Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»
план-конспект урока по географии (10 класс)

Логутенкова Олеся Владимировна

Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_kl.docx351.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебно-методический комплекс «Вентана - Граф»

Класс: 10

Тема урока: «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения» 

Цель: знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «депопуляция», «демография», с численностью населения мира, ее динамикой, демографической политикой государств мира;
  • учить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли в целом, а также в отдельных регионах и странах;
  • объяснять различия в естественном приросте населения отдельных стран и регионов мира;
  •  формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;

Развивающие:

  • развивать у учащихся творческое мышление;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.

Воспитывающие:

  • воспитывать информационную культуру;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • оценивать уровень своих знаний и знаний товарищей.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, обучение на основе «проблемных ситуаций».

Методы и приемы:

  • словесный (фронтальная беседа),
  • наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира», видеофрагмент «7 млрд. человек»),
  • практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),
  • исследовательский
  • оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).

Новые термины и понятия: демография; естественное движение населения; два типа воспроизводства населения; демографическая ситуация; демографический взрыв и демографический кризис, демографическая политика.

Оборудование: учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 класс О.А. Бахчиева, географический атлас для 10 класса, презентация «Численность населения мира. Воспроизводство населения», видеофрагмент «7 млрд. человек», компьютер.

Ход урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организация начала урока

- Здравствуйте. Ребята, вы видите в классе много гостей, и для того, чтобы нам активно и плодотворно поработать, пожмите друг другу руки.

- Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас обязательно должен быть учебник, атлас.

2

Актуализация знаний

- Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте с вами вспомним понятия:

1.География -  

2.На какие направления подразделяется география как наука?

3.Что является предметом изучения физической географии? 

4.Что является предметом изучения экономической и социальной географии? 

Учитель. Итак, мы выяснили, что главные предметы изучения науки географии – это природа слайд 1, хозяйство (щелчок), население (щелчок).

- Назовите термин данному определению:

Совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо её части.

СЛАЙД БЕЛЫЙ 2

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- А точнее?

Учитель. Совершенно верно. Тема нашего урока звучит так: Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения. (открываю тему на доске).

 На рабочих листах запишите тему урока.

- А какие цели мы поставим перед собой?  

- А также мы узнаем, какие типы воспроизводства существуют, что такое демографическая политика, демографический переход.

1.Наука о Земле.

2.Физическая география и экономическая и социальная география.

3. Природа.

4. Хозяйство (экономика) и население.

 Население.

- О населении.

  

- Мы узнаем  численность населения мира?

- Что такое воспроизводство и как оно связано с населением? И т.д.

3.

Изучение нового материала

Учитель. Ваш класс разделён на исследовательские группы. У каждого участника группы есть рабочий лист, внутри которого лежит инструктивная карточка с заданиями. С помощью учебника, карт атласа, дополнительного материала каждый участник группы должен выполнить задания. На выполнение отводится 5 минут. Через 5 минут каждая группа должна озвучить результаты своего исследования.

 Первая группа работает по теме «Численность населения».

Вторая группа занимается изучением вопроса «Воспроизводство населения».

Третья группа исследует вопрос о Типах воспроизводства населения.

Четвертая группа расскажет нам о «Демографической политике и теории демографического перехода.»

Изучив эти темы, мы сможем ответить на вопрос: Что происходит с населением мира? (проблемный вопрос)

Начинаем работу. Работаем в группах, помогаем друг другу.

Звучит медленная музыка.

СЛАЙД 3

Учитель. Время вышло. Группы готовы озвучить результаты своей работы, отвечать. Читаем по очереди задания и отвечаем на них.

А пока одна группа представляет результаты своего исследования, остальные группы делают записи в своих рабочих листах.

Группа 1. «Численность населения»  (стр. 62, п.1)

СЛАЙД 4

1.На основе анализа рисунка 1, сделайте вывод о том, как менялась численность населения мира в историческом развитии общества. Какой период можно выделить.  (Требую полных ответов).

2.Какова численность населения мира?

Учитель: А как вы думаете, в какой стране появился первый 7-ми миллиардный житель?

Учитель: Первый 7-ми миллиардный житель появился в России в г. Калининграде.  

Видео

(СЛАЙД 5, ПОТОМ ЧИСТЫЙ СЛАЙД 6)

Учитель. А мы продолжает работать по теме «Численность населения». Итак, третий вопрос.

3.Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре.

Учитель. Как часто проводится перепись населения?

Учитель. Об истории переписи населения нам расскажет (с места)

4.Записать 10 государств по численности населения, начиная с наибольшей (Рис. 2.)

Учитель. Проверьте правильность распределения стран в соответствии со слайдом. 

(После ответа детей Слайд 7)

- А теперь покажите страны на карте.

Учитель.  По данным ООН, последние 30 лет увеличение населения происходит особенно быстро. Каждые 12 лет на Земле становится на 1 миллиард человек больше. Рубеж в 8 миллиардов население планеты преодолеет в 2024 году.

Учитель. Обратите внимание на слайд (СЛАЙД 8). По предварительным данным к 2030 году в 10-ку крупнейших стран по численности населения войдут: Индия, Китай, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Бангладеш, Нигерия, Мексика, Эфиопия.

- Что вы заметили?

Учитель. Итак, мы сказали, что узнать точное количество населения мы можем по итогам переписи населения. Но используя современные информационные технологии, а именно интернет, мы можем узнать численность населения. Например, используя сайт  «Счетчик населения».  

СЛАЙД 9

Вот данные на 1 ноября 2022 г.

Численность населения составляет ________

Количество родившихся, умерших, а также количество женщин, мужчин.

СЛАЙД 10 БЕЛЫЙ

Учитель. И последний вопрос 1-й группы.

Проблемы связаны с ростом численности населения?  Это последний вопрос 1-й группы.

(Полным ответом)

.Проанализировав рисунок 1, можно сделать вывод о том, что численность население постоянно изменялась. Причем с 1600 года начинается резкое увеличение численности населения.

2.Более  7 млр. человек

Ответы детей.

- Перепись

(1 раз в 5 лет или 10 лет).

Считается, что первая перепись в ее современном понимании была проведена в 1790 году в США. Однако элементы переписи существовали в период раннего Средневековья. Более того, можно говорить о «прапереписях» в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Японии. И все это начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры!

C:\Users\User\Desktop\новое 10 кл\10 стран по численности населения.jpg

C:\Users\User\Desktop\новое 10 кл\10 стран по численности населения Прогноз.jpg

-

Нет России.

Нехватка пресной воды, земельных угодий, дефицит ресурсов и т.д.

Учитель. Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. А что же такое воспроизводство расскажет нам 2-я группа.

Группа2. «Воспроизводство населения»  (стр.62-63, п. 2)

1.Дайте определения для демографических процессов: воспроизводство населения, рождаемость, смертность.

2.Дайте определения для демографических процессов: естественный прирост, демографический кризис, демографический взрыв.

3.Перечислите факторы, влияющие на демографические процессы.

4.По карте определите, где расположены районы с наибольшей рождаемостью, наименьшей рождаемостью (атлас, стр. 14). Показать на карте.

5. По карте определите, где расположены районы с наибольшей смертностью, наименьшей смертность (атлас, стр. 14). Показать на карте.

Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста,

Рождаемость – количество родившихся на 1000 человек за 1 год.

Смертность – количество умерших на 1000 человек за 1 год

Естественный прирост – разница между родившимися и умершими.  

Демографический кризис – процесс, при котором смертность превышает рождаемость.

Демографический взрыв – сверхвысокие темпы роста численности населения.

Социально- экономические: уровень жизни, материальные условия, рост городов; природные – чрезвычайные ситуации (цунами, землетрясения и т.д.);  войны и т.д.

С наибольшей рождаемостью: Нигер, Мали.

С наименьшей рождаемостью: Япония, Южная Корея, Канада, Куба.

Наибольшей смертностью: ЮАР, Украина.

Наименьшая смертность: Алжир, Ливия, Саудовская Аравия.

Учитель.  Спасибо, ребята! Первая группа предоставила результаты исследования о численности населения, вторая группа о воспроизводстве населения, а третья группа предоставит нам сведения о типах воспроизводства.

Группа 3. «Типы воспроизводства населения» (стр. 63 – 65, п. 3, 4)

Таблица на доске, закрыта

1.Расскажите об особенностях I типа воспроизводства населения.

2.Расскажите об особенностях II типа воспроизводства населения.

3.На основе анализа картосхем (рисунок 3), сделайте вывод о райoнах распространения I типа воспроизводства. Показать на карте.

 4. На основе анализа картосхем (рисунок 3), сделайте вывод о райoнах распространения II типа воспроизводства населения.

Показать на карте.

5.От каких факторов зависит естественный прирост населения?  

I тип воспроизводства населения: низкая рождаемость, смертности естественного прироста.

II тип воспроизводства населения: высокая рождаемость, высокий естественный прирост, низкая смертность.

I тип воспроизводства населения характерен для стран: Европы и Северной Америки (развитые страны).

II тип воспроизводства населения характерен для стран: Азии, Африки, латинской Америки (развивающиеся страны).

От увеличения рождаемости и уменьшения смертности.

Учитель. В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. С этим вопросом работала 4-я группа.

Группа 4. «Демографическая политика. Теория демографического перехода».

(п. 5,6, стр. 65-70)

1.Что такое демографическая политика?

2.На что направлена демографическая политика в странах первого типа воспроизводства.

3.На что направлена демографическая политика в странах второго типа воспроизводства.

Учитель. В современной демографии исторически обусловленная смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода. С этим нас познакомит ……. (опережающее задание – п. 6 стр. 69.)

СЛАЙД 11 – портрет

СЛАЙД 12 – таблица

ПОСЛЕ СООБЩЕНИЯ СЛАЙД 13 БЕЛЫЙ

Учитель. Спасибо за полезную информацию. 

- А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Назовите.

Учитель. Как вы думаете, мы достигли целей урока?

- Что нового узнали?

- С какими понятиями мы познакомились?

- Давайте сделаем вывод: Что происходит с населением мира? 

Учитель: (ВЫВОД) Совершенно верно. Население мира увеличивается. Мы узнали, что рождаемость увеличивается, смертность уменьшается. Этому способствует демографическая политика, которую проводят многие страны мира.

(Демографическая политика – система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.)

Направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, стимулирующие экономические меры: единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др.)

Направлена сокращение рождаемости и естественного прироста населения. Это Китай и Индия.

Да.

Ответы детей

(Понятия на доске.)

Увеличивается рождаемость, уменьшается смертность.

4

Актуализация знаний, полученных в 9 классе.

Учитель. А что же происходит у нас в России? Давайте разберемся, опираясь на ранее изученный материал. 

Вспомните, какова численность населения России?

Учитель. Назовите демографические процессы в России: рождаемость, смертность, естественный прирост.

 

Учитель. А кто знает, какова численность населения нашей области?

Учитель. Назовите демографические процессы в Смоленской области.

Учитель. А кто знает, какова численность населения Рославльского района?  

Учитель. А какова рождаемость, смертность в нашем районе?

Учитель. Вот такие интересные и одновременно плачевные факты о демографической ситуации в нашей области и нашем районе.

- По численности населения РФ занимает 9 место в мире – 146 млн. человек.

Рождаемость низкая, смертность невысокая, естественный прирост нулевой (0,2 -> 0)

Численность населения Смоленской области составляет 873451 чел.

Уменьшение численности населения.

57870 чел.

Уменьшение численности населения.

5

Подведение итогов урока.

Учитель. На самом деле мы сегодня исследовали большой объём информации. Что же вы  запомнили на уроке? Для этого предлагаю выполнить итоговый тест. Он находится на вашем рабочем листе.

Здесь 5 вопросов, ответы на которые надо записать в конце теста. Приступайте к выполнению теста.

Итоговый тест.

1. Какова численность населения земного шара :

1) 5 млрд. чел 2) 6 млрд. чел 3) более 6,5 млрд чел 4) более 7 млрд чел.

2. Главной причиной роста численности населения Земли является:

  1. высокая рождаемость 2) низкая смертность 3) превышение рождаемости над смертностью

3. В каких странах мира демографическая политика направлена на увеличение естественного прироста?

1) с первым типом воспроизводства населения;

2) со вторым типом производства населения;

3) с любым типом воспроизводства населения;

4. Определите правильную характеристику второго типа воспроизводства населения:

1) высокие показатели рождаемости и естественного прироста, низкие показатели смертности

2) высокие показатели рождаемости и смертности, низкие показатели естественного прироста

5.Уменьшение численности населения в результате увеличения продолжительности жизни, увеличения смертности при слишком низкой рождаемости – это….

6

Оценивание работы на уроке

Учитель. Сравните свои ответы с ответами на слайде.

На СЛАЙДЕ 13:

5 из 5 – «5»

4 из 5 – «4»

3 из 5 – «3»

2 из 5 – «2»

Учитель. А теперь поставьте себе оценку СЛАЙД 14. Если все ответы правильные, поставьте себе 5, и т. д.

Учитель. Поднимите руки те, кто справился со всеми заданиями?

- А кто поставил себе оценку «4»?

- Кто оценил свою работу на «3»?

- А есть ли такие, кто не справился с заданиями?

7

Домашнее задание (разно уровневое)

- Ребята, на своих рабочих листах вы видите домашнее задание. Оно разно уровневое.

Выполните то задание в зависимости от того, какую оценку желаете получить.

СЛАЙД  С ДЗ

На «5» - стр. 62-71 – читать и пересказывать, п. 7 – самостоятельно, стр. 91, зад. 4,5.

На «4» - стр. 62-71 – читать и пересказывать, п. 7 – самостоятельно; работа в контурных картах.

На «3» - стр. 62-71 – читать и пересказывать, п. 7 – самостоятельно.

8

Рефлексия.

- Надеюсь, урок вам понравился. Я очень довольна нашей работой. Особенно хочу отметить работу _____ групп и отдельные оценки поставить ___________.

А если вы хотите познакомиться с дополнительной информацией о населении мира, вы можете найти ее в книгах, энциклопедиях и журналах. После урока я предлагаю вам познакомиться с материалами раздела «Это интересно».

- Интересно, что небольшое государство Катар попало в Книгу рекордов Гиннеса в номинации «Дефицит женщин». В этой стране на 100 женщин приходится 265 мужчин.

Надеюсь, что в нашей стране никогда не будет дефицита женщин.

Крепкого вам здоровья, сил, творческого вдохновения, талантливых и благодарных учеников, и конечно же, мирного неба над головой!

9

Итог урока.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс по теме:Финикийские мореплаватели.Урок разработан  в соответсвии технологии развивающего обучения. Разработана технологическая карта урока и приложени...

«Изменение численности населения мира и воспроизводство населения»

Методическая разработка урока географии 10 класс...

Технологическая карта урока в 9 классе по теме: "Население Европейского Севера"

Технологическая карта для изучения населения и народных промыслов народов Европейского Севера России...

Технологическая карта урока: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне"

Открытый урок в 5 классе по теме: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне" в соответствии с ФГОС...