Методическая разработка урока на тему "Различия стран современного мира"
методическая разработка по географии (10, 11 класс)

Юркова Т.А.

Методическая разработка урока по дисциплине ОД.06 География

Профессия 23.01.03 Автомеханик

Тема: Урок-практикум «Различия стран современного мира»

Выполнила: Юркова Татьяна

Цели урока:

  1. образовательная: сформировать понятия «многопризнаковая классификация стран», «доверительный интервал», дать представление о наиболее часто используемых социально-экономических показателях для классификации стран, обобщить данные по теме «Показатели социально-экономического развития стран»;
  2. развивающая: сформировать умение составления многопризнаковой классификации стран на примере Латинской Америки, продолжить формирование умения работы с ранговой классификацией
  3. воспитательная: воспитать культуру учебного труда.

Тип урока: закрепление

Методы: объяснительно-иллюстративный, репрезентативный

Оборудование: учебник «География. Углубленный уровень. 10 кл» Холиной В.Н., раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Елена\МЕТОД,КАБИНЕТ\Письмо «Re_ Лицей» — Валентин Такеев — Яндекс.Почта_files\старое+здание+2.png

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Сестрорецкий лицей имени С.И. Мосина"

Методическая разработка урока по дисциплине ОД.06 География

Профессия 23.01.03 Автомеханик

Тема: Урок-практикум «Различия стран современного мира»

Выполнила: Юркова Татьяна

Цели урока:

  1. образовательная: сформировать понятия «многопризнаковая классификация стран», «доверительный интервал», дать представление о наиболее часто используемых социально-экономических показателях для классификации стран, обобщить данные по теме «Показатели социально-экономического развития стран»;
  2. развивающая: сформировать умение составления многопризнаковой классификации стран на примере Латинской Америки, продолжить формирование умения работы с ранговой классификацией
  3. воспитательная: воспитать культуру учебного труда.

Тип урока: закрепление

Методы: объяснительно-иллюстративный, репрезентативный

Оборудование: учебник «География. Углубленный уровень. 10 кл» Холиной В.Н.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

2 мин

Приветствует класс, отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя, занимают свои места и готовятся к уроку

Проверка домашнего задания и закрепление пройденного материала

12 мин

Мы с вами подходим к завершению темы «Показатели уровня социально-экономического развития стран». Как мы уже выяснили, все показатели тесно связаны друг с другом. Вашим домашним заданием было проработать таблицу 7 на странице 189 с помощью рангов. Все ли поняли, каким образом присваивается ранг по тому или иному показателю?

Отлично. Если мы говорим о младенческой смертности, страна с максимальным значением получит какой ранг?

А страна с самым высоким уровнем ВНД на душу населения?

Дома вы переписали таблицу 7 с помощью рангов. Пожалуйста, просуммируйте ранги по каждой стране и расположите их в порядке от самой маленькой суммы (т.е. страна с наилучшими показателями) до самой большой.

Верно! Страны со схожей суммой рангов будут принадлежать к одной группе. Так США и Швейцария относятся к одной группе, а Россия и Болгария уже к другой. Для определения границ ранга в 3-х балльной системе используют доверительный интервал, равный разнице между максимальным и минимальным показателем, деленной на количество желаемых групп. Существует и иной подход к ранговой классификации, основанный на расстановке рангов от 1 и по возрастанию, однако он менее удобен.

Да. 1 ранг присваивается наилучшему показателю, следующие – у кого хуже.

Самый низкий

Первый

Суммируют показатели. Ранжируют страны:

  1. Швейцария
  2. США
  3. Россия
  4. Болгария
  5. Мозамбик
  6. Буркина-Фасо

Практическая работа

20 мин

Сейчас я раздам вам листы с различными социально-экономическими показателями 13 стран Латинской Америки. Вам надо будет сделать следующее:

  1. Внимательно изучить статистическую таблицу
  2. Подписать в таблице неуказанные единицы измерения показателей
  3. Подумать, какое количество групп для разделения будет оптимальным
  4. Рассчитать доверительный интервал для каждого показателя
  5. Присвоить каждой стране ранг по соответствующему показателю
  6. Суммировать ранги по странам
  7. Записать рейтинг стран по сумме рангов (от min до max)
  8. Сгруппировать страны со схожей суммой рангов

I вариант

Страны Латинской Америки

Страны

Показатели

1

2

3

4

5

Аргентина

12,9

10,1

7,7

76,8

13,9

Багамские Острова

15,0

11,7

6,1

70,8

9,3

Белиз

3,2

19,3

3,8

68,2

39,1

Боливия

2,6

36,4

7,6

67,2

39,1

Бразилия

6,5

18,0

6,3

72,3

7,4

Венесуэла

6,2

12,5

5,1

73,8

32,1

Гаити

1,8

48,2

9,2

61,4

58,5

Гватемала

2,7

22,0

5,7

70,6

62,8

Гондурас

2,7

17,7

5,6

70,5

59,0

Гренада

4,4

9,9

8,3

72,8

32,0

Доминика

4,0

10,9

7,2

75,8

30,0

Доминиканская Республика

5,7

18,1

5,9

74,0

35,9

Колумбия

6,2

14,1

5,5

74,3

28,5

1

ВВП на душу населения

2

Младенческая смертность

3

Смертность

4

Ожидаемая продолжительность жизни

5

Уровень бедности

II вариант

Страны Латинской Америки

Страны

Показатели

1

2

3

4

5

Коста-Рика

6,7

8,3

4,1

77,5

21,7

Мексика

9,1

11,9

4,8

76,3

53,2

Никарагуа

2,7

19,0

4,7

71,8

29,6

Панама

6,0

10,1

5,0

77,6

25,8

Парагвай

4,8

19,4

5,5

76,0

22,6

Перу

4,6

19,0

6,1

71,0

22,7

Сальвадор

4,0

17,3

6,8

73,9

30,7

Суринам

3,4

25,3

8,1

71,1

70,0

Тринидад и Тобаго

9,5

23,0

9,2

76,6

17,0

Уругвай

9,3

8,5

5,4

77,5

9,7

Чили

10,1

6,7

5,1

75,5

14,4

Эквадор

2,9

16,9

5,9

73,2

22,5

Ямайка

3,7

13,1

7,1

73,5

19,9

1

ВВП на душу населения

2

Младенческая смертность

3

Смертность

4

Ожидаемая продолжительность жизни

5

Уровень бедности

I вариант

Страны Латинской Америки

Страны

Показатели

1

2

3

4

5

сум

Аргентина

1

1

3

1

1

7

Багамские Острова

1

1

2

2

1

7

Белиз

3

1

1

2

2

9

Боливия

3

3

3

2

2

13

Бразилия

3

1

2

1

1

8

Венесуэла

3

1

1

1

2

8

Гаити

3

3

3

3

3

15

Гватемала

3

1

2

2

3

11

Гондурас

3

1

1

2

3

10

Гренада

3

1

3

1

2

10

Доминика

3

1

2

1

2

9

Доминиканская Республика

3

1

2

1

2

9

Колумбия

2

1

1

1

2

7

II вариант

Страны Латинской Америки

Страны

Показатели

1

2

3

4

5

сумма

Коста-Рика

2

1

1

1

1

6

Мексика

1

1

1

1

3

7

Никарагуа

3

2

1

3

1

10

Панама

2

1

1

1

1

6

Парагвай

3

3

1

1

1

9

Перу

3

2

2

3

1

11

Сальвадор

3

2

2

2

2

11

Суринам

3

3

3

3

3

15

Тринидад и Тобаго

1

3

3

1

1

9

Уругвай

1

1

1

1

1

5

Чили

1

1

1

1

1

5

Эквадор

3

2

1

2

1

9

Ямайка

3

2

2

2

1

10

Решают задания по вариантам

I вариант.

т $ США, промилле, лет, %, %

3 группы

Х1 = 7

Х2=12,8

Х3=1,8

Х4=5,2

Х5-18,5

II вариант.

т $ США, промилле, лет, %, %

3 группы

Х1=2,5

Х2=6,2

Х3=1,7

Х4=2,2

Х5=20,1

I вариант

  1. Аргентина
  2. Багамские острова
  3. Бразилия
  4. Колумбия
  5. Венесуэла
  6. Доминика
  7. Доминиканская республика
  8. Гондурас
  9. Белиз
  10. Гватемала
  11. Боливия
  12. Гаити

II вариант

  1. Уругвай
  2. Коста-Рика
  3. Чили
  4. Панама
  5. Мексика
  6. Парагвай
  7. Тринидад и Табаго
  8. Эквадор
  9. Сальвадор
  10. Никарагуа
  11. Перу
  12. Ямайка
  13. Суринам

Закрепление основных понятий

5

Давайте вспомним основные понятия нашей темы. Откройте страницу учебника 193, раздел словаря

Первое определение – анаморфоза, это карта, на которой площадь стран соответствует показателю карты. На стр 177 такая анаморфоза построена по Ввп стран мира.

Что такое ВВП?

А ВНД?

Всемирный банк – мировая экономическая и статистическая организация, она делит все страны на 4 группы: страны с низким доходом, со средним доходом и с высоким доходом, а также группу беднейших стран с критическим уровнем внешнего долга.

Отраслевая структура экономики делит экономику на три сектора. На какие?

ППС – это соотношение между национальной валютой и ее покупательной способностью. Думаю, что такое официальный обменный курс, вам известно.

Последнее определение – экономически активное население. Кто вспомнит, что это такое?

ВВП – объем всех благ, произведенных на территории страны.

ВНД – ВВП по национальному признаку

СХ, промышленность и сфера услуг

Это все люди, задействованные в производстве благ.

Домашнее задание

1 мин

Стр 193, выучить понятия к диктанту

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Путешествие в страну знаний". 2 класс.

Данный урок разработан к УМК М. З. Биболетовой, 2 класс.На базе новой лексики учащиеся совершенствуют навыки монологической речи при описании сказочных персонажей, учатся читать букву Аа в закрытом сл...

методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)

Данная методическая разработка  содержит презентацию, технологическую карту  и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением ...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Методическая разработка урока. Гимн родной страны.

Урок музыки для 7 класса в игровой форме знакомит учащихся с историей гимна родной страны. Ребята составляют ассоциативный ряд со словом гимн, создают свои определения данному термину. Они составляют ...

Методическая разработка урока "Символы англоязычных стран и России" 9 класс

Введение новой страноведческой информации по теме «Символы англоязычных стран и России»...

Методическая разработка урока в 8 классе "Современный музыкальный театр"

Знакомство учащихся 8 класса с современным музыкальнымтеатров. Выявление его отличительных особенностей. Слушание фрагментов из совремнных музыкальных спектаклей....