География. 10 класс. Транспорт мира.
план-конспект урока по географии (10 класс)

Столярова Алена Филипповна

Урок географии в 10 классе, тема "Транспорт мира" . Урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 10

Автор УМК: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: экономическая и социальная география мира

Тема урока:  Транспорт мира

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые  результаты:

Личностные: развить самостоятельное мышление, повысить интерес к обучению.

Метапредметные: продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, оформлять результаты работы в виде отчета группы, анализировать, синтезировать, обобщать информацию; формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных результатов; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу; слушать и понимать речь других; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Предметные: определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного типа; познакомить со странами -  лидерами по основным видам транспорта.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг момент

Приветствие, готовность учащихся

Подготовка к учебной деятельности, настрой на урок

Регулятивные УУД (организация своей деятельности)

2. Мотивация

Показывает слайд с заголовком «Кровеносная система мировой экономики»

Через создание проблемной ситуации учитель заинтересовывает класс. С помощью настенной карты – политическая карта мира с вопросом «Что это?» - учитель с помощью несложных описаний подводит ученика к самостоятельной формулировке темы урока.

Что узнаем?

Видя на первом слайде заголовок «Кровеносная система мировой экономики», проявляют заинтересованность, о чем пойдет речь на уроке.

Называют тему урока.

Определение целей и задач урока

Планирование урока:

  1. Вспомнить, что такое «транспорт», «транспортная система»
  2. Узнать о значении транспорта
  3. Вспомнить основные показатели и характеристики транспорта
  4. Узнать об особенностях транспорта в странах разного типа
  5. Определить страны, лидирующие в транспортной системе

Развитие личностных (смыслообразование), познавательных (целеполагание) коммуникативных (анализируют, аргументируют свою точку зрения), регулятивных (целеполагание, планирование)

3.Актуализация опорных знаний

Предлагает вспомнить

материал 9 класса,

Задает вопрос:

Что такое транспорт?

Предлагает схему, которую надо дополнить, чтобы ответить на вопрос «Виды транспорта»,

Мировая транспортная система

Используют полученные знания в 9 кл «Транспорт России», Отвечают на вопрос, дают формулировку «Транспорт – это … ».

Дополняют схему «Виды транспорта» Транспорт – наземный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный), водный (речной, морской), воздушный (самолетный, вертолетный).

Формулируют понятие, исходя из зрительных образов (на слайде изображение самолета, аэропорта, ж/д путей, автобуса). «Транспортная система-это …».

Актуализация и систематизация знаний о транспорте мира.

Развитие познавательных      (поиск, выделение необходимой информации)

4. Выявление и освоение  способа действий

Организует работу в группах 1 и 2 состава.

Работу предлагает в рабочих листах. Каждая группа 1 состава разбирают отдельный вопрос по теме урока, и заполняет таблицу:

  1. Значение и характеристика транспортной системы
  2. Транспортные системы развитых стран
  3. Транспортные системы развивающихся стран
  4. География основных видов транспорта

Предлагает представить работу групп 1 состава в группе 2 состава.  2 состав групп образуется по цвету рабочего листа.

Группа №1 работает с текстом учебника, диаграммой «Структура грузо- и пассажирооборота, %» и отвечает на вопрос «Значение и характеристика транспортной системы»

Группа №2 «Транспортные системы развитых стран»

Группа №3 «Транспортные системы развивающихся стран»

Группа №4 работает с учебником, атласом «Транспорт» и дополнительной информацией по вопросу «География основных видов транспорта»

Формируют группы 2 состава. Представители из каждой группы 1 состава обмениваются информацией по своему вопросу с участниками группы 2 состава. И заполняют полностью рабочий лист.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль;

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные: планирование работы учебного сотрудничества,

интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками

ЛичностныеУУД :

учебно-познавательный интерес; самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание  особенностей мировой транспортной системы,

 -умение работать с источниками информации (учебник, карты атласа, диаграмма)

  1. Этап коррекции знаний и способов действий

Предлагает проверить результат заполнения таблицы «Транспорт мира» в рабочих листах с  эталоном (на слайдах).

По ходу проверки работы в  таблице, по вопросу «Значение транспортной системы», демонстрирует мини-фильм про историю расцвета и упадка города Петры (Иордания). Просит сделать вывод по просмотренному эпизоду.

 

Сверяют полученный результат заполнения таблицы с эталоном (на слайдах)

Смотрят отрывок видео и делают вывод о том, что потеряв значение как важный транспортный узел, город пришел к упадку. Что транспортные пути являются основой развития населенных территорий.

Регулятивные   (контроль и коррекция)

Коммуникативные (проговаривание усвоенной информации, обмен мнениями, выводами)

6. Включение в урок решения заданий по подготовке к ВПР

Предлагает выполнить задания ВПР по географии:

  1. Задание, требующее вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка (зад.8, повышенный уровень)
  2. Задания, требующие развернутого свободного ответа (зад.9, 15, базовый уровень, зад.16, повышенный уровень).

Выполняют задания, предложенные учителем , составленные по типу заданий ВПР.  Озвучивают ответы.

Познавательных (преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление цели, определение основной и второстепенной информации)

Регулятивных (целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция)

Коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме) УУД

7. Подведение итогов

рефлексия

Организует процедуру самооценки учебной деятельности, работу группы и достижение результата на уроке «Прием шкала».

