Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка
статья по английскому языку на тему

Грушева Наталья Николаевна

Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грушева Наталья Николаевна,

учитель английского языка

МБУ СОШ № 71

г.о. Тольятти

Оптимизация взаимодействия «учитель-ученик-родитель» при изучении английского языка

В свете современных требований учебный процесс должен быть направлен на формирование ключевых предметных компетентностей, личностно-ориентированное обучение, усвоение учебного материала на уровне федерального государственного образовательного стандарта, здоровьесбережение. Поток информации постоянно увеличивается и сегодня невозможно получить образование в школе и даже в высшем учебном заведении один раз и  на всю жизнь. Задача школы научить человека самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо изменить роль ученика в процессе обучения, необходимо взаимодействие с семьёй, необходима разработка и внедрение принципиально новых форм организации педагогического процесса.

 Среди многообразия педагогических технологий особое место занимает технология проектирования учебного процесса, разработанная известным российским учёным-методистом В.М. Монаховым.

Уникальность данной технологии заключается, прежде всего, в открытости и доступности замысла учителя, а также, в использовании дифференцированного обучения и диагностирования ученика, в переосмыслении роли учителя, ученика и родителя в учебном процессе.

Технологическая карта делает эффективной связь «учитель – ученик – родитель». Именно в данной форме организации педагогического процесса реально работает пресловутый треугольник                        , о чём мечтают многие учителя-предметники.

В процессе обучения технологическая карта должна быть у каждого ученика. Это позволяет ученикам и их родителям не теряться во время учебного процесса, точно знать цели работы и задания, ожидающие их на диагностике. Родители могут быть постоянно в курсе того, что конкретно изучается на уроке и как с предметом справляется их ребёнок. Если ученик что-то пропускает, всегда есть возможность изучить данную тему самостоятельно (в карте прописаны все задания проверочных работ и упражнения, обязательные для выполнения).  

Данная форма работы предоставляет родителям прозрачность процедуры оценивания знаний, объёма изучения темы, необходимые требования, возможность проверки знаний с помощью типовых заданий. Всё это исключает наличие проблем, жалоб со стороны родителей по поводу организации учебного процесса.

Ещё одно преимущество технологии проектирования заключается в том, что она способствует общению детей с родителями, сближает их через совместную деятельность. Большинство родителей активно участвуют в работе над  технологическими картами вместе со своими детьми. Приходя в школу, дети высказываются: «Я учил своих родителей!», «Они это вспомнили!», «Мы узнали это вместе. Так было интересно!».

Исходя из собственного опыта работы, я могу дать такой форме работы с родителями как технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова положительную оценку и рекомендовать её к использованию, так как у родителей появилась реальная возможность участвовать в учебном процессе. Весь процесс обучения открыт для учеников и их родителей, что повышает мотивацию, комфортность обучения английскому языку.

Модель учебного процесса представлена технологической картой.

Технологическая карта

Логическая структура

Микроцели

Диагностика

Коррекция

В1

Д1

К1

В2

Д2

К2

Домашнее задание

удовлетворительно

хорошо

отлично

ДЗ1

ДЗ2

Технологическая карта составляется для каждой темы. Она универсальна для любого предмета и состоит из 5 блоков:

Целеполагание;

Диагностика;

Коррекция;

Дозирование домашнего задания;

Логическая структура учебного процесса.

Логическая структура учебного процесса – последовательность уроков по теме, которые представлены линейно с указанием уроков для проведения диагностик.

Целеполагание – это постановка микроцелей. Исходя из главных целей, формулируются микроцели (обычно 2-5 на каждую тему), учитывая следующие требования: однозначность, диагностичность, краткость.

 В рамках каждой микроцели составляется диагностика – набор заданий для проверки достижения поставленной микроцели. Диагностика включает 4 задания: № 1, 2 – требуемый минимум, обязательный для выполнения всеми учениками, так называемый – стандарт – на оценку «3», № 3 – задание более сложного уровня – на оценку «4», № 4 – усложнённое задание – на оценку «5». Каждый учащийся вправе решать, какой объём работы ему выполнить на желаемую оценку.

 Задания диагностик должны раскрывать содержание микроцелей. На уроке они обязательно прорабатываются, и внимание учащихся акцентируется на наличие подобных заданий в диагностике. Имея технологическую карту, учащиеся выполняют предложенные задания, а на самой диагностике, на уроке, они получают индивидуальные карточки с подобными заданиями, где изменены только данные. На выполнение диагностики отводится 5-10 минут.

Блок коррекции – меры по предупреждению и исправлению выявленных ошибок – оказывает помощь, как учителю, так и ученику, указывая, на что нужно обратить внимание.

Дозирование домашнего задания представляет собой количество самостоятельной работы учащихся, необходимой для успешного выполнения диагностики. Объём домашнего задания разделяется на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично», где происходит усложнение материала. Учащиеся выбирают и выполняют упражнения из той части, на какой результат они планируют выполнить диагностику.

По результатам выполнения диагностики проводится анализ, выстраивается «траектория успеха».

5

4

3

2

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

Д7

Д8

Д9

Д10

Д11

Д12

Д13

Д14

Технологическая карта как отражение технологии проектирования

учебного процесса

     Я хочу представить процесс работы над технологической картой № 3 во 2 классе по учебнику  «Enjoy English»  Биболетова М.З. и др. по теме «Let’s read and speak English!».

     Логическая структура данной технологической карты состоит из 22 уроков, которые наглядно (линейно) представлены с указанием уроков для проведения диагностик.

