Внеурочная деятельность по предмету география. Экскурсии.
статья (8, 9 класс)

Артюкова Татьяна Анатольевна

    "Экскурсии - это перевод географии со страниц учебника в жизнь"

Н.Н. Баранский

     В современной школе, в соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная деятельность является обязательной частью образовательной программы.

     Цели географического образования полностью согласуются и могут быть реализованы через экскурсионную деятельность во внеурочное время. Кроме того туризм и краеведение занимают важное место в воспитании обучающихся. Наиболее востребованными формами туристско-краеведческой работы являются походы, путешествия и экскурсии.

      Путешествия по родному краю помогают патриотическому воспитанию школьников, развитию познавательной деятельности, воспитанию экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._vneurochnaya_deyatelnost._ekskursii.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по предмету география

Введение.

Изучение географии в общем образовании сегодня направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды;

3) воспитание экологической культуры, на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов;

4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала;

Удовлетворить познавательные интересы школьников и максимально обеспечить достижение целей географического образования, углубляя и конкретизируя программные географические знания обучающихся, возможно лишь используя разнообразные формы внеурочной деятельности.

В современной школе в соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность является обязательной частью образовательной программы.

Экскурсия – это «…перевод географии

со страниц учебника в жизнь».

Н. Н. Баранский

Туризм и краеведение занимают важное место в воспитании обучающихся. Туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, способствует оздоровлению и физическому развитию школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы.

Наиболее востребованными формами туристско-краеведческой работы по итогам многолетних практических наблюдений являются: поход, путешествие, экскурсия, прогулка и другие. И если для младших школьников больше подойдет небольшая экскурсия, то для подростков более актуальна и увлекательна будет поездка, путешествие в несколько дней.

Деятельность школьников в туристских путешествиях может быть весьма разнообразной.

Это различные виды эмоционального восприятия живописных пейзажей, фотографирование и просто отдых в природе.

Это спортивная и оздоровительная деятельность: прогулки и походы, купание, катание на лодках, на лыжах и т.д.

Это познавательная деятельность – наблюдение различных природных объектов и явлений, объяснение их свойств и особенностей, поиски субъективного нового и еще неизвестного.

Во всех видах деятельности школьники общаются с природой. В процессе общения у них формируются определенные отношения к ней и многообразные интересы: познавательные, эстетические, нравственные, физические, практические.

Все виды деятельности подходят для реализации целей географического образования. Так, экскурсии по родному краю помогают школьникам углубить знания о Республике Бурятия, ее народах, хозяйстве, ландшафтах, растительном и животном мире. Ребята, общаясь с природой учатся беречь окружающую среду, её хрупкое равновесие, ценить прекрасное.

Путешествия по родному краю помогают патриотическому воспитанию школьников, развитию познавательной деятельности, воспитанию экологической культуры.

После ограничений пандемии дети с удовольствием включились во внеурочную деятельность. Родители учащихся активно нас поддерживают.

За прошлый 2022-2023гг было организованы пешие походы классов на День здоровья и 12 выездных экскурсий.

Экскурсия

Класс /Количество учащихся

1.

Театр оперы и балета

9 а,9в /40 чел

2.

Бурятский драматический театр

6а, 7б/ 40 чел

3.

Этнографический музей народов Забайкалья

5а, 5б, 6а, 6б/ 80 чел

4.

Краеведческий музей г. Кяхта

5а, 5б, 6а, 6б/ 80 чел

5.

Лимнологический музей оз. Байкал в п. Листвянка

8а, 9а, 9в/ 60 чел

6.

Визит-центр Байкальского заповедника. Экологическая тропа.

9 а,9в /40 чел

7.

Теплые озера, р. Снежная

9 а,9в /40 чел

8.

г. Улан-Удэ

5а, 5б, 6а,6б, 7а, 7б, 8а, 9а, 9в,11 кл /200 чел

9.

