Рабочая программа и тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Рабочая программа и тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8 класса

Курс рассчитан на изучение в 8 классе общеобразовательной средней школы в течение 35 учебных недель в году общим объемом 35 учебных часов (из расчета 1 часа в неделю).

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Настоящая рабочая программа составлена на основе  авторской программы  Босовой Л.Л.  «Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».Курс рассчитан на изучение в 8 классе общеобразовательной средней школы в течение 35 учебных недель в году общим объемом 35 учебных часов (из расчета 1 часа в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_8_klass_bosova_1.docx48.47 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie_8_kl_1ch.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 с углублённым изучением отдельных

 предметов г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края.

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом МБОУСОШ №22 г. Ипатово

протокол №1  от 30.08. 2013г

______________ В.В. Симоненко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса

срок реализации      2013-2014 учебный год,           

 класс     8                                                                                 кол-во часов в неделю/год  1/35

программа и ее авторы, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа: программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы (Л.Л.Босова, А.Ю.Босова) / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу

Полещук М.П.


Пояснительная записка

Курс рассчитан на изучение в 8 классе общеобразовательной средней школы в течение 35 учебных недель в году общим объемом 35 учебных часов (из расчета 1 часа в неделю).

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Настоящая рабочая программа составлена на основе  авторской программы  Босовой Л.Л.  «Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

Цели программы:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.        

Основной задачей курса информатики и ИКТ для 8 класса основной школы является изучение фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 8 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 8 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Контроль уровня обученности.

Контроль за результатами обучения осуществляется  через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются  различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя  практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Основное содержание (35 ч)

Информация и информационные процессы (9 ч)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка,  хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители  информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • упорядочивать информацию в личной папке;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Обработка графической информации (4 ч)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

Обработка текстовой информации (9 ч)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
  • сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);

Мультимедиа (4 ч)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
  • монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.

Итоговое повторение (2ч)

Планируемые результаты изучения информатики

В результате освоения курса информатики в 8 классе учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя  эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

        Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

        Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

        Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

        Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

        Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.


Учебно-методические пособия

В состав учебно-методического комплекта входят:

для учителя:

1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2.Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

4. Контрольные работы представлены в электронном виде.

для ученика:

1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2.Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Дополнительная литература

  1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
  2. Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
  3. http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО
  4. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
  5. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
  6. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
  7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
  8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей математики и информатики

от____________№________

_________________Петроченок Е.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Чесская Е.Н.

__.08.2013г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 с углублённым изучением отдельных

 предметов г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края.

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом МБОУСОШ №22 г. Ипатово

протокол №1  от 30.08. 2013г

______________ В.В. Симоненко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса

срок реализации      2013-2014 учебный год,           

 класс     8                                                                                 кол-во часов в неделю/год  1/35

программа и ее авторы, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа: программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы (Л.Л.Босова, А.Ю.Босова) / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу

Полещук М.П.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В 8 КЛАССЕ

1 ЧАС В НЕДЕЛЮ.          ГОД – 35 часов

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Компьютерный практикум

Контроль знаний

Домашнее задание

Тема «Информация и информационные процессы» (9ч)

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Комбинированный урок

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером. Знать информационные процессы,  понятие  информации.

Компьютерное тестирование на знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе.

Зачет, подпись в журнале по ТБ

Введение.

РТ: № 1

Информация и её свойства

урок закрепления изученного материала

Приводить примеры получения, передачи и использования информации. Знать виды и свойства  информации

Входной мониторинг

§1.1, вопросы 1–8

РТ: № 2, 4, 7

Представление информации

урок применения знаний и умений

Приводить примеры получения, передачи и использования информации. Знать виды и свойства  информации

Практическая работа

«Ввод символов»

(в текстовом процессоре выполнить задание 4.1)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§1.2, вопросы 1–9

РТ: № 8–12

Дискретная форма представления информации

Комбинированный урок

Знать что такое мощность алфавита, какие символы могут входить в алфавит. Осознавать роль двоичной знаковой системы

Индивидуальный, фронтальный опрос

§1.3, вопросы

1–5, 7-8

РТ: № 18, 21, 24, 30, 33, 36

Единицы измерения информации

урок ознакомления с новым материалом.

Вычислять количество информации с точки зрения содержательного подхода. Вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого либо алфавита

Работа с приложением «Калькулятор»

Индивидуальный, фронтальный опрос

§1.4,

вопросы 1–3, 5

РТ: № 42, 46, 47, 49, 50, 54

Информационные процессы. Обработка информации.

