Интегрированный урок по географии и литературе "Русская (Восточно-Европейская) равнина в поэзии и живописи отечественных поэтов и художников"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Дулзукей Полина Бариновна

Формирование представления и знаний об особенностях природного комплекса – Русской равнины. Повторение, углубление и расширение знаний о компонентах природно-территориального комплекса (ПТК) равнины. Обеспечение географического восприятия Русской равнины через эмоциональную сферу с использованием произведений живописи, стихов и прозы отечественных писателей и художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p-k_intgrir_otkr_uroka_dpb_i_nar.docx71.53 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_integrir._uroku.pdf2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Русская (Восточно-Европейская) равнина в поэзии и живописи отечественных поэтов и художников

Цели и задачи урока:

* Формирование представления и знаний об особенностях природного комплекса – Русской равнины.

* Повторение, углубление и расширение знаний о компонентах природно-территориального комплекса (ПТК) равнины. Обеспечение географического восприятия Русской равнины через эмоциональную сферу с использованием произведений живописи, стихов и прозы отечественных писателей и художников.

* Развитие речевой активности, умения самостоятельно добывать знания из
различных источников информации.

* Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, любви к Родине

Оборудование:

Карты России, учебник, презентация урока

Ход урока:

    1. Организационный момент

Географ ДПБ:

– Ребята, мы начали  изучение раздела курса 8 класса : «Крупные природные комплексы России». Иначе их называют физико-географические регионы. 

Вопросы повторения по изученной теме: 

  1. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области? (общность территории, строения рельефа, климата, водных ресурсов, природных зон итд.)
  2. Назовите крупные районы России? ( 8 ПТК - Русская (Восточно-Европейская) равнина, Северный Кавказ, Урал, Западно-Сибирская низменность, Средняя Сибирь, Северо-Восток Сибири, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток.) 

 Вывод: Каждый ФГР или  ПТК уникален и неповторим. Нам еще предстоит познакомиться с ними по отдельности.

 

Мы в начале изучения курса физической географии «Природа России» по теме «Географическое положение России» узнали, что территории России расположена в 2х частях света.

- Ребята, в каких частях света расположена наша Россия, подскажите, пожалуйста? ( Европа и Азия)

  Теперь открыли атласы или контурные карты, где вы наносили ПТК и найдите ПТК, который занимает европейскую часть нашей страны? 

Самостоятельное формулирование  учащимися темы, цели и задач урока: (В-Е. р. или Русская р. Мы будем устанавливать природные границы, изучать рельеф, климат, воды и все природные особенности одной из великих равнин мира.  

Запись темы в тетради: Русская (Восточно-Европейская) равнина в поэзии и живописи отечественных поэтов и художников

    На этом уроке мы отправляемся с вами в интересное путешествие по Восточно-Европейской (Русской равнине) - это первый природно-территориальный комплекс, с которого мы начинаем изучение всех ПТК России.

     Нас и вас ожидает знакомство с историей формирования, тектоническим строением и рельефом Русской равнины, ее климатом и водами, а также  своеобразием природы данного комплекса.

      Но, этот урок будет необычным! Ведь наука география связана теснейшим образом с другими предметами и в первую очередь- с литературой и  живописью. Природу описывали не только ученые, но и поэты, писатели, художники. Мы с учителем литературы – Айнурой Романовной сегодня постараемся  провести  интегрированный урок. И нам бы хотелось создать не только научный, но и художественный образ природы Русской равнины.

И так, мы начинаем наше путешествие:

Эпиграфом  нашего урока следующие высказывание писателя Ивана Никитина:

«Пойми живой язык природы – И скажешь ты: прекрасен мир!».  Иван Никитин.                                                                       слайд

Литератор НАР:

Отрывок из стихотворения «Скажи, О, Русская природа»:

Скажи, о, Русская природа,

Чем притягательна так ты?

И почему волнуют сердце                (сопровождение – показом)

Твои поля, луга, цветы?

Скромна – и столь великолепна

Живая эта красота.                                                  слайд

О, Русь моя! В твоей природе

Хранится вечно чистота…

Оформление доски картинами. Образ территории (картины природы, отрывки из художественных произведений, стихов и т.д.) - вывесить на доске

 ЖЕНЯ

Русская равнина – земля, где зарождалась Русское государство. Среди лесов поднимались здесь когда-то крепостные стены редких и небольших городов. Проходили годы. На русскую равнину вторгались завоеватели. Многое видела Русская ( Восточно-Европейская)равнина. Великие русские  писатели обращались к ней, многие художники изображали ее красоту на холстах. А поэты посвящали ей свои стихотворения, упоминали в своих поэмах.

