Рабочая программа по «Информатике и ИКТ (базовый уровень)» для учащихся 11 классов.
рабочая программа по информатике и икт на тему

Баринова Лидия Анатольевна

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа часов в 11 классе 1 час в неделю, на обучающихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МО РФ» 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника училища

по учебной работе  Еремина И.А.

____________________________

« _____» ____________ 201___

СОГЛАСОВАНО

Преподаватель-руководитель ОД

Хорошая В. Н.________________

 « _____»_____________2014

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета МсСВУ

__________________

протокол № _____от_______,

приказ №___ от _______2014г.

 « _____»_____________2014

РАССМОТРЕНО

на заседании отдельной дисциплины

Математики, информатики и ИКТ

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

в классе  11   на   2014 – 2015  учебный год

Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 ч.

Преподаватель       Баринова Лидия Анатольевна

Учебник Информатика  и ИКТ, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

Практикум Информатика  и ИКТ, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013

2014 год


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………….…..3

Общая характеристика учебного предмета и место учебного предмета в учебном плане……………….3

Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования………………………….…..……….5

Цели и задачи изучения информатики в основной школе……………………………..………………..….5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………6

Содержание учебного курса………………………………………………………………… ……………....11

Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………………………………....13

Ценностные ориентиры учебного предмета…………………………………………………….…….….…15

Формы организации образовательного процесса ………………………...………………………………..16

Критерии оценивания учебной деятельности учащихся…………………………………………………..18

Техническое и программное обеспечение образовательного процесса…………………………………..19

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Информатике и ИКТ (базовый уровень)» для учащихся 11 классов. Курс рассчитан на 34 часа часов в 11 классе 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся МСВУ, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является:

  • ФГОС, 10-11, Н.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова, Методическое пособие для учителя, УМК для старшей школы, Базовый уровень, - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2014 год.
  • Приказ МО РФ  №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Учебный план МСВУ;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МО и науки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень, Учебник для 11 класса - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2014 год.
  • Задачник-практикум 10-11 под редакцией Семакина И. Г., Хеннера Е. К. - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2011 год.

Общая характеристика учебного предмета и место учебного предмета в учебном плане

Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические основы информатики.

2. Средства информатизации (технические и программные).

3. Информационные технологии.

4. Социальная информатика.

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10–11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.

Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности, математики.

В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной школы изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами сайтостроения, осваивают работу с одним из

высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания языка программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.

В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.

Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, — деятельностном подходе к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера. При необходимости расширения объема практической работы (например, за счет расширенного учебного плана) дополнительные задания могут быть почерпнуты из двухтомного задачника-практикума, указанного в составе УМК. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала, так и для компьютерного практикума.

Преподавание информатики на базовом уровне может происходить как в классах универсального обучения, так и в классах самых разнообразных профилей. В связи с этим курс рассчитан на восприятие учащимися как с гуманитарным, так и с естественнонаучным и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса, в частности, в главе, посвященной информационному моделированию (11 класс).

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причиной этого явления является развитие и распространение ИКТ.Если раньше, например, гуманитариям для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить его весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения.

Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому применение методов компьютерного моделирования становится всё более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр.

В федеральном компоненте базисного учебного плана на изучение информатики в 11 классах старшей школе выделяется 34 часа. В соответствии с учебным планом  ФГОУ МСВУ на предмет «Информатика и ИКТ»  в 11 классах  отведено – 34 часа (1 час в неделю).

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся. При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные. Программой предусмотрено проведение контрольных работ - 2.

Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования

С точки зрения современных представлений, информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах, а также о методах и средствах их автоматизации. Поэтому информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации, да и самого понятия жизнь.

Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В  информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и  пр.

В рабочей программе четко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности обучающихся МСВУ, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе

Цели и задачи изучения информатики связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Существенное значение для формирования научного мировоззрения обучающихся МСВУ  имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у обучающихся МСВУ теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

 Главная цель изучения предмета «Информатика» в 11 классах старшей школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Общие цели:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и  составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
  • формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
  • овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную  среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Реализация целей потребует решения следующих задач:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

      В основу представляемого курса информатики для 11 классов положены такие принципы, как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики», но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для обучающихся - не учить этому вовсе.
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  • Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у обучающихся МСВУ обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:

  • личностным результатам;
  • метапредметным результатам;
  • предметным результатам.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы

учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.

Личностные результаты

Требование ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

11 класс. § 1. Что такое система.

Раскрывается общенаучное значение понятия системы, излагаются основы системологии.

11 класс. § 16. Компьютерное информационное моделирование.

Раскрывается значение информационного моделирования как базовой методологии современной науки

Личностные результаты

Требование ФГОС 

Чем достигается в настоящем курсе

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,  бщественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.

В практикуме (в учебниках) помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов содержатся задания проектного характера

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

11 класс. Введение.

Этому вопросу посвящен раздел «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере»

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию  успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Ряд проектных заданий требует осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой предметной (профессиональной) области, поиска источников информации, приближения учебной работы к формам производственной деятельности.

11 класс. Практикум.

Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных.

Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов.

Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей.

Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости».

Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии

в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:

учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;

изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;

алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;

ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.

Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.

В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.

Метапредметные результаты

Требование ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,  контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Проектные задания в разделе практикума в учебниках для 10 и 11 классов.

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных.

§ 1. Что такое система.

§ 2. Модели систем.

§ 3. Пример структурной модели предметной области.

Метапредметные результаты

Требование ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты

Задания поискового, дискуссионного содержания:

11 класс. § 1, 2, 3, 13 и др.

Методические рекомендации к выполнению проектных заданий: организация защиты проектных работ

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Выполнение проектных заданий

(практикум в учебниках для 10, 11 классов) требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств.

11 класс.

§ 11. Интернет как глобальная информационная система

Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Деление заданий практикума на уровни сложности:

1-й уровень — репродуктивный;

2-й уровень — продуктивный;

3-й уровень — творческий.

Методические рекомендации к выполнению проектных заданий: распределение заданий между учениками

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.

№ п/п

Предметные результаты ФГОС

С помощью каких учебных текстов достигаются

1

1 Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных.

§ 1. Что такое система.

§ 2. Модели систем.

§ 4. Что такое информационная система

2

Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса)

11 класс. Глава 3. Информационное моделирование.

§ 16. Компьютерное информационное моделирование.

§ 17. Моделирование зависимостей между величинами.

§ 18. Модели статистического прогнозирования.

§ 19. Моделирование корреляционных зависимостей.

§ 20. Модели оптимального планирования

3

Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных

11 класс. Глава 2. Интернет.

§ 10. Организация глобальных сетей.

§ 11. Интернет как глобальная информационная система.

§ 12. World Wide Web — всемирная паутина.

§ 13. Инструменты для разработки web-сайтов.

Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных.

§ 5. Базы данных — основа информационной системы.

§ 6. Проектирование многотабличной БД.

§ 7. Создание базы данных.

§ 8. Запросы как приложения информационной системы.

§ 9. Логические условия выбора данных

4

Владение компьютерными средствами представления и анализа данных безопасности

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных.

§ 1. Что такое система.

§ 2. Модели систем.

§ 3. Пример структурной модели предметной области.

§ 4. Что такое информационная система

Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете

11 класс. Глава 4. Социальная информатика.

§ 21. Информационные ресурсы.

§ 22. Информационное общество.

§ 23. Правовое регулирование в информационной сфере.

§ 24. Проблема информационной безопасности

Содержание учебного курса

В этом разделе содержится примерное тематическое планирование и перечень планируемых результатов освоения учебного предмета (итогов изучения отдельных тем учебного курса). Приводятся два варианта планирования занятий. Первый вариант рассчитан на минимальный учебный план объемом 70 учебных часов за два года обучения (35 ч + 35 ч, 1 урок в неделю). Второй вариант рассчитан на расширенный учебный план объемом 140 учебных часов (70 ч + 70 ч, 2 урока в неделю).

Основной целью изучения учебного курса, как по минимальному, так и по расширенному учебному плану, остается выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. В то же время, работая в режиме одного урока в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного, а тем более творческого, уровня усвоения курса является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени — основного ресурса учебного процесса.

Первой дополнительной целью изучения расширенного курса является достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала.

Учебники для 10 и 11 классов базового уровня в основном обеспечивают необходимый для этого учебный и дидактический материалом. Качественно освоить весь этот материал в полном объеме, имея 1 урок в неделю, практически невозможно. Кроме того, источником дополнительного учебного материала может служить задачник-практикум.

Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4-х предметов информатика становится востребованной при поступлении на многие популярные специальности.

Дополнительное учебное время в расширенном варианте курса в основном отдается практической работе. Кроме того, в расширенном курсе увеличивается объем заданий проектного характера. Работая по минимальному учебному плану, учитель может выбрать лишь часть проектных заданий, предлагаемых в практикуме, причем, возложив их выполнение полностью на внеурочную работу. При расширенном варианте учебного плана большая часть (или все) проектных заданий может выполняться во время уроков под руководством учителя.

Резерв учебного времени, предусмотренный во втором варианте плана, может быть использован учителем для подготовки к Единому государственному экзамену по информатике. Перечень планируемых результатов освоения учебного предмета является единым как для минимального, так и для расширенного варианта учебного планирования. Различие должно проявиться в степени глубины и качества освоения теоретического материала и полученных практических навыков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

для учебного плана объемом 34 часа по второй части курса (11 класс)

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика (номер работы)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ

11 ч

1. Системный анализ (§ 1–4)

3

1

 2 (Работа 1.1)

2. Базы данных (§ 5–9)

8

3

 4 (Работы 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8)

1 (Контрольная работа №1)

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 1.2. Проектные задания по системологии

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

ИНТЕРНЕТ

9 ч

3. Организация и услуги Интернета (§ 10–12)

4

2

2 (Работы 2.1–2.4)

4. Основы сайтостроения (§ 13–15)

5

2

 3 (Работы 2.5–2.7)

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

12 ч

5. Компьютерное информационное моделирование (§ 16)

1

1

6. Моделирование зависимостей

между величинами (§ 17)

2

1

 1 (Работа 3.1)

7. Модели статистического прогнозирования (§ 18)

3

1

2 (Работа 3.2)

8. Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19)

3

1

2 (Работа 3.4)

9.Модели оптимального планирования (§ 20)

3

1

2 (Работа 3.6)

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

2 ч

10. Информационное общество (§ 21, 22)

1

1

11. Информационное право и безопасность (§ 23, 24)

1

1

Всего:

34 ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Системный анализ

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
  • основные свойства систем;
  • что такое системный подход в науке и практике;
  • модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель;
  • использование графов для описания структур систем.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
  • анализировать состав и структуру систем;
  • различать связи материальные и информационные.

Тема 2. Базы данных

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных (БД);
  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
  • определение и назначение СУБД;
  • основы организации многотабличной БД;
  • что такое схема БД;
  • что такое целостность данных;
  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
  • структуру команды запроса на выборку данных из БД;
  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
  • основные логические операции, используемые в запросах;
  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

Тема 3. Организация и услуги Интернета

Учащиеся должны знать:

  • назначение коммуникационных служб Интернета;
  • назначение информационных служб Интернета;
  • что такое прикладные протоколы;
  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;
  • что такое поисковый указатель: организация, назначение.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с электронной почтой;
  • извлекать данные из файловых архивов;
  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Тема 4. Основы сайтостроения

Учащиеся должны знать:

  • какие существуют средства для создания web-страниц;
  • в чем состоит проектирование web-сайта;
  • что значит опубликовать web-сайт.

Учащиеся должны уметь:

  • создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.

Тема 5. Компьютерное информационное моделирование

Учащиеся должны знать:

  • понятие модели;
  • понятие информационной модели;
  • этапы построения компьютерной информационной модели.

Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами

Учащиеся должны знать:

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
  • что такое математическая модель;
  • формы представления зависимостей между величинами.

Учащиеся должны уметь:

  • с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.

Тема 7. Модели статистического прогнозирования

Учащиеся должны знать:

  • для решения каких практических задач используется статистика;
  • что такое регрессионная модель;
  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Учащиеся должны уметь:

  • используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

Тема 8. Моделирование корреляционных зависимостей

Учащиеся должны знать:

  • что такое корреляционная зависимость;
  • что такое коэффициент корреляции;
  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).

Тема 9 . Модели оптимального планирования

Учащиеся должны знать:

  • что такое оптимальное планирование;
  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
  • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
  • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в Microsoft Excel).

Тема 10. Информационное общество

Учащиеся должны знать:

  • что такое информационные ресурсы общества;
  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;
  • что относится к информационным услугам;
  • в чем состоят основные черты информационного общества;
  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;
  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.

Тема 11. Информационное право и безопасность

Учащиеся должны знать:

  • основные законодательные акты в информационной сфере;
  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу обучающихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор  из предлагаемых жизненных ситуаций  или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать обучающихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • ценностей семьи и общества и их уважение;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств;
  • способности к организации своей учебной деятельности;
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма,  совокупность;
  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров и других средств ИКТ для решения информационных задач;
  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации.

Формы организации образовательного процесса

    Основной формой образовательного процесса является урок. Чаще всего в первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока - планируется компьютерный практикум в форме практических работ, рассчитанных  на 20-25 минут. Практические работы  направлены на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов.

Для осуществления образовательного процесса можно использовать элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Проблемное обучение;

В основу педагогического процесса обучения  информатике заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Общеклассные формы: урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра,  консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

    На уроках информатики в основном используются следующие методы обучения:

  • словесные – лекция, рассказ, беседа;
  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
  • практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

    Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.

    Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.

    Методы контроля и самоконтроля: 

  • устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;
  • письменный контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике;
  • лабораторно-практический контроль - контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами;
  • самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.

    Большинство форм обучения и методов во взаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и обучающихся.   Рассмотрим более подробно традиционно сложившиеся формы классно-урочных учебных занятий, такие как урок, урок-лекция, консультация, практическая работа, зачет.

 Урок. Он выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений, выделенных учебной программой.   Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.  

В соответствии с поставленными целями различают следующие виды уроков: усвоения новых знаний, овладения умениями и навыками, применения знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач.

 Урок-лекция. Характеризуется следующими функциями: создание представления обзорного характера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний по теме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию. Обучающиеся, слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию, сообщаемую педагогом. При лекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявить инициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формы обучения. Школьная лекция, как правило, всегда заканчивается ответами учителя на возникшие у ребят вопросы.

Консультация. Устранение пробелов в знаниях и умениях; ответы на вопросы, возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разными видами учебной и практической деятельности.

Лабораторно-практическая работа. Формирование у обучающихся умения обращаться с компьютером и внешними устройствами, пользоваться прикладными программами, составлять программы. Особенностью практической работы является ограничение во времени, определенное СанПиН 2. 2. 2. 542-96.  Основным в выполнении практических работ является использование полученных знаний и навыков в самостоятельной работе с компьютером, внешними устройствами, прикладными программами, а также ввод, редактирование и отладка программ.

Урок-зачет. Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений, а прежде всего для обучения, развития и воспитания каждого обучающегося посредством индивидуальной работы.     Зачет проводится по целой теме или разделу. Он призван проверить усвоение теоретических основ изучаемой темы, умения и навыки использования теории. В ходе зачета можно установить наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы обучающимся для изучения последующих тем. Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программу выпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета — подготовка обучающихся к экзаменам.

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний обучающихся. Контроль знаний обучающихся  тесно связан с оценкой. От объективности оценки, положительной мотивации зависит общий настрой обучающихся, его желание заниматься в дальнейшем, а значит и качество приобретаемых знаний.
Система оценивания по информатике представлена следующими видами работ:

Стартовая работа (проводится в, начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у обучающихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты стартовой работы фиксируются учителем в  журнале и в дневнике учащегося по 5  бальной шкале, а также в таблице мониторинга ЗУН в процентном отношении.

Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку овладения обучающихся пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в журнале и дневнике учащегося по 5  бальной шкале.

Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится по итогам темы по 5  бальной шкале.

Рубежная и итоговая проверочная работа (проводится в конце декабря, апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в  журнале и в дневнике обучающегося  по 5  бальной шкале, а также в таблице мониторинга ЗУН в процентном отношении.

Критерии выставления фиксированной оценки

Оценка «5» выставляется, если ученик:
    - безошибочно излагает материал устно или письменно;
    - обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
    - сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
    - точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
    - свободно применяет полученные знания на практике. ценки
Оценка «4» выставляется, если ученик: 
    - обнаружил знание программного материала;
    - осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
    - обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
    - в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если ученик:
    - обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
    - предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
    - испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
    - в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если ученик:
    - имеет отдельные представления о материале;
    - в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.

Критерии оценки устного ответа

         Оценка «5» выставляется, если:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Оценка «4» выставляется, если:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Оценка «3» выставляется, если:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Оценка «2» выставляется, если:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Критерии оценки практического задания

         Оценка «5» выставляется, если:

- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Оценка «4» выставляется, если:

- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Оценка «3» выставляется, если:

- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Оценка «2» выставляется, если:

 - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценки тестов

Оценка “3”  может быть поставлена за  60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов;

Оценка “4” может быть поставлена за  - 75% - 90% правильных ответов;

Оценка “5” обучающийся должен успешно выполнить тест, более 90% правильных ответов.

Техническое и программное обеспечение образовательного процесса

Организация учебного процесса в старших классах по информатике требует наличия в учебном заведении современной информационно-образовательной среды. В разделе 26 ФГОС сказано: «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться

современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Для проведения плановых учебных занятий по информатике необходимо наличие компьютерного класса (ИКТ-кабинета) в соответствующей комплектации.

а) Требования к комплектации компьютерного класса

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 15–18 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для места педагога. Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов.

Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

  • Процессор — не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц.
  • Оперативная память — не менее 256 Мб.
  • Жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов.
  • Видеокарта с графическим ускорителем и оперативной памятью — не менее 32 Мб.
  • Аудиокарта — не ниже Sound Blaster Vibra 16.
  • Жесткий диск — не менее 80 Гб.
  • Устройство для чтения компакт-дисков — не ниже 32х.
  • Клавиатура.
  • Мышь.
  • Акустическая система (наушники или колонки).

Кроме того, в ИКТ-кабинете должны быть:

  • Принтер на рабочем месте учителя.
  • Проектор на рабочем месте учителя.
  • Сканер на рабочем месте учителя.

Дополнительно (желательно) — графические планшеты на рабочих местах учащихся.

Обязательным является выполнение требований санитарных правил и норм работы в компьютерном классе, соблюдение эргономических правил при работе учащихся за компьютерами.

б) Требования к программному обеспечению компьютеров

Компьютеры, которые расположены в ИКТ-кабинете, имеют операционную систему Windows или Linux и оснащаются всеми программными средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы, простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства.

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Задания практикума размещены в виде приложения в каждом из учебников. Структура практикума соответствует структуре глав теоретической части учебника.

Из 18 работ практикума для 10 класса непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: работа 2.3

«Выбор конфигурации компьютера» и работа 2.4 «Настройка BIOS». Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться любой вариант свободно распространяемой системы программирования на Паскале (Pascal ABC, Free Pascal и др.).

Для выполнения практических заданий по информационным технологиям в 11 классе может использоваться различное  программное обеспечение: свободное, из списка приобретаемых школами бесплатно, другое. В учебнике, в разделе, посвященном разработке сайтов, дается описание конструктора сайтов KompoZer  (свободное программное обеспечение). Непосредственно в практикуме присутствует описание работы с реляционной СУБД Libre Office Base, также относящейся к свободно распространяемому программному обеспечению. В качестве ПО для моделирования используется табличный процессор Excel. При необходимости задания этих двух разделов могут быть выполнены с использованием других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 8 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:·         Федерального компонента  государственного стандарта основного  общего образовани...

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики  учащимися  10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики  учащимися  11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего  обра...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 8 класс, Босова, 2015

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 8 класса разработана на основе нормативных документов:-       Федерального закон...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 7 класс (Босова)

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». Федеральн...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) для 9 класса. И.Г. Семакин, М.С. Цветкова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г

Рабочая программа   по информатике составлена для 9  класса   МБОУ СОШ пос. Литовко в объёме 34 часов   и  разработана на основе:   -Федерального госу...