урок ознакомления с новым материалом

Приводить примеры получения, передачи и использования информации. Уметь обрабатывать информацию

Индивидуальный, фронтальный опрос

§1.5 (п.1, 2, 3), вопросы 1–8

РТ: № 56, 58, 60

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

урок ознакомления с новым материалом

Знать виды носителей информации, информационные процессы в живой природе и технике

Работа с ресурсом сети Интернет «Бумага и прочие писчие материалы», «Информация в живой природе», «Информация в технике» на сайте http://school-collection.edu.ru

Индивидуальный, фронтальный опрос

§1.5 (п.4, 5, 6), вопросы  9–14

Всемирная паутина как информационное хранилище.

Комбинированный урок

Знать организацию WWW, поисковые системы. Уметь проводить запросы в поисковых системах.

Практическая работа

«Ввод символов»

 (на основании

№ 69 в РТ)

§1.6, вопросы 1–8

РТ: № 68, 70

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь вычислять количество информации с точки зрения содержательного подхода

Компьютерное тестирование

Тест

Повторить главу 1

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (7ч)

Основные компоненты компьютера

урок ознакомления с новым материалом

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора

Работа с ресурсом сети Интернет «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память» на сайте http://school-collection.edu.ru

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2.1, вопросы 1-9

РТ: № 71, 72

Персональный компьютер.

Комбинированный урок

Понимать назначение системного блока, устройств  ввода и вывода информации в составе компьютера.

Работа с ресурсом сети Интернет «манипулятор «мышь» в Википедии

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2.2, вопросы 1-4

РТ: № 77-80,  82, 90

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

урок применения знаний и умений

Знать программный принцип работы компьютера, командное взаимодействие пользователя с компьютером, программное обеспечение, его структура.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2.3 (п. 1, 2), вопросы 1-9

РТ: № 99, 101-103

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

урок ознакомления с новым материалом

Знать программное обеспечение общего назначения, правовые нормы использования программного обеспечения

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2.3 (п.3,4,5),  вопросы 10, 12-18

РТ: № 100, 103, 104

Файлы и файловые структуры

урок применения знаний и умений

 Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Знать правила составления имени файла. Уметь определять тип файла по расширению. Называть основные элементы файловой системы. Уметь  сохранять, переименовывать, создавать и удалять файлы.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2.4,  вопросы 1-16

РТ: № 105, 107, 109, 111, 113, 114, 118, 119

Пользовательский интерфейс

урок закрепления изученного материала

Знать пользовательский интерфейс, основные элементы и возможности графического интерфейса

Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2.5, вопросы 1-12

РТ: № 120, 121

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

урок обобщения и систематизации знаний

Знать правила составления имени файла, программный принцип работы компьютера, программное обеспечение, его структуру. Уметь определять тип файла по расширению

Компьютерное тестирование

Тест

Повторить главу 2

Тема «Обработка графической информации» (4ч)

Формирование изображения на экране компьютера

урок ознакомления с новым материалом

Знать параметры графического режима экрана монитора. Уметь определять глубину цвета и объем видеопамяти

Практическая работа  «Обработка графической информации» (Задания 3.1–3.4)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§3.1, вопросы 1-7

РТ: № 122-126, 137-139

Компьютерная графика 

урок ознакомления с новым материалом

Уметь определять виды графики. Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений

Практическая работа  «Обработка графической информации» (Задания 3.5–3.9)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§3.2, вопросы 1-3, 5-10

РТ: № 152, 157, 158

Создание графических изображений

Комбинированный урок

Уметь создавать изображения с помощью инструментов графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; конструировать объекты.

Практическая работа  «Обработка графической информации» (Задание 3.10)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§3.3 (1,2), вопросы 1-9

РТ: № 156, 160, 162, 165

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

урок обобщения и систематизации знаний

Знать возможности, режимы работы и среду графических редакторов. Уметь определять виды графики.

