Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.
учебно-методический материал по географии (9 класс)

В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                   «Средняя общеобразовательная школа № 5»                                                                                                                                                                                          п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Система   географических   заданий   и   упражнений   как   необходимое   условие   реализации   деятельностного   подхода   при   обучении   географии.

 

                                          Автор:

                                                                             Руденко Лилия Демидовна,

                                                               учитель географии

                                               2018 – 2019 гг.

Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Качество организации учебной деятельности и является основным критерием в оценке успешности урока.

    Система заданий и упражнений вооружает  учителя географии необходимым инструментарием для:

     - формирования практических умений и навыков;

     - организации самостоятельной работы учащихся с географическими атласами и контурными картами, рабочими тетрадями;

     - проведения внутришкольного мониторинга качества географического образования и самооценки учащимися своих географических знаний.

     Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

     Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.

     Система заданий и упражнений может быть представлена тремя блоками.

     Первый блок  содержит задания и упражнения, использование которых поможет организовать урок-практикум, экскурсию. Интересным, на мой взгляд, является пособие для учителя «Практические работы по географии» В.И.Сиротина, который предлагает тематическое планирование и методику проведения практических работ с 6-го по 10-1 классы.

     Второй  блок  содержит задания и упражнения для организации самостоятельной практической работы с контурными картами. Рабочие тетради содержат строго дозированное количество заданий, выполнение которых предусмотрено обязательным минимумом содержания географического образования, и требования к учащимся.

     Третий  блок   заданий и упражнений ориентирован на организацию внутришкольного контроля по географии и систематического мониторинга качества географических знаний. Задания должны быть просты по выполнению и их содержание соответствовать обязательному минимуму. Образование по географии. Я использую для мониторинга «Тесты по географии» Н.Н.Петровой, а также Л.Е.Перлова.

     Вот примеры различного типа заданий, способствующие реализации деятельностного подхода в обучении географии.

  1. Задание для организации практических и самостоятельных работ.

С целью формирования понятия «миграция», выявления основных причин иммиграции и эмиграции:

1)  Выделить и назвать районы России, для которых характерен:

        а) приток населения из других районов;

        б)  отток населения в другие районы.

2)  Выписать в тетрадь основные причины, которые, на ваш взгляд, влияют:

        а)  на перемещение населения внутри территории Российской Федерации;

        б)  на выезд населения из России в другие страны (какие);

        в)  на въезд населения в Россию из других стран (каких).

3)  Заполнить таблицу «Миграция населения».

Миграция  населения  России.

Виды миграций

Районы эмиграции

Районы иммиграции

Причины миграции

Внутренние миграции

Внешние миграции

  1. Определить понятия:  иммиграция,  эмиграция.

П.  Задания для организации работы с контурной картой.

             Задания для организации работы с контурной картой.

     Для формирования знаний о различиях в расселении населения по территории Российской Федерции

  1. На контурную карту России нанести все города-миллионеры. Укажите рядом с пунктом городов федерального значения количество проживающего в них населения.
  2. Выделите на контурной карте районы с максимальным и минимальным уровнем урбанизации.
  3. На контурной карте обозначьте города, в которых вам удалось побывать. Составьте рассказ об одном из этих городов.
  4. На контурной карте Якутии обозначьте местонахождение наиболее крупных городов и сел. Сравните жизнь горожанина и селянина. Выделите преимущества и  недостатки городской и сельской жизни.

Ш.  Задания для организации внутришкольного контроля и мониторинга

       качества географического образования.

В а р и а н т    1

1.  Покажите на схеме очертания половозрастной пирамиды, характерной для традиционного типа воспроизводства населения.

2.   Приведите примеры народов России, говорящих на языках алтайской семьи.

3.  Перечислите народы России, для которых основным вероисповеданием является ислам.

4.    Назовите основные преимущества жизни в крупном городе.

В а р и а н т    2

1.    Покажите на схеме очертания половозрастной пирамиды, характерной для современного типа воспроизводства населения.

2.  Приведите примеры народов России, говорящих на языках индоевропей-ской семьи.

3.  Перечислите народы России, для которых основным вероисповеданием является православие.

4.    Назовите основные преимущества жизни в сельской местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.

Методическая разработка  РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.+пример урока с конспектом...

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС

Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина...

Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждо...

Презентация к мастер-классу "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Презентация к мастер-классу по теме "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении"...

Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.

Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии....

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении географии.

В данной статье рассматривается развитие молодого поколения в системе преобразований в  экономике и педагогике нашей страны. Показано сравнение старых и новых методов и приемов при переходе на ФГ...

"Методика реализации систесно-деятельностного подхода в обучении географии"

В работе идет речь о том, что использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбират...