Дискретная информация
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskretnaya_informatsiya.docx96.64 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

1 мин

У вас на столе лежат листы самооценки, с которыми мы будем работать сегодня на уроке. Подпишите листы. Оцените свою домашнюю работу сами.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Оценивают домашнее задание.

2

Актуализация знаний

5 мин

– На прошлом уроке мы изучили тему «Представление информации». Давайте с вами вспомним о  ключевые понятия этой темы.

Я показываю карточку, а вы, начиная словами,  я знаю, что продолжаете высказывание, определение. (информация, виды информации, свойства информации, информационный процесс, WWW, поисковый запрос)

– Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо. Оцените себя.

Отвечают. Карточки закрепляются слева.

Оценивают свои ответы.

3

 Формулирование  темы и целей  урока.

2-3 мин.

Вспомним  историю хранения информации.

Все что вы перечислили относиться к способам представления информации. Как данная историческая лента связана с темой урока?

Наш урок будет разбит на 2 этапа. Какую цель мы можем поставить на данном этапе урока? Какие задачи?

 - наскальные рисунки, клинопись на глиняных дощечках, письмо иероглифами на папирусах, алфавитное письмо на бумаге.

- тема урока:

4

Объяснение темы

7 мин

Работа с текстом и заполнение схемы в паре. После того как вы закончите, мы проверим и оценим себя.

Сделаем вывод, какие способы представления информации существуют, где они используются.

- читают выданный текст и заполняют схему. (Текст «Представление информации»- приложение 1),  проверка выставляют баллы. Оценивание.

5

Углубление в тему

1 мин

Узнаем об одной из форм представления информации более подробно.

Разгадывают ребус, узнают термин « дискретная форма»

6

Формулирование  темы и целей  урока

1 мин

На втором этапе урока нам предстоит познакомиться с одной  из форм представления информации. Как назовем тему второй части урока?

Какая цель,  и какие  задачи  на этом этапе будем реализовывать?

- «Дискретная форма представления информации»

7

Объяснение темы

7 мин

Давайте узнаем, что такое дискретная форма представления для этого посмотрим видео, поработаем с параграфом учебника. Просматривая вы должны зафиксировать ключевые понятия. 1 группа – работает с учебником и ищет ответы, на вопросы, представленные у вас на рабочем месте. 2 группа – работает с видео и готовит ответы. В ходе работы можно составить опорный конспект.   Работаем в группе.

Вывод: Суть процесса дискретизации …

Двоичный код универсальный т.к. …

Для расчета количества кодовых комбинаций пользуются формулой …

- смотрят видео и работают с учебником. Оцените свою работу в группе. Проверка. Делают вывод.

8

Физминутка

30 секунд

9

Закрепление

15 мин

Выполни в паре.  Отвечает один из пары.  

Решение №36 – 3

№ 38. 8 последовательностей: +++, ++–, +–+, +– –, –++,

–+–, – –+, – – –.

№ 39

Дано:               Решение

N=64                N=2i           

i-?                     64=2i  

                         i=6

№ 45. 2) NONAME.

Выполняют в РТ. № 36, 38, 39, 45

Выполни самостоятельно, проверь по образцу. Оцени.

Выполняют в РТ. № 40, 46, 51, сверяют ответы, выставляют баллы

10

Итоги урока, рефлексия

5 мин

Домашнее задание § 1.4, 1.5 повторить РТ. №24, 27, 30, 41, 44

Работа с дневниками


Представление информации

Знаки и знаковые системы

Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.

Всю свою Историю для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.

Знак представляет собой заменитель объекта - предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла. Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы. Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками. Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.

Любую информацию можно представить в виде различных знаков. Знаки можно объединить по каким-либо основным признакам и назвать это знаковой системой или языком: формальным или естественным.

Существуют различные знаковые системы, которые имеют свой набор знаков (алфавит) и свои правила операций над ними.

Знаковые системы: русский алфавит и нотная грамота.

Если знак представляет собой заменитель любого объекта, будь то предмет, явление, какое-то действие, свойство или отношение, то знак или набор знаков позволяют передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Знаки могут быть в виде пиктограмм или символов.

Знаки пиктограммы появились по обоюдному смысловому соглашению людей, когда большинство из них догадываются о смысле пиктограммы. Например, пиктограммы на вашем рабочем столе монитора, или их ещё называют иконками, по их образам понятно, что находится в той или иной папке или в файле.

А вот символы появились по договорённости людей, т.е. просто люди так договорились обозначать какой-либо объект. Например, все знают символ разделитель в электронном адресе «собачка» - @.

Множество знаков, объединённых правилами оперирования над ними, называется знаковой системой. Например, наш русский алфавит или кириллица, знаковая система, с помощью которой мы общаемся и понимаем друг друга.

Существует две формы общения: устная и письменная.

Люди общаются устно при помощи звуков речи и письменно при помощи знаков - букв.

Глухонемые люди тоже общаются устно, но при помощи жестов, которые им заменяют звуки.

 Из курса истории мы знаем, что сначала у человека появилась устная речь, письменность же появилась значительно позже. Письменность -  знаковая система, которая позволяет фиксировать устную речь, с помощью начертательных элементов закреплять информацию, сохранять ее и передавать на расстояние.

На уроках русского языка мы узнали, что звуковые знаки, из которых складывается наша устная речь, называются фонемами. Из фонем складываются слоги, из слогов — слова, из слов — фразы или предложения.

На письме каждая фонема обозначается буквой или сочетанием букв. Когда мы выполняем фонетический разбор, то сначала пишем транскрипцию слова, т.е. звучание фонем.  Такая письменность называется звукобуквенной.

Существует слоговое и идеографическое письмо.

Слоговое письмо принято в Японии, где отдельным значком обозначается каждый слог. А вот в Китае отдельные значки (иероглифы) используются для обозначения слов; такой способ письма называется идеографическим.

Естественные и формальные языки

Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками. Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:

 - широкой сферой применения — естественный язык известен всему национальному сообществу;

 - наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);

 - гибкостью — естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;

 - открытостью — естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;

 - динамичностью — естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.

Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков, применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.

Формальный язык — это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.

Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.

Формы представления информации

Одна и та же информация может быть выражена разными способами. Человек может представить информацию в знаковой или образной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Дискретная форма представления информации"

Технологическая карта урока по информатике для 7 класса на тему "Дискретное представление информации"...

Урок по информатике "Дискретная форма представления информации"

Класс:    8Тип урока:    изучения и первичного закрепления новых знаний Цель Формирование представления о разных способах представления графической информации.З...

Представление информации Дискретная форма представления

презентация к уроку "Представление информации Дискретная форма представления"...

Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»

Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком....