Особенности обучения аудированию на среднем уровне изучения английского языка.
статья по английскому языку по теме

Семеина Валентина Григорьевна

Этот аспект в изучении английского языка является одним из самых важных, прежде всего из-за того, что аудирование вызывает определённые трудности у учащихся как при сдаче ГИА, так и ЕГЭ, и поэтому требует кропотливой работы и особого внимания. Кроме того, вызывает трудности в восприятии речи носителя языка на слух, что тоже немаловажно, учитывая высокую общественную потребность в иностранном языке не только в пределах школьной программы, но и по окончании школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obucheniya_audirovaniyu_na_srednem_etape.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения аудированию на среднем этапе

Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного речевого вида деятельности: аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. В учебных ситуациях первый вид рецептивной деятельности ограничен, как правило, общением учащихся с учителем и друг с другом. И только в исключительных случаях данная деятельность имеет естественный характер (учитель-носитель изучаемого языка, либо присутствие в группе учащегося-        носителя языка).

Поскольку аудирование является рецептивной деятельностью, то на вопрос «Одинаково ли мы слушаем?» мы можем дать отрицательный ответ. Слушая по радио сводку погоды, мы как бы выбираем для себя нужную информацию о погоде в том регионе, в котором живем, если нам по телевидению или радио дают важный совет, то стараемся дословно запомнить (или зафиксировать) эту информацию.

В то же время аудирование имеет свои особенности, обусловливающие специфику обучения этому виду речевой деятельности. Учет факторов экстралингвистического характера (темп аудиотекста, наличие опор, облегчающих процесс восприятия и понимания информации), индивидуально-личностного (речевой и языковой опыт учащихся в родном и иностранном языке) и лингвистического (языковая, структурная м содержательная характеристика текстов) позволяет успешно организовать процесс обучения аудированию). Эти факторы существенным образом определяют трудности в овладении умениями слухового восприятия и понимания текстов и последовательность в построении системы обучения слуховому восприятию. Необходимо повышать удельный вес и значимость аудирования в современном учебном процессе. В настоящее время весьма важно привлекать в этих целях современные технические средства обучения: видео- и телевидение.

Цели обучения

В современных программах по ИЯ в качестве основной цели выдвигается развитие у учащихся способности:

- в условиях непосредственного общения в различных ситуациях понимать высказывания собеседника,

- понимать аудиокассеты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание: понимание основного содержания; понимание содержания полностью и выявление наиболее существенных факторов (данные уровни проникновения в текст определяются коммуникативной задачей, типом аудиотекста и условиями его восприятия).

В новых формулировках целей обучения аудированию ярко выражен прагматический аспект, выражающийся в ориентации на слуховую рецепцию в естественных ситуациях общения. В новых программах целевые требования ориентированы на уровень понимания содержания, на тип и качественную характеристику воспринимаемого на слух иноязычного текста.

Например, по окончании начального этапа учащиеся должны уметь понимать (с опорой на наглядность) основное содержание учебных и аутентичных текстов, соответствующих уровню обученности и развития детей, их интересам и потребностям: короткие сказки, небольшие рассказы, описание животных, занимательные истории, детские мультфильмы, а также полностью понимать короткие сообщения учителя и сверстников, построенные на знакомом языковом материале.

В рамках базового курса ставятся более скромные задачи -научить школьников понимать основное содержание кратких и несложных аутентичных текстов (прогноз погоды, объявление, программы радио- и телепередач) и выделять для себя отдельную значимую информацию.

Что касается возможных типов аудиотекстов, то они также могут быть сгруппированы с точки зрения их соответствия возрастному уровню развития ученика и конкретных целей обучения на разных этапах. Так, для учащихся 5-9 классов (средний этап) наиболее подходящими для аудирования будут являться рассказы, личное письмо в телестудию, объявления диктора в аэропорту, на вокзале, прогноз погоды, подростковые передачи и видеофильмы.

Предполагается постепенное, от этапа к этапу, усложнение речевых умений и содержания обучения аудированию.

Кроме того, учащиеся овладевают комплексом учебных и адаптивных умений, которые в совокупности с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста. К общеучебным умениям можно отнести следующие:

- выделение необходимой, значимой информации;

- сравнение, классификация информации в соответствии с определенной учебной задачей;

- предвосхищение информации;

- обобщение или оценка полученной информации;

- письменная фиксация воспринимаемой на слух информации и др.

На среднем этапе обучения аудированию учащиеся должны научиться успешно понимать звучащий текст с опорой на информацию, предваряющую аудиотекст, на жесты, мимику, наглядность, на план, ключевые слова текста, его структуру и сюжетную линию, на свой речевой и жизненный опыт в родном языке, на знание предмета сообщения и др.

Упражнения

Упражнения в развитии аудирования подразделяются на четыре группы:

- подготавливающие к восприятию текстов;

- сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста;

- базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера);

- базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).

