Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (5 класс)

Галыгина Александра Владимировна

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») (в действующей редакции), программ «География». Рабочая программа к УМК "Полярная звезда"/ В.П. Максаковский.- М.: Просвещение; ООП ООО ГБОУ СОШ с. Троицкое и Учебного плана школы.

Данная рабочая программа реализуется на основе УМК:

«География»  5-6 классы:

  • География 5-6 класс. Авторы: А.Н.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, «Просвещение»

Учебный предмет «География» входит в предметную    область «Общественно-научные предметы».

Учебный план Учреждения предусматривает изучение географии   на этапе основного общего образования:

-в 5 классе - 34 часа в год (1 час в неделю);

-в 6 классе - 34 часа в год (1 час в неделю);

-в 7 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю);

-в 8 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю);

-в 9 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю).

Общее число учебных часов за пять лет обучения – 272 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5-9_klass_alekseev.docx104.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова

с.Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области

 

«Рассмотрена»                                         на заседании  МО естественно-математического цикла» Руководитель МО:_________                  Шадыева Г.А.

Протокол № 1

от «31» августа 2021 г.

«Проверена»

Заместитель директора по УВР:______________

Красильникова Н.А.

«31» августа 2021 г. 

«Утверждена»

Директор школы: ______________

Фомин В.А.

Приказ № 112/2 - ОД  

от 31.08.2021 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

НА УРОВЕНЬ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ( 5-9 КЛАСС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») (в действующей редакции), программ «География». Рабочая программа к УМК "Полярная звезда"/ В.П. Максаковский.- М.: Просвещение; ООП ООО ГБОУ СОШ с. Троицкое и Учебного плана школы.

Данная рабочая программа реализуется на основе УМК:

«География»  5-6 классы:

  • География 5-6 класс. Авторы: А.Н.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, «Просвещение»

Учебный предмет «География» входит в предметную        область «Общественно-научные предметы».

Учебный план Учреждения предусматривает изучение географии        на этапе основного общего образования:

-в 5 классе - 34 часа в год (1 час в неделю);

-в 6 классе - 34 часа в год (1 час в неделю);

-в 7 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю);

-в 8 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю);

-в 9 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю).

Общее число учебных часов за пять лет обучения – 272 часа.

  1.  Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения учебного предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

           4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст

non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные УУД:

1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности

людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Базовый уровень

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

  1. Содержание учебного предмета

        5 класс

 Географическое изучение Земли 6 ч.

Введение. География  —  наука  о  планете  Земля. Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю. Практическая работа

Организация фенологических наблюдений в природе.

   Развитие географических знаний о Земле

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет,  Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель,  Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света — экспедиция Христофора  Колумба.  Первое  кругосветное  плавание  Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Практические работы

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.

Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя)

Земля — планета Солнечной системы 5 ч.

Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.

Следствия осевого вращения Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практические работы

Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.

Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.

       Изображения земной поверхности 11 ч.

       План и топографическая карта

Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.

Практическая работа

        Проведение полярной съёмки и составление плана местности.

Географические карты

Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практические работы

Определение направлений и расстояний на карте.

Определение географических координат точек на глобусе и картах.

Оболочки Земли 8 ч.

Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная  кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.

Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна  Мирового  океана.  Части  подводных  окраин  материков.

Срединно-океанические  хребты.  Ложе  океана,  его  рельеф.

Практические работы

Сравнение  свойств  горных  пород.

Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.

Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.

6 класс

Раздел 4. Оболочки Земли (продолжение)

Тема 5. Гидросфера — водная оболочка 10 ч.

Водная оболочка Земли и её состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

Части Мирового океана. Солёность и температура морской воды. Движение воды в Мировом океане: волны (ветровые и цунами), течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.

Воды суши. Реки: горные и равнинные. Части реки. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Источники. Гейзеры. Природные ледники: горные и покровные. Многолетняя мерз- лота. Человек и гидросфера. Вода — основа жизни на Земле.

Практические работы

Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.

Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану. 

Тема 6. Атмосфера — воздушная оболочка 10 ч.

Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение. Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности  от  угла  падения солнечных лучей. Нагревание воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Амплитуда температур.

Вода в атмосфере. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Распре- деление осадков на Земле.

Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты.

Погода, причины её изменения.

Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Практические работы

Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды.

Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов.

Тема 7. Биосфера — оболочка жизни 5 ч.

Биосфера — оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Живые организмы на суше.

Проблемы биосферы. Охрана биосферы.

Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека.

Раздел 5. Географическая оболочка 5 ч.

Понятие «географическая оболочка». Свойства географической оболочки. Природно-территориальный комплекс. Природная зональность и высотная поясность.

Почва: понятие, состав, строение. Типы почв. Охрана почв. Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО. Практическая работа

Составление списка интернет- ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.

7 класс

Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса 2 ч.

Раздел 1. Человек на Земле 6 ч.

Заселение Земли человеком. Современная численность  населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения и их географические особенности. Размещение населения. Понятие «плотность населения».

Народы и религии мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии.

Хозяйственная деятельность населения: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. География видов хозяйственной деятельности.

Города и сельские поселения. Многообразие стран, их основные типы. Культурно-исторические регионы мира. Практические работы

  1. Сравнительное описание численности и плотности населения стран по разным источникам информации.
  2. Определение и сравнение естественного прироста населения стран по источникам географической информации.
  3. Классификация стран по разным количественным показателям особенностей населения (естественному приросту, доле городского населения, религиозному и этническому составу).
  4. Определение по комплексным картам различий в типах хозяйственной деятельности населения стран разных регионов.

Раздел 2. Главные закономерности природы Земли 17 ч.

История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование континентальной и океанической земной коры. Платформы древние и молодые. Области складчатости. Формирование современных материков и океанов.

Климатообразующие факторы. Географическая широта как основной климатообразующий фактор. Воздушные массы: понятие, типы. Циркуляция атмосферы как важный климатообразующий фактор. Преобладающие ветры — пассаты тропических широт, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры  полярных  областей.  Влияние  на  климат  подстилающей  поверхности, океанических течений, абсолютной высоты местности и её рельефа.

Разнообразие климата на Земле. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.

Климатические карты. Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей.

Мировой океан и его части. Океан и атмосфера:  поверхностные водные массы, их типы; поверхностные течения. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы  Мирового океана.

Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны: особенности природы, ресурсы, освоение человеком. Южный океан.

Природные зоны Земли. Высотная поясность.

Практические работы

  1. Анализ физической карты и карты строения  земной  коры  с  целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
  2. Анализ разных источников географической информации с целью объяснения географического распространения землетрясений и современного вулканизма.
  3. Определение климатических характеристик территории по климатической карте.
  4. Составление схемы общей циркуляции атмосферы.
  5. Описание климата территории по климатограмме.
  6. Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном полушариях.
  7. Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим данным.
  8. Сравнение солёности поверхностных вод Мирового океана на разной широте по карте солёности поверхностных вод, выявление закономерности её изменения в широтном направлении.
  9. Выявление закономерностей распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков по физической карте мира.
  10. Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
  11. Сравнение высотных  поясов  гор  с  целью  выявления  зависимости их структуры от географического положения и абсолютной высоты.

Раздел 3. Материки и страны 34 ч.

Тема 1. Южные материки

Африка, Австралия и Океания, Южная Америка: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.

Антарктида: географическое положение и береговая линия, рельеф поверхности ледника и подлёдный рельеф, особенности климата и внутренних вод, органический мир. Открытие и исследования Антарктиды.

Практические работы

Выявление влияния географического положения на климат материка.

Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на примере одного из материков.

Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий материков на климат и природные комплексы.

Сравнение высотной поясности горных систем, выявление причин различий.

Сравнение населения южных материков по разным источникам географической информации.

Выявление природных, исторических и экономических причин, по- влиявших на плотность населения, на примере одного из регионов.