Дни науки в БГУ

7б, 8а /40 чел

10.

оз. Байкал. Гремячинск-Турка-Горячинск

7а, 8а/ 40 чел

11.

Зимний Байкал. Гремячинск-Турка-Горячинск

6а,6б/ 40 чел

12.

г. Иркутск

8а, 9а, 9в/ 60 чел

Двухдневная экскурсия для класса на тему «Природа Республики Бурятия» рассчитана на учащихся 8-9 класса.

В рамках экскурсионной поездки по маршруту «Бичура-Улан-Удэ-оз.Байкал-Теплые озера-Бичура» ребята получат возможность увидеть озеро Байкал, наблюдать все природные зоны Бурятии, оценить разнообразие природы нашей республики, побывать в визит-центре Байкальского заповедника.

Цели экскурсии:

Обучающая: сформировать представление о природных комплексах Республики Бурятия, закрепить знания о разнообразии природных ландшафтов; выявить взаимосвязь между компонентами природы и деятельностью человека.

Развивающая: прививать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся;

Воспитательная: воспитывать любовь к своему родному краю и чувство патриотизма, экологическое воспитание школьников.

задачи:

 формирование творческой активности и познавательного интереса учащихся; позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

 воспитание экологической культуры личности;

 рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной среде;

Планируемые результаты

Предметные результаты: вспомнить понятия: ПТК, природная зона, широтная зональность, компоненты ПТК. Познакомиться с разнообразием ПТК своей местности. Выявить антропогенное воздействие на ПТК своей местности.

Метапредметные результаты: организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических умений.

Личностные результаты: Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости сохранения и рационального использования природы.

Подготовительный этап

Любая экскурсия предварительно должна иметь обоснование, - зачем это нужно, с какой целью мы едем на экскурсию? Экскурсия должна быть четко организована, все продумано: место проведения, маршрут движения, время и продолжительность, выполнение правил техники безопасности, как реализовать цели, подвести итоги.

Наша экскурсия проводится под патронатом руководителя туристического агентства «Отечество». Соответственно предварительно необходимо установить связь с руководителем.

Определиться с количеством участников экскурсии – составить список, получить согласие родителей (законных представителей). Написать приказ по школе о выезде на экскурсию.

Установить связь с автотранспортной компанией – заказ автобуса, оплата заказа. Подать уведомление в ГИБДД.

Определиться с маршрутом и продолжительностью экскурсии («Бичура-Улан-Удэ-оз.Байкал-Теплые озера-Бичура»),

- время и место отправления,

- места остановок,

- пункты питания и ночлега, внести предоплату.

- определиться с меню, закупить необходимые продукты;

Провести беседу с учащимися о форме одежды и снаряжении, индивидуальной аптечке.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Этап реализации: Экскурсионная поездка «Бичура-Улан-Удэ-оз.Байкал-Теплые озера-Бичура»

Ход экскурсии:

Сбор возле школы. Организационный момент. Отправление. Перед этим еще раз напомнить правила поведения в автобусе во время движения и во время стоянок.

Завтрак. Санитарная остановка в с. Бар

Прибытие в г. Улан-Удэ, встреча с руководителем турагенства. Путевая экскурсия «История города Улан-Удэ».

Отправление по маршруту Улан-Удэ – оз.Байкал

Обед. Санитарная остановка.

Прибытие в визит-центр Байкальского заповедника. Прогулка на берег Байкала. Знакомство с окружающими ландшафтами. Экскурсия по экологической тропе.

Ужин на костре. Купание по погоде.

Переезд в Выдрино, размещение в гостинице.

Вечерний чай. Свободное время.

Отбой

Подъем. Завтрак

Отправление по маршруту: Выдрино- Теплые озера

Пешеходная экскурсия вверх по течению р. Снежная, по экологической тропе оз. Изумрудное – оз. Теплое –– оз. Сказка. Знакомство с окружающими ландшафтами. Купание по погоде.

Обед на костре

Отправление в Улан-Удэ

Ужин в кафе города

Отправление в Бичуру

Прибытие домой

В ходе экскурсионной поездки идет постоянный фотоотчет для родителей.

Этап рефлексии

После экскурсионной поездки необходимо проведение рефлексии и осмысления, подведение итогов.

Ребятам самим хочется выговориться, обсудить свои впечатления. На уроке обычно не хватает времени, а вот ближайший классный час отлично подходит для этого.

В группе класса в мессенджере активно идет обмен фотографиями и видеофайлами.

Как правило заканчивается все созданием видеоролика или презентации.

Заключение.

Обзорные (многоплановые) природоведческие экскурсии отличаются от тематических тем, что они строятся многопланово и по содержанию, и по методике проведения. В них включаются разнообразные объекты природы, каждый имеет свои методические приемы показа, наблюдения и рассказа. Каждая обзорная природоведческая экскурсия должна раскрыть географическое положение данной территории, ее природные условия, полезные ископаемые, растительный и животный мир и т.д. и строиться по подтемам, которые раскрывают тему всей экскурсии и объединяются между собой ярко выраженными логическими связями.

В любом уголке нашей страны можно найти множество интересных
для широкого круга людей объектов, которые в чем-то обогатят их знания,
помогут лучше познать природу. При выборе объектов для экскурсий очень
важно учесть возможные затраты времени на переходы по ее маршруту.

Для показа следует выбирать самые живописные объекты и уголки
природы и продумывать, как наиболее красочно и точно их описать, чтобы
вызвать у школьников глубокие эстетические переживания и желание
оберегать увиденную красоту природы.

И тогда ученики станут вашими благодарными слушателями!

Список использованных источников

  1. Бурятия. Атлас. Атлас республики Бурятия [Карты]: редкол.: В. Е. Гулгонов (пред.), А. Б. Иметхенов (гл. ред.) [и др.]. - Москва: Роскартография, 2000. - 1 атл. (48 с.)
  2. Чернихова Е..Я., Учебные экскурсии по географии. – М.: Просвещение, 1980

Приложение 1.

Информационная справка

Природа Республики Бурятия

Бурятия – один из красивейших регионов Восточной Сибири, край гор и степей. Природа Бурятии отличается поразительным разнообразием, в котором красота озера Байкал органично сочетается с бескрайними таежными пространствами, широкими реками и снежными вершинами Саянских горных хребтов.

Рельеф местности преимущественно горный. Самой высокой точкой в Восточных Саянах является гора Мунку-Сардык, расположенная на границе с Монголией. Бурятия соседствует с республиками Монголией, Тывой, а также граничит с Иркутской областью и Забайкальским краем.

На территорию Бурятии приходится основная часть (примерно 60 процентов береговой линии) крупнейшего на планете пресноводного озера Байкал, обладающего статусом «Всемирного Наследия» ЮНЕСКО.

Среди природных зон республики можно выделить степную, лесостепную, тайгу, высотную поясность, а также тундру. При этом переходы от одной природной зоны к другой плавные, поэтому выделить их четкие границы невозможно. Основную часть всей территории Бурятии занимает горная тайга.

В республике обнаружено свыше 1800 видов особо ценных высших сосудистых растений, числящихся в Красной Книге России и Бурятии.

Животный мир республики чрезвычайно разнообразен. Здесь можно увидеть обитателей степей, жителей тайги, тундры и скалистых гор.

Приложение 2.

Информационная справка

Озеро Байкал

Озеро Байкал, расположенное на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Республики Бурятия, относится к числу самых древних водоемов нашей планеты. Но больше всего оно известно тем, что является самым глубоким озером на Земле и одновременно крупнейшим естественным резервуаром пресной воды – 19% всех мировых запасов.

И сам Байкал, и прибрежные территории отличает неповторимая в своем разнообразии флора и фауна, что делает эти места поистине уникальными.

Озеро Байкал настолько величественно, что его часто называют Сибирским морем. В 1996 году оно было внесено ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Приложение 3.

Экскурсия. Байкальский заповедник

Байкальский государственный природный биосферный заповедник расположен на смежных землях трёх административных районов Республики Бурятия: Джидинского, Селенгинского и Кабанского. Склоны отрогов заповедника спускаются к Байкалу.

Заповедник существует с сентября 1969 года. Общая площадь территории заповедника 167871 га, протяженность границ около 200 километров.

Северная часть территории заповедника простирается на северном склоне Хамар-Дабана в границах Кабанского района. Тут же, в поселке Танхой, расположена центральная усадьба.

В заповеднике обитают более 240 видов птиц и около 50 видов млекопитающих. 67 видов животных из числа проживающих здесь занесены в Красную книгу Бурятии (2013), 21 вид — в Красной книге РФ (2001).

Живут в заповеднике бурые медведи и соболи. Реже можно увидеть рысь, росомаху, волка. Из копытных встречаются изюбрь, косуля, лось, кабарга, кабан, лесной подвид северного оленя. В гольцовой зоне можно встретить тундряную куропатку, а в долинах рек промышляют таежные виды — рябчик и глухарь.

Произрастают:

  • 1030 видов высших растений,
  • около 700 видов лишайников,
  • более 200 видов грибов.

С 2010 года Байкальский биосферный заповедник открыт для посещения туристам. В заповеднике организованы познавательные маршруты и экскурсионные программы для разных групп посетителей. Есть здесь и тропы с деревянным настилом для людей с ограниченными возможностями, и лесные тропы по кедровому лесу, и маршруты к горным озерам и водопадам для любителей активного отдыха.

Предлагаемые маршруты позволят увидеть природу Прибайкалья во всем её многообразии— кедровые леса, горные реки, высокогорные озера и настоящие болота.

Организованы места для туристов, откуда возможно наблюдать места обитания редких зверей и птиц. Вооружившись терпением и фотоаппаратом, желающие смогут сделать удачные кадры живой природы. Установлены смотровые вышки, солонцы и наблюдательные площадки для этих целей.

Есть экологическая тропа — 6 км. (долина реки Осиновка, тёмнохвойная тайга, редкие растения, водопад, пункты отдыха, живописные горные ландшафты, выходы угольных пластов, места работы старателей-золотодобытчиков далёкого прошлого). Это пеший маршрут, который проходит в сопровождении сотрудников заповедника из п. Танхой.

Приложение 4.

Экскурсия

Теплые озера

Теплые озера (Карьерские озера) - это три озера: Сказка, Изумрудное и, собственно, Теплое. Расположены на восточном берегу Байкала в долине реки Снежная. Эта река, в нижнем устье, разделяет территорию двух регионов: Иркутской области и Бурятии.

У каждого из озер уникальная экосистема, потому что они не связаны между собой. Однако все эти озера объединяет одно - это действительно очень и очень теплые озера, потому что вода в них прогревается до + 27 + 31 °С. Такая температура воды достигает не только благодаря солнечному теплу, но еще и геотермальным источникам Байкала.

ОЗЕРО ИЗУМРУДНОЕ

Самое крупное озеро - Изумрудное. Названо так из-за цвета воды. Имеет также название - Лебединое. В 70-х годах здесь появились лебеди, которых вы и сейчас сможете увидеть. Кроме того, озеро богато рыбой. Карась, карп и какой-то малоизвестный белый амур - тоже карп, достигающий в длину до 1,5 метров!

Озеро искусственного происхождения. Образовалось более 100 лет назад (1906-1913) в результате добычи бутового камня. Летом вода прогревается до +27 °С. Длиной около 650 метров, а в самом широком месте достигает 260 метров. Это еще и самое глубокое из трех озер - до 40 метров.

