Технологическая карта урока по теме "Реки - артерии Земли" ,6 класс, география
план-конспект урока по географии (6 класс)

Сухачёва Наталья Николаевна

Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли"  представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 класса. Урок сопровождается презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheska_karta_uroka.docx322.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 6

Тема урока: Реки – артерии Земли

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

  • Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках мира с использованием новых информационно-коммуникационных технологий;
  • Расширить знания о видах рек, их режиме и типах питания;
  • Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о реках (части, состав, виды);
  • формировать умения работать с картой;
  • формировать навыки по поиску информации, ее обработке

Развивающие:

  • развивать навыки работы с информационным материалом.
  • развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся;

Воспитательные:

  • воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.

Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы

Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; работают с текстом учебника, анализируют информацию.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: продолжают учиться работать в парах, обмениваться мнением, вести диалог, правильно выстраивать  устный ответ идр.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Методы и формы обучения:

Наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля;

Индивидуальный, фронтальный, работа в парах

Образовательные ресурсы:

Учебник «География», 5-6 класс. – Алексеев А.И., Николина В.В, Липкина Е.К.

Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал

Физическая карта мира

Необходимое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

1.Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:

– Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте друг друга улыбкой. Садитесь.

На столе у каждого лежат маршрутные листы (приложение 1), в них вы будете отмечать результаты своей работы на уроке. И в конце урока получите общую отметку за урок.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

2. Актуализация знаний.

Ребята, скажите, какую оболочку Земли мы изучали на предыдущих уроках? (Гидросферу – водную оболочку). Давайте проверим, как вы усвоили эти темы.

Выполните задания. На это вам отводится 5 минут. (Приложение 2).

Ребята, давайте проверим, верно ли вы правились с заданием. Слайд №2.

Поставьте себе отметку в соответствии с критериями и перенесите ее в оценочный лист

Отвечают на вопросы заданий тестового характера, проходят картографический практикум

Проверяют и выставляют отметку

Тестовые задания, работа с картой

Самоконт-роль

3. Определение темы, целей и задач урока

Ребята, посмотрите на слайды (слайды № 3-6) и определите тему урока.

Учитель одобряет ответ, но уточняет.

-Ребята, посмотрите на карту и скажите, на что похожи реки?

- Верно, реки похожи на сосуды, поэтому их часто называют артериями Земли, а течет в них голубая кровь – вода.

Запишите тему урока в маршрутный лист.

А теперь попробуйте сформулировать свои задачи на урок, с чего вы начнёте? Что нужно знать для изучения новой темы? 

Учитель обобщает ответы учащихся (слайд №7)
Итак, сегодня мы должны
узнать:

- что такое река, ее части;

- что такое речная система;

- какие бывают реки;

- зачем реки нужны человеку.

Определяют, что на слайдах показаны разные реки. Следовательно, тема урока «Реки».

Возможные ответы:

- на паутину, на ветви, на кровеносные сосуды

Записывают тему

Озвучивают задачи урока (узнать, что такое река; откуда в реке пополняется вода; где берет начало и куда впадает и др.)

Устные ответы

4.Мотивация учебной деятельности

В мире насчитываются миллионы рек, больших и малых. Издавна люди селились у берегов рек? (Почему?)

Самая длинная река – Нил, протекает по территории Африки. Египетская цивилизация рождена у берегов Нила. Древние египтяне называли Нил Хапи и пели ему хвалу. А Геродот отмечал: «Египет – дар Нила».

В сказаниях на Руси реку Волгу называли матушкой, а Енисей – батюшкой.

А.П. Чехов описывал реку Енисей в произведении «Из Сибири».

(Приложение 3)

Устные ответы.

Устные ответы

5.Изучение нового материала

Какие главные отличительные признаки у реки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

«поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло»

Вы назвали разные признаки, давайте сформулируем определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером.

Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом.

Те учащиеся, которые смогли правильно сформулировать определение, ставят себе «+»  в маршрутный лист, и т.д. по мере правильных ответов. Чем больше плюсов, тем больше шансов получить «5».

Работа с учебником

Давайте рассмотрим, из каких частей состоит река. Рис.73 стр.109.

Учитель объясняет:

Исток – это начало реки, а устье – это место, куда река впадает. (Привести примеры. Исток – озеро, болото, родник, ледник в горах. Устье – море)

Слайд №8. Элементы реки.

Объясняет, что река имеет притоки.

Чтобы определить, какой приток у реки – правый или левый, необходимо встать лицом к устью, а спиной к истоку, тогда справа будет правый приток или берег, а слева – левый.

Наглядно это можно продемонстрировать на макете.

Объяснение: река с притоками – это речная система, а площадь суши, с которой река собирает воду, называют речным бассейном.

Границами речных бассейнов служат водоразделы – линии на поверхности Земли, обычно идущие по возвышенностям или горам. (можно также показать на макете).

Работа с картой.

А теперь научимся показывать реки на карте.

Реку показывают в направлении от истока к устью.

Итак, кто попробует показать на карте Волгу, Енисей, Нил, Обь.

В начале урока мы сравнили реку с кровеносными сосудами человека. А чем еще похожа река на живой организм?

Она питается? Откуда же берется вода в реке?

Слайд №9.

Самая полноводная река – это Амазонка. Найдите на карте.

Слайд №10.

Самая длинная река – Нил, в Африке.

Слайд №11.

Пытаются сформулировать определение понятию «река».

Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку

Изучают рисунок, отвечают:

- Исток, верхнее течение, среднее и нижнее течение, устье.

Дети сначала ищут в атласе, а затем по одному выходят к доске и показывают (1-2 человека по желанию).

Ставят «+» в марш.лист

Отвечают. Работают с атласом

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

За правильные ответы ставят «+»

А чем еще реки похожи на человека?

Тем, что река «живет» и меняет уровень воды в зависимости от времени года.

Это называется режимом реки. Слайд №12.

Отвечают предположительно

А еще реки ведут непрерывную работу, как и человек. А результат этой работы  - образовании речных долин. Посмотрите на слайд № 13.

Изучают рисунок

 Физминутка

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Ребята, давайте дальше знакомиться с реками.

Реки бывают горные и равнинные.

Слайд № 14,15.

Выполняют упражнения

Сравнивают, отмечают отличия

Краеведческий вопрос.

Ребята, а вы знаете, какая река протекает на территории нашего села?

А притоком какой реки она является?

Отвечают (Усожа)

Свапа (могут ответить)

За правильные ответы ставят «+»

6. Первичное закрепление знаний

Ребята, а сейчас я попрошу вас выполнить задание. Ученики 1-го ряда находят на физической карте России в атласе или учебнике на  стр. 178   реку Енисей, а 2-й ряд –Лену.

Определите правые и  левые притоки, их названия .

Работают с картой. Называют:

Енисей: правые притоки – Ангара, Нижняя Тунгуска.

Лена – правые притоки Витим и Алдан, левый - Вилюй

Устные ответы, работа  картой.

За правильные ответы ставят «+».

7. Включение нового знания в систему знаний.

Ребята, у вас есть задания на отдельных листах (Приложение 4).

Определите название элементов речной системы под каждой цифрой. Можете работать в паре с соседом по парте. Можете тихо обсуждать ответы, помогать друг другу. На это вам отводится 3 минуты. Слайд №16.

 

Ключ. Слайд № 17.

Выполняют практическое задание.

Определяют по ключу, верно ли выполнили задание и выставляют отметку.

Практическое задание

8.Подведение итогов урока.

Итак, давайте вернемся к задачам нашего урока и посмотрим, всё ли мы выполнили и что узнали?

Слайд № 7.

Ответьте, какое значение имеют реки для человека?

Давайте узнаем, какие отметки вы сегодня заработали. В колонке за работу на уроке поставьте «5», если у вас пять и более  «+».

Отвечают устно на вопросы учителя.

Подсчитываю среднюю отметку за урок и выставляют.

Ставят «+» за правильный ответ

9.Рефлексия.

Ребята, скажите, что было для вас интересным на уроке?

Чему вы научились?

Что вызвало трудности?

Что нового узнали?

Отвечают

10. Домашнее задание

Слайд № 18. Прочитайте §33,34 и выполните задание в контурных карта (№7 стр. 111)

Спасибо за урок! До свидания

Записывают в дневник

Приложение 1.

Маршрутный лист учащегося 6 кл.(фамилия, имя)_______________________

по теме урока «_________________________________».

Проверка домашнего задания

Работа на уроке.

Устные ответы

Закрепление материала. Определение частей реки

Итоговая отметка за урок

Приложение 2.

Фамилия ученика _____________________

Выполните задания по теме «Воды Мирового океана»

(отметка «5» - верно выполнены все задания, «4» - допущена 1 ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три ошибки и более)

  1. Какой буквой на карте обозначен Гибралтарский пролив?

А)      В)      С)     D)

C:\Users\ProffiAdmin\Desktop\Скан_20201010 (2).jpg

  1. Выберите верные утверждения:

А) Залив – это часть океана или моря, вдающаяся в сушу.

Б) Магелланов пролив соединяет Атлантический и Индийский океаны

В) Остров – это часть суши, омывающаяся со всех сторон водой.

Г) Черное море относится к окраинным морям

Д) Самая глубокая океаническая впадина – Марианская.

  1. Средняя солёность воды Мирового океана составляет:

А) 10‰      б) 20‰    в) 35‰      г) 45‰

  1. В каком из перечисленных морей солёность воды наибольшая?

А) Красном    б) Балтийском  в) Японском

  1. Какой буквой на карте обозначено течение Куросио?

А)          B)       C)      D)  

C:\Users\ProffiAdmin\Desktop\МАМА, ЭТО ВСЁ ТВОЁ!!!\Школьные файлы\Скан_20201010 (3).jpg

Приложение3.

О Енисее. А.П. Чехов «Из Сибири»

«Не в обиду будет сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость… В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Приложение 4.

Задание на закрепление знаний о строении речной системы.

  1. Какие элементы речной системы соответствуют цифрам на схеме?
  2. Что обозначено пунктиром (под цифрой 6)?

C:\Users\ProffiAdmin\Desktop\МАМА, ЭТО ВСЁ ТВОЁ!!!\Открытый урок Реки, 6 кл\Моя презентация\hello_html_m5b613e9a.jpg

Ответ: 1 - ______________ , 2- _________________________,

 3-__________________________ , 4- ____________________________ ,

5 - ________________ , 6 - _______________________ .

Отметки за выполнение : «5» - всё выполнено верно,  «4» - допущена одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три и более ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"

Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс

Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....

Технологическая карта урока по изо Красота земли родной

Воспитание нравственного отношения к миру  через эстетическое развитие.Развитие познавательного  интереса детей  к  народному искусству.Приобщение к национальной культуре как к...