Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Листопадова Евгения Васильевна

                 Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта общего образования и с использованием рекомендаций авторской программы И.Ф. Шарыгина.

                 Количество часов по рабочему плану: 68 ч, 34 ч-федеральный компонент общеобразовательного плана, 34-выбор образовательного учреждения.

                 Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой геометрических знаний и умений.
  • развитие конструктивных навыков обучаемых.
  • всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5 классов с помощью методов геометрической наглядности.
  • изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
  • содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.
  • курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности, посредством нестандартных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nagl._geometriya_peredelannaya.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                 Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и с использованием рекомендаций авторской программы И.Ф. Шарыгина.

                 Количество часов по рабочему плану: 68 ч, 34 ч-федеральный компонент общеобразовательного плана, 34-выбор образовательного учреждения.

                 Программа направлена на достижение следующих целей:

  1. овладение системой геометрических знаний и умений.
  2. развитие конструктивных навыков обучаемых.
  1. всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5 классов с помощью методов геометрической наглядности.
  2. изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
  3. содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.
  4. курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности, посредством нестандартных задач.

Одной из задач курса является вооружение учащихся геометрическим методом познания мира, определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

В ходе преподавания наглядной геометрии в 5 классе следует обращать внимание на то, чтобы обучаемые овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способам деятельности, такими как

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности.

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи.

- использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу и современные информационные технологии.

- приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе самостоятельной деятельности. .

В курсе предусматривается параллельное изучение фигур на плоскости и в пространстве (фузионизм). Игры, головоломки, топологические опыты, задачи со спичками рассматриваются и на плоскости и в пространстве.

Работая по данной программе, будет использоваться следующий учебно- методический комплект:

1.Математика: 5 класс: Рабочая тетрадь для общеобразовательных учебных заведений/Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др.-М.: Дрофа, 2010г.

2.Математика. 5-6 класс: Дидактические материалы/Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др.-М.: Дрофа, 2010г.

3.Математика. Геометрия. Анализ данных. Доли. Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений/Е.А.Бунимович, К.А.Краснянская и др.-М.: Просвещение, 2010г.

Для осуществления эффективного обучения будут использоваться ИКТ (Электронное учебное пособие. Интерактивная математика 7-9.), а также таблицы по следующим темам:

  1. Первые шаги в геометрии.
  2. Углы в геометрии.
  3. Конструкции и виды.
  4. Треугольник.
  5. Многогранники.
  6. Метрическая система мер.

Образовательный процесс будет происходить с помощью учебника «Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений»/ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-М.: Дрофа, 2010.

Контроль за знаниями, умениями и навыками будет осуществляться с помощью:

- самостоятельных

- лабораторных работ.

За год будет дано 10 лабораторных работ по различным разделам.

Содержание учебного курса по наглядной геометрии

Глава 1. Первые шаги в геометрии (8 часов)

Что изучает геометрия. История её возникновения. Пространство и размерность.

Лабораторная работа №1.

Глава 2. Углы в геометрии (8 часов)

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч,угол. Лабораторная работа №2.

Сравнение и измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Лабораторная работа №3

Глава 3. Конструкции и виды (10 часов)

Конструирование из Т. Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.

Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Лабораторная работа №4.  Изображение куба и его  сечений.         Задачи на  разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки (танграмм, стомахион).

Пентамино. Паркеты. Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге”

Глава 4. Треугольник (8часов)

Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.Конструкции из треугольников. Флексагон. Лабораторная работа №5. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник . Лабораторная работа №6

Глава 5. Многогранники (12 часов)

Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения. Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы. Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса. Правильные многогранники. Формула Эйлера. Геометрические головоломки. Топологические опыты. Задачи со спичками. Лабораторная работа №7

Глава №6. Метрическая система мер (10 часов)

Измерение длины, площади и объёмов. Система старинных мер. Как появилась метрическая система мер.

Лабораторная работа №8.

Глава№7. Окружность.(8 часов)

Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Лабораторная работа №9.Как нарисовать окружность без циркуля?    Деление окружности на  части. Эллипс. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Лабораторная работа №10.

Повторение. (4 часа)

Повторение изученного. Защита рефератов.

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
  2. усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
  3. научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
  4. усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
  5. научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
  6. уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге

ЗНАТЬ:

простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур).

УМЕТЬ:

строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.


Календарно тематическое – планирование по

наглядной геометрии 5 класс

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

1

Глава 1. Первые шаги в геометрии

8

1.1

§1. Первые шаги в геометрии.

3

1.2

§2.Пространство и размерность.

2

1.3

Решение задач.

2

1.4

Лабораторная работа №1 « Пространство и размерность».

1

2

Глава 2. Углы в геометрии

8

2.1

§3. Простейшие геометрические фигуры.

6

2.2

    Лабораторная работа №2 «Простейшие геометрические фигуры».

1

2.3

Лабораторная работа №3 «Сравнение и измерение углов».

1

3

Глава 3. Конструкции и виды

10

3.1

§4. Конструирование из Т.

2

3.2

§5. Куб и его свойства.

3

3.3

§6. Задачи на разрезание и складывание фигур.

4

3.4

Лабораторная работа №4.  «Изготовление бумажных моделей куба»

1

4

Глава 4. Треугольник

8

4.1

§7. Треугольник

3

4.2

Решение практических задач

3

4.3

Лабораторная работа №5. «Сумма углов треугольника»

1

4.4

Лабораторная работа №6. «Построение треугольника по трём элементам»

1

5

Глава 5. Многогранники

12

5.1

§8. Правильные многогранники

4

5.2

§9. Геометрические головоломки

2

5.3

§14.Геометрический тренинг

2

5.4

§15. Топологические опыты

2

5.5

§16. Задачи со спичками

1

5.6

Лабораторная работа №7 «Параллелепипед, его свойства и сечения».

1

6

Глава №6.  Метрическая система мер

10

6.1

§10. Измерение длины

2

6.2

§11. Измерение площади и объёма

3

6.3

§12. Вычисление длины, площади и объёма

4

6.4

Лабораторная работа №8. «Измерение длины, площади и объёма».

1

7

Глава№7.  Окружность

8

7.1

§13. Окружность

4

7.2

Лабораторная работа №9. «Построение окружности, её элементов. Деление окружности на   части»

1

7.3

Лабораторная работа №10. «Построение эллипса»

1

                                                            Повторение.

4

                                                                                                                 Итого:

68

Принятые сокращения в технологической карте

ОСЗ

Обобщение и систематизация знаний

ОНМ

Ознакомление с новым материалом

ЗИ

Закрепление изученного

ПЗУ

Применение знаний и умений

ПКЗУ

Проверка и коррекция знаний и умений

Виды контроля                                                                   Форма организации учебного процесса    

УО

Устный опрос

СР

Самостоятельная работа

ФО

Фронтальный опрос

ПР

Практическая работа

КР

Контрольная работа

ТВЗ

Творческое задание

ИНДК

Индивидуальные карточки

             

           

Технологическая карта по наглядной геометрии 5 класса

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма организации учебного процесса

Элементы содержания урока

Виды контроля

Примечание

  1. Первые шаги в геометрии (8 часов).

1-3

1-Что изучает геометрия.

2,3-История возникновения геометрии.

3

1-беседа;

2-ОНМ+ПЗУ;

 3-ОНМ

-понятие геометрии;

-что изучает геометрия.

ФО

3.09

4-5

 1,2 -Пространство и размерность.

2

1-ОНМ; 2-ПКЗУ; 3-комбинированный.

-геометрические фигуры на плоскости и в пространстве.

ПР

6-7

1-Решение задач по теме: «Пространство» 2.Решение задач по теме: «Размерность»

2

1,2 – ЗИ+ПКЗУ

СР

    8

Лабораторная работа №1 по теме

« Пространство и размерность»

1

ПКЗУ

2. Углы в геометрии (8 часов)

   9

Простейшие геометрические фигуры.

1

Беседа+ +ОНМ+УО

-понятие: точка, прямая, отрезок

 ФО

  10

Точка, прямая, плоскость.

1

  ОНМ+УО+ФО

-понятие: плоскость

СР

   11

           

        Отрезок, луч, угол.

      1  

     

   ОНМ+УО

-понятие луча, угла, его элементов; транспортир; понятие градус, минута, секунда

 

 ФО+ СР

  12

Лабораторная работа №2 по теме «Простейшие геометрические фигуры»

     1

       

        ПКЗУ

 13

  Сравнение и измерение углов

    1

     ОСЗ+ПЗУ

-правила пользования транспортиром, линейкой.