Часовня Святого пророка Соломона

Часовня построена в 2014 году у самой воды на берегу озера Изумрудное. Названа в честь мудрейшего еврейского царя Соломона. В этом месте очень хорошо и уютно. Благолепие и красота царят здесь.

ОЗЕРО ТЕПЛОЕ

Второе по величине озеро, имеющее вытянутую форму. Длина около 445 метров, а ширина 115 метров. Также имеет второе имя - Живое, связанное с его удивительными живительными силами. Глубина озера от 4 до 6 метров. Летом вода прогревается до + 29 °С.

ОЗЕРО СКАЗКА

Самое маленькое, длиной около 170 метров, шириной около 160 метров и самое неглубокое озеро. Вода в нем может прогреваться до + 31 °С. Топкие торфяные берега обустроены пешеходной дорожкой. На фоне заснеженных вершин Хамар-Дабана, которые можно увидеть в начале лета, озеро выглядит особенно хорошо.

ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОСТИ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Река Снежная (по-бурятски - Удулха) - одна из крупных рек, впадающих в Байкал и имеющая около 200 собственных притоков. Сплавная река, имеющая IV категорию сложности, за исключениями на некоторых порогах и водопаде "Полет белки".

Гора Верблюжья. Высота горы 656 метров над уровнем моря и 176 метров от основания. Восхождение осуществляется со стороны Изумрудного озера.

Гора Шапка Мономаха. Правильная пирамидальная гора, высотой 585 метров над уровнем моря и 205 от горного основания. Восхождение осуществляется по восточному склону горы.

Приложение 5.

Географическая номенклатура по маршруту следования.

Рельеф

Хилокская котловина

хр. Заган

Тугнуйская котловина

хр. Барской

Селенгинское среднегорье

хр. Хамар-Дабан

Гидрография

р. Хилок

р. Селенга

оз. Байкал

р. Снежная

оз. Сказка

оз. Теплое

оз. Изумрудное

Природоохранные объекты

г. Омулевая. Памятник природы «Спящий лев»

оз. Байкал – объект Всемирного наследия

Байкальский биосферный заповедник

Культурные объекты

Сретенский мужской монастырь

Административные объекты. Населенные пункты

с. Бичура, с. Шибертуй, Бичурский район

с. Новый Заган, с. Бар, Мухоршибирский район

с. Тарбагатай, с. Десятниково, с.Бурнашово, Тарбагатайский район

г. Улан-Удэ

с. Кабанск, п.Танхой, п. Выдрино, Кабанский район

Темы, в соответствии с рабочей программой по географии 8-9 кл

Экскурсионные объекты

8 класс

1. История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы

Сретенский мужской монастырь

г. Улан-Удэ (Верхнеудинск)

15. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации

Природоохранные объекты

г. Омулевая. Памятник природы «Спящий лев»

оз. Байкал – объект Всемирного наследия

Байкальский биосферный заповедник

17. Практическая работа по теме "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"

Рекреационные ресурсы

22. Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф.

Селенгинское среднегорье

хр. Хамар-Дабан

24. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа

Теплые озера

«Озеро искусственного происхождения. Образовалось более 100 лет назад (1906-1913) в результате добычи бутового камня».

25. Особенности рельефа своего края. Практическая работа по теме "Объяснение особенностей рельефа своего края"

Горно-котловинный рельеф

35. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа по теме "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

р. Селенга

р. Снежная

36. Крупнейшие озёра, их происхождение.

оз. Байкал

43. Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие

Байкальский биосферный заповедник

52. Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы азиатской части России. Практическая работа по теме "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах"

хр. Хамар-Дабан

54. Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России

оз. Байкал

Байкальский биосферный заповедник

64. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России

оз. Байкал

9 класс

31. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

Экскурсионные объекты

59. Дальний Восток. Особенности природно-ресурсного потенциала

ПТК

68. Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России

оз. Байкал

Экскурсионные объекты

ПТК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...

Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"...

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»...

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....