Проектная методика в преподавании английского языка
статья по английскому языку по теме

Макаровская Людмила Николаевна

Данная технология применяется в преподавании английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_metodika.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в преподавании английского языка.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя – активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам.

Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфичности предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технологий в обучении. Одной из таких технологий является проектная методика.

Считаю целесообразным рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения:

  1. Ориентационные изменения в школьной системе образования.
  2. Дидактическая структура проектного обучения как современной педагогической технологии в системе образования.
  3. Сравнительная характеристика традиционного классно-урочного и проектного обучения. [1, c. 11-15]

Из опыта моей работы могу сказать, что целью образования в наше время становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности.

        Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач:

  1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на спектр знаний, навыков, умений в различных предметных областях.

Для того, чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

  1. сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

шире использовать рефлексивный подход в обучении;

  1. стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по теме;
  2. усилить степень автономии учащихся;
  3. пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.
  1. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного мира.
  2. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к измеряющимся условиям. [3, c.11-15]

Однако, как утверждает один известный писатель «решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему знаний». [9, c. 3-10]

Задача школы заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения. [9, c. 3-10]

Технология обучения – это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Итак, технология обучения предполагает управление процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности. [8, c. 806]

Далее обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus – брошенный вперёд). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта категория не является новой в педагогической теории. В последние время это понятие появилось в контексте новой программы образования, предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения и исполнения, которая определяется как проектирование. [8, c. 806]

Проектирование, как отмечает Н.П. Сибирская представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества  человека и основано на планировании, прогнозировании, принятие решений, разработке, научном исследовании.

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, рассмотрим проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта. [9, c. 3-10]

Таким образом, проектная методика – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, их применение и приобретение новых путём самоорганизации и самообразования учащихся.

Исходя из данного определения, рассмотрим дидактическую структуру современной проектной методики.

Как известно, к области методики, как частной теории обучения, относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определённому предмету учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определённой областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которую должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [7, c. 38-40]

Многие дидакты и педагоги обратились к этой методике, так как при её использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

  1. занятие не ограничиваются приобретением учащимся определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
  2. учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
  3. в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнёром и консультантом;
  4. в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
  5. совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, т. Е. написать статью, сообщение, собрать и обработать статистические данные, оформить альбом, коллаж или стенгазету.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора [5, c.38].

Итак, проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Литература

  1. Байдурова Л. А., Шапошникова Т. В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т. В. Шапошникова // иностранные языки в школе. – 2002. - №2. – С. 11-15.
  2. Белогрудова, В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В.П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. № 8. - С. 6-11.
  3. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы/И. Л. Бим//Иностранные языки в школе. – 2002-№2 – с.11-15.
  4. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2001. – №4 – с. 5-8.
  5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. 2000. – №9 – с. 177-180.
  6. Витлин Ж. Л. Эволюция методов обучению иностранному языку в XX веке / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. – 2001. – №2 – с. 23-29.
  7. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2003. № 5. – С. 38-40.
  8. Есипов Б. П., Равкин З. И. Метод проектов / Б. П. Есипов, З. И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. Т.2. – с. 806.
  9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка/Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000 - №2 – с. 3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика в преподавании английского языка

В данной статье рассматривается проектный метод в преподавании английского языка в рамках учебного курса В.П. Кузовлева и др. Здесь проектный метод - это многоэтапная работа, основанная на обучении тв...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допороговом уровне Way...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

 Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допорогов...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

В  данной работе рассказано о применении проектно методики на уроках иностранного языка в начальной, средней и старшей школе. Приведены критерии оценивания работ....

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

О преимуществах применения проектной методики как педагогической технологии в развитии современной дидактики...


 

Комментарии

Савоська Наталья Васильевна

Спасибо. Людмила Николаевна! Ваш опыт очень полезен не только учителям английского языка!!

Ольховая Татьяна Степановна

Нужная информация. Воспользуюсь обязательно. Спасибо.