Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Рассыльщикова Оксана Александровна

Рабочая программа создана для работы по учебнику Землеведение автора О.А.Климанова. Рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_klimanova.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по учебному предмету «География» для 5 класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса  (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»).
  5. Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  6. Санитарно-эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189)
  7. Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения».
  8. Примерная программа по предмету «География» (базовый уровень) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы - М., Просвещение, 2010 год).
  9. Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-М.: Дрофа, 2012.- 409с.
  10.  Письмо департамента образования от 05.04.2020 г. №1888-04-0 О примерном        учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2021-2022 учебный год.

Программа реализуется на базе учебника:

  • Учебник О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким  География. Землеведение. 5 класс. М.: Дрофа. 2021 г.  

Программа составлена из расчета учебной нагрузки 1 час в неделю,35 часов в год.

                     

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

        Метапредметными результатами изучения курса «Географии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Познавательные УУД:
  • – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
  • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Предметные результаты:

  • объяснять, для чего изучают географию;
  • использовать различные источники географической информации;
  • называть основные способы изучения Земли;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости

             и закономерности;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
  • строить простые планы местности;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять значение ключевых понятий.
  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
  • изменения окружающей среды;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

человека к условиям окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Раздел I. Как устроен наш мир  9 ч

Тема 1. Земля  во Вселенной  5 ч.

Представления об устройстве мира.  Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной?  Космические исследования и их роль в познании Земли.

Тема 2.Облик Земли 4 ч.

Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности  9 ч.

 Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.

Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.

Практикум : составление плана комнаты, чтение  плана местности

Тема 4. История открытия и освоения Земли. 7 ч.

   Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.

   Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях.  Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.

     Географические открытия XVII – XX веков.  В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири.  Исследования  Мирового океана и внутренних частей материков.

    Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.

Записки путешественников как источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета - 17 ч.

Тема 5. Литосфера.  5 ч.

Внутреннее строение и рельеф Земли.  Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа  суши Земли и дна  океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.  

Тема 6. Гидросфера.  3 ч.

Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле.  Мировой океан и его части.  Вода – «кровеносная система» Земли.  Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.

Тема 7. Атмосфера. 3 ч.

Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.

Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются  прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.

Тема 8. Биосфера. 3 ч

Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.

Тема 9. Природа и человек. 3 ч.

Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.

Как должны строиться взаимоотношения человека и природы? 

Тематическое планирование

Наименование  тем

Кол-во часов

1

Земля во Вселенной

5

2

Облик Земли

4

3

Изображение Земли

2

4

История открытия и освоения Земли.

7

5

Литосфера

5

6

Гидросфера

3

7

Атмосфера

3

8

Биосфера

3

9

Природа и человек

3

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть

Земля во Вселенной-5 часов

1

Представления об устройстве мира.  

1

2

Звезды и галактики.

1

3

Солнечная система.

1

4

Луна-спутник Земли.

1

5

Земля-планета Солнечной системы.

1

Облик Земли-4 часа

6

Облик Земного шара

1

7

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

1

8

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

2 четверть

9

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

Изображение Земли-2 часа

10

Способы изображения земной поверхности.

1

11

История географической карты.

1

  История открытия и освоения Земли-7 часов

12

Географические открытия древности.

1

13

Географические открытия Средневековья.

1

14

Великие географические открытия.

1

15

В поисках Южной Земли.

1

3 четверть

16

Исследования океанов и внутренних частей материков.

1

17

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.

1

18

Обобщающий урок по разделу «Развитие географических знаний о земной поверхности»

1

Литосфера-5 часов

19

Внутреннее строение Земли.

1

20

Горные породы и их значение для человека.

1

21

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

1

22

Рельеф и его значение для человека.

1

23

Основные формы рельефа земли.

1

Гидросфера-3 часа

24

Мировой круговорот воды.

1

25

Мировой океан и его части.

1

26

Гидросфера- кровеносная система Земли.

1

4 четверть

Атмосфера-3 часа

27

Атмосфера Земли и ее значение для человека.

1

28

Погода.

1

29

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

Биосфера-3 часа

30

Биосфера- живая оболочка Земли.

1

31

Урок-практикум. Экскурсия в природу.

1

32

 Обобщающий урок по темам «Оболочки Земли»

1

Природа и человек-3 часа

33

Воздействие человека на природу Земли.

1

34

Повторение и обобщение знаний по курсу «Землеведение 5 класс»

1

35

Промежуточная итоговая аттестация

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...