Отрывок из сихотворения Светланы Кожевниковой :

НАР:

Здесь колыбель российского народа,

которую сплела сама природа.

Среди лесов, озёр, полей, степей                                               слайд

Вольготно развивалась жизнь людей.

Равнина, именуемая Русской,

С природой переменчивой и грустной,
С суровым северным дыханием  таёжным,
С теченьем рек, широким, осторожным.
С богатым, плодородным чернозёмом.
Равнина, ставшая для нас любимым домом.

(Можно  по рассуждать над  смыслом стихотворения с классом: в виде вопросов или заранее дать одному учащемуся конкретное обьяснение  основной сути стихотворения своими словами)

  Настя: Великий русский поэт Михаил Лермонтов прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В 26 лет он был убит на дуэли, успев оставить после себя немало замечательных произведений. Он прекрасно рисовал, отличался от своих других невероятной остротой и глубиной ума. К вашему вниманию отрывок, в котором он описывает Русскую равнину:

        ДАЯНА

           Но я люблю – за что, не знаю сам –

        Ее степей холодное молчанье,

        Ее лесов безбрежное колыханье,

        Разливы рек ее, подобные морям…

        Люблю дымок спаленной жнивы,

        В степи ночующих обоз

        И на холме средь желтой нивы

        Чету белеющих берез. 

     ГЕОГРАФ

ГП.

                         1. Русская – потому что здесь был центр России, располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских страны это исконно русские земли, где с древности жили русские.

                               2. Почему Восточно - Европейская? Равнина расположена на востоке Европы, занимает европейскую часть России.

                           3.  С севера на юг равнина простирается на 2500 км, а с запада на восток  более чем на 1000 км.

                              4. Площадь составляет 4 млн.кв.км ~ 25 % (17 млн.кв.км – РФ). Она – одна из крупнейших в мире, после Амазонской равнины 

                              5. Границы ПТК: Север - Баренцево и Белое моря СЛО, Восток - Уральские горы, Юг - Черное, Азовское моря до Кавказских гор, Каспийское море. Запад - государственная граница.

                               6. В основе Восточно-Европейской равнины лежит древняя устойчивая платформа, состоящая из 2 этажей:

Нижний сложен магматическими и метаморфическими горными породами

Верхний сложен мощным слоем осадочных горных пород

                               

                         

Литератор:

 

– Ребята, путешествие по Р.Р. продолжается, вы говорили о протяженности края, его природных особенностях. И невольно перед вами возникали украшенные цветами поля, густые леса, реки. Всё это - наша земля, наша природа.

Природа – это среда, из которой вышел человек. Взаимодействие человека и среды всегда вызывает много вопросов. Человек, кажется, никак не может определить своё место в мире: кто же он, царь и властелин? или только маленькая частичка великого целого, имя которой мать-природа?                    

– А что значит природа лично для вас? (ответы уч-ся)

Ответы учащихся обобщаются и подводятся к мысли:

Природа – это красота и гармония.

– Красоту и гармонию в природе особенно глубоко и «остро» чувствуют творческие люди: музыканты, писатели и поэты, художники.

Вашему вниманию предлагаются картины известных русских художников. В картинах «воспета» красота русской равнины, её просторов.

– Пейзажная живопись отражает отношение человека к природе.

«Пейзаж» в переводе с франц. – «природа». В изобразительном искусстве это слово применяется как жанр, посвящённый воспроизведению естественной или преображённой человеком природы. Заметим, что пейзажи русских художников воспринимаются не как изображение чистой природы, а как кусочек народной жизни. Это передаётся через массу художественных деталей, через состояние природы, через перемены, которые в ней происходят.  Как тепло и солнечно на картинах художников И.Шишкина и И.Левитана. Как холодно и таинственно изображён северный край нашей страны на картине Н. Нестерова «Соловки» и на картине Т.Ю. Должанской «Хибины». Эти картины ещё раз подтверждают, как разнообразна природа Русской равнины и как она прекрасна. 

Географ:

 Рельеф

 Возвышенности (Валдайская, Смоленске - Московская, Приволжская, Среднерусская, Тиманский кряж, Северные Увалы).

