проект урока геометрии по теме "Площади фигур" по ФГОС
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Бамбылова Валентина Гаряевна

Данная разработка разработана с учетом требований ФГОС. Технология УДЕ академика П.М.Эрдниева на этапе введения нового матерала позволила проработать теоретический материал многократно, использование  многофункциональных  карточек с деформированными таблицами упрощает этап закрепления изученного. Раздел "Площади фигур" по технологии укрупнения дидактических единиц( УДЕ)  вводится на одном уроке, использование на этом этапе мозаичных игр,облегчает этап вывода формул площадей фигур( вывод формул идет по цепочке: прямоугольник- прямоугольный треугольник; прямоугольник- параллелограмм- треугольник- ромб).Большую помощь при введении темы играет и предварительная домашняя работа, которая содержала задачи реальной математики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Цель  урока: формировать представление о площадях фигур; познакомить  учащихся с выводом формул площадей фигур, и примерами  использования формул  при решении несложных задач.

II. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать знания по заданной теме;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

III. Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

IV. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

V1.Технологии, применяемые на уроке: УДЕ( укрупнение дидактических единиц) при подаче нового материала; при закреплении темы. 

V. Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-подбирают как  способы решения задач, так и использование формул;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

VI. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор,  раздаточный материал (технологическая карта, многофункциональные  карточки по закреплению теоретического материала, набор геометрических фигур( мозаика), ленты(узелки на память), карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point; справочник по математике.

VII. Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Оргмоменты.

Слайд1

Информация об узелках на память и инструктаж по применению.

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с « узелками на память»

Знакомство с информационной картой урока, уточнение критериев оценки( по узелкам)

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

Презентация

Слайд2,3,4

Вступительное слово учителя. Информация о мандале,  ступе.

Учитель в ходе беседы задает учащимся наводящие вопросы.

Слушают и смотрят информацию,Участвуют в работе по повторению терминологии раздела « Фигуры плоские»;, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры; комментируют решение дом. задания.

5

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

Образование: зачем  надо и важно знать эту тему? Где она пригодится?

3

Изучение нового материала

Учитель продолжает  беседу с проблемной задачей  по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы Вместе с учениками определяет цель урока.  Демонстрирует наглядный материал, вводит доказательство и вывод формул площадей плоских фигур индуктивным методом

Участвуют в работе  с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, делают сами выводы, устанавливают  связь между элементами фигур путем рассмотрения отдельных случаев, измерений, сравнений.

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний и моделирование задач,. Анализ данных, узнают как применить полученные знания на практике.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

 Набираются опыта по применению полученных знаний в реальной ситуации.

4

Физминутка

Слайд4

(снятие эмоционального напряжения )

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

3

5

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Работа  с мозаичной  картой

Комментирует,   направляет работу учащихся, выводит доказательство формул площадей плоских фигур методом индуктивных рассуждений.

Учащиеся выполняют  по  построению мозаики(паркет из геометрических фигур)

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем( работа в парах).

Ориента-

ция в межлично-стных отношени-ях

6

физминутка

Гимнастика плечевых мышц( описать в воздухе геом. фигуры)

Произносит названия геом. Фигур;Следит за выполнением гимнастики, направляет работу учащихся.

Выполняют упражнения на расслабление, отдыхают.

6

Закрепление изученного на  уроке, решение задач

Раздает многофункциональные карточки по закреплению формул площадей плоских фигур; инструктирует, направляет, проверяет работу.

Учащиеся выполняют задания

Делают записи  на карточках.  После выполнения заданий выполняют взаимную проверку.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессиональное самоопределение,

смыслообразование

Учащиеся самостоятельно выполняют задание по закреплению формул, компонентов,  формулировок. справившиеся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.

6

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

7

Подведение итогов , оценивание знаний

-

Проставляют в лист контроля баллы, подсчитывая количество узелков, завязанные по ходу урока.

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением , контроль, коррекция, оценка

нравственно-этическая ориентация

8.

Домашнее задание

Задает индивидуально- дифференцированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание .

2

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Проводит инструктаж по самооценке и самоконтролю своей деятельности на уроке: На столах у вас лежат цветные нити( веревки). Сегодня вы будете завязывать узелки на память по основным запомнившимся моментам урока.  В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено вами верно или вам понравилась информация с урока, то вам необходимо завязать узелок. По окончанию урока вам будет предложено расшифровать свои узелки. Таким образом мы подведем итог урока и проверим вашу память.

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о своей деятельности на уроке, организуют свои рабочие места, проверяют наличие математических инструментов, справочников.

II. Вводная беседа. Актуализация знаний.

Мотивация.

Учитель:  

 Новые знания нам будет очень трудно усваивать без понимания того, зачем это надо и где это может пригодится. Реальная математика рассматривает задачи реальной жизни.

Проверим домашнее задание:

Каждый из вас должен был просчитать свои расходы на ремонт своей комнаты( обои, линолеум,…). Напоминает, что приветствуются рациональные подходы в решении проблемы, с учетом реальных цен на товары.

Учащиеся представляют свои работы.

Формы представления: табличная, презентативная, устная

Учащиеся (по желанию) комментируют свои подходы и расчеты по решению поставленных задач.

