Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков по русскому языку и информатике в 4 классе с использованием ИКТ
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Шибаева Оксана Викторовна

Тема урока: Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но (с использованием ИКТ).

Преподаватели: Шибаева Оксана.Викторовна - учитель информатики; Мехти Юлия Вячеславовна - учитель начальных классов.

Цели:

  • Выявить и усвоить отличительные особенности простого предложения с однородными членами и сложного предложения;
  • Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых, учебно-интеллектуальных умений и навыков;
  • Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  • Привитие интереса к предмету, воспитание самостоятельности, любви к родному языку.
  • Закрепление навыков работы с устройствами клавиатура и мышь.
  • Тестирование учащихся на ПК с выставлением оценки компьютером.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков

по русскому языку  и информатике в 4 классе

с использованием ИКТ

Тема: Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но (с использованием ИКТ).

Цели:

  • Выявить и усвоить отличительные особенности простого предложения с однородными членами и сложного предложения;
  • Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых, учебно-интеллектуальных умений и навыков;
  • Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  • Привитие интереса к предмету, воспитание самостоятельности, любви к родному языку.
  • Закрепление навыков работы с устройствами клавиатура и мышь.
  • Тестирование учащихся на ПК с выставлением оценки компьютером.

Планируемые образовательные результаты:

Объём освоения и уровень владения компетенциями:
Знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий уровни.

Ценностное отношение: нейтральный, ситуационно-заинтересованный, устойчивой актуальности уровень.
Личностный смысл: предметно–содержательный, личностно–групповой, жизненно-практический.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: 

  • выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные:

  • уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями;
  • соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

  • уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

Компоненты культурно-компетентностного опыта:

  • знаниево-предметный уровень;
  • репродуктивно-деятельностный уровень;
  • личностно-диалогический уровень.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, ПК учителя с выходом в интернет, мультимедийный проектор, презентация «Запятая в сложном  предложении»,  ПК учащихся с подготовленным тестом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Приветствие.

Сегодня мы будем работать с текстом повести – сказки « Три толстяка»

Книга юбиляр (напечатана в 1928г.- 85лет)

«Три толстяка» — повесть-сказка Юрия Олеши, написанная в 1924 году. В книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей («толстяков») в выдуманной стране.

А помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в коллективе.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Отрывок песенки Суок для Тутти:

Посмотри: я улыбнулась.
И вздохнула я,
Так опять ко мне вернулась
Жизнь весёлая моя.
Я всю жизнь к тебе спешила,
Столько спутала дорог!...
Не забудь  твоей сестрички
Имя нежное - Суок!

Что заметили? (Расставьте знаки препинания, составьте схемы.)

Сформулируйте тему урока и его цели.

(Тема открывается на доске).

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.»

- А какие цели будем ставить перед собой?

1. Будем учиться правильно расставлять запятые в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но и в сложном предложении с союзами и, а, но.

2. Развивать орфографическую зоркость, повышать орфографическую грамотность.

3. Будем учиться произносить предложения с правильной интонацией, выразительно. Развивать свою речь.

4. Воспитывать любовь к родному языку.

5. Познакомимся с тестом, приготовленным на ПК, выполним его, получим отметку за выполнение задания.

6. Для работы за ПК нам понадобятся 2 важных устройства. Попробуем сформулировать какие:

Будь предельно осторожен,

Ведь со мной работать сложно.

Нужно навыки иметь

Чтобы мною овладеть.

Лишь легонько прикоснешься,

Посмотри на монитор,

Хоть на букву ошибешься

И прервется разговор. (Клавиатура)

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко. (Мышь)

3. Повторяем, что знаем

А) Работа в группах.

Задание 1 группе:

1) Расскажите, что вы знаете о простом предложении и о знаках препинания в нём.

1. Что такое простое предложение? (Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой), (карточки командам).
2. Перед какими союзами  в предложении с однородными членами ставится запятая? (В  предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая)
3. Если союз и одиночный, то запятая … ( не ставится),  а если союз и повторяющийся, то запятая …(ставится)
4. Если между однородными членами нет союзов, то запятая (ставится ).

Задание 2 группе:

1) Расскажите, что знаете о сложном предложении:

1. Какое предложение называется сложным?
2. С помощью чего соединяются части сложного предложения? (союзами и интонацией или только интонацией)

3. А чем разделяются? (Разделяются запятой)

4. Запятая в сложном предложении ставится…

Разгадайте кроссворд и вы узнаете о том, что происходило в повести–сказке «Три Толстяка».

1. Как три пшеничных мешка,
Три развалились Толстяка!
У них важнее нет забот,
Как только вырастить... (
Живот)

2. Имя оружейника. (Просперо)

3. Как звали доктора? (Гаспар)

4. Предмет, в который нужно было залезть, чтобы бежать из дворца. (Кастрюля)

5. Наследник Трех Толстяков (Тутти)

6. Их строили плотники на площади Суда. (Плахи)

7. Имя домработницы доктора Гаспара. (Ганимед)

8. Хозяин гостеприимного балаганчика – дядюшка... (Бризак)

9. Место, где стояла клетка с оружейником Просперо. (Зверинец)

Какое слово было спрятано?

"Восстание".

Что оно означает?

Восстание – массовое выступление против существующей власти. Слово-синоним – "мятеж".

Сейчас у вас будет творческое задание по группам. После того, как вы его выполните, у вас получится отрывок из речи оружейника Просперо на обеде у Трех Толстяков, объясняющий, почему народ восстал против существующей власти. Прочитайте, что у вас получилось.

"Ваши министры знают о том, что делается в стране. Крестьяне, у которых вы отнимаете хлеб, добытый тяжелым трудом, поднимаются против помещиков. Они сжигают их дворы, они выгоняют их из своей земли. Рудокопы не хотят добывать уголь для того, чтобы вы завладели им. Рабочие ломают машины, чтобы не работать ради вашего обогащения. Матросы выбрасывают ваши грузы в море. Солдаты отказываются служить вам. Ученые, чиновники, судьи, актеры переходят на сторону народа. Все, кто раньше работал на вас, получал за это гроши, в то время как вы жирели. Все несчастные, обездоленные, голодные, исхудалые, сироты, калеки, нищие – все идут войной против вас, против жирных, богатых, заменивших сердце камнем..."

Задание 1 группе:

2) Составить  простые предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены:

Крестьяне против помещиков поднимаются, сжигают их дворы и выгоняют их со своей земли.

Ученые, чиновники, судьи, актеры переходят на сторону народа.

Все несчастные и обездоленные, и голодные, и исхудалые  нищие идут войной против вас.

Крестьяне против помещиков

идут войной против вас.

Ученые, чиновники, судьи, актеры

поднимаются, сжигают их дворы и выгоняют их со своей земли.

Все несчастные и обездоленные, и голодные, и исхудалые  нищие

переходят на сторону народа.

Задание 2 группе:

2) Соединить части сложного предложения. Выделить грамматические основы.

Рабочие ломают машины, матросы выбрасывают ваши грузы в море, и солдаты отказываются служить вам.

За работу на вас бедные получали гроши, а вы в то время жирели.

Рудокопы не хотят добывать уголь для того, чтобы вы завладели им.

Рабочие ломают машины, матросы выбрасывают ваши грузы в море,

чтобы вы завладели им.

За работу на вас бедные получали гроши,

и солдаты отказываются служить вам.

Рудокопы не хотят добывать уголь для того,

а вы в то время жирели.

Б) Работа в парах.

Исправь ошибки  в постановке запятых и расставь недостающие знаки препинания.