                               11. Как вы думаете, чем это обусловлено? (Поднятием и опусканием фундамента, они образуют возвышенности и низменности в рельефе. Поднятие –г.Хибины, Среднерусская возв., понижения – Прикаспийская низменность, Печорская низменность.

                                12. Определите самую низкую точку Р.Р. (Прикаспийская низменность–28 м)

                                 13. Определите самую высокую точку Р.Р. (г. Хибины –1191м)

                                 14. Какие еще процессы повлияли на изменения рельефа Р.Р.?

                                 15. Внешние (экзогенные) процессы, связанные с деятельностью морей, текучих вод, ледником, ветром.

                                  16.  На Р.Р. есть неровности, холмы, гряды и другие формы, созданные ледником. Спускаясь со Скандинавских гор, ледник разрушал твердые горные породы, сносил и царапал скалы, тащил валуны. Останавливаясь, ледник откладывал все, что принес с собой, а воды тающего ледника с глиной и песком заполняли низины.

 Рельефу равнины соответствуют природные зоны : тундра, лесотундра, зона широколиственных лесов и  основная южная часть занята СТЕПЯМИ

Литератор: Обратите внимание на картины Шишкина, Васнецова, Айвазовского, Саврасова.

– «Рожь» Шишкина. Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба, сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй земли.

Былинные герои у Васнецова изображены на фоне просторов степи, вид, жесты героев картины говорят о широте родных земель, их величии.

– Описание степи встречается нередко у писателей. Вот, к примеру, описание степи у Тургенева И.С.: «Далее, далее! Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, ...заросшие кустами овраги…

Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать, вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..»

– У Гоголя даётся описание степи в повести «Тарас Бульба» следующим образом: сначала Гоголь определяет степь как пространство земли: «…до самого Черного моря»; а затем прибегает к метафорам: « степь - зелено-золотой океан, синие волны воздуха брызнули по океану…». Необозримость степи подчёркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов. Степь у Гоголя особенная: она живёт, дышит, шумит.

Почему Гоголь так восхищён степью? Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна.

– А.П. Чехов создает в 1888г Повесть «Степь». Послушайте отрывок описания степи и сопоставьте картины художников с услышанным текстом: « Трава поникла, жизнь замерла… Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце…» (обсуждение: какой характер описания применил автор?) Градация – художественный приём.

– Как вы думаете, почему при всей общности предмета описания возникают разные по характеру картины?

(У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всём сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему):

– Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовлетворение от такого русского языка. 

Иван Захарович Суриков (1841-1880)

Степь

Едешь, едешь, - степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь, - как шальные
Кони мчатся степью;
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы, -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.
Едешь, едешь,- степь да небо,
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.  

Географ:

Климат

– Ребята, давайте вспомним, какие факторы, оказывают влияние на формирование климата любой территории?

(Географическая широта, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, морские течения, антропогенный фактор).

– Большая протяженность Р.Р. с севера на юг, определяет разное количество солнечного тепла — разнообразие климата: от субарктического на севере до умеренно-континентального на большей части равнины.

Для Р.Р. характерно:

1. четко выраженные  4 времени года,

2. господствуют западные ветры,

3. следовательно, наибольшее влияние оказывает Атлантический океан

– АО - поставщик влаги во внутренние части равнины, самая влиятельная «климатическая дама». Какую погоду приносят циклоны?

(Пасмурную, дождливую, прохладную – летом, снежную, мягкую – зимой).

– На большей территории Р.Р. зима не очень холодная; лето теплое: от + 12 - 14 на севере, до + 22 - на юге. Почему для большой территории Р.Р. характерна неустойчивость погоды – то морозы, то оттепель.

(Из-за равнинности территории, постоянная борьба воздушных масс с разными свойствами).

– Почему на Ю-В равнины нарастает континентальность климата?

(На Ю-В больше количества солнечного тепла (увеличивается температура воздуха). Из-за трансформации воздушных масс, уменьшается количество выпадения осадков. Здесь бывают засуха, суховеи, пыльные бури).

– А как вы думаете, почему на севере Р.Р. отсутствует аркт. клим. пояс, как в азиатской части?

(Из-за теплого Норвежского течения, которое смягчает климат)

– Сделайте вывод о климате Р.Р. и запишите в таблицу:     в таблицу

1.в целом, самый благоприятный климат России;

2.выпадает много осадков

3.климат разнообразный.

Литератор:

У природы нет плохой погоды –

Каждая погода благодать.

Дождь ли снег – любое время года

Надо благодарно принимать…

Наверняка, вам знакомы слова песни из к/ф «Служебный роман».

Действительно, природа в любое время года хороша по-своему, меняя свой наряд один на другой

Зимний лес

И. Мордовина

Снежные пушинки

Падают с небес.

В кружева оделся

Молчаливый лес.

Солнце из-за тучи                 слайд про зимний лес

Ласково глядит.

И земля в алмазах

На ветру блестит.

Зеленеют ели

В белой бахроме.

Видится им лето

В величавом сне.

Красная калина

У дороги спит,

Вся в рубинах ярких,

Словно брошь горит.

Белым покрывалом

Вытканы поля.

Кажется невестой

Русская земля.

ГЕОГРАФ:

Водные ресурсы (по  физической  карте)

(работа с физической картой)

– Без воды нет жизни. Р.Р. богата внутренними водными ресурсами. Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии?

У: Реки, озера, болота, ледники, поземные воды, многолетняя мерзлота, водохранилища .

– На Р.Р. имеются все, кроме ледников, а многолетняя мерзлота только на крайнем севере.

–– Рельеф Р.Р. определяет направление течения рек, а, следовательно, распределение их по бассейнам.

– К бассейнам каких океанов относятся реки Р.Р.?

(СЛО: Онега, Сев.Двина, Печора, Мезень,

АО: Нева, Дон,

Внутр.сток: Волга с притоками

– Почему реки текут в разные стороны: на север, на запад, на юг?

( в центре равнины - возвышенности, где находятся истоки рек)

– Как климат влияет на реки?

(зимой - ледостав, весеннее половодье, питание смешанное с преобладанием снегового)

– Реки какого бассейна наиболее полноводны?

(СЛО, протекают по территории с избыточным увлажнением)

– Какая река самая крупная на Р.Р.? Почему?

(Волга, у нее самая большая водосборная площадь и притоки находятся в верховье, где избыточное увлажнение)

– Определяем исток реки Волга, ее устье.------работа по физической карте

(исток - Валдайская возвышенность, устье - Каспийское море)

– В - начинается со студеного ключа и проходит путь длиною в 3690 км, она является самой длинной рекой Европы. На В. построены несколько гидроэлектростанций, дающих дешевую э/э. В. соединена каналами с морями. Можно попасть и в Азовское, Черное моря, Балтийское, Белое. Проходили и проходят торговые пути к заморским странам. (Вспомним путь «из варяг в греки») В нее впадает 200 притоков, она богата рыбой: осетр, белуга, сельдь, вобла и др. На берегах расположено множество городов, сел. Волга - символ России, любимая река народов европейской части России.

Литератор:

Самира

Река, священнейшая в мире,

Кристальных вод царица-мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о, Волга, величать!

Сайлаш

Волга – любимая река народов Европейской части России. Образ Волги одушевлён в былинах, песнях, сказаниях. Чаще всего Волгу связывают с образом матери: «Волга-матушка…» Волга с давних времён была символом удали, воли, свободы. На её берегах раскинулись древние русские города, и в водах отражаются золочёные купола церквей. Волга вдохновляла на творчество мастеров слова, музыки, живописи. Присмотритесь внимательно к картинам художников - вы заметите, что Волга в глазах художников имеет разный характер: то она спокойна, величава, то она грозна, могуча и сильна.

 ДАЯНА

На берегах Волги прошло детство  Некрасова Николая Алексеевича, сюда он постоянно приезжал и, будучи известным, признанным поэтом. Волге он посвятил свои лучшие строки. Совершенно особое место, как ни у кого другого из русских писателей, занимает Волга в жизни и творчестве Некрасова.

Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу.

Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с     ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки.
Здесь родились строчки.

                                            О, Волга! после многих лет

                                            Я вновь принес тебе привет.

                                            Уж я не тот, но ты светла

                                            И величава, как была.

И далее:

                                            «…О, Волга! колыбель моя!

                                            Любил ли кто тебя, как я?

НАР:

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву. А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

  • И был невыносимо дик
  • И страшно ясен в тишине                 слайд Картина Репина  Бурлаки
  • Их мерный похоронный крик –
  • И сердце дрогнуло во мне.

Стихотворение

Я видел много рек, но ты их много краше,

Тебе подобной я не видел среди них:

Недаром многие певцы отчизны нашей

На берегах твоих ковали звонкий стих.

Пускай же песни их несутся в род из рода,

А ты лазурною волной из века в век

Свершай, как и досель, свой мощный бег,

Великая река великого народа.

Комментирование картин художника (Некоторые реки, притоки Волги, небольшие, но значимые в жизни людей.)

Картина Шишкина «Кама» (на берегу этой реки родился автор)

Кама, Кама – родная река,

Ты сыновнему сердцу близка

Красотою, чудесной и милой,

Полюбившейся раз навсегда…

Картины Саврасова «Река Вятка», Поленова «Речка Свинка»,

Левитана «Пейзаж с лесной речкой» передают красоту тихой родины, такой близкой и понятной сердцу каждого человека.

Географ: На территории Р.Р. много озер. Большинство расположено на С-З.

Почему?

1. Здесь избыточное увлажнение.

2. Выступы Балтийского щита - твердые водоупорные горные породы.

3. Влияние древнего ледника.

– Ребята, Валдайская возвышенность, какое имеет происхождение?

(ледниковое, это морены).

– Ледник создал холмисто-грядовой рельеф, а ложбины - котловины залил озерами разных очертаний. Так вот, всего на Валдае более 600 озер, более 20 крупные и соединены они реками, которые представляют собой короткие протоки. А вот на юге Р.Р. много небольших соленых озер. Почему?

( Из-за климата Р.Р. ( высокие темпер. воздуха, повышенная испаряемость, мало осадков.)

– Найдите на карте озера.

(Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Имандра, Ильмень, Селигер, Баскунчак, Эльтон и др.)

– Ладожское озеро самое крупное в Европе. Ладога имеет красивую, но суровую природу. Здесь часты дожди, туманы, множество подводных камней, островов. На севере находится целый архипелаг из 50 островов, самый большой - Валаам. На побережье, на островах всюду валуны, ошлифованные ледником, торчащие глыбы гранита. Озеро - центр судоходства, рыболовства. Из озера вытекает одна река - Нева. (№ 50)

Литератор: 

В древние времена Ладожское озеро называлось Немо. Позднее его стали называть Ладожским, из-за находящегося здесь на берегу поселения Ладога. История нашей страны хранит немало событий, связанных с этим озером. Одно из них – Великая Отечественная Война. Через озеро провозили продовольствия для жителей осажденного Ленинграда, а из города вывозили жителей блокадного города. «Дорогой жизни » назывался этот путь.

Песня о Ладоге

Стихи В. Богданова

Музыка народная. Обработка Л. ШАЦА

Сквозь штормы, бури, через все преграды

Ты, песня Ладоги, лети!

"Дорога жизни" здесь пробита сквозь блокаду -

Родней дороги не найти.

Зимой машины мчались вереницей,

И лед на Ладоге трещал.

Возили хлеб для северной столицы -

И Ленинград нас радостно встречал.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в шторм и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Но знаем мы: жестокая блокада,

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

Растут и крепнут каждый день!

Ледовое побоище ( Чудское озеро)    слайд

1942

ГеографСевер Р.Р. - это край болот, особенно с-з часть равнины. Каковы

причины заболоченности?

( из-за рельефа, климата (избыточное увлажнение), влияния древнего ледника).

– Болото — это зло или добро? Ответы учащихся.

– Каково же значение болот, почему нельзя осушать все болота? Ответы:

1. Здесь идет очистка воды, это начало многих рек, т.е. находятся истоки рек.

2. Растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.

3. Образуется торф, который используют в качестве удобрения, топлива.

4. Б - места обитания водоплавающих птиц - уток, гусей, куликов и др.

Литератор:

Комментирование картин художника …

– В русских народных сказках на болотах всегда жили кикиморы, ведьмы, водяные, всякая нечисть. Так, болота связывали с бедой, с таинственностью, загадками, которые преподносила нам природа. Взгляните на картины Шишкина

« Полесье. Болото», Волкова «Пейзаж над болотом», Левитана « Вечер над болотом». Не правда ли, кажется, вот-вот и высунется из-за кочки что-нибудь этакое, необычное.