     В данной теме я выделяю 4 главные цели, и, соответственно, 4 микроцели (В1, В2, В3, В4). В рамках каждой микроцели составляется диагностика – набор заданий для проверки достижения поставленной микроцели. Микроцели В1 соответствует диагностика Д1 (В2 → Д2, В3 → Д3, В4 → Д4). Диагностика включает 4 задания. Задания № 1,2 – требуемый минимум, обязательный для выполнения всеми учениками, так называемый – стандарт – на оценку «3». Задание  № 3 более сложного уровня – на оценку «4», задание № 4 – усложнённое – на оценку «5».

     Задания диагностик раскрывают содержание микроцелей. Если, например, микроцель № 1 звучит как «Уметь составлять предложения по модели», то задания диагностики проверяют это умение. В диагностике № 1 задание № 1 проверяет умение учащегося составить простейшее предложение из данных слов. Задание № 2 слегка усложняется (выбрать правильный вариант предложения), но также выполняет требования стандарта.  Задание № 3 проверяет умение составить предложение с опорой на графическую модель. Задание на оценку «5» уже предлагает самостоятельно высказаться на заданную тему без предоставления модели и лексики, предполагая полную свободу выбора.

     Блок коррекции (К1) даёт ученику подсказку, какие правила нужно помнить при выполнении заданий.

     Диагностике В1 соответствует домашнее задание Др1. Объём домашнего задания разделяется на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично», где происходит усложнение материала. Учащиеся выбирают и выполняют упражнения из той части, на  какой результат они планируют выполнять диагностику.

     

Логическая структура

учебного процесса

Технологическая карта № 3

Тема: Let’s read and speak English! 








Д1




Д2





Д3




Д4



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

        Л1        Л2 Л3                     Л4

        

          П1        П2        П3        П4


К1        К2                К3          К4


Р1        Р2 Р3        Р4

В.М. Монахов

Класс: 2

Предмет: Английский язык

Учитель: Пакичева О.А., Грушева Н.Н.

Учебник:. «Enjoy English»  Биболетова М.З. и др

Целеполагание

Диагностика

Коррекция

В1 Уметь составлять предложения по модели.

Д1 1. Составь из слов предложение по модели: skips, Tim.

      2. Выбери правильный вариант:

a) She swim.

            b) She swims.

      3. Составь предложение по модели:






       4. Напиши, что клоун Том делает каждый день.

К1 Помни правила образования 3 лица ед. числа (he, she, it) – см. модель.





В2 Уметь образовывать множественное число существительных.

Д2   1. Выпиши существительные, которые стоят во множественном числе: pigs,       cat, dog, rabbits.

        2. Распредели слова по группам: hens, swims, frogs, sings.


 S

S



        3. Напиши во множественном числе: a big bag – two  …  …

        4. Напиши словами:

К2  Помни правило образования множественного числа существительных.

S

В3 Уметь составлять словосочетания, используя притяжательный падеж.

Д3 1. Подбери правильный перевод к словосочетанию «сумка кролика»

          a) rabbit bag

          b) rabbits bag

          c) rabbit’s bag

          d) rabbits’ bag

      2. Переведи на русский язык: Ann’s cat, Bill’s pig, hen’s hat.

      3. Переделай предложение по образцу:

          Bob has got a green frog. – Bob’s frog is green.

          Pam has got a funny fox.

      4. Переведи на английский язык: Анина собака умеет плавать.

К3 Не забывай, что апостроф и S (’s) добавляются к тому существительному, которому принадлежит какой-либо предмет.






В4 Знать личные местоимения и уметь употреблять их в речи.

Д4 1. Переведи на русский язык местоимение «I».

      2. Переведи на английский язык местоимение «они».

      3. Выбери из списка слов те, которые можно заменить на «it»:

          nice, tennis, box, Tom, ducks, Jane, hat.

      4. Замени выделенные слова местоимениями:

          Jill has got a cat. The cat is grey.

К4 Выучи местоимения.

Дозирование домашнего задания

удовлетворительно

хорошо

отлично

Др1

        WB ex.4 p.33

SB ex.2 p.59, ex.3 p.61, ex.2 p.77

WB ex.3 p.31, ex.4 p.32, ex.3 p.36

SB ex.1p.62, ex.1 p.83

Др2 

        WB ex.4 p.35, ex.5 p.40

SB ex.3 p. 71

WB ex.2 p.35, ex.2 p.38

SB ex.6 p.68, ex.7 p.75

WB ex.1 p. 37

Др3 SB p.69, ex.4 p.82

       

SB ex.3 p.69

WB ex.2 p.36, ex.4 p.47

SB ex.7 p. 76

WB ex.4 p.36

Др4 SB p.85

       

WB ex.4 p.44, ex.4 p.45

SB ex.2 p.85

учитель

родитель

ученик

S


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковое портфолио ученика как основа деятельностного подхода к изучению английского языка

Основные цели и задачи создания языкового портфолио ученика начальной школы...

Памятки для родителей и учеников по изучению английского языка

Памятки для родителей и учеников по изучению английского языка...

Методическая разработка "ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ СУБЪЕКТОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Технология языкового портфеля  является одной из перспективных инновационных технологий обучения иностранным языкам, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позв...

Презентация "ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ СУБЪЕКТОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Презентация методической разработки "ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ СУБЪЕКТОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"...

Как повысить мотивацию учеников к изучению английского языка.1.

Повышение мотивации к изучению английского языка...

ИЗМЕРЕНИЕ ПРОГРЕССА УЧЕНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена тому, как следить за успеваемостью учеников и как показать прогресс в изучении языка....