Урок по геометрии 11 класс "Задачи практического содержания на нахождение площади поверхности параллелепипеда, цилиндра, конуса, шара и их частей."
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему

Еременко Татьяна Владимировна

Разработка открутго урока по геометрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_geometriya_11_klass.docx698.39 КБ

Предварительный просмотр:

КГУ «Средняя школа №10»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Открытый урок по геометрии

11 класс

«Задачи практического содержания

на нахождение площади поверхности параллелепипеда,  цилиндра, конуса, шара и их частей.»

C:\Users\Татьяна\Desktop\jSB0neXoEVI.jpg

учитель математики: Татьяна Владимировна

Еременко

Конспект урока

Тема: Задачи практического содержания на нахождение площади поверхности параллелепипеда,  цилиндра, конуса, шара и их частей.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний по теме " Цилиндр, конус, куб, шар, параллелепипед ". Повысить интерес к геометрии, решая нестандартные задачи.

- образовательная: овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, обобщить и систематизировать представления учащихся о площади поверхности, формулах площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.

-развивающая: развитие логического мышления,  пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, умение сравнивать, обобщать, классифицировать; развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации, делать выводы и обобщения;

- воспитательная:

воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры,  воспитание  ответственности за результат своего труда, самостоятельности, последовательности и аккуратность при выполнении заданий, активности, мобильности, умения общаться, уважительного отношения друг к другу, чувства      товарищества.

Методы и формы обучения:

- методы: наглядный, словесный, частично-поисковый;

- формы: индивидуальная, групповая, парная, общеклассная.

«Я думаю, что никогда

до настоящего времени

мы не жили в

такой геометрический период.

Все вокруг –  геометрия».

(архитектор Ле  Корбюзье)

Ход урока

Деятельность

 учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока:

- приветствие учащихся;

- психологический настрой для вовлечения в работу по теме;

- объяснение учащимся правил работы на уроке;

- мотивация учебной  деятельности через осознание учащимися значимости изучаемого   материала;

- сообщение темы, цели и задачи урока, этапов урока.

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим понятия по темам  «Цилиндр» и «Конус»,  « Параллелепипед», « Куб», « Шар»; вспомним формулы для вычисления площади поверхностей и объёмов этих фигур, будем решать задачи по  данным темам.

Перед каждым из вас сегодня на уроке стоит задача  применить накопленные знания в реальных жизненных ситуациях.  

Геометрия в быту. Многие вещи напоминают окружность, например, обруч, кольцо, тарелка. Арбуз, глобус, мячи - похожи на геометрический шар. Предметов, имеющих форму цилиндра и конуса в окружающем нас мире очень много: трубы, кастрюли, бочки, стаканы, консервные банки.

Геометрия в архитектуре.

В современной архитектуре смело используются самые разные геометрические формы. Многие жилые дома украшаются колоннами. Геометрические фигуры различной формы можно увидеть в постройке соборов и конструкциях мостов.

Геометрия в  транспорте.  По улице движутся автомобили, трамваи, троллейбусы, велосипеды. Их колёса с геометрической точки зрения –круги. Сложную форму имеет корпус подводной лодки. Корпус космического спутника состоит изцилиндров. Сложную форму имеют и детали машин – гайки,винты,зубчатыеколёса.

Геометрия в природе. В самой природе очень много замечательных геометрических форм. Необыкновенно красивы и разнообразны многоугольники, созданные природой. Кристаллы горного хрусталя напоминают отточенный карандаш. Кристалл соли имеет форму куба. А снежинки – это одна из самых красивых геометрических фигур. Обычная горошина, капельки росы – имеют форму шара. Животные, конечно, же геометрию не изучали, но природа наделила их талантом строить себе дома в форме геометрических тел. Многие птицы строят гнёзда в форме полушара.

На уроке вам  будут предложены задания практического характера, теоретические задания, задания из сборников ЕНТ.

 За каждый этап заданий вы будете получать определенное количество баллов, которые будут в конце урока просуммированы и переведены в оценку.  Набранные баллы за каждый этап заданий  будут заноситься на  оценочные  листы.

2. Обобщение и систематизация

опорных знаний.

Итак, приступаем к выполнению теоретической  и практической частей  урока.

Учащимся предлагается  ответить на вопросы (устно).

На подготовку дается 2-3 минуты. Пока один ученик отвечает, другие учащиеся готовятся к устному ответу. (оценивание учителем ответов на оценочном листе)

1. Практическая  работа.  « Кубик-экзаменатор». Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач.

Учащимся предлагается сразу после  устного ответа решить задачу, выполнить необходимые измерения параллелепипеда, куба и найти площадь полной поверхности фигуры.  Работать предлагается индивидуально.

(оценивание учителем ответов на оценочном листе)

2. Следующее задание « Работа с формулами». Перед вами таблица с пронумерованными формулами. На ваших столах лежат карточки с номерами.  Я буду называть формулу, вы будете поднимать номер, под которым размещается данная формула.

Вопросы:

1. Формула для вычисления площади боковой поверхности цилиндра (6)

2. Формула для вычисления площади сферы (8)

3. Формула для вычисления объема цилиндра (1)

4. Формула для вычисления площади поверхности конуса (9)

5. Формула для вычисления объема шара (4)

6. Формула для вычисления площади боковой поверхности конуса (3)

7. Формула для вычисления площади полной поверхности цилиндра (7)

8. Формула для вычисления объема параллелепипеда (5)

3.  Продолжим работу с формулами. Предлагаю вам следующее задание:

Перед вами  в определенной последовательности

 ( сгруппированы)  несколько формул.  Но в этой последовательности есть одна формула, которая оказалась лишней. Вам необходимо найти эту формулу и указать ее номер.

3. Физкультминутка.

4. Игра «Счастливый лепесток»

Учащиеся выбирают лепестки с задачами практического характера, каждая задача имеет определенное количество баллов, которые заносятся в таблицу.

"Молниеотвод".

Первой группе предстоит вычислить высоту молниеотвода, если радиус

 "защищенного" круга 50 м, а угол между молниеотводом и

образующей конуса безопасности 60 м.

Решение:

h= 50м :tg 60°=29,4м

Ответ: 29,4м

Пусть  длина окружности  конической кучи щебня 12 м.

Длина двух образующих - 4,6 м.

Найти площадь поверхности кучи щебня.

Решение.

1 = 4,6/2 = 2,3 м

r = 12,1 /6,28 1,9 м

S = p · r  · l = 3,14 * 1,9*2,3 = 13,7м2

Ответ: 13,7 м2

Цилиндрическая дымовая труба с диаметром 65 см имеет высоту 18м.

Сколько жести нужно для ее изготовления,

если на заклепки уходит 10% материала?

Решение.

Боковая поверхность трубы равна боковой поверхности цилиндра с радиусом

http://5terka.com/images/geom11pog2/geom11pog2-898.jpgи высотой h=18(м).

http://5terka.com/images/geom11pog2/geom11pog2-899.jpg

Учитывая, что на заклепки уходит 10% материала, то общее количество его: S=1,1Sбок=1,111,7π≈40,4 (м2).

Ответ:40,4 м2.

5. Итоги урока:

1. Рефлексия.

Решать подобные задачи приходится в нашей повседневной жизни.

Итак, вы повторили, как находить элементы конуса, площадь поверхности, применили свои знания в "геометрии на воздухе". Надеюсь, что в дальнейшем теоретические знания, полученные на уроках геометрии, вы сможете успешно использовать в различных жизненных ситуациях.

Урок наш подходит к концу, давайте подведем итоги. Но вначале  я попрошу ответить на следующие вопросы:

Вопросы:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились?

Какое у вас настроение в конце урока?

Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?

Высказывается каждый ученик, с учетом сказанного планируется следующий урок.

2. Выставление оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание:

Необходимо из сборников по подготовке к ЕНТ выписать 5 задач и решить с объяснениями.

7. Рефлексия

1. Что получилось

2. Испытываю трудности

3. Ничего не понимаю

учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях

https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=5aa3bc2cf061059727cfe07eb4692a06&n=33&h=215&w=287https://im1-tub-kz.yandex.net/i?id=dfbe5bd61ed704926e4b0dec4237c856&n=33&h=215&w=323https://im1-tub-kz.yandex.net/i?id=9408454e97535e98fe9bdb931e63627d&n=33&h=215&w=304

https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=eaec74fe6c2bbedd28e37e4535d7fbfa&n=33&h=215&w=188

https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=9a2812ea90bcd1b3db773f0f29f0b8a3&n=33&h=215&w=323https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=3b8401d92fb21dbf01f6799af01f809b&n=33&h=215&w=217

Оценочныйлист

Этапыурока

Количествобаллов

1

Актуализацияопорныхзнаний

2

Изучениеновойтемы

3

Закреплениезнаний

4

Общее количество баллов

Критерии оценивания:            14-17 баллов – «5»              

                                                      11-13 баллов – «4»    

                                                       7-10 баллов – «3»    

C:\Users\Татьяна\Desktop\l7czbpqmGX4.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\rIJWC3EDXs8.jpg

1 Группа формул:

2 Группа формул:

C:\Users\Татьяна\Desktop\evMA0_3OwgQ.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\ePFmrXoV-6I.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\9KGHbIroi10.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (2)\rYTO8DQgnfE (1).jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\kGuEE9F3GTw.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\zbs_Qnl2Xqs.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (2)\консультант 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по геометрии в 11 классе по теме: «Площадь поверхности многогранника. Подготовка к ЕГЭ.»

Данный урок является одним из уроков, отведенных в 11 классе на повторение курса геометрии за 7-11 класс....

Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"

Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"....

Урок 8 «л.р. по теме «Нахождение площади поверхности призмы» и «Нахождение площади поверхности пирамиды»

Урок 8 «л.р. по теме «Нахождение  площади поверхности призмы» и «Нахождение площади поверхности пирамиды»...

Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса

Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса...

Площадь поверхностей цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара и его частей

Площадь поверхностей цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара и его частей...

Площадь поверхности цилиндра и конуса

Материал содержит краткий конспект к уроку "Площадь поверхности цилиндра и конуса", раздаточный материал....