Рабочая программа для 8-9 классов (учебник Семакина)
рабочая программа (информатика и икт) на тему

Завгородняя Оксана Александровна

Представлены пояснительная записка, стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение, тематический план, график текущего контроля и список учебной литературы для 8 и 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_informatike-89_semakin.doc482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 105 часов из расчета 1 час в неделю в 8 классе (всего 35 часов) и 2 часа в 9 классе (всего 70 часов). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

        Назначение  и цели дисциплины

        Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

        Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

        Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

        Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

        Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

        

        Специфика целевых задач обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям состоит в необходимости:

  1. обеспечить реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучаемыми интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
  2. сформировать  у учащихся понимание смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей;
  3. развивать деятельность, основанную на создании информационных объектов, оперировании ими, оценивании числовых параметров информационных объектов и процессов, приведении примеров практического использования полученных знаний, осуществлении самостоятельного поиска учебной информации, применении средств информационных технологий для решения различных задач;
  4. достигнуть  базовой информационно-коммуникационной компетентности  обучаемых;
  5. выявлять и развивать информационные  и коммуникационные способности учащихся, интерес к предмету и его изучению;
  6. подготовить учащихся к учебе в последующих классах и вузах, а также к дальнейшей исследовательской деятельности;
  7. ориентировать  обучаемых на профессии, существенным образом связанные с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.

        Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  1. вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  4. программный принцип работы компьютера;
  5. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  4. создавать информационные объекты, в том числе:
  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;  проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  2. создавать и  использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  3. создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  4. создавать записи в базе данных;
  5. создавать презентации на основе шаблонов;
  1. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  2. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  3. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  2. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  5. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

        Комплект учебников

1. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 176 с.

2. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 359 с.


Стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение[1]

8 класс


п/п

Стержневые

 линии

Обязательный минимум

Возможность

углубления

Знать

Уметь

1

Введение в предмет

Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ.

Применять правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

2

Информация и информационные процессы

Понятие информации и информационного процесса. Основные свойства информации. Основные виды информационной деятельности человека. Основные составляющие схемы передачи информации. Основные единицы измерения объема информации.

Приводить примеры информационной деятельности человека. Приводить примеры использования технических устройств  при работе с информацией. Определять информационный объем текстового сообщения.

3

Компьютер как универсальное средство обработки информации

Базовая структурная схема ПК. Принцип открытой архитектуры компьютера. Назначение и основные характеристики основных устройств компьютера. Классификация видов памяти компьютера. Понятие носителя, устройств внешней памяти. Назначение системного, прикладного ПО и систем программирования. Понятие файла и папки, основные действия с ними. Назначение Рабочего стола, Панели задач.

Соблюдать правила ТБ при работе с компьютером. Объяснять отличие одного вида памяти от другого. Ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода. Свободно работать на клавиатуре компьютера. Классифицировать программы. Просматривать информацию о параметрах файла и папки. Выполнять разными способами стандартные действия с окнами. Изменять параметры Рабочего стола. Архивировать и разархивировать информационные объекты. Защищать информацию от компьютерных вирусов.

4

Обработка текстовой информации

Понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв. Основные объекты текстовых документов и их параметры. Технология создания, редактирования и форматирования текстового документа. Технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена. Технология создания, редактирования и форматирования таблиц. Понятие гиперссылки и гипертекста.

Находить информационного объема текста. Кодировать и декодировать текстовые сообщения. Создавать, редактировать и форматировать текстовые документы. Владеть операциями редактирования и форматирования таблиц. Печатать текстовый документ

Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст.

5

Обработка графической информации

Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов. Особенности векторной и растровой графики. Технология создания и редактирования графических объектов.

Создавать и редактировать  графические объекты. Осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.

Сканирование рисунков и фотографий. Обработка сканированных изображений.

6

Мультимедийные технологии

Понятие мультимедиа. Принципы представления звука в памяти компьютера. Режимы создания и просмотра слайдов. Использование спецэффектов. Способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов. Основные моменты демонстрации слайдов

Настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда. Создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов. Изменять порядок слайдов. Настраивать анимацию; Применять спецэффекты.

Тематический план

8 класс

I ПОЛУГОДИЕ

1 урок в неделю, 16 уроков в полугодие

 

№ урока

Содержание учебного материала

К-во час.

Примечание

1

Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ.

Правила ТБ при работе в компьютерном классе.

1

I четверть

Информация и информационные процессы

(3 часа)

2

Информация. Информация в живой природе. Роль информации в жизни людей. Роль органов чувств и технических устройств в получении информации. Искажение и потеря информации.

1

3

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

1

4

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

1

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

(5 часов)

5

Основные компоненты компьютера и их функции. Гигиенически, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Пр.р.№1 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, получение информации о характеристиках компьютера, включение компьютера».

0,5



0,5

6

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. 

1

7

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс. 

Пр.р.№2 «Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы».

0,5


0,5

8

Данные и программы. Файлы и файловая система.

1

9

Пр.р.№3 «Планирование собственного информационного пространства (создание папок в  соответствии с планом, создание, именование, перенос, удаление объектов, сохранение на внешних носителях)».

Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

0,5




0,5

Обработка текстовой информации

(14 часов)

10

Текст как информационный объект. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы. Понятие алфавита. Представление текстовой информации. Кодовые таблицы.

1

II четверть

11

Текстовый редактор Ms Word. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстового документа. Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту.

1

12

Пр.р.№4 «Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстового редактора».

Параметры страницы. Нумерация страниц. Колонтитулы.

0,5


0,5

13

Форматирование текста: параметры шрифта. Проверка правописания.

1

14

Форматирование текста: параметры абзаца. Табуляция.

1

15

Пр.р.№5 «Форматирование текстовых документов».

1

16

Включение в текстовый документ формул и графических объектов. Разбиение текста на колонки.

1

II ПОЛУГОДИЕ

1  урок в неделю, 19  уроков в полугодие

№ урока

Содержание учебного материала

К-во час.

Примечание

Обработка текстовой информации

(14 часов)

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.

1

III четверть

2

Пр.р.№6 «Вставка в документ формул. Разбиение текста на колонки».

Пр.р.№7 «Создания и форматирование списков».

0,5


0,5

3

Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблицы. Редактирование таблиц: добавление строк и столбцов, объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.

1

4

Пр.р.№8 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

5

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

1

6

Пр.р.№9 «Создание гипертекстового документа».

Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.

0,5

0,5

7

Зачет №1 «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)».

1

Обработка графической информации

(5 часов)

8

Анализ зачета № 1.

Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов.

1

9

Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Пр.р.№10 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов. Геометрические преобразования».

0,5


0,5

10

Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.

Пр.р.№11 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования».

0,5


0,5

11

Сканирование рисунков и фотографий. Обработка сканированных изображений.

Пр.р.№12 «Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов».

0,5


0,5

IV четверть


Лишь на примере работы учителя

12

Зачет № 2 «Создание графического объекта».

0,5

Мультимедийные технологии

(5 часов)

13

Анализ зачета № 2.

Компьютерные презентации. Редактор презентаций, его интерфейс. Дизайн презентации, макеты и разметка слайдов. Добавление и удаление слайдов. Сортировка слайдов.

1

14

Пр.р.№13 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, создание текста слайда».

1

15

Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации и смены слайдов.

1

16

Пр.р.№14 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Демонстрация презентации».

1

17

Зачет № 3 «Создание и обработка информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов».

1

18

Анализ зачета № 3.

Итоговое повторение.

1

19

Итоговое повторение.

1

График текущего контроля

8 класс

Количество часов

Форма контроля

Четверть

Кол-во недель

Кол-во часов в нед.

Всего часов

№ недели

Контр. работа

Сам. работа

Тест

Зачет

Лабор. работа

Практич. работа

Др. формы

I

9

1

9

0

0

0

0

0

3

0

1

2

3

4

5

Пр.р.№1 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, получение информации о характеристиках компьютера, включение компьютера»

6

7

Пр.р.№2 «Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы»

8

9

Пр.р.№3 «Планирование собственного информационного  пространства»

II

7

1

7

0

0

0

0

0

2

0

10

11

12

Пр.р.№4 «Создание небольших текстовых документов»

13

14

15

Пр.р.№5 «Форматирование текстовых документов»

16

III

10

1

10

0

0

0

1

0

6

0

17

18

Пр.р.№6 «Вставка в документ формул. Разбиение текста на колонки»

Пр.р.№7 «Создания и форматирование списков»

19

20

Пр.р.№8 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

21

22

Пр.р.№9 «Создание гипертекстового документа»

23

Зачет №1 «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)».

24

25

Пр.р.№10 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов. Геометрические преобразования»

26

Пр.р.№11 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования»

IV

9

1

9

0

0

0

2

0

3

0

27

Пр.р.№12 «Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов»                  /демонстрационно/

28

Зачет № 2 «Создание графического объекта»

29

30

Пр.р.№13 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, создание текста слайда»

31

32

Пр.р.№14 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Демонстрация презентации»

33

Зачет № 3 «Создание и обработка информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов»

34

35

Список учебной литературы

8 класс

        Основная литература

  1. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, - 176 с.
  2. Семакин И.Г. Методическое пособие для учителя. 8 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 174 с.
  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2005, - 288 с.
  4. Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей. 5 – 11 классы. – СПб.: Питер, 2006, - 254 с.
  5. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 320 с.

           Дополнительная литература

  1. Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
  2. Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»

Стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение[2]

9 класс


п/п

Стержневые

 линии

Обязательный минимум

Возможность

углубления

Знать

Уметь

1

Обработка числовой информации

Назначение табличного процессора, его команд и режимов. Объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы. Правила записи, использования и копирования формул и функций. Технология создания, редактирования и форматирования табличного документа. Понятия относительной и абсолютной ссылки. Технология создания и редактирования диаграмм, графиков.

Создавать структуру ЭТ и заполнять её данными. Редактировать электронную таблицу. Использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования. Записывать формулы и использовать в них встроенные функции. Создать и редактировать диаграммы, графики.

2

Представление информации

Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации. Представление графической и звуковой информации. Цветовые модели. Частота дискретизации, глубина кодирования.

Осуществлять перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выполнять арифметические операции в различных системах счисления. Определять объем графической и звуковой информации.

3

Алгоритмы и исполнители

Назначение алгоритма и его определение. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Структура основных алгоритмических конструкций. Основные стадии разработки алгоритма. Назначение языков программирования. Алфавит языка программирования Pascal. Объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.). Основные типы данных и операторы языка Паскаль.

Строить блок-схемы алгоритмов поставленных задач. Использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов. Работать в среде учебного исполнителя. Разрабатывать и записывать на языке программирования Pascal типовые алгоритмы.

Работа с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде. Подпрограммы. Процедуры и функции.

4

Формализация и моделирование

Основные виды классификации моделей. Основные типы информационных моделей. Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Разрабатывать схему моделирования для любой задачи. Строить и исследовать информационные модели, в том числе на компьютере.

5

Базы данных

Понятие базы данных и ее основных элементов. Технология создание и редактирования баз данных. Технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации.

Назначение и технология создания форм, отчетов, запросов.

Создавать и редактировать базы данных. Заполнять  данными созданную структуру и проводить редактирование данных. Создавать и редактировать формы. Осуществлять выборку, сортировку и просмотр данных в режиме списка и формы. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов. Реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

6

Коммуникационные технологии

Понятие компьютерной сети. Назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей. Назначение и принципы работы электронной почты. Основные протоколы передачи данных. Назначение программы-браузера и её управляющих элементов. Технология поиска информации в сети Интернет

Работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ. Работать в браузере.

Осуществлять поиск информации в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой и файловыми архивами.

Создание простейших Web-страниц.

7

Информационные технологии и общество

Характерные черты информационного общества и информационной культуры человека. Проблемы информационной безопасности. Правовые аспекты охраны программ и данных.

Различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Определять основные компоненты информационной культуры человека.


Тематический план

9 класс

I ЧЕТВЕРТЬ

2 урока в неделю, 18  уроков в I четверти

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Примечание

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Повторение изученного ранее.

1

Обработка числовой информации

(10 часов)

2

Электронные таблицы Ms Excel (столбцы, строки, ячейки).

1

3

Типы данных: числа, формулы, текст. Форматирование ячеек.

1

4

Пр.р.№1 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных».

1

5

Пр.р.№2 «Создание и обработка таблиц».

1

6

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

1

7

Пр.р.№3 «Ввод математических формул и вычисление по ним».

1

8

Построение диаграмм и графиков.

1

9

Пр.р.№4 «Построение диаграмм и графиков».

1

10

Работа в Ms Excel.

1

11

Зачет № 1 «Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов».

1

Представление информации

(7 часов)

12

Анализ зачета № 1.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой  информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодировка звуковой информации.

1

13

Компьютерное представление текстовой  информации.

Пр.р.№5 «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе».

0,5

0,5

14

Кодирование графической и звуковой информации.

Пр.р.№6 «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе».

0,5

0,5

15

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

1

16

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления.

1

17

Пр.р.№7 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления».

1

18

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления.

1

II ЧЕТВЕРТЬ

2 урока в неделю, 14  уроков во II четверти

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Примечание

Алгоритмы и исполнители

(29 часов)

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

1

2

Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.

Алгоритмы работы с числовыми данными. Арифметические выражения.

1

3

Пр.р.№8 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения».

Алгоритмическая конструкция «Ветвление».

0,5



0,5

4

Алгоритмическая конструкция «Ветвление».

1

5

Пр.р.№9 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Ветвление».

Алгоритмическая конструкция «Повторение».

0,5


0,5

6

Алгоритмическая конструкция «Повторение».

1

7

Пр.р.№10 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Повторение».

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Подпрограммы.

0,5


0,5

8

Подпрограммы.

Пр.р.№11 «Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму».

0,5

0,5

9

Одномерный массив.

1

10

Одномерный массив.

1

11

Пр.р.№12 «Разработка алгоритма по обработке одномерного массива».

Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (И, ИЛИ, НЕ). Логические выражения.

0,5


0,5

12

Пр.р.№13 «Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операций».

1

13

Алгебра высказываний. Основные законы алгебры логики. Построение таблиц истинности.

1

Дом. контр. раб.

14

Решение задач с использованием различных алгоритмических конструкций и логических операций.

1

III ЧЕТВЕРТЬ

2  урока в неделю, 20  уроков в III четверти

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Примечание

Алгоритмы и исполнители

(29 часов)

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Языки программирования, их классификация. Язык программирования Паскаль. Правила записи программы на языке программирования Паскаль.

1

2

Составление простейших программ на языке программирования Паскаль.

1

3

Оператор ветвления.

1

4

Оператор ветвления.

Пр.р.№14 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления».

0,5

0,5

5

Операторы цикла.

1

6

Операторы цикла.

1

7

Пр.р.№15 «Разработка программы, содержащей операторы цикла». Подпрограммы.

0,5

0,5

8

Подпрограммы.

Пр.р.№16 «Разработка программы, содержащей подпрограмму».

0,5

0,5


Домашняя пр. раб.

9

Одномерный массив.

1

10

Одномерный массив.

Пр.р.№17 «Разработка программы по обработке одномерного массива».

0,5

0,5

11

Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций

1

12

Пр.р.№18 «Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций».

Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач.

0,5


0,5

Домашняя пр. раб.

13

Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач.

1

14

Подготовка к зачетной работе.

1

15

Зачет №2 «Создание алгоритма и программы, решающих поставленную задачу».

1

Формализация и моделирование

(5 часов)

16

Анализ зачета № 2.

Моделирование. Классификация моделей. Формализация.

Пр.р.№19«Построение генеалогического дерева семьи».

0,5


0,5



Домашняя пр. раб.

17

Информационное моделирование. Виды информационных моделей.  Этапы построения информационных моделей. Графические и табличные модели.

Пр.р.№20 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования».

0,5



0,5




Домашняя пр. раб.

18

Информационное моделирование на компьютере. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.

1

19

Пр.р.№21 «Построение и использование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием таблиц».

1

20

Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления.

1

IV ЧЕТВЕРТЬ

2 урока в неделю, 18  уроков в IV четверти

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Примечание

Хранение информации

(9 часов)

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

1

2

Ввод и редактирование записей в табличной базе данных.

1

3

Условия поиска информации, логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

1

4

Поиск, удаление и сортировка данных.

1

5

Пр.р.№22 «Поиск записей в готовой базе данных».

1

6

Сортировка записей в готовой базе данных.

1

7

Пр.р.№23 «Сортировка записей в готовой базе данных».

1

8

Подготовка к зачетной работе.

1

9

Зачет № 3 «Работа с учебной базой данных».

1

Коммуникационные технологии

(4 часа)

10

Анализ зачета № 3.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование, декодирование. Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

11

Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники.

Пр.р.№24 «Путешествие во Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат, телеконференция. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них». 

0,5


0,5

12

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Пр.р.№25 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения».

0,5


0,5

13

Архивирование и разархивирование.

Пр.р.№26 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы архиватора. Загрузка файла их файлового архива».

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Пр.р.№27 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов».

0,25

0,25



0,25

0,25

Информационные  технологии в обществе

(2 часа)

14

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

1

15

Пр.р.№28 «Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной программы».

1

16

Итоговое повторение.

1

17

Итоговое повторение.

1

18

Итоговое повторение.

1

График текущего контроля

9 класс

Количество часов

Форма контроля

Четверть

Кол-во недель

Кол-во часов в нед.

Всего часов

№ недели

Контр. работа

Сам. работа

Тест

Зачет

Лабор. работа

Практич. работа

Др. формы

I

9

2

18

0

0

0

1

0

7

0

1

2

3

4

Пр.р.№1 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»

5

Пр.р.№2 «Создание и обработка таблиц»

6

7

Пр.р.№3 «Ввод математических формул и вычисление по ним»

8

9

Пр.р.№4 «Построение диаграмм и графиков»

10

11

Зачет № 1 «Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов»

12

13

Пр.р.№5 «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе»

14

Пр.р.№6 «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе»

15

16

17

Пр.р.№7 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления»

18

II

7

2

14

0

0

0

0

0

6

0

19

20

21

Пр.р.№8 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

22

23

Пр.р.№9 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Ветвление».

24

25

Пр.р.№10 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Повторение».

26

Пр.р.№11 «Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму»

27

28

29

Пр.р.№12 «Разработка алгоритма по обработке одномерного массива»

30

Пр.р.№13 «Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операций»

31

32

III

10

2

20

0

0

0

1

0

8

0

33

34

35

36

Пр.р.№14 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления»

37

38

39

Пр.р.№15 «Разработка программы, содержащей операторы цикла»

40

Пр.р.№16 «Разработка программы, содержащей подпрограмму»

/домашняя/

41

42

Пр.р.№17 «Разработка программы по обработке одномерного массива»

43

44

Пр.р.№18 «Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций»

/домашняя/

45

46

47

Зачет №2 «Создание алгоритма и программы, решающих поставленную задачу»

48

Пр.р.№19 «Построение генеалогического дерева семьи»

/домашняя/

49

Пр.р.№20 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования»

/домашняя/

50

51

Пр.р.№21 «Построение и использование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием таблиц»

52

IV

9

2

18

0

0

0

1

0

7

0

53

54

55

56

57

Пр.р.№22 «Поиск записей в готовой базе данных»

58

59

Пр.р.№23 «Сортировка записей в готовой базе данных»

60

61

Зачет № 3 «Работа с учебной базой данных»

62

63

Пр.р.№24 «Путешествие во Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат, телеконференция. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них»

64

Пр.р.№25 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения»

65

Пр.р.№26 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы архиватора. Загрузка файла их файлового архива»

Пр.р.№27 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов»

66

67

Пр.р.№28 «Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной программы»

68

69

70

Список учебной литературы

9 класс

        Основная литература

  1. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, - 176 с.
  2. Семакин И.Г. Методическое пособие для учителя. 8 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 174 с.
  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2005, - 288 с.
  4. Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей. 5 – 11 классы. – СПб.: Питер, 2006, - 254 с.
  5. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 320 с.
  6. Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе «Информатика и ИКТ» – Воронеж: ВОИПКРО, 2006, - 84 с.
  7. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal. Книга для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005, - 352 с.

           Дополнительная литература

  1. Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
  2. Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»
  3. Чернов А.Ф. Информатика. 9 – 11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. – Волгоград: Учитель, 2007, - 207 с.
  4. Фальков А.И., Молодцова М.Г. Элективный мультимедиа-курс «Вычислительная математика и программирование, 10 – 11 кл.». –  Министерство образования РФ, 2004. ГУ РЦ ЭМТО, 2004. ЗАО «1С», 2004
  5. Свободно распространяемый сборник электронных пособий по графике, Интернету, мультимедиа, операционным системам, офисным приложениям, программированию, проектированию.


[1] Примечание. В отличие от порядка изучения содержательных единиц, предложенного в примерной программе по предмету, в связи с использованием учебника автора Семакина И. изучение тем «Обработка графической информации» и «Мультимедийные технологии» происходит в 8 классе, а тем «Представление информации» и «Обработка числовой информации» - в 9 класса. Указанные отступления допустимы и регламентированы программой.  

[2] Примечание. В отличие от порядка изучения содержательных единиц, предложенного в примерной программе по предмету, в связи с использованием учебника автора Семакина И. изучение тем «Обработка графической информации» и «Мультимедийные технологии» происходит в 8 классе, а тем «Представление информации» и «Обработка числовой информации» - в 9 класса. Указанные отступления допустимы и регламентированы программой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс УМК Семакин И.Г.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 34 часов (1 час в неделю) к учебнику  Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Б...

Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника

Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по информатике 7 класс ФГОС Семакин

Рабочая программа по информатике для 7 класса, составленная с учетом ФГОС для учебника Семакина...

Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС Семакин

Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС Семакин...