Технологическая карта урока "Воды суши. Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Саликова Инна Николаевна

Разработка урока для Начального курса географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изучение новой темы579.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Воды суши. Реки.

Класс: 6

УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2016 г.

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление о реке и её частях, особенностях горных и равнинных рек.

Научить определять левые и правые притоки.

Познакомить с крупнейшими реками России, водопадами мира.
Развивающие: 

Продолжить развивать умение определять географические координаты, работать с географической картой.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающего мира.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемые результаты:

  • предметные – Сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы , видах рек относительно рельефа.
  • метапредметные –формирование компетенци в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

  • Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
  • Познавательных — поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
  •  Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
  •  Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

 Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

 Средства обучения: мультимедийное сопровождение (Приложение №3), учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал, ,атласы, физическая карта полушарий, России, пластиковая трубка и стакан с водой.

Технологическая карта:

N п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Время

1.

 Орг. момент

Проверяет  готовность учащихся к уроку

Готовят рабочее место.

2.

Проверка знаний и умений

Маршрутный лист (Приложение №1).

Обучающиеся выполняют задания 1.Географическая разминка (устно, ученики отвечают по желанию),

2.Слепая карта  и Географическая загадка (выполняют задание по вариантам).После окончания ученики выполняют взаимопроверку по  Физической карте полушарий. Считают количество правильных ответов и ставят баллы в оценочный лист.

Предметные:

-работать с различными источниками географической информации :текстом, картами, обобщать знания.

Регулятивные УУД: 

Определять степень успешности выполнения работы.

 5 — 7 мин.

2

Мотивационный момент

На интерактивной  доске  СЛАЙД №1.

появляются  таблички с названиями вод суши (, озеро, болото, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота, река). Учитель предлагает сформулировать название темы.

Предлагают варианты ответов.

Познавательные УУД: 

-Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

 -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

1-2 мин.

3

4

Актуализация

Изучение нового материала

Вы уже поняли, что тема урока …(Воды суши. Реки.)

 СЛАЙД №2.

-Какова цель нашего урока?

Обращается к жизненному опыту учащихся:

На слайде учитель показывает фотографии под номерами.

СЛАЙД №3.

 - Какие реки  протекают на территории Калмыкии и Лагани?

Попробуем самостоятельно дать определение, что такое река?

СЛАЙД №4.

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике на стр.87

Чем отличались наши определения от научного?

Рассмотрите рис. 58 на стр.88 Постарайтесь дать определение понятию «русло».

СЛАЙД №5.

В каком направлении течет река? Ребята, обратите внимание на слова Виктора Гюго СЛАЙД №6: «Реки словно гигантские трубы, поют океану о красоте земли, о возделанных полях, пышных городах и славе людей».

Учитель просит показать опыт  с трубкой и водой, который доказывает, что река течет при перепаде высот.


Сегодня мы  узнаем  ещё несколько важных определений

Демонстрирует схему речной системы на Слайде №7.  (исток, устье, приток,  речная система) и рисунок-схему «Части реки»

Как правило, реки впадают в какой-либо другой водоем: реку, озеро, море, океан… Но есть такая необычная река, которая вытекает из моря.

Таджура, северо-восток Африки. Вытекает из залива Таджура, течет вглубь материка и впадает в озеро Ассаль.

Продолжаем работать с рисунком:

Что может являться началом реки?

Покажите ещё несколько притоков, истоки которых расположены в горах, в болоте, от родника.

Сколько притоков у нас получилось? Как их будем различать?

Рассказ учителя: Многие считают, что речная вода может быть только пресной. Но это не так. Если река протекает через соляные пласты, ее вода становится соленой. Примеров таких речек очень много, вот некоторые из них:

Солянка, Якутия, Россия. Соляные пласты образовались здесь много миллионов лет назад, когда отступило некогда плескавшееся здесь море.

Жидкая Солянка, Саратовская область, Россия.

Бердянка, Оренбургская область, Россия. В верхнем течении река пресная, но в нижнем течении размывает пласт соли и становится ощутимо соленой.

СЛАЙД №8.

Записывают  тему урока в тетрадь.

Ученики определяют на каком рисунке изображена река.

Рассказывают о реках, используя картины и фотографии

Предлагают свои определения

Читают определение в учебнике стр. 87, выделяют ключевые слова в определении

На фото «Река» ученики показывают  «русло».

Ученики слушают.

Самостоятельно  дают определения терминов (устно)

В учебнике находят определения «речная система»

Выдвигают версии, пока не скажут, что есть правые и левые притоки. В учебнике находят, как их определяют.

Ученики формулируют вывод о высоте истока и высоте устья.

Предметные:

-Учащиеся узнают о строении реки; научатся выделять главные части реки; определять где горная, а где равнинная река и давать им характеристику; в речи понятия «исток», «устье», «горная река», «равнинная река», «пороги», «водопады».

Личностные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию;

-сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Коммуникативные УУД: 

-Слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию;

– контроль, коррекция, оценка действий партнера

1-2 мин.

15 мин

5

Первичная проверка понимания

В атласе на физ. карте России  находят Волгу , Енисей, определяют их правые и левые притоки.

Работа в парах с картой атласа. Проверка.

Предметные: - умение работать с картой, определяя части речной системы,

Коммуникативные:

– контроль, коррекция, оценка действий партнера

3 мин.

6

Продолжение изучения нового материала

СЛАЙД №9.

Учитель предлагает прочитать текст п.23 на стр.90-91 п.3 и ответить на вопросы.

СЛАЙД 10.

Выполняют задание. По карте России определите, водоразделы каких речных бассейнов проходят по Уральскому хребту. Покажите бассейн реки Волги.

Ученики выполняют работу маршрутного листа «Питание и режим реки»

Метапредные:

-Формулировать ответы на вопросы и находить их в тексте.

3 мин.

СЛАЙД 11-15.

Показ фотографий о реках горных и равнинных.

Предлагает выполнить задание «Рельеф и реки»

Работа с координатами (задание по рядам)

  1. 420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)
  2. 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)
  3. 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)

Определяют отличительные черты рек, заполняют схему:1 вар – о горных, 2 вар. – о равнинных реках.

Самопроверка выполненного задания.

Взаимопроверка правильность выполнения работы, дополняют схему.

Работа с атласами на определение координат, проверка, показ на карте.

Метапредметные:

Выбирать главное, анализировать материал,

Предметные:

- знать признаки горных и равнинных рек,

-формулировать выводы о влиянии рельефа на характер реки.

5 мин.

5 мин.

7

Физминутка

Учитель включает звуки«Шум реки» и предлагает закрыть глаза и представить реку.

Ученики отдыхают.

Закрепление знаний, умений

СЛАЙД 16.

Выполняют работу «Проверь себя».

Самопроверка.

Регулятивные УУД:

-Осуществляют самоконтроль. -Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5 мин.

8

Домашнее задание

СЛАЙД 17.

Предлагает домашнее задание:

§ 23 на «3”

задание 1 на «4»

задание 5,6 на «5»

Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «Реки и озера Калмыкии»

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

1-2 мин.

9

 Подведение итогов. Рефлексия

Предлагает дополнить предложение:

Я узнал, что такое …

Я могу …

Я научился …

Подсчитывают баллы и выставляют оценки в оценочный лист (Приложение №2).

РегулятивныеУУД:

-Осознание причин успеха и неуспеха. Личностные УУД: Установление связи между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД: Владение монологической и диалогической формами речи.

1-2 мин.

Маршрутный лист 1  ученика 6 «_____» класса_________________________

                                                                         (  Ф.И. ученика)

1 этап. Проверка знаний и умений по теме «Движение воды в океане»

1.1. Географическая разминка.

Из предложенного списка слов выбери лишнее и объясни свой выбор.

А) Прибой, зыбь, цунами;

Б) Сейши, цунами, приливы, гребень;

В) Океан, море, залив, остров;

Г) Архипелаг, остров, полуостров, пролив;

Д)Гребень, подошва, склон.

1.2. Слепая карта. 1 вариант.

Подпишите названия островов, полуостровов, океанов, морей, материков, заливов и проливов. Названия запишите в таблицу

1-

остров

5-

материк

2-

полуостров

6-

залив

3-

океан

7-

пролив

4-

море

3. Загадка. Определи течение по краткому описанию.

