Развитие абстрактного мышления на уроках геометрии
статья по геометрии (7, 8, 9 класс)

В данной статье исследуется учебная математическая деятельность, направленная на формирование представлений геометрического пространства, геометрических фигур, преобразований и их пространственных, метрических, конструктивных свойств. В представлении выделяются закономерные этапы ее становления, соответствующие абстрактно-алгоритмическому и системно-структурному типам абстрактного математического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме

«Развитие абстрактного мышления на уроках геометрии»

В данной статье исследуется учебная математическая деятельность, направленная на формирование представлений геометрического пространства, геометрических фигур, преобразований и их пространственных, метрических, конструктивных свойств. В представлении выделяются закономерные этапы ее становления, соответствующие абстрактно-алгоритмическому и системно-структурному типам абстрактного математического мышления.

Важным для понимания природы геометрического пространства является тот факт, что не только его объекты, но и операции над ними, а также отношения обобщены и идеализированы из реальности. Так, например, физические предметы могут быть измерены: используя приспособления или инструменты, можно установить их длину, площадь, объем, величину угла. В рамках наследования свойства измеримости реального пространства и в геометрическом пространстве постулируется деятельность измерения, то есть установления метрических свойств геометрических объектов.

В процедурах геометрического абстрагирования и идеализации геометрическое пространство наделяется фундаментальными свойствами (пространственными, метрическими, топологическими), присущими ему из условия математического отражения, идеализации свойств реального физического пространства. Факт геометрического наследования свойств подчеркивается в работе И.С. Якиманской: «Общее, что характеризует любой пространственный образ, – это отражение в нем объективных законов пространства».

Итак, под геометрическим пространством понимаем возникшее из отражения формы, меры и взаимного расположения объектов реального пространства абстрактное математическое пространство, объекты которого, называемые геометрическими фигурами, наследуют систему свойств пространства, допускают преобразования движения, подобия, проектирования. Геометрические фигуры создаются в отражении объектов физического пространства и наследуют их свойства формы, меры, расположение по отношению к другим фигурам. Всякая геометрическая фигура представляет собой математическую модель объектов реального пространства. Кроме того, геометрические фигуры в целях создания субъектных образов, спроектированы в системе условных геометрических построений, создаются субъектом в процессе обобщения и абстрагирования, подчиненным содержанию учебной геометрической деятельности.

Абстрактно-алгоритмический тип пространственно-геометрического мышления в деятельности представливания порождается ее следующими видами:

- восприятие абстрактных идеализированных объектов, конструкций, пространственных соотношений во взаимосвязи реального и геометрического пространств;

- создание образов объектов геометрического пространства, их классов в интуитивной, конструктивной, аналитической, знаковой формах, перекодирование образов во внутреннем плане субъекта;

- становление процедур оперирования образами объектов, классов объектов, выделение соотношений на множестве образов пространства;

- выявление и обоснование свойств объектов, соотношений, операций на базе фундаментальных свойств математического пространства.

Сформированность абстрактно-алгоритмического типа мышления у субъекта выражается в свободном словесном оперировании понятиями геометрических фигур, их различных пространственных образов, актуализацией свойств фигур вместе с понятийнообразным обоснованием, применением к образам фигур, требуемых условиями деятельности преобразований, приложением свойств фигур, преобразований в решении геометрических задач. Примером такого оперирования выступает:

Трапеция – плоский четырехугольник с парой параллельных и парой непараллельных сторон. Данная геометрическая фигура является отображением многих моделей реального пространства, используется в человеческой практике. Ее средняя линия параллельна основаниям и равна их полусумме, что вытекает из свойства параллелограмма в дополнительном построении. По численным значениям оснований, высоты может быть вычислена ее площадь – на основе теоремы о площади треугольника. Возможно установление новых свойств трапеции, если в нее можно будет вписать окружность. Трапеции возникают во многих сечениях пирамид, тогда свойства трапеции позволяют изучать свойства пирамид.

Список литературы:

  1. Александров А.Д. О геометрии // Математика в школе. – 1980. – № 3. – С. 56-62.
  2. Глейзер Г.Д. Психолого-математические основы развития пространственных представлений при обучении геометрии // В кн.: Препод. геометрии в 9-10 классах. – М.: Просвещение, 1980. – С. 253–269.
  3. Горбачев В.И. Закономерности формирования внутренне-процессуальной Ученые записки Брянского государственного университета, 2018 (4) 13 компетенции в содержании базовой математической теории геометрического пространства // Наука и школа. 2017. - № 1. – С. 124–135.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие мышления на уроках геометрии в школе VIII вида"

В работе представлены коррекционные приемы и упражнения для развития мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Пространственные представления, воображение у умственно отсталых школьник...

Развитие абстрактного мышления у школьников, через метод проектов.

Абстрактное мышление, которое мы чаще всего называем логическим мышлением, оперирует сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объе...

Содание математических моделей, как способ развития абстрактного мышления.

Работа содержит анализ влияния составления математический моделей на уровень развития математического мышления. Работа содержит диагностику уровня мышления....

8. Развитие абстрактного мышления у ребенка.

                           Учителям приходится иметь дело с разными уровнями интеллектуального развития детей.  ...

Развитие критического мышления на уроках геометрии в 7 классе при изучении темы «Признаки равнобедренного треугольника»

Выступление на кафедре математики по теме "Развитие критического мышления череэ чтение и письмо на уроках геометрии"...

«Влияние изобразительного искусства на развитие абстрактного мышления учащихся в других сферах обучения».

Наше время – это время перемен, в котором особенно ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Дополнительное образование – это особая сфера, где вн...