Определение средней плотности населения стран по статистическим данным.

Описание одной из стран по географическим картам.

Тема 2.  Северные  материки

Северная Америка и Евразия: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.

Практические работы

Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пояса.

Сравнение расположения природных зон Северной Америки и Евразии и выявление причин подобного расположения.

Комплексное географическое описание одной из природных зон материков.

Сравнение расположения южной границы распространения много- летней мерзлоты в Северной Америке и Евразии и выявление причин различий.

Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.

Определение и сравнение естественного прироста населения стран Азии и Европы по статистическим данным.

Анализ разных источников информации для составления характеристики населения страны.

Сравнение двух стран по заданным показателям.

Раздел 4. Взаимодействие природы и общества

Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охраны.

Глобальные проблемы человечества: продовольственная, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, экологическая. Проблема глобальных климатических изменений.

Практическая работа

Оценка последствий изменений компонентов природы в результате деятельности человека на примере одной из стран.

8 класс

Раздел 1. Географическое пространство России 10 ч.

Тема 1. Географическое положение и границы России

Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страны — соседи России.

Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Россия в мире.

Практическая работа

Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств.

Тема 2. Время на территории России

Россия на  карте  часовых  поясов  мира.  Карта  часовых  зон  России.

Местное, поясное и зональное время.

Практическая работа

Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон.

Тема 3. История  формирования,  освоения и изучения территории России

Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны.

Воссоединение Крыма.

Практические работы

Систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.

Объяснение ситуаций в контексте реальных событий.

Тема 4. Административно-территориальное устройство России.

Районирование территории

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации. Федеральные округа.

Районирование как метод географических исследований. Крупные районы России.

Практическая работа

Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий.

Раздел 2. Население России 12 ч.

         Тема 5. Численность населения

Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и её географических районов. Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности населения России.

Практическая работа

Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного прироста населения своего региона.

  Тема 6. Половой и возрастной состав населения

Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Практическая работа

Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.

        Тема 7. Народы и религии

Россия — многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Русский язык — язык межнационального общения. Крупнейшие народы России и их расселение.

География религий.

Практическая работа

Анализ статистических  материалов  с  целью  построения  картограммы

«Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации».

Тема 8. Территориальные особенности размещения населения

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими фактора- ми. Главная полоса расселения.

Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения.

Практическая работа

Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения.

   Тема 9. Миграции населения

Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды.

Природа России 26 ч.

   Тема 10.  Природные  условия  и  ресурсы

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по разным признакам.

Практические работы

Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации.

Оценка природно-ресурсного капитала одного из районов России по картам и статистическим материалам.

Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые пояса.

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа.

Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования.

Рельеф своей местности.

Практические работы

Сравнительное описание двух горных систем России по нескольким источникам информации.

Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны.

Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.

   Тема 12. Климат

Факторы, определяющие климат России. Географическая широта как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды. Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испаряемость. Коэффициент увлажнения.

Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические изменения на территории России.

Агроклиматические ресурсы. Климат своей местности.

Практические работы

Описание погоды территории по карте погоды.

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
  2. Оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
    Тема 13.  Внутренние  воды  и  моря

Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования.

Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.

Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России.

Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.

Практические работы

Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа.

Объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.

Тема 14. Почвы, растительный и животный мир

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв. Основные типы растительности России. Особенности животного  мира России: видовое  разнообразие;  факторы,  его определяющие.  Ресурсы  растительного и животного мира России.

Природно-хозяйственные зоны 12 ч.

Тема 15. Природно-хозяйственные зоны

Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах.

Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.

Практические работы

  1. Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России.
  2. Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах.
  3. Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации

9 класс

Раздел 1. Хозяйство России 22 ч.

  1. Тема 1. Общая характеристика хозяйства
  2. Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, факторы их формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения производства.

3) Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России. Производственный капитал России. Распределение производственного ка питала по территории страны.

