ИКТ как средство развития познавательного интереса обучающихся подготовительного отделения ДШИ
методическая разработка по информатике и икт по теме

Молчанова Юлия Николаевна

Преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

7.  Этот метод обучения помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его.

8.  Освоение учащимися современных информационных технологий. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

Актуальность

Степень научной разработанности

Цель: теоретически изучить и обобщить опыт использования и применения ИКТ технологий как средства развития познавательного интереса обучающихся подготовительного отделения ДШИ.

Задачи работы:

1.Раскрыть сущность понятия познавательного интереса.

2.Охарактеризовать возможности ИКТ в развитии познавательного интереса у дошкольников.

3.Раскрыть специфику применения ИКТ в художественно-эстетическом обучении детей.

4.Обобщить опыт применения ИКТ как средства развития познавательного интереса обучающихся подготовительного отделения ДШИ.

Глава 1. Методологические основы ИКТ как средства развития познавательного интереса обучающихся подготовительного отделения ДШИ.

1.1. Сущность понятия познавательного интереса.

1.2. Возможности ИКТ в развитии познавательного интереса дошкольников.

Глава 2. Содержательные и методические аспекты ИКТ как средства развития познавательного интереса обучающихся подготовительного отделения ДШИ.

2.1. Специфика применения ИКТ в художественно-эстетическом обучении детей.

2.2. Собственный опыт применения ИКТ как средства развития познавательного интереса.

Заключение

Список использованных источников

Приложение 

Введение

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Все больше и больше детей сталкиваются с компьютером до поступления в школу и испытывают как позитивное, так и негативное воздействие ИКТ. Поэтому процесс информатизации в учреждениях дополнительного образования обусловлен требованиями современного развивающегося общества. Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у нее есть целостная политика внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования. Поэтому надо искать эффективные процедуры и стратегии, чтобы реальнее, действеннее и практичнее использовать ИКТ для достижения целей, которые мы ставим в обучении, когда для привлечения ИКТ есть веские основания.

Потенциал ИКТ для детей младшего возраста может быть продуктивно использован, только если новые технологии интегрированы в детское дошкольное образование наряду с другими видами повседневной деятельности, но не замещают их.

 Ключевыми областями дошкольного образования, которым могут помочь ИКТ, являются:

  • общение и сотрудничество;
  • когнитивное развитие детей (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятие, решение задач, воображение и логика);
  • развитие творческих способностей детей;
  • использование в развитии сюжетно-ролевых игр;
  • формирование установок и выработка навыков учения.

Для того, чтобы ИКТ внесли позитивный вклад в дошкольное образование, они  должны использоваться в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать творческую активность детей и уверенность в своих силах (Хайес и Уайтбред, 2006 г.)

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,  постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны  расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Глава 1. Методологические основы ИКТ как средства развития познавательного интереса обучающихся подготовительного отделения ДШИ.

1.2. Возможности ИКТ в развитии познавательного интереса дошкольников.

Информационные технологии— широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. 

 Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ: 

Компьютер- универсальное устройство обработки информации

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор - радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

 При подготовке к занятию с использованием ИКТ учитель составляет план занятия, исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому занятию свойственно следующее:

1.      принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2.      управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3.      интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4.      оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5.      поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6.      неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке к занятию, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

       источник учебной информации;

       наглядное пособие;

       тренажер;

       средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

       средство подготовки текстов, их хранение;

       графический редактор;

       средство подготовки выступлений;

       вычислительная машина больших возможностей.

При проектировании занятия учитель может использовать различные программные продукты:

1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах занятия, но их применение для преподавателя затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.).

3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет  Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора  Word  еще и систему баз данных Access и электронные презентации  PowerPoint.

4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к занятию. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7.  Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9.  Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10.  Освоение учащимися современных информационных технологий. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.


Критерии отбора средств ИКТ

Образовательный характер

Инструменты, используемые в первые годы обучения детей дошкольного возраста, должны быть по природе своей образовательными.

Направленность на сотрудничество

Ключевое значение имеет работа в сотрудничестве в диапазоне различных  способов взаимодействия с технологией. Для дошкольников когнитивными стимулами являются: общее внимание, разделение ответственности за работу в группе и совместный результат работы.

Интеграция с другими видами деятельности

Инструменты ИКТ следует максимально полно интегрировать с другими традиционными практиками ДО (развивающими и подвижными играми, работой над проектами, конструированием, рисованием, музыкальными занятиями, беседами), обеспечивающими релевантность учебного процесса для детей. Средства ИКТ и программные продукты должны быть интегрированы как инструменты творчества, которые нужно применять для конкретных целей и творческих результатов, а не для использования ради самих инструментов.

Поддержка игры

Игру (ролевую игру) и ее имитацию считают ведущей деятельностью процесса обучения дошкольников. Предметы, такие как управляемые игровые ИКТ конструкции, важны, поскольку они являются символами для играющих с ними детей, а также предполагают широкий диапазон виртуальных объектов и реальностей.

Управление со стороны ребенка

По возможности ребенок должен сам управлять инструментами, а не инструменты должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение.

Наглядность и простота в использовании

Насколько это возможно, следует отдавать предпочтение прозрачным инструментам ИКТ – их функции должны быть четко определены и наглядны.

Исключать сцены насилия и навязывание стереотипов

Если приложение не соответствует данному критерию, трудно оправдать их использование в каком бы то ни было обучающем контексте.

Поддерживать осознание вопросов здоровья и безопасности

Время, проведенное ребенком за компьютером, должно быть сравнительно непродолжительным. Для дошкольников период непрерывной ИКТ работы не должен превышать 10-20 минут.

Поддерживать вовлечение родителей

Эффективность обучения возрастает при постоянном взаимодействии родителей, детей и преподавателей в достижении поставленных целей.

Заключение

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность детей;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • развивать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • идти в ногу со временем.

В-общем, внедрение информационных технологий на уроках художественно-эстетического цикла в детской школе искусств представляется мне не просто целесообразным и актуальным, но, учитывая современный образ жизни, необходимым. Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, гармоничном развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  2. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997
  3. Долгушин С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке: Учебно-методическое пособие. – Омск: Мир музыки, 2004.Школа-Пресс, 1994.
  4. Живайкин П.Л.  600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: 1999.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.
  6. Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.
  7. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь - М., 1997
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  9.  Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.

Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E5_%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8 – Википедия
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%EB%FC%F2%E8%EC%E5%E4%E8%E0 - Википедия
  3. http://translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FMusical_instrument&lang=en-ru&ui=ru –Яндекс
  4. http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm - сайт «Детям о музыке»
  5. http://www.kindermusic.ru/klassika_detyam.htm сайт «Классическая музыка детям»  
  6. http://www.kindermusic.ru/muz_skazki.htm - сайт «Музыкальные сказки для детей»
  7. http://1-rs.com/sites/category/10149 - сайт «Музыка детям»
  8. http://100oper.nm.ru/ - сайт«100 опер»
  9.  Он-лайн игры с сайта «Детям о музыке»:

- «Нотный стан и ноты» - http://www.muz-urok.ru/pianino_notyi.htm

- «Разноцветный ксилофон» - http://www.muz-urok.ru/ksilofon.htm

- «Сочиняем музыку» - http://www.muz-urok.ru/muzigra_podbor.htm

- «Одинаковые звуки» - http://www.muz-urok.ru/odinakovyie_zvuki.htm

- «Музыкальный тренажер» - http://www.muz-urok.ru/muz-igra13.htm

- «Нотный стан и клавиатура» - http://www.muz-urok.ru/muz-igra13.htm

        - «Music Match» - http://www.muz-urok.ru/muz_igra4.htm

  1. Другие он-лайн игры:

«Радуга из нот»  - http://www.flashmusicgames.com/rus/rainbow_piano.html

- «Проверка слуха» - http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/proverka_sluha.html

        - «Пианист» - http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/pianist.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...

Презентация "Игра как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Основные функции дидактических игр, условия их  проведения, примеры игр на уроках русского языка....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К МАТЕМАТИКЕ

В статье сформулированы методическиерекомендации для учителя, способствующие развитию познавательного интереса к математике у школьниковпри использовании нестандартных технологий обучения. Показано, ч...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках обществознания

Специфика обществоведческого образования обучающихся основной школы, по нашему мнению, такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через вы...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории.

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории....

Занимательные задачи на уроках информатики как средство развития познавательного интереса обучающихся

Каждый день моей работы учителем информатики - это и новое открытие и новая тема для исследования, и новая проблема. В настоящее время я работаю над проблемой «Использование занимательных задач в кур...