Создание и использование ЦОР на уроках информатики с целью формирования у учащихся информационно-коммуникационной компетентности
материал по информатике и икт на тему

Зиненко Наталья Николаевна

   Использование компьютерных технологий в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий универсальных (базовых),  мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу  формирования информационной компетентности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_i_ispolzovanie_cor_na_urokah_informatiki.rar571.88 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  

Зиненко Натальи Николаевны

учителя информатики высшей категории

МБОУ СОШ №1 с.Арзгир

 Арзгирского района

по теме: «Создание и использование ЦОР на уроках информатики

с целью формирования у учащихся

информационно-коммуникационной компетентности».

 

2012г.

Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в своей повседневной работе, работа в Интернете, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования»

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  1. формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  3. формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения  в практической деятельности;
  4. были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-        реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Этот перечень показывает, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если учитель будет использовать в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.

Исходя из этого, считаю, что первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества». Какова же роль учителя информатики, моя роль, в формировании человека нового информационного века? Как учителю научить ребенка выбирать свои информационные маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру детей?

Актуальность проблемы, её значимость, недостаточная разработанность определила тему моей работы «Создание и использование ЦОР на уроках информатики с целью формирования у учащихся информационно-коммуникационной компетентности».

Теоретические основания опыта

Компетентность – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (В. Краевский и А. Хуторской).

Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней).

В своей работе я опираюсь на понятие компетентности, предложенное Моревой Н.А., которая трактует компетентность (от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) как знания и опыт в той или иной области, как личные возможности, квалификацию (знания и опыт), позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому.

В проекте концепции образовательной области «Информатика и ИКТ» компетентность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к дальнейшему образованию, самообразованию и профессиональной деятельности, а основной целью информационного образования является формирование информационно  коммуникационной компетентности, которая предполагает:

  1. способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности;
  2. овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и, учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика и информационные технологии», определяю цель: выполнить социальный заказ современного общества - формировать ключевые компетентности, обеспечивающие переход от компьютерной грамотности к информационной культуре личности; подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  1. Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  4. Способствовать формированию ключевых компетенции учащихся.

Опыт моей работы за последние пять лет показал, что наиболее продуктивными являются информационно – коммуникационные технологии.

На каждом уроке я вновь и вновь убеждаюсь: как важно и необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе. Создание и применение электронных работ позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. На протяжении последних лет на компьютере мне удается создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику классов и склонности каждого ученика.

Основная цель - использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании - заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:

  1. формирование целостной естественнонаучной картины мира;
  2. способствование творческому развитию личности.

Я отмечаю следующие возможности и преимущества ИКТ.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Разумное применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе повышает не только эффективность и качество процесса обучения, но и развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает коммуникативные способности.

Эффективность использования ИКТ на уроках свидетельствует о том, что мыслительная деятельность детей возрастает в несколько раз.

Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии неизбежно вносят в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно - определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий, т.е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой.

Подводя итоги и анализируя проделанную мною работу, следует отметить, что ожидаемые результаты использования на уроках цифровых образовательных ресурсов принесли только положительные итоги в образовательной деятельности:

  1.  В моей практической деятельности увеличился и расширился дидактический материал по предмету;
  2. Уроки обогатились эмоциональной окрашенностью;
  3. Психологически облегчился процесс усвоения;
  4. Наглядно проявляется живой интерес к предмету познания;
  5. Расширился общий кругозор;
  6. Повысилось качество знаний по предметам;
  7. Повысилась производительность труда учителя и ученика на уроке.

Вместе с тем нужно отметить, что, говоря об ИКТ-компетентности, нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего, сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, «насытить» учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.

Применяемые средства ИКТ, используемые мной, можно разбить на три большие группы: демонстрационные;

   тестирующие;

   творческие проекты.

Демонстрация мультимедийных презентаций и использование Единой коллекции ЦОР — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая мне возможность выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. С их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо. Использую мультимедийные ресурсы при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. С помощью мультимедийных ресурсов повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников.

В учебном процессе применяю экранные средства: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые схемы, иллюстрирование алгоритма работы  с офисными приложениями и т.п. Составляю презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение электронных материалов, учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиления его эмоционального воздействия, способствует  прочному усвоению и систематизации знаний по предмету, формированию ИК-компетентности учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  1. образовательный аспект — восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
  2. развивающий аспект — развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
  3. воспитательный аспект — формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

Применение тестирующих программ для контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает строго индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

На своих уроках широко применяю разнообразные формы промежуточного и итогового контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, самостоятельные практические и контрольные работы. Перед началом изучения определенной темы обучающимся сообщаю содержание изучаемого материала и планируемый уровень знаний и умений. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы, привлекаю учащихся к выполнению творческих домашних заданий: подготовке докладов и рефератов, разработке кроссвордов по отдельным темам школьной программы.

Таким образом, при использовании на уроках информационно – коммуникационных технологий я получила:

  1. возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.);
  2. применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой;
  3. раскрывать творческий потенциал учащихся.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, инновационные технологии. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в моей профессиональной деятельности.

Мы видим, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Следует также сказать, что мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций обучаемого. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, психоэмоциональное состояние обучаемого.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  2. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  3. Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  4. Повысить объём выполняемой на уроке работы;
  5. Усовершенствовать контроль знаний;
  6. Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  7. Формировать навыки исследовательской деятельности;
  8. Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Работа по формированию ИК-компетентности позволила мне повысить эффективность обучения, уровень технологической подготовки учащихся к свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, выработать навык работы с различными источниками информации, достичь более высокого уровня интеллектуального развития и сформированности общеучебных умений и навыков.

В роли учителя информатики я чувствую на себе большую ответственность за то, насколько хорошо дети, оканчивая школу, владеют современными информационными и коммуникационными технологиями. Стараюсь делать всё, чтобы, уезжая учиться в большие города, мои ученики не чувствовали себя людьми из «глубинки», а смогли успешно продолжать обучение, жить и работать в информационном обществе.

Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне,  я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Использование ИКТ на уроках естествознания для формирования ключевых компетенций обучающихся, воспитанников

Слайд 1. Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?Современный урок невозможен без использов...

Создание и использование презентаций к урокам русского языка и литературы

Мне очень нравится использовать на уроках  презентации и создавать их вместе с учениками. Потому как, эта совместная работа позволяет глубже изучить материал, а также выявить новые ресурсы для ра...

Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности

Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены  её основные методы и приёмы....

Методическая разработка "Создание и использование маршрутной карты урока для учащихся 10 классов при изучении курса органической химии"

Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курс...

Создание и использование аудиороликов на уроках литературы.

Доверие  к цифровым  технологиям  у подростков намного выше , чем  у взрослых.  Именно поэтому  они  с удовольствием  соглашаются   на  уч...