  1. Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
  2. Топливно-энергетический комплекс: состав и значение в хозяйстве.
  3. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений топлива.
  4. Электроэнергетика: основные типы электростанций (включая станции, использующие возобновляемые источники энергии — ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, тепловые и гидроэлектростанции. Каскады ГЭС. Энергосистемы.
  5. Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России.

Практические работы

  1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
  2. Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны.
   Тема 3. Металлургия

Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии чёрных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России.

Практическая работа

Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия.

   Тема 4. Машиностроение

Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России.

Практическая работа

Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции.
  Тема 5.  Химическая  промышленность
Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России.

Практическая работа

Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука).
  Тема 6.  Лесопромышленный  комплекс
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесопромышленного комплекса. Факторы размещения пред- приятий. География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесопромышленного комплекса России.

Практическая работа

Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного  комплекса  до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
  Тема 7.  Агропромышленный  комплекс
Состав и значение в экономике страны.
Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития.
Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направления развития пищевой промышленности России.
Лёгкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лёгкая промышленность и окружающая среда. Направления развития лёгкой промышленности России.

Практическая работа

Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.  Тема 8. Инфраструктурный комплекс

Состав и значение в хозяйстве.

Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная система.

Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт: особенности, география, влияние на окружающую среду, направления развития.

Связь: состав и значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи в России.
География туризма и рекреации.
Наука и образование: значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления развития науки и образования.

  Раздел 2. Регионы России 38 ч.

Темы 9—17. Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток
Европейская и азиатская части России: территория, географическое положение, природа, население, хозяйство.
Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток: состав и географическое положение, особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.
Практические работы
Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации.
Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям.
Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
Оценка туристско-рекреационного потенциала региона.

   Раздел 3. Россия в мире 1 ч.

Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в мировой торговле. Россия в системе мировых транспортных коридоров. 

  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания (модуля «Школьный урок») с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Деятельность учителя с учётом программы воспитания  (модуля  «Школьный урок»)

5 класс

1

Географическое изучение  Земли.

6

  • формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям;
  •  применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию;
  • воспитание осознанного отношения к прошлому и настоящему человечества патриотизма, формирование;

  • организация групповой работы или работы в парах с целью воспитания толерантности, уважительного отношения к чужому мнению, отстаивания собственной точки зрения в корректной форме.

Зачем нам география и как мы будем её изучать. Как люди открывали Землю.

3

Российские путешественники. География сегодня.

2

Контрольная работа №1

1

2

Земля- планета Солнечной системы.

5

  • повышение  интереса учащихся к изучению предмета, формирование научного  мировоззрения;
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
  • воспитание информационной культуры и информационной безопасности (уроки онлайн, видео-лекции, использование программ-тренажеров, тестов, мультимедийных презентаций, фильмов, проведение учебных занятий на платформе РЭШ).

3

Изображение земной поверхности.

11

  • побуждение соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • воспитание инициативности, развития познавательной активности, творческих способностей обучающихся

( уроки – путешествия);

  • воспитание информационной культуры и информационной безопасности (использование мультимедийных презентаций,  проведение учебных занятий на платформе Инфоурок);
  • воспитание инициативности, развития познавательной активности, творческих способностей обучающихся (уроки – путешествия, уроки-исследования и др.).

Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте.

3

Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты.

4

Контрольная работа, практические работы по теме

4

4

Оболочки  Земли. Литосфера.

8

  • побуждение соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • воспитание инициативности, развития познавательной активности, творческих способностей обучающихся

( уроки – путешествия);

  • воспитание информационной культуры и информационной безопасности (использование мультимедийных презентаций,  проведение учебных занятий на платформе Инфоурок);
  • воспитание инициативности, развития познавательной активности, творческих способностей обучающихся (уроки – путешествия, уроки-исследования и др.).

Земная кора верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы, полезные ископаемые Самарской области.

3

Движение земной коры

2

Рельеф Земли. Литосфера и человек.

3

5

Резервное время

4

Итого:

34

6 класс

1

Гидросфера  —  водная  оболочка  Земли 

10

  • формирование основ экологической культуры на примере значения и охраны пресных вод;
  • воспитание любви к прекрасному, к природе, к родному краю (занятия-экскурсии, занятия в музеях и т.д.);
  • формирование экологически сообразного поведения;
  • воспитание инициативности, развития познавательной активности, творческих способностей обучающихся (деловые игры, уроки – путешествия, мастер-классы, уроки-исследования и др.)

Состав и строение гидросферы

1

Мировой океан. Воды океана.

4

Реки Земли

2

Озера, подземные воды и ледники.

2

Гидросфера и человек.

1

2

Атмосфера  —  воздушная  оболочка  Земли  

10

  • формирование основ экологической культуры на примере выяснения причин загрязнения  атмосферы;
  • воспитание любви к прекрасному, к природе, к родному краю (занятия-экскурсии, занятия в музеях и т.д.);
  • формирование экологически сообразного поведения;
  • воспитание инициативности, развития познавательной активности, творческих способностей обучающихся (деловые игры, уроки – путешествия, мастер-классы, уроки-исследования и др.)

Состав и строение атмосферы

1

Тепло в атмосфере

2

Атмосферное давление. Ветер.

2

Влага в атмосфере.

2

Погода и климат

2

Атмосфера и человек.

1

3

Биосфера  —  живая  оболочка  Земли  

5

  • формирование познания характера, сущности и динамики главных природных, экологических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества.

4

Географическая  оболочка  

5

  • формирование экологической культуры на примере охраны пресных вод и вод Мирового океана, атмосферы;
  • формирование познания характера, сущности и понимание динамики главных природных, экологических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • осознание главных особенностей взаимодействия природы и общества.

5

Резервное время

4

Итого:

34

7 класс

1

Введение. Что  изучают  в  курсе  географии  7  класса  

2

  • побуждение соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
  • организация групповой работы или работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик;
  • воспитание любви к прекрасному, к природе,  к родному краю.

2

Человек  на  Земле  

6

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
  • формирование патриотического, нравственного, экологического и экономического мышления учащихся, их личностных качеств, воспитание любви к Родине, уважения к её уникальной природе, природным ресурсам, культуре и религии народов, населяющих страну;
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
  • организация групповой работы или работы в парах с целью воспитания толерантности, уважительного отношения к чужому мнению, отстаивания собственной точки зрения в корректной форме.

Заселение Земли человеком. Население современного мира. Народы, языки и религии мира.

3

Города и сельские поселения.

1

Многообразие стран мира. Хозяйственная деятельность людей

2

3

Природа  Земли  

12

  • формирование основ экологической культуры на примере выяснения причин загрязнения  атмосферы;
  • воспитание любви к прекрасному, к природе, к родному краю (занятия-экскурсии, занятия в музеях и т.д.);
  • формирование экологически сообразного поведения;
  • воспитание инициативности, развития познавательной активности, творческих способностей обучающихся (деловые игры, уроки – путешествия, мастер-классы, уроки-исследования и др.)
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. 

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.

3

Тепло на Земле. Атмосферное давление. Распределение влаги на поверхности Земли. Воздушные массы и их свойства.

3

Климат и климатические пояса. Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли. Реки и озера Земли.

4

Растительный и животный мир Земли

1

Почва как особое природное образование.

1

4

Природные  комплексы  и  регионы  

5

  • формирование экологически сообразного поведения;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • воспитание информационной культуры и информационной безопасности (уроки онлайн, видео-лекции, использование программ-тренажеров, тестов, мультимедийных презентаций, фильмов);
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения.

5

Материки  и  страны  

34

  • воспитание уважения и терпимости к разным народам, к людям, независимо от расовой принадлежности;
  • создание доброжелательной атмосферы в классе;
  • прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов;
  • раскрытие познания характера, сущности и динамики главных природных, экологических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира.
  • воспитание информационной культуры и информационной безопасности (уроки онлайн, видео-лекции, использование программ-тренажеров, тестов, мультимедийных презентаций, фильмов);
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения.