На дощечке было написано:

«Вас было двое: сестра и брат – Суок и Тутти. Когда вам исполнилось по четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы Трёх Толстяков. Меня, учёного Туба, помощники Трёх Толстяков привезли во дворец, и показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка приказали мне сделать куклу, чтобы она не отличалась от живой девочки. Я сделал такую куклу_ я был большим учёным. Суок стала взрослой_ хорошенькой и печальной девочкой, и кукла стала такой же. Тогда вас разлучили.Тутти остался во дворце с куклой_ а Суок отдали бродячему цирку…»(правильный)

«Вас было двое: сестра и брат – Суок и Тутти. Когда вам исполнилось по четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы Трёх Толстяков. Меня, учёного Туба, помощники Трёх Толстяков привезли во дворец, и показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка приказали мне сделать куклу, чтобы она не отличалась от живой девочки. Я сделал такую куклу я был большим учёным. Суок стала взрослой  хорошенькой и печальной девочкой. И кукла стала такой же. Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой а Суок отдали бродячему цирку…» (с ошибками)

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Для работы с тестом, вспомним назначение клавиш ESC, Enter, Shift, Delete, Backspace, пробел.
  2. Объяснение порядка работы с тестом, приготовленном на всех компьютерах учащихся.
  3. Выполнить тест с помощью компьютера.

В заданиях 1, 2,3, 4,5,7 выбрать 1 вариант ответа,
в заданиях 6, 8 вписать нужные слова.

1. Это простое предложение с однородными членами:

1) Наследник Тутти стоял на террасе.
2) Кроме бинокля у меня есть знания и представление о предметах.
3) Ему поручили ответственное дело.
4) Экипаж остановился, и караул гвардейцев остановился.  

2.  Союз но соединяет части сложного предложения:

1) Наследник говорил без умолку, но устал и замолчал.
2) Он не только вернул ей жизнь, но и сделал эту жизнь более замечательной.

3) Суок испугалась и уронила пирожное, но дело обошлось.
4) Мелодия была очаровательная, но печальная.

3. Нужно поставить запятую перед союзом и в предложении:

1) Три Толстяка забрали  всё железо и весь хлеб.
2) Кукла похорошела и  она умеет говорить и танцевать.
3) Платье её шевелилось, дрожало и шелестело.
4) Они лезли из круглых окон и переполняли балконы.

4. Есть ошибка в схеме:

  1. [- =] и [-= ].
  2. [- =],а [-= ].
  3. [- = О и О].
  4. [О, а  О- =].

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая?

Девочка  сдвинула носки (1)потом приподнялась на них. Подняла к лицу руки(2) и начала петь. При этом она покачивала головой в такт мотиву направо (3) налево. Суок улыбалась кокетливо(4) и лукаво.

1) 1, 2, 3
2) 2, 3
3) 1, 2, 3,4
4) 1, 3

6. Выпиши однородные члены из предложения:

Пирожок с печёнкой заменял чулочнице  завтрак,  обед и ужин.

7. Не является сложным предложение:

1) Зрителей собралось много, они толпились со всех сторон.
2) Кукла окончила песенку и сделала реверанс.
3) Три Толстяка играли в парке в мяч, они очень устали.
4) Перо угодило в караульного гвардейца, но он остался неподвижен.

8. Выпиши грамматическую основу из предложения

Девочка услышала рядом с собой непонятный, повторяющийся, тихий звук.

Ответы.

  1.  2
  2. 3
  3. 2
  4. 1
  5. 4
  6. завтрак обед ужин
  7. 2
  8. девочка услышала

  1. Автоматическое выставление оценок программой.
  2. Занесение полученных оценок в приготовленный бланк. Возвращение за парты.
  3. Подведение итогов работы за ПК. Ответы на вопросы типа: «Что понравилось – запомнилось?», «Сегодня я узнал(а), что…», «Мне показалось сложным – легким задание типа…».

  1. Домашнее задание:  

Из произведении «Три толстяка»  найти и выписать в тетрадь  по два предложения:
-  простые с однородными членами с союзами;
- сложные предложения с союзами;
Построить схему.

  1.  Заключение.

И чтобы знать русский язык, нужно учиться, не только понимать силу и красоту родного языка, но нужно обязательно ещё и учить его.

Учитель:

“Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом”.
А что вы можете ответить этому?

I команда:

Сколько правил! правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, всё поймешь!

