Рабочая программа по информатике 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Рабочая программа по информатике 8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_8_klass.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса информатики для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования  и базисным учебным планом.

Цели программы:

  • формирование целостного мировоззрения,  соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

- учебник (Босова Л.Л., А.Ю.Босова. Информатика для 8 класса. М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 224)

- рабочая тетрадь Информатика и ИКТ для 8 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 95 с.

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 7 — 9  классов в течение 105 часов (из расчета 1 час в неделю в 7 классе, в 8 и 9 классах).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
    освоения информатики.
  1. Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
  2. наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  3. понимание роли информационных процессов в современном мире;
  4. владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  5. ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  6. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  7. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  8. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  9. способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  10. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  11. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
  12. владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  13. владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  14. владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  15. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  16. владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  17. владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  18. ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
  19. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
  20. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  21. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  22. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  23. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  24. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно - тематический план.

темы

Название темы

Всего часов

1

Введение. Техника безопасности

1

1

Математические основы информатики

6

Элементы математической логики

6

2

Основы алгоритмизации

11

3

Начала программирования

8

Промежуточная аттестация

1

4

Повторение

1

Итого:

34

Форма контроля

Количество (год)

Проверочные работы

1

Практические работы

14 (по кол-ву уроков)

Контрольные работы

3

Промежуточная аттестация

1

Содержание учебного курса.

Введение в курс информатики. Техника безопасности (1 час)

Тема 1. Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

Аналитическая деятельность:

  1. анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
  2. определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;
  3. анализировать логическую структуру высказываний;
  4. анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  1. переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  2. выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  3. строить таблицы истинности для логических выражений;
  4. вычислять истинностное значение логического выражения.
  5. Тема 2. Основы алгоритмизации (11ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.  Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.  Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  1. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  2. придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  3. выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
  4. определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  5. анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  6. определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  7. осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  8. сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  1. исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  2. преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  3. строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  4. строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  5. составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  6. составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
  7. составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  8. строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
  9. строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
  10. Тема 3. Начала программирования (8 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.  Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

Резерв (Промежуточная аттестация, повторение) (2 часа)

Поурочное планирование

Номер урока

Тема урока

§ учебника

Цели изучения предмета «Информатика». Техника безопасности и правила работы на компьютере. Правила информационной безопасности

Введение

Тематический раздел «Математические основы информатики»

Тема «Системы счисления»

Непозиционные и позиционные системы счисления

§ 1.1

Развёрнутая форма записи числа.

§ 1.1

Двоичная система счисления.

§ 1.1

Восьмеричная система счисления.

§ 1.1

Шестнадцатеричная система счисления.

§ 1.1

Системы счисления и представление информации в компьютере. Контрольная работа №1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления».

§ 1.1, § 1.2

Тема «Элементы математической логики»

Анализ Контрольной работы №1. Высказывания и логические связки

§ 1.4

Логические операции и операции над множествами

§ 1.4,  § 1.3

Логические выражения

§ 1.4

Таблицы истинности логических выражений

§ 1.4

Логические элементы

§ 1.4

Контрольная работа №2. Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы математической логики».

§ 1.3 § 1.4

Тематический раздел «Основы алгоритмизации»

Тема «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции»

Анализ Контрольной работы №2.

 Алгоритмы и исполнители.Практическая работа №1. «Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных»

§ 2.1

Способы записи алгоритмов.

Практическая работа №2. «Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую»

§ 3.2

Объекты алгоритмов.  Команда присваивания

§ 2.3

Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы.

§ 2.4

Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная форма.

Практическая работа №3. «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием ветвлений для управления исполнителем Робот»

§ 2.4

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

Практические работы №4. «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных», «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Робот»

§ 2.4

Цикл с заданным условием окончания работы.

Практическая работа №5.  «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных»

§ 2.4

Цикл с заданным числом повторений.

Практические работы № 6. «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных», «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями Черепашка, Чертёжник»

§ 2.4

Цикл с переменной.

Практическая работа №7.«”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных»

§ 2.4

Анализ алгоритмов для исполнителей Робот, Черепашка, Чертёжник

§ 2.1-2.4

Контрольная работа №3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции».

Глава 2

Тема «Начала программирования»

Анализ Контрольной работы №3.

Общие сведения о языке и системе программирования. Первая программа

§ 3.1 / § 1.1 (доп.главы)

Организация ввода и вывода данных.

Практические работы №8. «Вычисление арифметических выражений», «Строки»

§ 3.2 / § 1.2 (доп.главы)

Программирование линейных алгоритмов.

Практические работы №9. «Вычисление логических выражений», «Графические примитивы»

§ 3.3 / § 1.3 (доп.главы)

Условный оператор.

Практическая работа №10. «Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел».

§ 3.4 / § 1.4 (доп.главы)

Многообразие способов записи ветвлений.

Практическая работа №11. «Решение квадратного уравнения»

§ 3.4 / § 1.4 (доп.главы)

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

Практическая работа №12. «Алгоритм Евклида для нахождения НОД двух натуральных чисел»

§ 3.5 / § 1.5 (доп.главы)

Программирование циклов с известным условием окончания работы.

Практическая работа №13. «Разбиение записи натурального числа на отдельные цифры»

§ 3.5 / § 1.5 (доп.главы)

Программирование циклов с заданным числом повторений.

Практическая работа №14. «Проверка натурального числа на простоту» Анализ алгоритмов на языке программирования. Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык программирования». Проверочная работа №1.

§ 3.5 / § 1.5 (доп.главы)

§ 3.3–3.5 / § 1.3–1.5 (доп. главы)

Промежуточная аттестация. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 8 класса

Главы 1–3 / 1–2, § 1.1–1.5 (доп. главы)

Резерв. Повтрение

Форма контроля

Количество  (год)

Проверочные работы

1

Практические работы

14 (по кол-ву уроков)

Контрольные работы

3

Промежуточная аттестация

1

Босова, Л. Л. Информатика. 8–9 классы. Начала программирования на языке Python. Дополнительные главы к учебникам / Л. Л. Босова, Н. А. Аквилянов, И. О. Кочергин и др. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 96 с.

Учебно - методические средства обучения:

1. Учебник Босова Л.Л., А.Ю.Босова. Информатика для 8 класса. М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 224

2. Рабочая тетрадь Информатика и ИКТ для 8 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 95 с.

3. Авторская программа Босова Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», 2015

 4. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/

5. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

6. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7.  www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

8. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  

9. Пограммное обеспечение: операционная система Linux, Графический редактор OpenOffice.org Draw., текстовый редактор OpenOffice. Org Writer.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...