Чтение и речевое развитие ученика
опыты и эксперименты по географии (6, 7, 8, 9 класс)

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_i_rechevoe_razvitie_uchenika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение и речевое развитие ученика

Очень важной формой проведения урока изучения нового материала может стать урок, основанный на изучающем чтении. Систематическое проведение таких уроков существенно влияет на эффективность процесса обучения и качество знаний учащихся. Особенно важны такие уроки в начальный период изучения географии. Приведу несколько примеров.

Пример 1.

Составьте описание почв своей местности.

Учащийся 6 класса: почва- это верхний слой земли;

-главное свойство почв, это плодородие;

-плодородие зависит от растительности, животных и климата;

-мы живем в смешанных лесах, где почва дерново-подзолистая.

-ее так назвали, потому что за верхним гумусовым слоем идет слой по цвету напоминающий золу;

Учащийся 8 класса: почва – это верхний плодородный слой земли;

-почва состоит из живых и неживых остатков;

-формирование верхнего плодородного слоя почвы (гумусового) зависит от климатообразующих факторов: климата, вод, растительного и животного мира, человека;

- так как на разных территориях разное сочетание тепла, влаги, разные растения, то формируются разные типы почв;

- в зоне смешанных лесов формируются дерново-подзолистые почвы, по цвету напоминающие золу;

- эти почвы не плодородны

- для повышения плодородия необходимо проводить мелиоративные работы, направленные на улучшение качества почвы.

Пример 2.

 На основе сказки составьте схему круговорота воды в природе.

Задачи урока:

  • сформировать представление учащихся о круговороте воды в природе;
  • о причинах его возникновения;
  • о связи Мирового океана с атмосферой и литосферой;
  • учить связывать научные представления с реальной жизнью,
  • научить приему построения схемы круговорота воды;

 «Жила была в океане капелька: кругленькая, искристая, веселая, игривая. Захотелось ей посмотреть мир, какой он, красивый ли? Поднялась она на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх, к яркому солнышку. Не успев опомниться, она оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек – своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку выше, и стало сестричкам холодно, они задрожали, заплакали и полились на землю дождем. Одни капельки упали в море, другие – в речку, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она, где ее сестрички, свидится ли она с ними? Пока она горевала, ручей донес ее до большой реки, а та – до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она встретила своих сестер и очень обрадовалась».

-Почему происходит круговорот воды?

-Перечислите основные источники воды на Земле.

-Как вода попадает в атмосферу?

-Что происходит с водяным паром в атмосфере? Каким образом вода вновь попадает на Землю?

-Как вода с материков попадает в Мировой океан?

-Может ли какой-нибудь из известных вам водных объектов существовать вне круговорота воды?

-Имеет ли круговорот воды начало и окончание?

Пример  3.

Фрагмент урока о болотах Западной Сибири


9 класс. Тема: Западно-Сибирский экономический район.  

Урок изучающего чтения нового материала с использованием художественного очерка В. А. Колыхалова «Открытие земли».

Образовательные цели, которые я преследую при знакомстве с нижеприведенным художественным текстом:
1. Формирование у девятиклассников представлений об особенностях и своеобразии природы Севера.
2. Обучение внимательному чтению нового типа текста (художественного),  пониманию проблем, поднятых в данном произведении.
3. Выявление характерных черт художественного текста – логичности, образности, эмоциональности.

Оборудование:
•Наглядный материал: фотографии тундровых территорий, стенная газета о природе Западной Сибирской равнине.
•Запись музыки на национальном ненецком инструменте (звучит во время беседы о традициях северных народов).
• Фрагменты из очерка В. А. Колыхалова «Открытие земли»
 распечатаны и лежат на партах.


Время проведения данного вида работы: 20 минут.


1 этап работы:
Учитель: Я думаю, ребята,  вы со мной согласитесь в том, что жизнь любого человека, племени, народа очень тесно связана с  окружающей природой.  Знакомясь с текстом, лежащим у вас на парте, а затем, беседуя по прочитанному,  мы попробуем лучше узнать о природе Западной Сибири. Особое внимание я попрошу вас обратить на образность описания данной территории.
Дети читают текст в течение 5 минут, затем проводится беседа в виде полилога, диалога (как получится).

***

 «Отгостили плицы в Нарыме. Плыли и плыли они по синим разливам издревле проложенной трассой. С высоты предстало разливанное море васюганских болот – разноцветных, лежащих диковинным ковром, терпеливо сотканным природой и щедрой на краски осенью. Блесткие линзы озер словно душками очков были соединены многочисленными протоками, ручьями и речками. Вся эта оптика была наведена на тихое небо, на неторопливых птиц, похожих в своем построении на «галочку», поставленную на синей странице. «Галочкой» природа отмечала безвозвратный уход еще одной осени. Птицы предупреждали людей: отошли теплые деньки с комариными симфониями, ждите белых пришельцев.<…>

Три главных царства-государства разместилось на нарымской земле – царства тайги, болот и лугов. У воды особое положение. Она тут царица на три государства. Реками, озерами, курьями-протоками заполнено болотное и лесное глухоманье. Посмотришь с высоты на узорчатое светло-синее шитье и в тысячный раз убедишься: до хвоинки и до травинки уложилась в сердце твоем могучая песенная земля».

Учитель предлагает следующие вопросы к обсуждению текста:
•Мы побывали  в условиях, непривычных для горожанина средней полосы России. Найдите на карте район, который описывается в отрывка. Дайте краткую характеристику рельефа данной части Западно-Сибирской равнины.

•Низменность – это тоже равнина. С помощью физической карты приведите доказательство того, что рельеф Западной Сибири правильно назвать равнинным.

•Какие события геологической истории объясняют устройство ее рельефа?

•Какими факторами объясняется необычайная заболоченность края? Какими цифрами ее можно проиллюстрировать?
•Каково происхождение озер Западной Сибири?
•Назовите новые слова, которые встретили в тексте. Что они обозначают?

2 этап работы:
Учитель:  Как вы думаете, такой разбор текста с выделением самого главного помог нам ближе узнать об особенностях и своеобразии природы Севера? (Рефлексия учащихся). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков чтения у слабых немотивированных учеников на уроках английского языка

При работе со слабыми учениками основной задачей учителя является формирование мотивации к изучению английского языка у детей и подростков, отторгающих любую учебную деятельность. Непроизвольное вовле...

Вопросы взаимозависимости умственного и речевого развития, недоразвития фонематических процессов и связанных с ними нарушений чтения и письма у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с нарушенным фонематическим восприятием наблюдаются нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или...

Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики

Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"...

Методический семинар "Формирование речевой культуры как средство развития ученика"

В данном семинаре представлен мой опыт работы над методической темой "Формирование речевой культуры как средство развития ученика"....

Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"

Презентация для педагогов начальной школы "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью  на уроках чтения  и речевой практики"...

VIII зональные педагогические чтения по теме: «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС»

Организатор:комитет образования Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области.Дата проведения: 16.04.2021 гМероприятие направлено на обсуждение эффективных...