II команда:

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

  1. Рефлексия.
  • Какая была тема урока?
  • На какой вопрос искали ответ?
  • Назовите ключевые слова урока.

(Простое предложение, однородные члены, сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, союзы и, а, но).

  • Закончите фразу:

«Сегодня на уроке было самым трудным»…

«Мне было интересно»…
«Я бы хотел, что бы…»
«Я понял, что…»
«Я получил…»
«Урок дал мне для жизни…»
«Я смог….»

  1. Итог урока.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков по русскому языку и информатике в 4 классе с использованием ИКТ 12.11.2013

Слайд 2

Книга - юбиляр 1928 -2013 г.(85 лет)

Слайд 3

Песенка Суок Посмотри: я улыбнулась. И вздохнула я , Так опять ко мне вернулась Жизнь весёлая моя. Я всю жизнь к тебе спешила , Столько спутала дорог!... Не забудь твоей сестрички Имя нежное- Суок !

Слайд 4

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но (с использованием ИКТ)

Слайд 5

Кроссворд ж и в о т П р о с п е р о Г а с п а р к а с т р ю л я Т у т т и п л а х и Г а н и м е д Б р и з а к з в е р и н е ц

Слайд 6

Крестьяне против помещиков идут войной против вас. Ученые, чиновники, судьи, актеры поднимаются , сжигают их дворы и выгоняют их со своей земли. Все несчастные и обездоленные, и голодные, и исхудалые нищие переходят на сторону народа. Задание 1 группе

Слайд 7

Задание 2 группе Рабочие ломают машины, матросы выбрасывают ваши грузы в море, чтобы вы завладели им. За работу на вас бедные получали гроши, и солдаты отказываются служить вам. Рудокопы не хотят добывать уголь для того, а вы в то время жирели.

Слайд 8

На дощечке было написано: « Вас было двое: сестра и брат – Суок и Тутти. Когда вам исполнилось по четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы Трёх Толстяков. Меня, учёного Туба, помощники Трёх Толстяков привезли во дворец, и показали маленькую Суок и Тутти . Три Толстяка приказали мне сделать куклу, чтобы она не отличалась от живой девочки. Я сделал такую куклу я был большим учёным . Суок стала взрослой хорошенькой и печальной девочкой. И кукла стала такой же. Тогда вас разлучили.Тутти остался во дворце с куклой а Суок отдали бродячему цирку…»

Слайд 9

На дощечке было написано: «Вас было двое: сестра и брат – Суок и Тутти. Когда вам исполнилось по четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы Трёх Толстяков. Меня, учёного Туба, помощники Трёх Толстяков привезли во дворец _ и показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка приказали мне сделать куклу, чтобы она не отличалась от живой девочки. Я сделал такую куклу , я был большим учёным. Суок стала взрослой , хорошенькой и печальной девочкой. И кукла стала такой же. Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой , а Суок отдали бродячему цирку…»

Слайд 10

Информатика

Слайд 11

Ключевые слова Простое предложение Однородные члены Сложное предложение Запятая Союзы и, а, но

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительная парабола" Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по главе "График квадратичной функции"

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по главе "График квадратичной функции".Цель урока: систематизация и актуализация знаний и умений по работе с графиком квадратичной функции....

Тема урока: Типы линий Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Цели  урока:Образовательные – закрепить знания, умения и практические навыки при вычерчивании в карандаше вертикальных и горизонтальных линий различного типа, строго соблюдая их конфигурацию и то...

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...

План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»

Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.Задачи:1.     Систематизация  знаний о сказках;2.     Развитие целостности восприятия на о...

Урок комплексного применения знаний и умений по теме «Порядок выполнения действий» 5 класс

Составление программ выполнения действий в выражениях, изображение их в виде схем, отработка навыков выполнения вычислений по действиям...

Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений по теме «Animals» с закреплением грамматики - образование превосходной степени имен прилагательных»;

Класс: 5Тема урока: AnimalsТип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Цель: создание условий для развития способностей обучающихся к отбору, анализу, презентации информа...