Аналитическая разработка по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».
методическая разработка по информатике и икт на тему

Вересова Наталья Валерьевна

В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая разработка

по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».

учитель информатики и ИКТ

высшей квалификационной категории

Н.В.Вересова

2015 год

Оглавление

1.        Введение        

2.        Целеполагание        

3.        Виды групповой работы        

4.        Организация учащихся в группы.        

5.        Оценка, подведение итогов.        

6.  Где и когда заслушивался данный опыт:        

7.Источники:        

  1. Введение

В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Важно найти подход к каждому ребенку. Ведь мы знаем, что ребенок идет в школу с удовольствием, но как только у него ничего не получается, он не успевает за сверстниками и у него формируется негативное отношение к обучению или безразличное. Поэтому важно формировать у таких учащихся «ситуацию успеха».  Но при этом, не стоит забывать об одаренных учащихся и развивать их способности. В этой важной задаче учителю может помочь организация работы в группах. Формирование таких групп зависит от задачи, которая может быть решена на уроке. Это могут быть и малые группы  (2 человека), могут быть большие группы (по 4-5 человек). Учащихся также можно делить на группы в зависимости от того, что мы хотим достичь на уроке. Мой опыт в этом вопросе показал, что не стоит учащимся предлагать самостоятельно делиться на группы, а учителю стоит выбрать такие варианты деления на группы, чтобы деятельность в них была максимальна полезна для всех учащихся.

 Групповая работа на уроке является частью целого раздела организации учебной деятельности - дифференцированного подхода в обучении, форма организации учебной деятельности школьников с учетом их возрастных интересов, склонностей и проявляющихся способностей.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности, успеваемость, интерес и способности к предмету, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой, конкретные цели и задачи обучения, форму включения учащихся в общую деятельность и отношения, приемы и методы обучения.

Реализации дифференцированного подхода способствует организация групповых игр, конкурсов, соревнований, создание временных творческих свободных групп, делегирование какой-либо группе права представлять коллектив за его пределами, создание специальных учебных ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся, которых плохо знают в коллективе. Необходимое условие дифференцированного подхода – это изучение межличностных отношений, которые во многом определяют как характер проявлений каждого ученика, так и особенности групп. Дифференцированный подход, облегчая работу педагога, делает более реальным индивидуальный и личностный подходы в обучении.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, когда один обучает многих, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

  1. Целеполагание

Цель: создать благоприятные условия для усвоения учебного материала через организацию групповой работы на уроках информатики. Достижение цели предусматриваю в выполнении следующих учебных задач:

  1. сформировать навыки коммуникативных отношений при работе в парах и группах;
  2. сформировать умения выполнять практические работы, грамотно выстраивать логические цепочки;
  3. научить обучающихся выполнять письменные работы;
  4. научить каждого обучающегося четко планировать свою учебную деятельность;
  5. развивать умения объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.

Задачи:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

  1. Виды групповой работы

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, когда один обучает многих, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:

-классно-урочную организацию

-лекционно-семинарскую систему

-формы дифференциации учебного процесса

-дидактические игры

-Белл - ланкастерскую систему

-бригадно-лабораторный метод

-метод проектов

-метод Трампа

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как формальные, так и внутриклассные групповые. И.Б. Лервин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

-фронтальная одновременная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

-работа в статичных парах;

-групповая работа на принципах дифференциации;

-межгрупповая работа, когда каждая группа имеет свое задание в общей цели;

-фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников и т.д.

В своей деятельности я использую следующие виды групповых работ:

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игровые формы («почта», урок – игра)
  • Работа в облачных технологиях
  • Групповая работа на принципах дифференциации.

Работа в парах. Работа в парах очень актуальна при взаимопроверке домашнего задания или самостоятельной работы (учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют по эталону выполнение заданий и выставляют отметку). В этой работе формируются такие компетенции как коммуникация, владения способа контроля, самоконтроля. На своих уроках часто использую эту работу при проверке домашнего задания, самостоятельных работ. Мною совместно с учителем истории разработан проект «История письменности», где учащиеся, в том числе работают в парах, выполняя задания на поиск, систематизацию информации, что  приводит к постепенному формированию  УУД, таких как анализ, поиск, систематизации информации.

Мозговой штурм.  Метод мозгового штурма (мозговой штурм,мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Игровые формы. В своей работе применяю различные формы игровой деятельности на уроке: метод «почта», соревнование между командами, соревнования между рядами, урок-игра и т.д.

Очень интересный  метод «почта»: каждому ученику предлагается определить свой адрес в классной комнате. Ряды парт играют роль улиц, сами парты или столы –домов. Учащиеся на листах записывают вопросы к тексту домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника, свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра останавливается, и оцениваются несколько «писем». Наивысшую оценку получают те, кто задал интересный вопрос и получил на него правильный ответ. Ребятам очень нравиться этот прием и они с удовольствием придумывают вопросы. Этот метод можно упростить: ребята устно задают вопросы друг другу просто называя фамилию и имя и т.д. по цепочки (это существенно экономит время на уроке).

Работа в облачных технологиях. Этот метод очень удобен для проведения долгосрочных проектов по предмету. Пример: http://kursyikt2015.blogspot.ru/ (Интегрированный проект по информатике и истории в 5 классе «История письменности»). Этот метод позволяет одновременно работать учащимся в одном документе, а учителю предоставляется возможность в любое время проверить работу учащихся. Кроме вышеупомянутого проекта в моей копилке есть еще урок с использованием облачных технологий в 6 классе на тему: «Структурирование информации. Классификация» http://8900987.blogspot.ru/p/blog-page_7.html  и семинар в 11 классе по теме «Я живу в информационном обществе» http://8900987.blogspot.ru/.

Групповая работа на принципах дифференциации. Обычно делю детей по принципу «сильная группа», «слабая группа» и даю соответствующие задания.

  1. Организация учащихся в группы.

Обычно  делю учащихся на малые группы: два человека (работа в парах), три-5 человек.  Состав группы зависит от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины составляют  ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся — это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга.

Организация работы группы. Четко формулирую задания для каждой группы, план и этапы работы( для 8-11 классов – это делать уже не обязательно, т.к. опыт работы в группе у них достаточно большой). Кроме этого оговариваю задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно подбираю задания разного уровня сложности или предлагаю решить одну задачу для всех групп. Чтобы создать ситуацию успеха и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.
Стараюсь не делить учащихся в группы по принципу “сильный—слабый”.При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми делится с ним сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказывать свое мнение, полагаясь на то, что более успешный в учебе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ними задачу.

Задания для групповой работы. Это могут быть задачи с недоопределенным условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными и т.д. Можно предложить задачи на доказательство, поскольку они часто представляют наибольшую трудность для учащихся, а 
совместная работа помогает увидеть множество путей и вариантов аргументации при решении таких задач. Отдельным группам можно дать задание решить задачу разными способами (например, арифметическим и алгебраическим). Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий.

Очень часто использую на уроках деление на малые группы по уровню обученности (дифференциация), что способствует лучшему усвоению материала, т.к. слабые учащиеся выполняют задания своего уровня, а сильным учащимся предоставляется возможность решать более сложные задачи. Также удобно применять этот метод применять при выполнении практических работ, например решение задач по программированию или создание сайта.

Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причем независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя.

  1. Оценка, подведение итогов.

В конце занятия выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Групповую форму работы использую не только на уроках, но и во внеурочной работе, работе на проектом, семинарами. Так, к внеклассному мероприятию «Звездная гипотенуза» учащиеся готовили свои проекты в малых группах – 2-3 человека. К семинару «Я живу в информационном обществе» учащиеся также готовились в парах и самостоятельно распределяли обязанности работы над докладом.

Что достигается данным опытом:

Результатом является расширение кругозора учащихся, развитие речи, мышления, выработка умений решать задачи нестандартного вида, умение формулировать и отстаивать свою позицию по проблемному вопросу, оценивать ситуацию, взаимодействовать в группе и других учебных умений.

        6.  Где и когда заслушивался данный опыт:

- выступление на ШМО «Подготовка к экзамену по информатике. Групповая форма работы»;

- выступление на ШМО «Использование групповой формы работы при дифференциации обучения»;

-разработки уроков выложены на сайте ( http://nsportal.ru/veresova-natalya)

 и в блоге (http://8900987.blogspot.ru/?zx=db2b8b25f4885a3b)

-участие в конкурсах с разработкой уроков, проектов.

-разработка урока на сайте «Фестиваль педагогических идей (http://festival.1september.ru/authors/234-870-641)

7.Источники:

  1. http://www.rankpedagogy.ru/inspuds-106-1.html
  2. Педагогический журнал «Копилка идей», пилотный выпуск, август 2011 год
  3. http://www.ug.ru/method_article/417
  4. https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от молодого поколения жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноц...

Методическая разработка: применение групповой формы работы на примере урока по теме "Решение показательных уравнений"

Данный урок является первым уроком  в теме "Показательные уравнения". На уроке планируется ознакомить учащихся с основными подходами в решении показательных уравнений, а углублять знания и отраба...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".

Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....

Мастер-класс «Использование групповой формы работы для закрепления темы "Charity organizations"»

Разработка урока работы в группах по теме в старшей школе "Charity organizations"...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...