Первая группа, так называемые предтекстовые упражнения, играет важную роль. Их цель - мотивировать учащихся; снять трудности лингвистического и психологического плана, связанные с восприятием и пониманием, прежде всего аутентичного текста; мобилизовать имеющийся у учащихся речевой и жизненный опыт в области затрагиваемых в тексте вопросов, и дать определенные ориентиры для лучшего запоминания информации и ориентации в структуре и содержании.

В этих целях школьникам можно:

- сообщить, какой тип текста им предстоит прослушать;

- сообщить значение незнакомых слов, важных для понимания содержания и о значении которых невозможно догадаться по контексту и словообразовательным элементам;

- показать фотографии, рисунки, схемы, в той или иной степени информирующие о содержании текста;

- сообщить основную информацию о тексте (1-2 фразы: «Вы прослушаете текст о...»);

- дать установку на быстрый темп говорения и необходимость не бояться этого, а постараться понять только основную информацию;

- дать сокращенный, упрощенный вариант аудиотекста или его транскрипцию;

- дать список ключевых фраз;

- предложить составить ассоциограмму основных понятий по теме, проблеме, которой посвящен предстоящий текст.

Но на предварительном этапе работы с текстом не следует забывать, что предлагаемые учащимся задания не должны раскрывать содержание аудиотекста полностью.

Упражнения этой группы должны стимулировать интерес и желание слушать текст. Этот интерес формируется также и заданиями к упражнениям второй группы.

Вторая группа упражнений и есть собственно «слушание» текста, но перед восприятием информации учителю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативную задачу: как и с какой целью учащиеся должны слушать текст (например, понять основное содержание и ответить на вопросы или заполнить в процессе прослушивания таблицу.

Желательно предложить учащимся при первом восприятии текста понять основное содержание или выявить необходимую информацию:

- определить тип текста;

- определить основную тему, идею текста и сформулировать ее.

- ответить на вопросы к общему содержанию текста (кто? Где? С кем? О чем? как?)

- соотнести иллюстрации с текстом, установив их последовательность или сделав из числа предложенных соответствующий выбор;

- изменить что-либо в репродукции в соответствии с указанием в тексте;

- выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующий содержанию текста и др.

Большой эффект в этом плане дают письменные задания к аудиотексту, выполняемые в процессе его прослушивания:

- заполнение схем, таблиц;

- выбор из двух вариантов ответа на вопрос один, соответствующий содержанию текста;

- фиксация ключевых слов;

- запись важных аргументов дискуссии.

В этом случае учащийся учится слушать текст избирательно, то есть в процессе слухового восприятия находить в нем основную информацию и фиксировать ее письменно. Зафиксированная информация может служить опорой для устных и письменных высказываний учащихся.

Если текст предназначен для детального понимания или от учащихся требуется запомнить информацию с целью ее дальнейшего использования при продуцировании собственных устных или письменных высказываний, то он может быть предложен для повторного прослушивания.

Ряд выполняемых упражнений в аудировании может предполагать одновременную с прослушиванием опору на печатный вариант текста. Такой прием («слушать читая») позволяет школьнику научиться видеть связи между звуком и образом буквы, облегчает ему понимание содержания и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение текста.

Третья группа упражнений направлена на развитие у учащихся умений в той или иной степени интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в аудиотексте информацию и воспроизводить ее.

К этой группе упражнений относятся:

- пересказ текста по цепочке, отдельным пунктам плана;

- продолжение текста (устно и письменно);

- комментирование того, что было интересно (не интересно);

- оценка события, поступков героев с опорой на ключевые слова или предложения;

- ответы на вопросы с опорой на заполненную во время прослушивания схему, таблицу;

- интерпретация заголовка;

- озаглавливание текста и аргументация заголовка с опорой на его содержание.

И четвертую группу упражнений составляют упражнений в комментировании, обсуждении, интерпретации затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальные стимулы.

Среди этих упражнений особый интерес представляют: интервьюирование, дискуссия, «круглые столы», ролевые игры, драматизация, постановка собственных проблемных вопросов по затронутой в тексте проблеме (для организации дискуссии), высказывание собственного мнения по проблеме; написание сценария по прослушанной сказке (рассказу) и инсценировка в классе и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Kонспект урока по английскому языку в 6 классе для школ с углубленным изучением английского языка. К УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева 6 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.

Тема урока: "Scotland the Beautiful" Задачи урока:1 Развивающие: развитие языковых, познавательных способностей учащихся, развитие готовности к коммуникации на основе предложенного мате...

Рабочая программа по английскому языку для углубленного уровня изучения английского языка в 9 классе в основной школе

Программа направлена на формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В основе программы пол...

Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка

Очевидно, что наибольшую трудность для учащихся представляет начальный этап изучения иностранного языка ведь они, не обладая необходимым языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в...

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...

Проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка

В данной работе рассматривается обучение английскому произношению на начальном этапе обучения, так как здесь приоритетом являются развивающиеся задачи, связанные с формированием положительной мотиваци...

Использование опор при обучении монологической речи на среднем этапе изучения английскому языку

Использование опор при обучении монологической речи на среднем этапе изучения английскому языку...

Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)

В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....