Практическая работа  «Обработка графической информации» (Задания 3.11–3.12)

Компьютерное тестирование

Тест

Повторить главу 3

Тема «Обработка текстовой информации» (9ч)

Текстовые документы и технологии их создания

урок применения знаний и умений

Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора, основные структурные единицы текстового документа Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.1–4.5)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4.1, вопросы 2-6

РТ: № 166–168

Создание текстовых документов на компьютере

Комбинированный урок

Знать технологию редактирования простейших текстовых документов. Уметь редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы)

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.6–4.9)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4.2, вопросы 1-12

РТ: № 169, 173, 175, 176, 178, 179, 181

Прямое форматирование

урок применения знаний и умений

Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца. Уметь форматировать символы ( размер и цвет шрифта)

Практическая работа  «Обработка текстовой информации» (Задания 4.10–4.12)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4.3 (1,2,3),  вопросы 1-3

РТ: № 186, 187

Стилевое форматирование

урок закрепления изученного материала

Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний)  и  ориентацию страницы (книжная, альбомная).

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.13–4.16)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4.3 (п. 4,5), вопросы 4-9

РТ № 188, 189

Визуализация информации в текстовых документах

урок применения знаний и умений

Уметь включать таблицу в текстовый документ; размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы, создавать нумерованные и маркированные списки

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.17–4.18)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4.4, вопросы 1-8

РТ № 189, сообщение «Инфографика»

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

урок ознакомления с новым материалом

Иметь представление о возможностях компьютерных словарей

Знать приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ-словарей

Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста). Уметь пользоваться программами оптического распознавания документа

Практическая работа  «Обработка текстовой информации» (Задания 4.19–4.20)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4.5, вопросы 1-7

РТ № 190, 191

Оценка количественных параметров текстовых документов

урок ознакомления с новым материалом

Уметь определять числовые коды символов. осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе. Уметь определять информационный объём фрагмента текста

Практическая работа  «Обработка текстовой информации» (Задания 4.21)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4.6, вопросы 1-9

РТ № 196, 198, 200, 201

Оформление реферата «История вычислительной техники»

урок применения знаний и умений

Уметь создавать структурированный текст, используя базовые возможности текстового процессора.

Практическая работа  «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»

Индивидуальный, фронтальный опрос

§§ 4.1–4.6,

РТ № 209, 210, 212, 213

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь определять информационный объём фрагмента текста, определять числовые коды символов. осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Практическая работа «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»

Компьютерное тестирование

Тест

Работа над рефератом

Тема «Мультимедиа» (4ч)

Технология мультимедиа.

урок ознакомления с новым материалом

Знать области использования мультимедиа, технологию мультимедиа.  Уметь создавать эффекты движения

Практическая работа  «Мультимедиа» (Задание 5.1)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§5.1, вопросы 1-7

Компьютерные презентации

урок ознакомления с новым материалом

Уметь создавать презентации с использованием шаблона, дизайна, гиперссылок.

Практическая работа  «Мультимедиа» (Задание 5.2)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§5.2, вопросы 1-8

РТ № 223, 226

Создание мультимедийной презентации

урок закрепления изученного материала

Уметь создавать презентации с использованием шаблона, дизайна, гиперссылок, использовать анимацию и звук.

Практическая работа  «Мультимедиа» (Задание 5.2)

Индивидуальный, фронтальный опрос

§5.2, РТ № 228

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа

Комбинированный урок

Создание презентации

Практическая работа  «Мультимедиа» (Задание 5.2)

Компьютерное тестирование

Тест

Повторить главу 5

Итоговое повторение (2ч)

Основные понятия курса.

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь вычислять количество информации, определять виды графики

Индивидуальный, фронтальный опрос

Повторить главы 2, 3

Итоговое тестирование.

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь вычислять количество информации, определять виды графики

Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей математики и информатики

от____________№________

_________________Петроченок Е.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Чесская Е.Н.

__.08.2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку для 5 класса автор О.В.Афанасьева

Рабочая учебная программа к учебному курсу О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык» для 5 класса разработана на основе Примерной программы по иностранному языку,  опубликованной в ...

рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку для 5 класса к учебнику Биболетовой М.З.

Рабочая программа и тематическое планирование  по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса анг...

Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 10-11 класса (учебник Максаковского В.П.)

В материале представлена рабочая программа по географии к учебнику Максаковского В.П. для 10-11 класса (1 час в неделю). Кроме того есть и примерное календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку для 5 класса к УМК И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева V класс для школ с углубленным изучением английского языка

Предлагаемый материал содержит рабочую программу по английскому языку для учащихся 5 класса школ с углубленным изучением английского языка по УМК И.Н. Верещагина, О. В. Афанасьева и детальное календар...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса по УМК М.З Биболетовой.

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса по УМК М.З Биболетовой....

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы...