Конспект урока по географии " Мировые природные ресурсы"
план-конспект занятия по географии (10 класс)

Дмитрина Ляна Николаевна

Сегодня на уроке перед нами стоит задача сформулировать определение «ресурсообеспеченность», выявить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов и обеспеченность их странами, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы и карты Атласа. Нам предстоит выполнить практическую работу в контурных картах по обозначению ресурсообеспеченности стран топливом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема «Мировые природные ресурсы, топливно-энергетические ресурсы»

Цели урока.

Образовательные:

  1. Сформировать определение «ресурсообеспеченность»;
  2. Определить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов мира;
  3. Выявить обеспеченность стран и регионов ТЭР;
  4. Формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя карты Атласа и данные статистических таблиц.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать данные таблиц, совмещать с данными карт Атласа;
  2. Развивать умение обобщать и систематизировать.

Воспитательные:

  1. Вызвать заинтересованность к  определению и объяснению понятий;
  2. Возбудить готовность к самостоятельной работе с контурными картами.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование:

Политическая карта мира, презентация, Атласы учащихся.

Карта «Энергетика мира».

Ход урока.

  1. Организационное начало.
  2. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке перед нами стоит задача сформулировать определение «ресурсообеспеченность», выявить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов и обеспеченность их странами, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы и карты Атласа. Нам предстоит выполнить практическую работу в контурных картах по обозначению ресурсообеспеченности стран топливом.

      3.Повторение знаний о видах природных ресурсов.

- Вспомним, как классифицируются природные ресурсы

                                         

- Приведите примеры неисчерпаемых ресурсов (Энергия Солнца, ветра, падающей воды, внутренне тепло Земли).

- Более подробно остановимся на исчерпаемых ресурсах, т.к. на нескольких уроках мы будем говорить о ресурсообеспеченности стран именно этими ресурсами.

  • Как можно восстановить ресурсы? (Рекультивация земель или их мелиорация; заповедники, заказники, национальные парки для восстановления биологических ресурсов).
  1. Понятие ресурсообеспеченности.

- Найдите нужный нам параграф. Найдите определение.

Что важно, чтобы определить обеспеченность? (Величина запасов, количество извлекаемого сырья, численность населения, сколько на каждого человека с учетом использования сырья в промышленности)

- Для оформления наших выводов по формулировке определения ресурсообеспеченности стран топливом я предлагаю вам оформить таблицу в тетради.

(Заполняют в процессе работы над анализом таблиц)

План

Уголь

Нефть

Газ

Самые большие запасы

США

Саудовская Аравия

Россия

Самая большая добыча

США

Саудовская Аравия

Россия

Ресурсообеспечены (5)

Великобритания, Россия, Украина,ЮАР, Казахстан

Ирак, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран

ОАЭ, Венесуэла, Саудовская Аравия, Россия, Иран

РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН УГЛЕМ

Таблица 1. Ресурсообеспеченность стран углем.

Страна

Запасы угля

(в млрд т)

Добыча

( в млн т)

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет хватит)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

43

70

485

- Кто на первом месте по запасам? (США)

- По добыче? (Китай)

- Кому из стран на большее количество лет хватит? (Великобритании) Почему?  (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)

- И этого оказывается недостаточно, чтобы определить ресурсообеспеченность. Если посчитать, то выяснится, что в России приходится на душу населения больше всего угля. В данном случае нам с вами в таблице не хватает графы «Использование угля в промышленности на душу населения». Это уже изучает наука экономика, а нам экономисты сразу предоставили количество лет или «ресурсообеспеченность» страны углем. Россия по сравнению с Великобританией использует угля гораздо больше: мы выплавляем металл, у нас развито тяжелое машиностроение, а Великобритания один из мировых лидеров по наукоемкому машиностроению, точнее авиакосмическому и средствам телевизионных коммуникаций, где не надо много металла.

-А как в целом мировое сообщество обеспечено углем? Рассмотрите карту Атласа и назовите крупнейшие угольные бассейны. В каких странах они находятся?( США, Россия, Австралия)

Таблица 2. Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по регионам.

Мир, регионы

Ресурсы, млрд т

Весь мир

1400

Зарубежная Европа

255

Зарубежная Азия

160

Африка

75

Северная Америка

520

Латинская Америка

20

Австралия и Океания

90

 В целом по размерам разведанных угольных ресурсов первенство у Северной Америки. Главная роль при этом у США. ¾ вообще на США, Китай и Россию. Какие страны преобладают в составе первой десятки? (Развитые). У них 80% общемировых разведанных ресурсов угля.

- Проверить запись в таблице, которую сделали учащиеся.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН НЕФТЬЮ.

Таблица 3.

Страна

Запасы нефти

( в млрд т)

Добыча

(в млн т)

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет хватит)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10

       

  - Самостоятельно заполняют данные для таблицы в тетрадь. Проверяем.

- Сравните с ресурсообеспеченностью углем. Как в целом? (Ниже)

- Кто богат нефтью? (Развивающие страны) Для развитых стран характерна большие объемы добычи, запасы кончаются, поэтому и ресурсообеспеченность низкая.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН ГАЗОМ.

