо и спокойно. Так утверждает житель села Новотроицкого Беспалов Василий Захарьевич.

       Какое из этих предположений правильное? К сожалению, я так и не нашла ответа на этот вопрос. Сейчас улица имеет название Дионисия Лаптиева, а автобусная остановка до сих пор называется «Тепливка».

    Третий отрезок улицы Дионисия Лаптиёва, как рассказал Сергей Андреевич, от площади Базарной до конца села (к селу Фоменково) назывался Коммуна. Название свое он получил по образованию первых коммун (колхозов). В то время люди объединялись по несколько дворов и общими усилиями приобретали технику, занимались скотоводством. Постепенно образовывался колхоз, который получил своё название «Коммуна». До сих пор местные люди называют эту улицу Коммуной и автобусная остановка носит название Коммуна.

 



Предварительный просмотр:

                                  Учительские династии

Павел Воскресенский был создателем и первым учителем церковно-приходской школы в селе. Его дочь Фаля Павловна, получив на стороне образование, вернулась в родное село и стала работать в Новотроицкой школе. Она была первым светским учителем.

   У истока нашей школы стоит учительская династия Воскресенских в составе отца Павла и дочери Фали Павловны.

   В конце ХХ века государство и общество осознало необходимость образования. Земская реформа способствовала созданию системы школ по стране, в том числе и в нашем селе в период 1907-1914г были построены 2 государственные школы по типовому проекту на 240мест. Обе начальные школы были заполнены полностью. Первая государственная начальная школа начала свою деятельность в 1912 году ровно 100лет назад. Вторая приступила к работе в 1914г.

   Вплоть до начала Великой отечественной войны учителей в школу села приглашали со стороны, но условия для появление своих доморощенных учителей уже сформировались.

   Этому способствовало открытие в селе в 1935г ШКМ школы крестьянской молодежи. Это уже переход от начального 4-летнего к неполному среднему т.е. 7-летнему образованию. Часть выпускников первого(1938) и второго(1939) выпуска Новотроицкой семилетней школы поступили в Богучарское педучилище: Нагорная Таисия Ивановна, Соляная Фаина Ивановна, Улезько Мария Николаевна, Пономарёва Александра Николаевна, Кучерова Ирина Васильевна и один юноша Крахмалёв Николай Дмитриевич.

   Вот тут берут начало, новые педагогические династии, сложившиеся уже после войны. Все девушки окончили  педучилище и все работали учителями нашей школы. Многие заочно окончили ВГПИ. Нагорная Таисия прошла Великую Отечественную войну. Позже учителем истории нашей школы стал её брат Нагорный Пётр Иванович. Так сложилась вторая учительская династии Нагорных- брат Пётр Иванович и сестра Таисия Ивановна.

   Третья педагогическая династия Мухоркиных. Студент Богучарского педучилища 1923 года рождения, родом из Красного Флота Мухоркин. Константин Семёнович окончил педучилище и ушёл на войну. Окончил артиллерийское училище, прошёл войну с орденом Красной звезды, вернулся домой в 1947г. начал учительскую деятельность в нашей школе. Женился на Соляной  Фаине Ивановне. Так сложилась семья учителей Мухоркиных. Константин Семёнович окончил заочно ВГПИ, в периоде 1955-1966г работал директором школы, позже учителем русского языка. Фаина Ивановна была всё время учителем начальных классов. Их дочь Лидия Константиновна – учитель русского языка и литературы. Династия Мухоркиных в составе Константина Семёновича его жены Фаины Ивановны и дочери Лидии Константиновны имеет общий педагогический стаж более 100 лет.

   Четвёртая педагогическая династия школы Улезько в составе: мать Мария Николаевна и дочь Александра Григорьевна.

   Пятая учительская династия Степовых имеет свою предисторию. У Степового Василия Семёновича был дядя Крахмалёв Николай  Дмитриевич, который хотел быть учителем и поступил до войны в Богучарское педучилище, но окончить его не успел, помешала война. Окончил Балашовское танковое  училище, участвовал в освобождении захваченной нашей территории от Сталинграда до Донецка. Погиб в бою 7 сентября 1943 года. Свою мечту ему не удалось осуществить. Об этом узнал его племянник Степовой Василий Семёнович, который и продолжил начатое им дело.

   В 1960 году он пришёл в нашу школу учителем труда, заочно с отличием окончил ВГПИ, работал 40 лет учителем истории, завучем, директором школы. Выпускница нашей школы его жена Любовь Евдокимовна  с 1968г и до выхода на пенсию работала учителем географии, и биологии. Их дочь Калинина Татьяна Васильевна сейчас работает в школе учителем географии и биологии. Династии  Степовых в  школе Василий Семёновича, его жены Любовь Евдокимовны, Дочери Татьяны Васильевны имеет общий педагогический стаж 98 лет. Под влиянием Степовых выпускница  этой же школы сестра Любови Евдокимовны Нина Евдокимовна Попова с отличием окончила Воронежский  Государственный Педагогический Институт, воспользовалась правом свободного выбора школы. Выбрала школу  города Борисоглебска, работает и сейчас там учителем географии и биологии. Её старшая дочь Оксана Александровна с отличием  закончила ВГПУ,  работает  преподавателем Борисоглебского Государственного Педагогического Института ,заочно заканчивает обучение в аспирантуре, готовится к защите кандидатской диссертации. Младшая дочь, Людмила Александровна окончила Борисоглебский Государственный Педагогический Институт, работает воспитателем  детсада.

   Вот и получается ,что дело начатое погибшим на войне Крахмалёвым Николаем  Дмитрия продолжают 6 человек.

   Шестая учительская династия-династия Коржовых. Коржов Иван Иванович  в 1966 г через три дня после возвращения  из  армии пришёл работать в нашу школу. Окончил Борисоглебский Государственный Педагогический Институт, работал учителем физики, математики, с 1976 по 1991г-директором школ. Жена Любовь Васильевна Коржова  работала учителем  русского языка и литературы. Дочь Елена Ивановна работает учителем русского языка и литературы в Калачеевском районе. Дочь Ирина Ивановна –учитель  иностранного языка  в Старокриушанской школе. Династия  Коржовых в составе 4 человек: Иван Иванович, его жена Любовь Васильевна, дочери Елена Ивановна, Ирина Ивановна  насчитывает общий педагогический стаж равный 99 годам.

   Седьмая династия Трегубовых. Родоначальник династии Лидия Ивановна пришла в школу после окончания института учителем  биологии в 1952г. Её дочь Татьяна Ивановна окончила ВГПИ, работает учителем начальных классов в Петропавловской школе. Сын Анатолий Иванович окончил  ВГУ, защитил  кандидатскую, работал преподавателем в Лесотехническом институте. С 1991г и по настоящие время работает директором нашей  школы и учителем математики. Невестка Ирина Владимировна имеет два высших образования. Она окончила Воронежскую Государственную Лесотехническую Академию и Воронежский  Государственный Педагогический Университет, работает учителем технологии, физики, математики, экономики. Внук Александр Анатольевич окончил ВГПУ (бакалавриат), сейчас заканчивает обучение в магистратуре ВГПУ. Династия Трегубовых в составе 5 человек: Лидия Ивановна, дочь Татьяна Ивановна, сын Анатолий Иванович, невестка Ирина Владимировна и внук Александр Анатольевич  имеет  общий педагогический стаж 103 года.

   Восьмая династия Масловых. Фаина Николаевна Маслова всю трудовую жизнь работала учителем начальных классов. Её старшая дочь Татьяна Ивановна Осадчая сначала работала учителем черчения и рисования, а позже, после окончания БГПИ, учителем начальных классов, воспитателем группы продленного дня. Младшая дочь Лидия Ивановна  Дробот работала учителем начальных классов, старшей пионервожатой, в настоящее время учителем физкультуры. Сестра Фаины Николаевны Мария Николаевна начинала свою педагогическую деятельность учителем математики в нашей школе.

   Девятая династия Гогиных. Гогин Николай Иванович до войны начал работать учителем начальных классов. Ушёл на войну, стал кадровым военным. По причине сокращения численности армии вернулся в село и работал учителем труда в нашей школе. Старшая дочь Зоя Николаевна работала учителем русского языка и литературы, позже многие годы даже после выхода на пенсию работала в школе г.Волгограда. Младшая дочь Римма Николаевна работала в нашей школе несколько лет учителем технологии.

   Десятая династия Забродиных. Забродин Василий Павлович после войны, вплоть до 1964 г. работал учителем начальных классов. Сын Юрий Васильевич работает учителем истории Урывской  школы Острогожского района.

   Представители учительских династий нашей школы сохраняют лучшие традиции, а вновь приходящие учителя приносят новое - в результате школа живет и развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - "Живой урок")

Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальна...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...

"Здесь русский дух,здесь Русью пахнет..." Урок по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"....

Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"

Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...

Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"

Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"...

«Здесь я родился, здесь я живу» методическая разработка интегрированного занятия

Модель интеграции занятия «Здесь я родился, здесь я живу»  построена на основе изучения культурного наследия родного края. Занятие состоит из двух частей: первая - проводится в  ...

Здесь я родился, здесь я живу

Методическая разработка интегрированного мероприятия...