Африка

5

Охрана окружающей среды

1

Австралия

3

Южная Америка

5

Страны мира

1

Антарктида

5

Северная Америка

5

Евразия

5

Страны мира

5

6

Заключение

1

  • побуждение соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения. 

7

Резервное время

8

Итого:

68

8 класс

1

Географическое  пространство  России  

10

  • глубокое и всестороннее изучение России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование патриотического, нравственного, экологического и экономического мышления учащихся, их личностных качеств, воспитание любви к Родине, уважения к её уникальной природе, природным ресурсам, культуре и религии народов, населяющих страну;
  • формирование и развитие осознанного отношения к прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • побуждение соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Изучение географии России.

1

Географическое положение России. Границы и страны- соседи России.

3

Время на территории России

2

История формирования, освоения и изучения территории России. Изменение границ России на разных исторических этапах.

2

Административно- территориальное устройство России. Районирование территории.

1

Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО.

1

2

Население  России  

12

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
  • формирование патриотического, нравственного, экологического и экономического мышления учащихся, их личностных качеств, воспитание любви к Родине, уважения к её уникальной природе, природным ресурсам, культуре и религии народов, населяющих страну;
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
  • организация групповой работы или работы в парах с целью воспитания толерантности, уважительного отношения к чужому мнению, отстаивания собственной точки зрения в корректной форме.

Численность населения. Воспроизводство населения. Половой и возрастной состав.

4

Народы и религии

2

Территориальные особенности размещения населения

1

Городские и сельские поселения. Урбанизация.

2

Миграция населения

2

Трудовые ресурсы

1

3

Природа  России  

26

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания совей точки зрения;
  • глубокое и всестороннее изучение России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование патриотического, нравственного, экологического и экономического мышления учащихся, их личностных качеств, воспитание любви к Родине, уважения к её уникальной природе, природным ресурсам, культуре и религии народов, населяющих страну;
  • формирование и развитие осознанного отношения к прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • формирование экологически сообразного поведения;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
  • организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эпохи складчатости. Геологическая карта

1

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

5

Климат

3

Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

3

Моря, омывающие Россию

2

Внутренние воды и водные ресурсы. Роль рек в жизни населения и развития хозяйства России

5

Почвы, растительный и животный мир

2

Рациональное природопользование

3

Природно- территориальные комплексы

2

4

Природно-хозяйственные  зоны  и  районы  

12

  • глубокое и всестороннее изучение России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование экологически сообразного поведения;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Природные зоны

5

Хозяйственная деятельность населения

2

Природные районы России

5

5

Родной  край  

2

  • формирование патриотического, нравственного, экологического и экономического мышления учащихся, их личностных качеств, воспитание любви к Родине, уважения к её уникальной природе, природным ресурсам, культуре и религии народов, населяющих страну;
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
  • организация групповой работы или работы в парах с целью воспитания толерантности, уважительного отношения к чужому мнению, отстаивания собственной точки зрения в корректной форме.

6

Резервное время

6

Итого:

68

9 класс

1

Хозяйство  России  

22

  • организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
  • глубокое и всестороннее изучение России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование экологически сообразного поведения;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Особенности хозяйства России

2

Национальное богатство России

1

ТЭК

4

Металлургия

2

Машиностроение. Химическая промышленность. Лесной комплекс.

5

Агропромышленный комплекс

3

Инфраструктурный комплекс

5

2

Регионы  России  

38

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях;
  • формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
  • организация групповой работы или работы в парах с целью воспитания толерантности, уважительного отношения к чужому мнению, отстаивания собственной точки зрения в корректной форме.

Центральная Россия

5

Москва- столица России

1

Европейский Северо-Запад

4

Европейский Север

5

Европейский Юг

4

Поволжье

5

Урал

4

Сибирь

5

Дальний Восток

5

3

Россия в мире. Заключение

1

  • побуждение соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения.

4

Резервное время

7

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...