«Устройство ввода информации – манипулятор типа Мышь»
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Урок по информатике для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_myshka.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска

с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект открытого урока

по информатике

«Устройство ввода информации – манипулятор типа Мышь»

Выполнил:

учитель информатики

Карпешина С.В.

Брянск 2013

Класс : 5Б

Тема урока: Устройство ввода информации – манипулятор типа Мышь

Цели урока:

Обучающие

  • продолжить формировать учение работать с одним из устройств ввода информации – манипулятором типа Мышь;

Развивающие

  • развитие навыков работы на персональном компьютере в графическом редакторе Paint;
  • лаконично и содержательно отвечать и делать выводы;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности.

Воспитательные

  • воспитание инициативности, самостоятельности.
  • воспитание аккуратного и бережного отношения к технике

Задачи урока

  • повторение материала, обобщение полученных знаний;
  • совершенствование умений и навыков при работе с мышкой.

Методы:

  • информационный (словесный);
  • наглядно-иллюстративный;
  • практический

Формы организации учебной деятельности:

  • беседа;
  • самостоятельная работа
  • работа в микрогруппах.

Оборудование:

Проектор, экран, компьютер преподавателя, компьютеры, раздаточный материал

Программное обеспечение: Windows XP,  MS PowerPoint, графический редактор Paint.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

  1. Орг момент. Приветствие ребят. Проверка отсутствующих.

  1. Актуализация знаний.

Речевка – настрой на занятие:

Оглянись, дружок, вокруг!
Вот КОМПЬЮТЕР – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!

- А что ещё может выполнять компьютер?

(1) Может он ребят учить,
Может он станок включить.
(2) Папе, дедушке и тете
Он поможет на работе:
- Ребят, а

Стало легче с ним, чем прежде?


(3) Дом построить сшить одежду.
И послать ракету к звездам
Без него не так-то просто!


(4) Даже вылечить больного
Он поможет – что ж такого!
(5) Это все КОМПЬЮТЕР смог!
И теперь, не чуя ног,
Мы к компьютеру летим:
Подружиться с ним хотим!

- Итак, мы видим, что без компьютера сейчас никуда. На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели, как и когда появились первые счётные устройства и первые компьютеры, также рассмотрели устройство персонального компьютера и выделили, какие устройства являются устройствами ввода информации, а какие устройствами вывода информации. И первое устройство ввода информации, которое мы изучили   - клавиатура.

- А сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ещё одно из важных устройств, без которого не может обойтись компьютер. А ответить на вопрос что же это за устройство нам поможет небольшой кроссворд.  Отгадав его,  мы с вами не только узнаем тему нашего сегодняшнего урока, но и также повторим устройства компьютера!

Итак, приступим?

Кроссворд «Устройства ПК»

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

  1. Словно смелый капитан,

А на нем горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет.

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

На верху картинки всей

Размещается …

  1. Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает картинки

Ловкий мастер –

Струйный …

  1. Этот урок все обожают,

На этом уроке часто играют,

Не может уже без него математика,

Он называется …

  1. А теперь, друзья, загадка:

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну, конечно, это …

  1. По клавишам прыг да скок –

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два, и готово –

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура!

Это вот …

  1. В ней записаны программы

И для папы, и для мамы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится …

  1. Он живет в системном блоке,

Не работает без тока,

Очень умный – как профессор.

Называется …

  1. Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут …

  1. Как ее мы все не любим,

Ею мы компьютер губим.

Крошки, пыль, вода и мазь,

Одним словом, это …

  1. Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …

Молодцы! Теперь вы догадались, о каком устройстве компьютера сегодня пойдёт речь?

Конечно же, о мышке!

- А  теперь откройте тетради и запишите сегодняшнюю тему (слайд 3)

3.Объяснение нового материала.

Работа в тетради: число, месяц.

Рабочий стол – осмотр мышки.

- А как же выглядит данное устройство, можете мне подсказать?

- Вот так (демонстрация)

- Внимательно осмотрите свою мышку.

- Ребят, а как вы думаете, почему это устройство назвали мышкой? Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент  и попытаемся ответить на этот вопрос. (слайд 4)

А как же появилась мышка у компьютера? Почему люди придумали еще и такое устройство ввода информации?