Это теплое течение образуется при слиянии Антильского течения с течением Флорида у Багамских островов. Севернее 45 0 с.ш. оно переходит в Северо-Атлантическое течение.

Маршрутный лист 1  ученика 6 «_____» класса_________________________

                                                                         (  Ф.И. ученика)

1 этап. Проверка знаний и умений по теме «Движение воды в океане»

1.1. Географическая разминка.

Из предложенного списка слов выбери лишнее и объясни свой выбор.

А) Прибой, зыбь, цунами;

Б) Сейши, цунами, приливы, гребень;

В) Океан, море, залив, остров;

Г) Архипелаг, остров, полуостров, пролив;

Д) Гребень, подошва, склон, вершина.

1.2. Слепая карта. 2 вариант.

        Подпишите названия островов, полуостровов, океанов, морей, материков, заливов и проливов. Названия запишите в таблицу

1-

остров

5-

материк

2-

полуостров

6-

залив

3-

океан

7-

пролив

4-

море

3. Загадка. Определи течение по краткому описанию.

Это холодное течение протяженностью 30 тысяч километров, которое протекает в Южном полушарии через Атлантический, Тихий, Индийский океан.

Течение_______________________________________. Нанесите его на контурную карту.

Маршрутный лист 2.

Самостоятельное изучение новой темы.

Речная система.

Работа с картой.

Пользуясь атласом, определите, где находиться

а) исток,       б)устье     в) притоки

1 вариант - Волга

2 вариант - Енисей

исток

Устье

Притоки

А) левый

Б) правый

Питание и режим реки.

Работа с текстом учебника на стр.89.

Прочитайте текст «Питание и режим реки» и устно ответьте на вопросы:

1. Типы питания реки.

2. Что такое режим реки?

3. Чем половодье отличается от паводка?

4.Что такое пойма?  

5. Как образуются террасы?

Рельеф и реки

Просмотрите ролик «Реки» и дополни схему, характеризующие особенности равнинных и горных рек.

1 вариант — Горные реки

2 вариант — Равнинные реки.

Горная река

Равнинная река

1.Большая разница в высоте между истоком и устьем; 2.небольшая разница в высоте между истоком и устьем; 3.большая скорость течения реки, 4.небольшая скорость течения реки; 5. река наносит, 6.река разрушает, 7. узкая глубокая речная долина, 8.широкая и неглубокая речная долина.

Найдите на карте географические объекты, используя их координаты:

1 ряд - 1)42o с.ш. и 78o з. д.

 2 ряд- 2) 2o с.ш. и 62o з. д.

3 ряд - 3) 18o ю. ш. и 26o в.д.

Проверь себя:

Найди соответствие между терминами и их определениями. Ответ внеси в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

1. Река со всеми притоками -

2. Территория, с которой в реку стекают поверхностные и подземные воды -

3. Граница, разделяющая разные речные бассейны -

4. Понижение в рельефе, по которому протекает река -

5.Многолетние, сезонные и суточные изменения речного потока в русле реки -

6. Период наиболее высокого уровня воды, ежегодно повторяющий в одинаковые сроки -

7. Резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке -

а) Паводок.

б) Речная система.

в) Водораздел.

г) Водосборный бассейн.

д) Режим реки.

е) Половодье.

ж) Русло

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ Г. ЛАГАНИ»

На конкурс методических разработок в рамка декады Науки

Методическая разработка  урока: «Воды суши. Реки.»

Автор: Саликова Инна Николаевна,

учитель географии  1 КК

Лагань, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Воды суши-реки"

УМК: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский , Физическая география. 6 класс,М., «Русское слово», 2011.Тема урока: Воды суши – реки.Тип урока: открытие нового знания...

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Технологическая карта. Воды суши. Реки.

Технологическая карта. Воды суши. Реки....

Технологическая карта ; "Равнины суши"

Урок по теме "Равнины суши" проводится в 6 классе при изучении оболочки "Литосфера", это урок изучения нового материала.Задачи: познакомить учащихся с понятием «рав...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...