Имена существительные на географической карте
методическая разработка по географии (6 класс)

Тельнова Мария Алексеевна

Конспект бинарного открытого урока с презентацией "Имена существительные на географической карте" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.72 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx17.3 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku2.pptx147.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Имена существительные на географической карте»

Класс: 6.

Цель: закрепить умения работы с географическими картами; сведения об именах существительных, изученных в 5-ом классе.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в разных видах деятельности.

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

— развитие самостоятельности и личной ответственности при групповой работе.

Задачи, направленные на достижение  метапредметных  результатов обучения:

— развитие умений работать с информацией, сбор, систематизация и использование информации.

— формирование умения целеполагания, умения планирования достижения  целей.

— формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников.

— освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

— развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Задачи, направленные на достижение предметных  результатов обучения:

— закрепление умений работы с географическими картами.

-закрепление правописания имён собственных, орфограмм.

-работа над устранением грамматических ошибок при склонении топонимов.  

 

Оборудование: атласы, раздаточный материал, презентация.

 

«Имена существительные на географической карте».

Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе

 

Х о д     у р о к а

(АЮ) - Здравствуйте, ребята, коллеги, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.  Мы надеемся, что занятие будет для вас познавательным, интересным.

— Сегодня у нас необычный урок, мы совместим 2 предмета: географию и русский язык. Сейчас вам предстоит самостоятельно определить тему нашего занятия.

(МА) - С чем у вас ассоциируется география? (путешественники и т.д.)

- А что делают путешественники? (путешествуют)

 Давайте представим, что сегодня мы с вами путешественники

- Без чего невозможно любое путешествие? (карта, атлас, компас и т.д.)

- Действительно, мы не можем совершить путешествие без карты.  

Для вас сегодня помощниками в путешествии будут служить карта и маршрутный лист.

- А что есть  на карте мы узнаем, отгадав загадки.

Течет, петляет тут и там

И по полям, и по лугам,

Водой омыты берега.

Что это, знаешь ты? (Река)    

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.      (Остров)  

В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.
(Пустыня)                                

Плещут волны на просторе,

Берегов не видно в … .

(Море)

Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век
Даже самым жарким летом
На её вершине снег!                   (Гора)

Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – …
(Город)

 

(АЮ)- Словами какой части речи являются названные Вами отгадки? (имена          существительные)

- Как вы думаете, какой будет тема нашего необычного урока?

- ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  на  ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ.    

Запишите тему урока в маршрутном листе

(МА)- Исходя из темы урока, какие знания нам требуются, чтобы путешествие прошло удачно?

- уметь работать с географическими картами:

- уметь определять географические координаты, расстояния, стороны горизонта;

- повторить сведения об именах существительных,

- уметь грамотно писать,  

- уметь работать в группе.

Как вы могли заметить, путешествовать мы будем в группах

- вспомним, как мы должны работать в группах

(АЮ) - Первый город, куда мы отправляемся – это

Город Родогорск                      

  1. На каждую букву слова подберите существительные: на согласную букву – сущ. м.р., на гласную – сущ.  ж.р. или  ср.р., связанные с географией.

(МА) – Для помощи используйте карту. Помните, что время выполнения задания ограничено.

Г   -  город,
Е   - Евразия
О   - озеро
Г   -  Ганг
Р   -  Рим
А  -  Аргентина,Аляска                                  
Ф  -  форт
И  -  Индия
Я  -  Ява, Якутия

(АЮ) Город Орфоград          

2. Написать правильно слово,

 

(Ээ/Ии)льбру…;  (Бб)…йкал;   (Сс)анкт — (Пп)…тербур…; (Мм)…сква;                

(Вв)л…див…сток, (Ее/Ии)н…сей

                                                                           Правильный ответ:

(МА) Найти  и подчеркнуть объект на географической карте.

(АЮ) Посёлок «Пунктоград»            

3.

Соедините две части сложного предложения с помощью союзов И, А, НО. Части находите по смыслу. Запишите получившиеся сложные предложения. Правильно расставьте запятые. Подчеркните главные члены предложения.

1.     Половину площади всего Мирового океана занимает Тихий океан...   

2.     Северный Ледовитый океан является самым маленьким по площади...  

3.     В Африке круглый год стоит жаркая погода...     

4.     Материк Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии...   

А) на побережье Антарктиды летняя температура поднимается лишь до нуля градусов. 

Б) граница между ними проходит условно. 

В) температура воды в нём считается самой холодной.

Г) он славится не только своим величием, но и глубиной. 

                                                      Проверка:

( МА)Посёлок «Самый, самый»          

4.   «Самый, самый» (назвать географический объект)       (отвечают устно)

1. Самый большой по площади материк (Ивразия)

2. Самый большой по площади океан? (тихий)

3. Самое большое по площади государство? (Росия)

4. Самый большой по площади остров? (Гринландия)

5. Самое глубокое озеро? (Баикал)

6. Самое большое по площади озеро (Каспиское море)

7. Самый маленький по площади материк (афстралия)

8. Самая большая по площади пустыня? (Сафара)

(АЮ) 4.1. Перед вами на слайде все объекты, которые вы называли. Посмотрите внимательно, всё ли Вам нравится? (исправляют ошибки)                      

Ивразия, тихий, Росия, Гринландия,  Баикал, Каспиское море, афстралия, Сафара.

Правильный ответ:

Чтобы немного отдохнуть, устроим привал.                  

ПРИВАЛ (физминутка)                                                    

(АЮ) Город Грамматьевск       (  Восстановите текст)                                        

Во время путешествия мы попали под ливень, и часть наших путевых заметок стало невозможно прочесть.

Мат_рик,  на к_тором мы ж_вем – это_________________. Он  зан_ мает большую част(?) всей суши пл_неты. Он почти вес(?) находит(?)ся  в _______________________  полушарии. Он состоит из двух частей света: _____________ и ______________. Природа

мат_рика  разн__бразна: от арктич_ских  пустынь до вечн_зеленых   л_сов.  Здесь пр_ ж_вает около 2/3  нас_ления  з_много шара.

Правильный ответ:

(МА) - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Как вы считаете, можно и нужно ли использовать знания по русскому языку в географии?                        

В чём именно понадобились эти знания?                                                                                                            

(АЮ) - Мы рады, что на протяжении всего урока Вы были внимательны. Мы надеемся, что урок сегодня получился продуктивным и не прошёл зря.  Мы хотим сказать вам спасибо за умение слаженно работать, за Ваше стремление к поиску нового.

- В одной притче Король сказал: «Тогда суди себя сам…» Это самое трудное – судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Мы предлагаем вам оценить свою работу на уроке, закончив предложения в маршрутном листе и выставив себе оценку за урок, опираясь на критерии, которые лежат перед вами.

«Мы научились……………………………………………

«Самым трудным оказалось………………………………….                              

«Самым интересным было………………………………………….

 

Рефлексия

Спасибо за урок!                                              



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Тема урока: «_____________________________________________________________»                          

                                     Город Родогорск                      

Задание 1.1. На каждую букву слова подберите существительные: на согласную букву – сущ. м.р., на гласную – сущ.  ж.р. или  ср.р.

Г   - _____________________________________________________________ 
Е   - _____________________________________________________________
О   - _____________________________________________________________
Г   - ______________________________________________________________
Р   - ______________________________________________________________ 
А  - ______________________________________________________________
Ф  -______________________________________________________________  
И  -______________________________________________________________
Я  -______________________________________________________________  

Город Орфоград      

Задание 2. Написать правильно слово

(Ээ/Ии)льбру…                                                      (Мм)…сква                

(Бб)…йкал                                                              (Вв)л…див…сток

 (Сс)анкт — (Пп)…тербур…                                (Ее/Ии)н…сей

Посёлок «Пунктоград»

Задание 3. Соедините две части сложного предложения с помощью союзов И, А, НО. Части находите по смыслу. Запишите получившиеся сложные предложения. Правильно расставьте запятые. Подчеркните главные члены предложения.

1.     Половину площади всего Мирового океана занимает Тихий океан...   

2.     Северный Ледовитый океан является самым маленьким по площади...  

3.     В Африке круглый год стоит жаркая погода...     

4.     Материк Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии...   

А) на побережье Антарктиды летняя температура поднимается лишь до нуля градусов. 

Б) граница между ними проходит условно. 

В) температура воды в нём считается самой холодной.

Г) он славится не только своим величием, но и глубиной. 

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посёлок «Самый, самый»

Задание 4. Запишите правильные ответы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Город Грамматьевск

Задание 5.  Восстановите текст                                        

Мат_рик,  на к_тором мы ж_вем – это_________________. Он  зан_ мает большую част(?) всей суши пл_неты. Он почти вес(?) находит(?)ся  в _______________________  полушарии. Он состоит из двух частей: _____________ и ______________. Природа

мат_рика  разн__бразна: от арктич_ских  пустынь до вечн_зеленых   л_сов.  Здесь пр_ ж_вает около 2/3  нас_ления  з_много шара.

Рефлексия

Задание. Закончите предложения.

«Мы научились……………………………………………

«Самым трудным оказалось………………………………….  

                           

«Самым интересным было………………………………………….

Свою работу на уроке  мы оцениваем:

В группе на отметку «___»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Течет, петляет тут и там И по полям, и по лугам, Водой омыты берега. Что это, знаешь ты? РЕКА

Слайд 2

Суши маленький кусочек, – Но бывает иногда Он большим, и даже очень, А вокруг всегда вода. ОСТРОВ

Слайд 3

В ней песков большие груды Называются барханы, И по ним идут верблюды, Растянувшись караваном. (Пустыня)

Слайд 4

Плещут волны на просторе, Берегов не видно в … . (Море)

Слайд 5

Ну, конечно, чудо это! – Вот уже который век Даже самым жарким летом На её вершине снег! (Гора)

Слайд 6

Знает всякий: стар и молод, Что на карте точка – … (Город)

Слайд 7

Тема урока: « Имена существительные на географической карте»

Слайд 8

Город Родогорск На каждую букву слова подберите существительные: на согласную букву – сущ. м.р., на гласную – сущ. ж.р. или ср.р. Г Е О Г Р А Ф И Я

Слайд 9

Существительные – географические названия распределить по родам: Азимут, координата, расстояние, масштаб, север, юг, полюс, река, озеро, город, Москва, Байкал, Сургут, море, Обь, родник, компас, параллель, глобус, долгота, ось.

Слайд 10

М.р. Ж.р. Ср. р. Азимут координата расстояние масштаб река озеро север Москва море юг Обь полюс параллель город долгота Байкал ось Сургут родник глобус компас

Слайд 11

Город Орфоград Написать правильно слово, ( Ээ /Ии) льбру …; ( Бб )… йкал ; ( Сс ) анкт — ( Пп )… тербур …; (Мм)… сква ; ( Кк )а( ф /в) ка ( з /с); (АО) рханг … льск .

Слайд 12

Половину площади всего Мирового океана занимает Тихий океан... 2. Северный Ледовитый океан является самым маленьким по площади... 3. В Африке круглый год стоит жаркая погода... 4. Материк Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии... на побережье Антарктиды летняя температура поднимается лишь до нуля градусов . граница между ними проходит условно . температура воды в нём считается самой холодной. он славится не только своим величием, но и глубиной. Соедините две части сложного предложения с помощью союзов И, А, НО. Части находите по смыслу. Правильно расставьте запятые. ПОСЁЛОК «ПУНКТОГРАД»

Слайд 13

Соедините две части сложного предложения с помощью союзов И, А, НО. Части находите по смыслу. Правильно расставьте запятые. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Половину площади всего Мирового океана занимает Тихий океан ... и 2. Северный Ледовитый океан является самым маленьким по площади ..., но 3. В Африке круглый год стоит жаркая погода ... , а 4. Материк Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии ... , но на побережье Антарктиды летняя температура поднимается лишь до нуля градусов . граница между ними проходит условно . температура воды в нём считается самой холодной. он славится не только своим величием, но и глубиной.

Слайд 14

Посёлок «Самый, самый» Ивразия , тихий, Росия , Гринландия , Баикал , Каспиское море, афстралия , Сафара .

Слайд 15

Посёлок «Самый, самый» Евразия, Тихий, Россия, Гренландия, Байкал, Каспийское море, Австралия, Сахара.

Слайд 16

Деревня Координатная Географические координаты Географический объект Широта Долгота 4º ю.ш. 38º в.д. влк. Килиманджаро 39º с.ш. 77 º з.д. Город Вашингтон 28º с.ш. 77º в.д. Город Дели 23º ю.ш. 43º з.д. Город Рио-де-Жанейро 57º с.ш. 37º в.д. Город Москва 4 10 º в.д. Влк. Камерун 1 º ю.ш. 78 º з.д. Влк. Котопахи 39 º с.ш. 117 º в.д. Город Пекин

Слайд 17

Город Грамматьевск Восстановите текст Мат_рик , на к_тором мы ж_вем - это _______________. Он зан_ мает большую част(?) всей суши пл_неты . Он почти вес(?) находит(?) ся в ___________ и__________ полушариях. Он состоит из двух частей света:__________ и ____________. Природа мат_рика разн__бразна : от арктич_ских пустынь до вечн_зеленых л_сов . Здесь пр_ ж_вает около 2/3 нас_ления з_много шара.

Слайд 18

РЕФЛЕКСИЯ «Мы научились………………………………» «Самым трудным оказалось………….» «Самым интересным было…………….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока английского языка по ФГОС (10 класс) по теме "Описание людей. Имена существительные во множественном числе"

Технологическая карта урока для 10 класса по теме "Описание людей. Имена существительные во множественном числе" разработана с учетом требований ФГОС. Форма проведения урока - урок открытия новых знан...

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)

Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...

⠀Исследовательский проект на тему: «Имена русских путешественников на географической карте

проект "Имена Русских путешественников на географической карте"...