Об этом нам сам компьютер поведает сказку “Три мышонка”, в которой главным героем является маленький мышонок, который хотел изменить свою жизнь.

Включить презентацию сказки через проектор. И преподаватель озвучивает слайды

(слайд5 - 12)

Сказка «Три мышонка»

Три мышонка возле норки

Рассуждали не спеша

И мечтали не о корках,

Говорили чуть дыша.

Первый мышь вот так сказал:

«Если б был я динозавр,

То боялась бы меня  

Вся людская детвора».

Говорит второй мышонок:

«Если б был бы я большой,

Съел бы зернышек я столько…

Чтобы стать … горой»

Ну а третий все молчал,

Думал, думал и сказал:

«Не хочу так больше жить

И о зернах только ныть!

Я хочу быть нужным людям,

Помогать им и дружить!

Чтоб меня в руках держали,

По столу любя гоняли,

Чтоб на коврике мне спать…

Только что о том мечтать!»

Но не знал тогда мышонок,

Что их слышал муж ученый,

Человек идею взял, все продумал

И создал чудо – мышку, чудо мышь,

Без нее теперь не жизнь!

- Ребята, так для чего же придумали мышку?

Вывод: предложить детям высказать свои мысли и обобщить: человек придумал мышку для удобства работы с компьютером.

- А первым учёным создавшим чудо – мышку  был Дуглас Энгельбарт Первая мышка была сделана из дерева, у нее было два металлических диска, одна большая красная кнопка и, конечно, кабель, благодаря которому она и получила свое "мышиное" название. Один из дисков поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево. (слайд 13)

А сейчас современные мышки имеют различный вид, точнее сказать различное оформление, но функциональное назначение одно и тоже. (слайд 14)

- Теперь давайте в тетрадях запишем определение мышки. (слайд  15)

Здесь водится зверюшка,

Компьютерная мышка,

Хорошая подружка

Девчонкам и мальчишкам! (слайд16)

- А чем же она так хороша? В чем данное устройство нам так помогает? Давайте рассмотрим назначение компьютерной мышки.

- Что мы можем делать с помощью мышки?

 - С её  помощью мы можем рисовать, играть в компьютерные игры, работать с текстовыми документами, перемещать объекты и многое - многое другое. (слайд 17)

- А как же мышка совершает все эти действия, что ей в этом помогает?

- Может быть, спросим её?!

-Мышка, мышка, где твой хвост? (слайд 18)

Он к компьютеру прирос!

За компьютер я держусь,

Потеряться не боюсь!

Т.е. подключается мышка к системному блоку

 - Мышка, мышка, где твой нос? (слайд 19)

Странный, право же вопрос!

Он по экрану рыщет,

Все, что вам надо, ищет!

Движение мышки по коврику или по столу отображается на экране в виде перемещающейся белой стрелочки, которая называется указатель мыши. В зависимости от выполняемых действий  указатель может иметь другие формы:

Например, песочные часы  – компьютер выполняет какую  - то операцию,

зачёркнутый кружок – выполняемая операция невозможна и т.д.

(слайд 20)

- Мышка, мышка, как живешь?

   Каждый день весьма хорош!

- А зачем тебе две лапки?

Чтоб найти программы в папке.

Левой лапкой поведу,
Папку нужную найду;
В ней пороюсь, поищу –
И программу отыщу,
Два разочка постучу –
И ее я запущу!
(А если найден ярлычок,
нужен лишь один щелчок.)
правой лапкой повожу –
и меню вам покажу.

У мышки 2 кнопки: левая и правая. Левая, как правило, является основной. Чтобы нажать кнопку, можно навести на неё указатель, а потом щёлкнуть левой кнопкой мыши: быстро нажать её и отпустить. В момент щелчка  слышен характерный звук – клик. Чтобы открыть папку или располагающиеся на рабочем столе объекты необходим двойной щелчок (клик) левой кнопкой мыши, чтобы просмотреть свойства объекта или папки необходимо сделать один клик правой кнопкой мыши, чтобы перетащить объект нужно удерживать левую кнопку мыши переместить указатель.(слайд 21)

- Итак, в тетради  запишите действия с мышью (слайд 22)

Рассказать о механических и оптических мышках.

Механические (шарик) – продемонстрировать мышку.

Механические мышки используют шарик, передающий перемещения мышки на специальные датчики, которые в свою очередь передают сигнал курсору (стрелочке) на мониторе.

Но более точное позиционирование достигают другие мышки.

В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера "фотографирует" поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат. Оптические (инфракрасные и радио) – продемонстрировать мышку с проводом и без провода.

Дать пояснение, почему радиомышка предпочтительнее той, которая работает в инфракрасном диапазоне (не боится препятствий, так радиоволна их обходит).

Зарядка: теперь немножко отдохнём! 

Мы руками поведем —
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре —
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять —
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть —

Раз, два, три, четыре,
На счет пять — за парты сесть.

(слайд 23)Выбирайте, что хотите,
Только мышкой укажите!
Мышкой можно указать,
Мышкой можно приказать –
И компьютер наш умело
Сразу примется за дело!

Практическая работа.

  • Положите ладонь на мышь так, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.
  • Найдите на экране стрелку — указатель мыши. Поводите мышкой по коврику. Подвигайте мышь по коврику влево, вправо, вверх, вниз и понаблюдайте за указателем мыши на экране. Что наблюдаете?
  • Возьмите в руки мышь. Подвигайте мышкой в воздухе, наблюдая за экраном монитора. Что наблюдаете? Опустите мышь на коврик.
  • Наведите указатель мыши на кнопку Пуск, немного подождите и прочитайте появившуюся (всплывающую) подсказку.
  • Подведите мышку к значку Мой компьютер

нажмите левую кнопку мыши и удерживайте её, передвигая мышь по коврику. Что наблюдаете? Верните значок на прежнее место 

  • Двойным щелчком (клик) раскройте папку Мои документы. Назовите её содержимое.
  • Найдите Часы на панели задач. Наведите указатель мыши на Часы и дождитесь появления всплывающей подсказки. Что наблюдаете? (число, месяц, год).
  • Проверим точность установленного на компьютере времени, для этого кликнем по времени. Проверьте её правильность.

Техника в мире развивается очень быстро, мы иногда просто не успеваем следить за новинками мышек. А сейчас вы выступите в роли изобретателей и попытаетесь изобрести свою мышку, используя ГР Paint.

Вывод по занятию: сегодня вы узнали много нового про дополнительное устройство ввода информации типа мышь, отработали операции позиционирования указателя мышки на экране монитора,  узнали из сказки историю появления компьютерной мышки и увидели, какие формы мышек придумывают люди во всем мире.

И все это вам обязательно пригодится дальнейшей работе за компьютером.

Успехов вам!

Спасибо за урок!

Ребятам выдаются фигурки. По окончании урока они поднимают их вверх или оставляют на столе у учителя или гостей. По ним видно, какое настроение осталось у ребят после проведения этого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устройства ввода информации

Для создания тренажера использовала VBA (Visual Basic for Applications – Визуальный язык программирования Бейсик для приложений) – это диалект языка Visual Basic, расширяющий его возможности и предназ...

План-конспект урока на тему "Устройства ввода информации"

план-конспект урока по информатике для 8 класса...

Устройства ввода информации. Клавиатура

Презентация и разработка урока по теме "Устройства ввода информации в компьютер. Клавиатура". Урок предназначен для учащихся 7-8 классов. Урок построен по требования ФГОС (учащиеся самостоятельно выво...

Урок по теме «Клавиатура – устройство ввода информации в память компьютера»

Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока, динамическая пауза позволят избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся. Дидактические задания подобраны таким обра...

Устройства ввода информации

Ресурс рассказывает об устройствах ввода информации: клавиатура, сканер, микрофон, координационые устройства ввода....

Технологическая карта урока "Устройства ввода информации"

Технологическая карта урока "Устройства ввода информации"...

Первоначальные сведения компьютерной грамоты (клавиатура, манипулятор типа мышь). Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word.

Манипуляции с мышью.  Назначение клавиш компьютерной клавиатуры, Горячие клавиши для форматирования текста. Работа с таблицами....