РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
статья по информатике и икт (5 класс) по теме

Мирзоев Махмашариф Сайфович

В работе рассматривается и реализуется метапредметный аспект школьного курса информатики в обучении других школьных предметов. В качестве примера, рассматривается   применение метода моделирования на уроках литературы. Через моделирование устанавливается межпредметные связи курса информатики с литературой, обеспечивающие реализации метапредметного аспекта школьного курса информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizacii_metapredmetnogo_aspekta_informatiki_v_shkole.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Мирзоев М.С.

к.п.н., доцент каф. математической физики МПГУ, учитель информатики ГБОУ СОШ 863

В условиях реализации ФГОС в общеобразовательных школах помимо алгоритмических, технологических и естественнонаучных аспектов курса информатики особую актуальность приобретает ее метапредметний аспект [2]. Характер метапредметности курса напрямую завысить от реализации межпредметные связи учебных предметов. Наиболее успешно реализация межпредметных связей школьных учебных предметов происходит на уроках информатики. Доминирующая роль в реализации метапредметного аспекта курса информатики в изучении других школьных предметов играет метод моделирования.  

В таких условиях важное место в освоении каждого учебного предмета занимает формирование и развитие универсальные учебные действий (УУД) [2], поскольку они являются ключом к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

В школьном курсе информатики методам моделирования и формализации уделяется серьезное внимание. Представление и реализация содержания школьного  курса информатики с позиции  методологии информационного моделирования и информационного подхода обеспечивает реализацию метапредметного аспекта данного курса и требований ФГОС в подготовке учащихся.

Действительно, степень проникновения новейших информационных, цифровых, сетевых технологий в гуманитарную сферу напрямую связана с методами и средствами моделирования. Через моделирование происходит понимание, исследование и научное познание реального мира.

В данной работе рассматривается применение метода моделирования в   школьном курсе литературы в 5 классе.

Одним из видов знакового моделирования является моделирование вербальное. Это представление информационной модели средствами естественного разговорного языка. Другими словами, мысленная модель, выраженная в разговорной форме, называется вербальной. Примерами являются литературные произведения, литературный жанр, как басня или притча, имеющие непосредственные отношение к понятию модели.   Особенности этих жанров состоят в переносе реальных отношений между людьми на отношения между животными, на отношения между предметами, которые обладают человеческими качествами и пр.

Таким образом, любое литературное произведение можно рассматривать как вербальную знаковую модель и представить разными   способами. Но можно и сам художественный текст принять за объект-оригинал и создать его модель.

В качестве примера попробуем представить известнейшую басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» в виде модели. При этом в начале урока сам текст басни выводится на экран.

Учитель совместно с учащимся разложит басню на составляющие ее части сюжета по действиям героев и событий, происходящим с ними:

1.     у вороны появился кусочек сыра;

2.     ворона хочет позавтракать, взгромоздясь на ель;

3.     ворона задумалась с сыром во рту;

4.     мимо пробегает лиса;

5.     лиса остановилась;

6.     лиса увидела сыр;

7.     лиса пленилась сыром;

8.     лиса подходит к дереву;

9.     лиса вертит хвостом;

10.   лиса внимательно смотрит на ворону;

11.   лиса говорит комплименты, восхищается «талантами» вороны, просит ворону спеть;

12.   у вороны вскружилась голова ;

13.   у вороны перехватило дыханье;

14.   ворона каркнула;

15.   сыр выпал;

16.   лиса завладела сыром.

Теперь можно разделить данные составляющие на группы по принадлежности к композиционному строю басни:

а) 1-3 – завязка произведения,

б) 14-15 – кульминация,

в) 16 – развязка.

Вербальная модель басни:

В простом случае, можно показать через структуру «ветвление», т.е.

  1. алг.
  2. нач.
  3.  лиса, ворона, сыр;
  4.  ворона:=сыр; 

           {мимо пробегает лиса, просит спеть}

  1. если  ворона каркает,

   6. то лиса:=сыр;

   7. кон.

В общем случае, применяем циклическую структуру, т.е.

  1. алг.
  2. нач.
  3.      лиса, ворона, сыр;
  4. нц.
  5.      ворона:=сыр; 

           {мимо пробегает лиса, просит спеть}

  1. если  ворона каркает,
  2. то лиса:=сыр, иначе пункт 5.
  3. кц.
  4. кон.

Графическая модель - блок-схемы структура «Ветвление»:

лиса, ворона, сыр

ворона

каркает

да

 

лиса получает сыр

Графическая модель - блок-схемы структура «Цикл»:

     

Как мы видим, с помощью метода моделирования литературное произведение можно разложить на составляющие его сюжетные части, определить условно более значимые и менее значимые для композиции моменты, составить модель произведения в удобной форме для формирования ключевых компетенций метапредметного аспекта. Важно отметить, что метод моделирования позволяет рассмотреть одно и тоже литературное произведение в различных его аспектах.

Таким образом, в результате применения метода моделирования в изучении литературного произведения, учащиеся приобретают интегративные знания, умения, позволяющие им самостоятельно представить в виде математической модели другие литературные произведения и реализовать их с помощью компьютера.

Литература

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект /[РАО]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.
  2. Мирзоев М.С. Три кита школьного курса информатики [Текст] /М.С. Мирзоев /XI Международная конференция //Информатика: проблемы, методология, технологии. – Воронеж: ВГУ, 2012. - С. 64 - 68. - 0,3 п.л.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ - компетентности через интеграцию с другими школьными предметами

Статья "Формирование ИКТ - компетентностичерез интеграцию с другими школьными предметами"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В докладе рассматриваются особенности интегрированных уроков, главная цель которых – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения....

Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС

Информация – одна из основных фундаментальных категорий бытия, а информационные процессы, среди которых одним из наиболее практически значимых является процесс управления, протекают во всех обла...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Презентация "Интегрирование уроков физики с другими школьными предметами"

В данной презентации отражено обобщение опыта работы учителя по использованию интегрированного обучения....

Интеграция уроков естественнонаучного направления с другими школьными предметами

В статье доказана эффективность применения интеграции на уроках естественнонаучного цикла....


 

Комментарии

Тухтаметова Мунавара Чаппаровна

Удачи! Я проголосовала за вашу работу!

Пономарева Любовь Александровна

Достойная конкурсная работа, удачи!