Географ

ЗАПИСЬ в тетрадь:

Характерные особенности Русской ( Восточно-Европейской равнины):

  1. Восточно-Европейская равнина -2 место в мире, после Амазонской

S-4 млн.кв.км ~ 25 % (17 млн.кв.км – РФ).

  1.  Протяженность с С - Ю на 2500 км, а с З-В более чем на 1000 км.
  2. В основе лежит древняя Восточно-Европейская равнина. платформа
  3. Рельеф: Возвышенности  -  Валдайская, Смоленске - Московская, Приволжская, Среднерусская, Тиманский
  4.  кряж, Северные Увалы;

     Низменности – Прикаспийская, Печорская

  1. самый благоприятный климат России: мягкая зима,  много осадков
  2. Внутренние воды: Реки – Волга (1место по длине в Европе, Кама, Ока, Печора, Северная Двина, Нева; Озера - Ладожское, Онежское, Чудское.

Литератор: Ребята, население на территории Русской равнины издавно славится изготовлением различных видами народного промысла: Вологодские кружева

Хохломская роспись

Деревянное зодчество

Музеи памятников архитектуры.

Туристический маршрут «Золотое кольцо», включающий древние города, расположенные на территории Русской равнины

Географ:

 Наша страна богата народными традициями; бережно хранит историю своего народа, которая тесным образом слилась историей своей столицы, городом Москвой. Так сложилось, что столица нашего государства находится в центре Р.Р. Москва – один из красивейших городов мира.

ЛИТЕРАТОР:

Стихотворение о Москве

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке – всe сорок сороков,

И реющих над ними голубков.

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята.

Часовню звездную – приют от зол -

Где вытертый от поцелуев – пол.

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил...

Ты не раскаешься, что ты меня любил.

М. Цветаева

Обобщение по уроку.

Географ: сегодня вы познакомились с ПТК – Русская равнина. Узнали ее особенности, богатства.

Литератор: природу описывали ученые, художники, поэты, писатели, композиторы. Вы познакомились с художественным образом природы Русской равнины.

ВЫВОД:

1. Русская  равнина- это крупнейшая физико-географическая страна на территории России.

               2. Русская равнина – душа, сердце России.

- Рефлексия

 - Что понравилось на уроке, нужно ли проводить такие уроки, какие были трудности?

- Выставление оценок, за работу на уроке.

- Д/З6 задание по конт. Карте раздать

Заключение

Чтение стихотворения о Родине «Край родной»

Край родимый, мы твои частицы,

На твоей ладони спят века.

Я на ней, как зёрнышко пшеницы,

На устах я – капля родника.

Ты нас учишь правде вдохновенно,

Твой восход у каждого в судьбе.

Я пишу одну строку, наверно,

Нашей общей книги о тебе.

Много нас, но ты у всех едина,

Встанем грудью, только позови.

Родина! Прими поклон от сына

И его признание в любви.

(Георге Водэ, пер. с молд. Р. Ольшевский)

Задание по контурной карте:

  1. Коричневым цветом печатными буквами подписать названия возвышенностей Восточно-Европейской равнины
  2. Зеленым цветом подписать названия низменностей Русской равнины
  3. Синим цветом подписать названия рек и озер Восточно-Европейской равнины.
  4. Выучить номенклатуру Русской равнины ( все крупные географические объекты)

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Восточно-европейская (русская) равнина" 8 класс

Разработка урока "Восточно-европейска (русская) равнина" 8 класс используется при изучении тем "Русская (Восточно-европейская) равнина", "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы", " Про...

План-конспект урока географии в 8 классе "Восточно-Европейская (Русская) равнина"

Урок создает образ Русской равнины, первого из изучаемых в 8 классе физико-географических районов, показывает ее уникальность, специфику, обеспечивает географическое восприятие через эмоциональную сфе...

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....

Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)

Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...

Восточно-Европейская (Русская) равнина

Изучение Восточно-Европейской (Русской) равнины , Одной из самых заначительных равнин земного шара, расположенной в пределах Восточной Европы...

Урок географии по теме "Восточно-Европейская равнина" с использованием ИКТ

Урок географии по теме "Восточно-Европейская равнина" с использованием ИКТ...

Разработка урока по теме "Восточно-Европейская (Русская равнина)" для 8 класса

Тема урока: «Восточно-Европейская (Русская) равнина». Класс 8 .Тип урока: изучения нового материала.Цели:Образовательная.Формировать представления и знания об особенностях природного ...