ФО+ПР

14-15

1-Виды углов. Смежные и     вертикальные углы. Свойства углов.

2-Решение задач  по теме «Смежные и вертикальные углы».

    2

   1- ОНМ+ПЗУ

   2-ЗИ+ПЗУ

-понятия прямого, смежного и вертикального углов;

- свойства углов.

ПР+ФО+

ТВЗ

16

Лабораторная работа №3 по теме «Сравнение и измерение углов».

    1

       ПКЗУ

                                                                                    3. Конструкции и виды (10 часов)

10

17- 18

1,2-Конструирование из Т.

2

1-ОНМ

2-ЗИ+ПЗУ

-составление композиций из Т.

ПР

ТВЗ+ИНДК

19 -22

 1,2-Куб и его свойства.

3,4-Решение задач по теме:                                                          «Куб и его свойства»

    4

1-ОНМ

2-ПЗУ  

3,4-ПКЗУ

-понятие куба;

-основные элементы куба: грань, ребро, вершина, диагональ куба.

ФО+СР+ТВЗ

23

24

25

26

1-Задачи на разрезание и    складывание фигур.

2- Геометрические головоломки.  Пентамино. Паркеты.

3- Лабораторная работа №4 по теме  «Изготовление бумажных моделей куба».

4-Творческая работа “Паркеты  на клетчатой бумаге.

4

1-ОНМ

2-ОСЗ+ПЗУ

3-ПКЗУ

4-ПЗУ

-складывание и разрезание фигур

-игра пентамино,

-паркеты,

-бумажные модели куба.

ФО+ПР+ТВЗ

ФО+СР+ТВЗ

                                                                         4. Треугольник (8 часов)

27-29

1-Треугольник. Виды треугольников.

2-Сумма углов треугольника.

3- Конструкции из треугольников. Флексагон

 

   3

1,2-ОНМ+ПЗУ

 3-ОНМ+ОСЗ

-понятие треугольника, его   элементы;

-флексагон.

ФО+СР+ТВЗ

30

Лабораторная работ №5 по теме «Сумма углов треугольника»

   1

ПКЗУ

31-33

1,2-Построение треугольников по трём элементам.

3-Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник.

   3

1,2-ОНМ+ПЗУ

3-ОНИ+ЗИ

-методы построения    треугольников;

-треугольник Пенроуза,

-египетский треугольник.

ФО+ПР+ТВЗ

34                              

Лабораторная работа №6 по теме «Построение треугольника по трём элементам»                                                                                                                                                                                                        

  1

ПКЗУ

                                                                  5. Многогранники (12 часов)

 

35-38

Правильные многогранники:

1- Параллелепипед, его свойства и сечения.

2- Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы.

3- Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса.

4- Правильные многогранники. Формула Эйлера.

     

   4

1,2- ОНМ+ПЗУ

3,4- ОНМ+ОСЗ

-понятие параллелепипеда,

-призма, прямая призма,

- понятие сечения многогранника,

-пирамида, треугольная пирамида,

-пирамида Хеопса,

-правильные многогранники (тетраэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр),

-формула Эйлера.

ФО

ФО+ПР+

ТВЗ

ТВЗ

ФО+СР+

ТВЗ

39

Лабораторная работа №7 по теме «Параллелепипед, его свойства и сечения»

1

   ПКЗУ

40-41

  1-Геометрические головоломки.

  2-Геометрия танграма. Стомахион.

2

1-ОНМ+ПЗУ

2-ПЗУ

-танграм, стомахион.                    

УО+ПР

42-43

1-Геометрический тренинг

2-Решение геометрических задач

2

1-ОНМ+СЗУ

2-ПКЗУ

 -понятие геометрического тренинга, решение задач.                                                                    

ИНДК+СР

44-45

1-Топологические опыты.

2-Задачи на вычерчивание фигур.

2

1-ОНМ+ПЗУ

2-ПЗУ+ЗИ

-понятие топологии,

-лист Мёбиуса,

-понятие графа, узла

ФО+СР+

ТВЗ

46

Задачи со спичками.

    1

ОНМ+ПЗУ

-задачи со спичками

ТВЗ

                                                                    6.  Метрическая система мер (10 часов)

47-48

1-Измерение длины.