111. Изучение нового материала 

1. Работа с мозаикой

-на какие фигуры можно разложить прямоугольник, параллелограмм, ромб

- что можно сказать о площадях фигур, полу ченных сложением ( мозаика1-4)

2. Учитель выводит формулы площадей параллелограмма, треугольника, ромба, прямоугольного треугольника   

Учащиеся обсуждают тему, создают мозаику

Учащиеся участвуют в выводе формул, ведут записи в тетрадях, делают зарисовки.

IV. Физминутка (слайд 4 )

 

V. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Учащимся были представлены карточки, содержание которых  надо дополнить соответственно указаниям: математический факт – математический факт на языке чертежа( рисунков)- математический факт на языке символов и знаков.

Карточка1: заполнить столбец 2 соответственно содержанию.

Карточка2: заполнить столбец3 соответственно содержанию.

Карточка3: заполнить столбец1 соответственно содержанию.

ОТ СЛОВ К СИМВОЛАМ--- ОТ СИМВОЛОВ К СЛОВАМ

Учащиеся выполняют работу по закреплению теоретической части раздела( формула- формулировка- рисунок)

                        (символ- слово- символ)

( при необходимости, можно пользоваться справочниками)

VI.  Решение задач.

Вам  нужно решить задачи в рисунках, разрешается работать парами с последующей оценкой своей работы.

 

Учащиеся решают задачи, комментарий и оценка  решения    

 

VII. Этап оценивания знаний учащихся  

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали … Оцените себя. Сосчитайте количество узелков. Поставьте себе оценку.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе  отметки с учетом предоставленных критериев.

VIII. Подведение итогов урока 

 А) Вернемся к узелкам, которые вы завязывали на память. Кто может расшифровать свои узелки? В связи с чем они были сделаны?

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

IX.  Информирование учащихся о домашнем задании 

Учитель: Сегодня каждый из вас получит геометрическую фигуру, площадь которой вычислите, произведя необходимые измерения.

Учащиеся внимательно слушают и записывают дом задание, задают вопросы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МАНДАЛА - тибетский символ божественного мира - символическое изображение Вселенной

Слайд 5

ШРИ ГАЯТРИ ЯНТРА Посвящена богине Сарасвати, покровительнице музыкантов, певцов и ученых, учительнице трех миров, передающей знания людям. Симметричные геометрические элементы Мантры являются самыми лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга.



Предварительный просмотр:

Площади фигур( карточка1)

ТЕОРЕМА

РИСУНОК

ФОРМУЛА

ПРИМЕР

?

Квадрат стороны

?

Произведение двух измерений.

?

Произведение стороны и высоты, проведенной к данной стороне.

?

Произведение стороны и высоты, проведенной к данной стороне.

?

Половина произведения диагоналей.

?

Половина произведения катетов.

?

Произведение полусуммы оснований и высоты.

?

Произведение средней линии и высоты.



Предварительный просмотр:

Площади фигур( карточка2)

ТЕОРЕМА

РИСУНОК

ФОРМУЛА

ПРИМЕР

1.Площадь

   квадрата равна

 

?

2.площадь

прямоугольника равна

?

3.площадь параллелограмма равна

?

4. площадь треугольника равна

?

5.площадь ромба равна

?

6.площадь прямоугольного треугольника равна

?

7.площадь трапеции равна

?

8.площадь трапеции равна

?



Предварительный просмотр:

Площади фигур( карточка4)

ТЕОРЕМА

РИСУНОК

ФОРМУЛА

ПРИМЕР

1.Площадь

   квадрата 

Квадрат стороны

?

S= a* a

2.площадь

прямоугольника

Произведение двух измерений.

?

S= a*b

3.площадь параллелограмма

Произведение стороны на высоту, проведенную к данной стороне.

?

S= a*h

4. площадь треугольника

Половина произведения стороны на высоту, проведенную к данной стороне.

?

S=1\2ah

5.площадь ромба

Половина произведения диагоналей.

?

S=1\2d*d

6.площадь прямоугольного треугольника

Половина произведения катетов.

?

S= 1\2 k*k

7.площадь трапеции

Произведение полусуммы оснований на высоту.

?

8.площадь трапеции

Произведение средней линии и высоты.

?



Предварительный просмотр:

Площади фигур( карточка5)

ТЕОРЕМА

РИСУНОК

ФОРМУЛА

ПРИМЕР

1.Площадь

   квадрата равна 

квадрату стороны

?

?

2.площадь

прямоугольника равна

произведению двух измерений.

?

?

3.площадь параллелограмма равна

произведению стороны и высоты, проведенной к данной стороне.

?

?

4. площадь треугольника равна

произведению стороны и высоты, проведенной к данной стороне.

?

?

5.площадь ромба равна

половине произведения его диагоналей.

?

?

6.площадь прямоугольного треугольника равна

половине произведения катетов.

?

?

7.площадь трапеции равна

произведению полусуммы оснований и высоты.

?

?

8.площадь трапеции равна

произведению средней линии и высоты.

?

?



Предварительный просмотр:

        

Применение знаний при решении геометрических задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в соответствии с ФГОС

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911320","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 50px; height: 50px;"}}]] Урок открытия нового знания в соответствии с ФГОС...

Потенциал современного урока геометрии в контексте требований ФГОС

Зачётная работа на курсах  повышения квалификации в  ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт- Петербурга «ИМЦ» по программе «Основы содержания современного образования: федеральный государственный...

Проект урока геометрии в 9 классе по теме «Длина окруж-ности» с применением технологии проблемного обучения

Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.Нам с вами...

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...