Технологическая карта урока с презентацией по теме «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды»
план-конспект занятия по информатике и икт (9, 10, 11 класс)

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информатика» на тему «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды» для студентов СПО гуманитарных направлений, также разработка может быть интересна учителям старших классов.

Цель изучения данной темы: систематизировать и обобщить изученный в основной школе материал по данной теме, получить новые знания.

В данной разработке представлены интерактивные задания (презентация), выстроен возможный диалог со студентами для воспроизведения полученных знаний в основной школе, включены задания из ЕГЭ по файловой системе, а также предлагается студентам самостоятельно по образцу составить задание на соотнесение типа файла и его названия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka.docx23.2 КБ
Файл po.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информатика» на тему «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды» для студентов СПО гуманитарных направлений, также разработка может быть интересна учителям старших классов.

Цель изучения данной темы: систематизировать и обобщить изученный в основной школе материал по данной теме, получить новые знания.

В данной разработке представлены интерактивные задания (презентация), выстроен возможный диалог со студентами для воспроизведения полученных знаний в основной школе, включены задания из ЕГЭ по файловой системе, а также предлагается студентам самостоятельно по образцу составить задание на соотнесение типа файла и его названия.


Предмет: информатика

Тема: Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды.

Тип урока: изучение нового материала на основе изученного в курсе основной школы.

Цель: систематизировать и обобщить изученный в основной школе материал по данной теме, получить новые знания о видах программного обеспечения и его назначении.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: учащиеся научатся классифицировать программное обеспечение, определять тип файла, решать задачи по файловой системе, узнают функции и структуру операционной системы.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, понимание неразрывности математики и окружающего мира.

Познавательные УУД: умение актуализировать свои знания; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения задач; умение делать проверку; умение делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; умение высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; прогнозирование результата; умение выполнять учебную задачу; управление своим поведением — контроль, коррекция, оценка действий; рефлексия учебной деятельности.

Личностные УУД: формирование внутренней мотивации, самооценки; умение анализировать свои возможности; развитие познавательных интересов; личная ответственность; усвоение нормы взаимопомощи; умение аргументировать.

Ресурсы: проектор, ноутбук, доска.


Этап

Действие учителя

Действие учащихся

Актуализация знаний

Приветствие. Проверка готовности. Просит занять места за компьютерами. «Зайдите в папку, полный адрес которой указан на слайде. Вы видите несколько файлов. Какие операции вы можете делать с файлами, не открывая их? Обратите внимание на адреса данных файлов, они схожи? Теперь скопируйте один из файлов себе в папку: Лена- первый, Коля-второй и т.д. Как изменился адрес файла? Какой файл вы скопировали: текстовый, графический и т.д. Как вы определили тип файла? Необходимо ли вам открывать для этого файл? Удалите файл. Куда он переместился? Можно ли его восстановить? Восстановите. А теперь выделите файл и нажмите shift+del. Есть ли теперь файл в корзине? Хорошо. Мы с вами сейчас заходили в разные папки, копировали, удаляли файлы, а что за программа нам это все позволяла делать?»

Приветствие. Занимают свои места за компьютером. Заходят в указанную папку. Отвечают: копировать, удалять, переименовать, вырезать, создать ярлык.

Отвечают: адреса одинаковые, так как файлы находятся в одной папке, различны только имена файлов.

Копируют файл. Отвечают: изменилось расположение файла, поэтому изменился адрес, папка Файлы в адресе изменилась на их собственную.

Определяют тип файла, кто-то открывает файл, чтобы определить. Отвечают: определить тип файла помогают буквы после точки.

Удаляют файл. Отвечают: в корзину, можно восстановить. Восстанавливают. Удаляют с шифтом. Восстановить нельзя.

Отвечают: операционная система.

Объяснение нового материала

Просит занять места за партами. «Отлично! Вот мы и выяснили нашу тему урока. Давайте запишем определение операционной системы (на слайде). Как вы думаете, какие наши цели на сегодня (появляются на слайде).»

«Уже те ответы, которые вы дали мне, работая с компьютером, дают нам возможность выделить функции ОС. Что мы с вами делали? Вот и первая функция ОС - работа с файлами.»

«Что нужно сделать, чтобы открыть файл? Что запускает программу для чтения файла? Вторая функция – управление процессами»

(Поясняет. Программу, выполняемую на компьютере в текущий момент, принято называть процессом. Даже когда мы просто ищем информацию в сети Интернет, компьютер производит незаметные для нас операции по контролю за состоянием устройств, по защите от вирусов и т. д.

ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятной машине язык. ОС управляет всеми подключенными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам.

Современные ОС, планируя работы и распределяя ресурсы, обеспечивают возможность параллельной обработки нескольких процессов. Это свойство ОС называется многозадачностью.)

«Что включено в минимальную конфигурацию компьютера, кроме системного блока? Соответственно, ОС должна еще работать и с устройствами.»

«Ну и конечно ОС обеспечивает пользователю удобство работы, обеспечивает диалог с пользователем (все функции появляются на слайде и записываются учениками в тетрадь).»

«Теперь мы можем понять структуру ОС. Что такое структура?

За организацию хранения информации и обеспечения доступа к ней отвечает подсистема ОС, называемая файловой системой.

Ядро – центральная часть операционной системы, обеспечивающая приложениям координированный доступ к ресурсам компьютера, т.е. управляет всеми программами, дает им доступ к памяти, периферийным устройствам и т.д.

Драйверы – программы, управляющие устройствами.

Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером.

Возвращаются за парты. Пишут определение.

Целеполагание.

Отвечают: работали с файлами (появляется на слайде).

Отвечают: нужно несколько раз щелкнуть на файл, он откроется, необходима программа для чтения файла, эту программу запускает ОС.

Отвечают: в мин. Конфигурацию входит мышь, монитор, клавиатура, сист.блок.

Записывают все функции в тетрадь.

Отвечают: это элементы из которых состоит что-то и их взаимосвязь.

Записывают в тетрадь.

Закрепление нового материала

«Когда мы рассматривали основные функции, выполняемые ОС современного компьютера, то сказали о файловой системе. Давайте разберем подробнее эту функцию.

Из курса основной школы вам известно, что файл — это поименованная совокупность данных определённого размера, размещаемая на внешних устройствах (носителях информации) и рассматриваемая в процессе обработки как единое целое. Файл характеризуется набором параметров (имя, размер, дата создания, дата последней модификации) и атрибутами, используемыми операционной системой для его обработки (архивный, системный, скрытый, только для чтения). Размер файла выражается в байтах. На каждом компьютерном носителе информации может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками.

Каталог (папка) — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).

Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь (адрес каталога) — набор символов, показывающий расположение файла в файловой системе. Полное имя файла — запись пути к файлу, завершаемая именем файла. Сначала записывают диск, затем все папки, в которых он находится, разделяя их символом «\» и после записывают файл.

Попробуем с вами решить задачи на определение полного имени файла.

Задача на слайде.

Слушают учителя. Записывают определения файла и каталога, пример полного имени файла. Решают задачи.

Объяснение нового материала

«Когда мы работаем с компьютером, мы используем только ОС? А какие еще программы вы знаете? Отлично! Как много вы знаете! Вся совокупность этих программ называется программным обеспечением. Давайте рассмотрим классификацию ПО (на слайде).»

Отвечают: нет. Приводят примеры программ.

Записывают определение ПО, определения видов ПО.

Закрепление нового материала

Предлагает задание на узнавание различных программ, их функций, классификацию ПО.

Утилита – вспомогательная программа для выполнения специальных задач, связанных с работой оборудования, либо ОС.

Предлагает вспомнить типы файлов.

Задания на слайде.

Находят ярлык знакомой программы, вспоминают ее функцию, определяют вид ПО.

Вспоминают типы файлов. Соотносят тип файла с его названием (смотрят на расширение). Записывают таблицу в тетрадь.

Подведение итогов

Спрашивает, что мы сегодня узнали, какие навыки приобрели. Итоги появляются на слайде.

Отвечают.

Домашнее задание

Объясняет, домашнее задание представлено на слайде.

Записывают.


Список литературы

  1. Поляков К.Ю., Еремин Е.А., Информатика 10 класс,1-2 часть, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019.
  2. Петрунина Е.Б. Лекции по информатике: Учеб-метод. пособие. – Спб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014.
  3. Сдам ГИА: решу ЕГЭ [Электронный ресурс] URL: https://inf-ege.sdamgia.ru.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

students:\ хор1\Файлы Мой компьютер-папка students -папка хор1-папка Файлы

Слайд 2

Операционная система — комплекс программ, обеспечивающих согласованное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Слайд 3

Цели Узнать функции ОС; Узнать структуру ОС; Научиться определять полный адрес файла и его тип.

Слайд 4

Функции ОС Работа с файлами; Управление процессами; Управление устройствами; Обеспечение диалога с пользователем.

Слайд 5

Структура ОС Файловая система; Ядро; Драйвера; Пользовательский интерфейс.

Слайд 6

Основные понятия файловой системы Файл — это поименованная совокупность данных определённого размера, размещаемая на внешних устройствах (носителях информации) и рассматриваемая в процессе обработки как единое целое. Каталог (папка) — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Пример полного имени файла : C:\Users\ YOU \ Desktop \информатика\ПО. pptx

Слайд 7

Задача В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало D:\SCHOOL\PHISICS\10_CLASS\ Список_литературы . txt . Каково пол­ное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения? D:\ SCHOOL\ PHISICS\ 10_CLASS D:\ SCHOOL \ PHISICS D:\SCHOOL SCHOOL 2 ОТВЕТ

Слайд 8

Задача Учитель работал в каталоге D:\ Материалы к урокам\ 10 класс\ Практические работы. Затем перешел в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Лекции и удалил из него файл Введение . Каково полное имя файла, который удалил преподаватель? D:\ Материалы к урокам \ 10 класс \ Введение D:\ Материалы к урокам \10 класс \ Лекции \ Введение D:\ Материалы к урокам \ Лекции \ Введение D:\ Материалы к урокам \ Лекции \ Введение 2 ОТВЕТ

Слайд 9

Программное обеспечение - совокупность всех программ, предназначенных для выполнения задач на компьютере,

Слайд 11

Виды ПО Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию, принято называть прикладными программами Комплекс программных средств, предназначенных для разработки новых программ, называют системой программирования. Комплекс программных средств, предназначенных для обслуживания самого компьютера и для управления работы его устройства, называют системным ПО.

Слайд 12

Назови программу и определи ее вид Системное ПО Прикладное ПО Системы программирования

Слайд 13

Установите верные соответствия Текстовый файл Звуковой файл Графический файл Web -страница Исполняемые программы Котики. doc Котики. mp3 Котики. jpeg Котики. exe Котики. html Котики. pdf

Слайд 14

Типы файлов Тип файла Примеры расширений Текстовый файл Txt, rtf, doc, docx , odt Графический файл Bmp, gif, png , tif , j peg Видео файл Mp4, avi , mkv , wmv , Аудио файл Mp3, wav Электронная таблица Xls , ods Архив Zip, rar , 7z Код программы на языке программирования Bas, pas PDF -документ pdf Презентация pptx

Слайд 15

Итоги Узнали функции ОС; Узнали структуру ОС; Научились определять полный адрес файла и его тип; Узнали виды ПО.

Слайд 16

Домашнее задание: решить задачи 1. В некотором каталоге хранится файл Список_10_класса. txt . В этом каталоге создали под­каталог и переместили в него файл Список_10_класса. txt . После чего полное имя файла стало D:\ USER\ CLASS\ DOC\ Список_10_класса. txt . Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения? D:\ USER\ CLASS DOC D:\ USER\ CLASS\ DOC CLASS 2. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги AKADEMY, COURSE, GROUP, Е:\, PROFESSOR, LECTIONS . При каждом перемеще­нии пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? Е:\ PROFESSOR\ LECTIONS\ AKADEMY Е:\ AKADEMY\ COURSE\ GROUP E:\AKADEMY Е:\ GROUP\ COURSE\ AKADEMY 3. Составить задание на соответствие типа файла и имени файла.

Слайд 17

Задачи Задача 1 Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил катало­ги LESSONS , CLASS , SCHOOL , D :\, MYDOC , LETTERS . При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? D:\ MYDOC \ LETTERS D:\ SCHOOL \ CLASS \ LESSONS D:\ LESSONS \ CLASS \ SCHOOL D:\ LESSONS Задача 2 В некотором каталоге хранится файл Задачи_по_программированию . txt . В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Задачи_по_программированию . txt . После чего полное имя файла стало D:\ I NFORM\ LESSONS\ 10_CLASS\ Задачи_по_программиpoванию.txt . Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения? 1) D:\ INFORM 2) 10 CLASS 3) D:\ INFORM\ LESSONS 4) LESSONS\ 10 CLASS

Слайд 18

Задачи Задача 3 Пользователь находился в каталоге Расписание . Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом еще раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге С:\учеба\математика\ГИА . Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу. 1) С:\учеба\2013\Расписание 2) С:\учеба\Расписание 3) С:\Расписание 4) С:\учеба\математика\Расписание Задача 4 В поисках нужного файла Вова последовательно переходил из каталога в каталог, при этом он несколько раз поднимался на один уровень вверх и несколько раз опускался на один уровень вниз. Полный путь каталога, с которым Вова начинал работу С:\Игры\Настольные\Домино. Каким может быть полный путь каталога, в котором оказался Вова, если известно, что на уровень вниз он спускался больше раз, чем поднимался вверх? 1) С:\Игры 2) С:\Игры\Настольные 3) С:\Игры\Настольные\Лото 4) С:\Игры\Настольные\Домино\Детское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока и презентация по теме "Биология как наука"

Технологическая карта урока "Биология как наука" биологии УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построена в соответствии с требованиями преподавания ФГОС...

Технологическая карта урока и презентация по теме "Teenage life in Russia and Great Britain"

Технологическая карта урока  и презентация по теме "Teenage life in Russia and Great Britain", 7 класс УМК Spotlight...

Технологическая карта урока и презентация по теме "Форматирование текстового документа". Информатика. 5 класс. ФГОС.

Технологическая карта урока "Форматирование текстового документа. Информатика. 5 класс. ФГОС....

Технологическая карта урока и презентация по теме "Чтение и запись обыкновенных дробей"

Материал разработан для обучающихся 5 класса  по Адаптированной основной общеобразовательной программе  образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...