2-Старинные русские меры длины.

   2

1-ОНМ+ПЗУ

2-ОНМ+ОСЗ

-единицы измерения,

 -старинные меры длины: пядь, шаг, локоть, полёт стрелы, аршин, сажень, верста,

аршин, сажень.

УО+ПР

49-51

1-Измерение площади и объёма.

2,3-Решение практических задач по теме: «Площадь, объём».

  3

1-ОНМ+ОСЗ

2,3-ПЗУ+ПКЗУ

-измерение площади, объёма,

-единицы их измерений.

ИНДК+ПР

52-55

1-Вычисление длины.

2-Вычислене площади и объёма.

3-Равносоставленные и равновеликие фигуры.

4-Решение задач по теме: «Вычисление длины, площади и объёма».

  4

1,2-ЗИ+ПЗУ

3-ОНМ

4-ОСЗ+ПКЗУ

-вычисление длины, площади, объёма,

-равносоставленные и равновеликие фигуры.

УО+ИНДК

ТВЗ+ФО

СР+ИНДК

56

Лабораторная работа №8 по теме «Измерение длины, площади и объёма».

 1

ПКЗУ

7. Окружность (8 часов)

6

57-

59

1-Что же такое окружность?

2-Как нарисовать окружность?

3-Деление окружности на части.

  3

1,2-ОНМ+ПЗУ

3-ОНМ+ЗИ

-понятие окружности и круга,

-метод построения окружности,

-деление окружности

УО+ИНДК

СР

СР

60

Лабораторная работа №9 по теме «Построение окружности, её элементов. Деление окружности на   части»

   1

ПКЗУ

61-63

1-Эллипс.

2-Архитектурный орнамент Древнего Востока.

3- Из истории зодчества Древней Руси.

  3

1-ОНМ+ЗИ

2-ОНМ+ОСЗ

3-ОНМ+ОСЗ

-понятие эллипса,

-построение эллипса,

- основные элементы,

-архитектурный орнамент

УО

ТВЗ

 64

Лабораторная работа №10 по теме «Построение эллипса»

   1

ПКЗУ

                                                                               Повторение (4 часа)

65-67

Повторение

3

ПКЗУ

УО+СР

68

Защита рефератов

1

ОСЗ

Перечень  лабораторных работ

1.Лабораторная работа  №1 по теме: « Пространство и размерность».

2. Лабораторная работа  №2 по теме: «Простейшие геометрические фигуры».

3. Лабораторная работа  №3 по теме: «Сравнение и измерение углов».

4. Лабораторная работа  №4 по теме: «Изготовление бумажных моделей куба».

5. Лабораторная работа  №5 по теме: «Сумма углов треугольника».

6.Лабораторная работа  №6 по теме: «Построение треугольника по трём элементам».

7. Лабораторная работа  №7 по теме: «Параллелепипед, его свойства и сечения».

8. Лабораторная работа  №8 по теме: «Измерение длины, площади и объёма».

9. Лабораторная работа  №9 по теме: «Построение окружности, её элементов. Деление окружности на   части».

10. Лабораторная работа  №10 по теме: «Построение эллипса».

Список литературы

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия 5-6 классы»
  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика: задачи на смекалку»
  3. Дорофеев Г.В. ,Шарыгин И.Ф. «Математика 6 класс»
  4. Дорофеев Г.В. и др. «Математика 6 класс. Дидактические материалы»
  5. Перельман Я.И. «Занимательная геометрия»
  6. Зайкин М.И. «Развивай геометрическую интуицию»
  7. Гарднер М.   «Математические чудеса и тайны»
  8. Коротеев И.К.«Оригами»

9.Смирнова Е.С. «Методическая разработка курса наглядной геометрии».


 

Перечень работ

        Лабораторные работы:

№1 «Простейшие геометрические фигуры»;

№2 «Многогранники»;

№3 «Окружность и круг»;

№4 «Система мер»;

№5 «Графы».

        

        


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе

Рабочая программа по наглядной геометрии  предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы . Основой  данной программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю. Ход...

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе: Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина. Основной образовательной программы...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

Рабочая программа по Наглядной геометрии для 6 класса

Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2012 г.Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии я...

Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)

Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....

рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...