Подводит итоги урока на понимание фразы «Кровеносная система мировой экономики» (прием «Открытый микрофон»),

Знакомит с домашним заданием

Оценивают свои достижения на уроке, работу группы, достигли ли поставленных задач.

Делятся своими мнениями/выводами по пройденной теме, связывая с фразой «Кровеносная система мировой экономики»

Записывают домашнее задание: &23

«Более сложные вопросы» (№ 1,2,5), для всего класса

 «От теории к практике» (№ 2), повышенная оценка

Подготовить сообщение на интересующую          Вас тему: «Транспорт будущего», «Необычный транспорт», «История … транспорта» и т.д., по желанию.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: озвучивание своих доводов/ выводов, умение принимать мнение других, умение слушать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кровеносная система мировой экономики»

Слайд 2

Транспорт мира

Слайд 3

Задачи урока: Вспомнить, что такое «транспорт», «транспортная система» Узнать о значении транспорта Вспомнить основные показатели и характеристики транспорта Узнать об особенностях транспорта в странах разного типа Определить страны, лидирующие в транспортной системе

Слайд 4

(ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров в пространстве, обеспечивает географическое разделение труда) НАЗЕМНЫЙ ВОДНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ж/ д автомобильный трубопроводный морской речной самолетный вертолетный Транспорт

Слайд 6

Мировая транспортная система - это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий всего мира

Слайд 8

Термины, характеризующие работу транспорта Грузооборот Пассажирооборот Густота транспортной сети

Слайд 9

Транспорт в экономически развитых странах: Транспорт в развивающихся странах а) высокий технический уровень; большая протяженность (80% общемировой длины транспортных путей) и густота; (в 10раз больше) а) небольшая протяженность дорожной сети; качество и технический уровень невысок; низкая густота транспортной сети б) радиальный тип/линейный тип б) колониальный (древовидный) тип в) главные виды транспорта: автомобильный, трубопроводный, морской, воздушный и железнодорожный в) преобладает 1-2 традиционных вида транспорта. Значительная роль: речной и гужевой. Развит железнодорожный транспорт (часть дорог устарела) По уровню развития мировую транспортную систему можно разделить на две части:

Слайд 10

Транспорт мира Основными показателями работы транспортной системы являются ___________(А) и ____________ (Б). ________________(В) – это протяженность дорог на единицу площади, которая является важной характеристикой дорожной сети. П о протяженности дорожных путей сообщения лидирует _____________ (Г), а по густоте дорожной сети ______________(Д). В развитых странах преобладает _____________(Е) транспортной сети, за исключением таких стран, как Италия или Норвегия, в которых транспортные сети имеют _______________(Ж). Для развивающихся стран характерен __________________(З) транспортной сети. грузооборот Густота дорожной сети Северная Америка Западная Европа радиальный тип линейный тип колониальный тип пассажирооборот

Слайд 11

Страна 2015г. 2016г. 2017г. США 97,3 99,3 101,5 Россия 95,6 96,5 100,7 На уроках учащиеся анализировали статистические данные, приведенные в таблице, в целях сравнения темпов увеличения автомобильных дорог в США и России в период с 2015 по 2017г. Миша указал, что в США, в отличие от России, ежегодно происходило увеличение автомобильных дорог. Динамика увеличения автомобильных дорог (в %, к предыдущему году) Правильный ли вывод сделал Миша? Свой ответ обоснуйте.

Слайд 12

САМЫЙ ДЛИННЫЙ В МИРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ Самый протяжённый и глубокий в мире Готардский тоннель официально открылся в Швейцарии после 17 лет строительства. Новый тоннель через Альпы связал Северную и Южную Европы напрямую по железнодорожной магистрали. По мнению швейцарских властей, новая дорога очень сильно повлияет на европейский рынок грузоперевозок: раньше через горный перевал ездили миллионы грузовых фур. Теперь их заменит более скоростной и дешёвый железнодорожный транспорт. Как повлияло строительство уникального железнодорожного тоннеля, о котором говорится в тексте, на развитие транспортной инфраструктуры европейского рынка грузоперевозок? Почему, кроме экономической пользы, такой тоннель лучше для экологии горной территории?

Слайд 13

«ШКАЛА» «Я» 0__________________5 «МЫ» 0__________________5 «ДЕЛО» 0__________________5

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ & 23, «Более сложные вопросы» (№ 1, 2, 5) «От теории к практике» (№ 2) ЗАКОНЧИТЬ ТАБЛИЦУ 2. Подготовить сообщение на интересующую Вас тему: «Транспорт будущего», «Необычный транспорт», «История … транспорта» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "География транспорта мира"

Презентация по теме "География транспорта мира" к уроку географии в 10 классе....

Презентация по географии 10 класс (В.П.Максаковский) на тему "Транспорт мира"

Презентация для изучения нового материала по теме "Транспорт мира"...

География транспорта мира. 10 класс

Конспект урока "География транспорта мира" 10 класс...

Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира. Сухопутный транспорт"

Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира. Сухопутный транспорт"  расчитан на 1 час. Урок включает проверку домашнего задания по теме:"Сельское хозяйство Мира", работа по новой теме в...

Технологическая карта урока по теме: "География транспорта мира " 10 класс

Технологическая карта урока  по теме:"География транспорта мира " 10 класс...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...