Таблица 4.

Страна

Запасы газа

(в трлн м³)

Добыча газа

( в млрд м³)

Ресурсобеспеченность

(на сколько лет хватит)

Россия

48,1

550

87

Иран

22,9

45

64

Нидерланды

1,9

70

27

ОАЭ

5,8

40

145

Саудовская Аравия

5,4

45

120

США

4,7

540

8,7

Венесуэла

4,1

30

136

Алжир

3,7

65

57

Канада

2,2

170

13

Норвегия

2,0

45

44

       - Проверить заполнение таблицы.

       - О ресурсообеспеченности ресурсами могут рассказать и карты Атласа. Может быть не так точно как таблицы. Рассмотрите карту Атласа. Попробуйте соотнести данные нашей таблицы и карту Атласа. Что вы заметили? (Много значков газа и нефти в районе Персидского залива, России) Это соответствует таблице? (Да, данные совпадают)

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН ТОПЛИВНЫМИ РЕСУРСАМИ.

- А можно ли найти ответ на следующий вопрос: как оценить в целом ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами? Каким видом топлива обеспечены лучше? Кто обеспечен лучше: Азия или Европа?

- Итак, мы нашли ответ на первый вопрос  в Атласах?  (Не нашли, однозначного ответа дать нельзя). Рассмотрим таблицу.

Таблица 5.

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность

Нефть (мир в целом)

140 млрд т

3450 млрд т

40,5

Уголь (мир в целом)

1100 мррд т

4625 млн т

238

Газ (мир в целом)

150 трлн м³

220 млрд м³

681

Газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн м³

270 млрд т

20

Газ (Зарубежная Азия)

59 трлн м³

330 млрд т

178,8

Нефть (Европа)

2,5 млрд т

330 млн т

7,6

Нефть (Азия)

98 млрд т

1370 млн т

71

Нефть (СНГ)

9,0 млрд т

350 млн т

26

- Подтверждаются ли наши данные карт Атласа и таблиц? В чем они совпадают, а в чем нет? (Атлас дает общее представление о распределении топливных ресурсов, данные таблиц указывают конкретно на тот или иной вид ресурса.  Например, то, что мир лучше обеспечен газом из Атласа не видно).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  В КОНТУРНЫХ КАРТАХ.

- Откройте тетради на печатной основе страница 24-25. Выполним следующее задание: отметим на картах ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами, используя данные таблицы в нашей тетради.

- Назовите пятерку стран лидирующих по ресурсообеспеченности углем. Обозначим их на контурных картах.

- Какая страна стоит на первом месте по ресурсобеспеченности углем? (Великобритания). Ставим цифру 1 и значок каменного угля. В условные знаки вынесем значок каменного угля, напишем  цифру 1, укажем, что это Великобритания.

- Далее учащиеся называют данные таблицы. Слайды демонстрируют страны: Россия, Украина, ЮАР, Казахстан. Самостоятельно обозначают.

- Нефть и газ сделаете самостоятельно как домашнее задание, а мы только еще раз проверим и посмотрим, какие страны обеспечены этими видами топлива. (Лучше, если учащиеся называют по памяти в порядке убывания).

- Нефтью: Ирак, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран.

Газом: ОАЭ, Венесуэла, Саудовская Аравия, Россия, Иран.

Итоги урока.

- Почему Россия, являясь сейчас на мировом рынке ресурсов основным поставщиком топлива, не стоит на первом месте по ресурсообеспеченности топливом? (Ведет большую добычу).

Кто является основным поставщиком топлива на мировой рынок: развитые или развивающие страны? (Развивающиеся). 

Какая серьезная проблема сегодня у развитых стран? Где сосредоточены основные ресурсы нефти, в каком регионе? (В районе Персидского залива).

Какие показатели надо учитывать при определении ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми? (Запасы, добыча, на сколько лет хватит) Отчего это зависит? (Расход в экономике на душу населения). Какие энергетические ресурсы в будущем станут главными для мирового сообщества? (Нетрадиционные источники энергии, ядерное топливо).  Из нашей с вами таблицы, совсем небольшой, можно сделать важные выводы: попробуйте найти закономерность. (Если большие запасы, то и добыча большая. Россия не входит в 5 стран по ресурсообеспеченности нефтью. Ирак – на первом месте по ресурсообеспеченности нефтью, поэтому к нему такое пристальное внимание со стороны развитых стран, испытывающих дефицит этого вида топлива).

Домашнее задание.

- Выполнить работу в контурных картах с указанием ресусообеспеченности стран нефтью и газом («первая пятерка»). Дополнительно: по различным источникам информации найти страны, которые используют нетрадиционные источники энергии. Указать это в контурных картах, уметь объяснять.

Оценки за урок и организационный  конец урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

конспект урока по географии "Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность" 10 класс

В ходе урока  проверяются знания учащихся по классификации и видам природных ресурсов, вводится понятие ресурсообеспеченности и выполняется первая часть практической работы, касающаяся расчета ре...

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»...

Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....

Конспект урока по географии 11 класс "США. ЭГП, ресурсы и население"

Конспект урока по географии 11 класс "США. ЭГП, ресурсы и население"...

Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнитель...