Методы преподавания информатики в лицее с профильным изучением информатики.
статья по информатике и икт на тему

А.В.Афанасьева

Единый государственный экзамен дает выпускнику больше возможностей в выборе ВУЗов и факультетах. Как же сориентироваться ученику и выбрать специальность, в которой ты будешь успешен в дальнейшем? Если ученик имеет достижения в какой то сфере, то он сделает выбор своей дальнейшей профессии осознанно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_informatiki.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Малаховская

учитель информатики

МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска»

(г.Ульяновск)

А.В.Афанасьева

учитель информатики

МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска»

(г.Ульяновск)

Методы  преподавания информатики в лицее с профильным изучением информатики.

Единый государственный экзамен дает выпускнику больше возможностей в выборе ВУЗов и факультетах. Как же сориентироваться ученику и выбрать специальность, в которой ты будешь успешен в дальнейшем? Здесь школа и помогает ученику, мы имеем ввиду не только занятия по профориентации, но и  работа ученика на уроке и внеурочной деятельности. Если ученик имеет достижения в какой то сфере, то он сделает выбор своей дальнейшей профессии осознанно. Как же помочь ученику стать успешным в информационных технологиях.

Поделимся своим виденьем решения данной задачи. Первое – это подбор языков программирования, так как от этого во многом зависит методика  изучения материала, содержание и система учебных знаний. Чаще всего выбирается для изучения Паскаль. Данный язык подходит для структурного программирования, надежен, он и был создан для обучения, его синтаксис проще. Но он не подходит для решения целого круга олимпиадных задач, не так нагляден как объектно-ориентированные языки. ООП достаточно популярно в последнее время, ООП дает учащимся наглядное представление о программе. Для ученика программа – это приложение с оконно-кнопочным интерфейсом, то есть результат работы учащегося – готовое приложение. Минусом ООП – сложный синтаксис, сложность в поиске ошибок. В своей практике мы выбрали поэтапное изучение трех ЯП: в 6-7 классе среда «Робот» К.Ю. Полякова, 9 класс Паскаль, 10-11 класс ООП. При изучении исполнителей «Чертежник» и «Робот», учащиеся осваивают простую среду программирования, наглядно видят результат работы алгоритма, тем самым они получают опыт составления первой программы, изучают алгоритмические структуры. Изучение программирования в 9 классе начинается с примера программ на ООП, затем показывается достаточно сложный синтаксис программы и предлагается изучить более простой ЯП, что бы в будущем вернутся к освоению ООП, но с багажом знаний  и опытом составления программ и их  отладки.

Второе – это построение уроков, ученики при составлении программ должны иметь возможность советоваться друг с другом, обсуждая этапы решения ученики быстрее добиваются результата, так же разрешать проверять ученикам друг друга, для выработки навыка отладки программ, и умение разбираться в чужом алгоритме, видение различных способов решения одной и той же задачи. Обязательно делается акцент на то, что у учеников разные способы решения одной задачи, это подталкивает их к соперничеству. Мы так же разбиваем задачу на маленькие подзадачи, ученики решая подзадачу получают результат, возникает «ситуация успеха» что мотивирует их идти дальше, и запускает соревновательный момент, а кто быстрее, кто лучше.

Третье – электронные учебные ресурсы. Для подготовки к городским олимпиадам по программированию, мы используем дистанционные электронные учебные ресурсы. Данные ресурсы имеют тестовую оболочку для проверки решения задачи, возможность выбора языка программирования, разбора решения задач после завершения олимпиады. Ученик сам выбирает уровень заданий, определяет маршрут выполнения олимпиады. Основным преимуществом использования дистанционных электронных учебных ресурсов является возможность создания индивидуальной образовательной траектории, максимальная индивидуализация обучения.

Четвертое – проектный метод, так как учащиеся самостоятельно продумывают все этапы работы над проектом, проявляют фантазию и творчество. Вот некоторые приемы, которые мы используем в своей работе.

Мы считаем, что если ученик имеет достижения в  какой то сфере деятельности, участвует в конкурсах и олимпиадах, он оценивает свои возможности и сравнивает их с другими детьми, он осознано выберет профессию.

ЛИТЕРАТУРА

Цветкова, М.С. Модели комплексной информатизации общего образования [Текст] / М.С. Цветкова, Э.С. Ратобыльская, Г.Д. Дылян. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с.

Арзуманова, Н. В. Использование современных информационных технологий

Нельзина О.В. Проблемы обучения программированию по курсу информатики в системе «школа-вуз» // Вопросы Интернет - образования. - 2006. - №13.

Открытый каталог научных конференций, выставок, семинаров [Электронный ресурс]: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы математики, физики, информатики в вузе и школе. – Режим доступа: /info/id/50233, свободный.- Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания вступительного экзамена по информатике в лицей для одаренных детей при СевКавГТУ 2009 год

Эти задания вступительного экзамена по информатике в лицей для одаренных детей при Северо-Кавказском Государственном техническом университете были подготовлены мной в 2009 году....

Профильное изучение иностранных языков

Комплектование профиля при углубленном изучении иностранных языков. Реализация межпредметных связей....

Формы и методы работы в классах с профильным изучением математики

Статья содержит описание форм и методов работы в классах с профильным изучением математики.   Профильное изучение математики должно обеспечивать обучающимся а) возможность поступления ...

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И....

Методическая разработка учебного занятия "История информатики в лицах"

План-конспект урока для учащихся начальной школы, проверочный тест и литература....

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на уроках информатики»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на урока...

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»...