Влияние нестандартных форм урока на мотивацию учащихся
статья по немецкому языку по теме

Дубасова Ирина Яковлевна

выступление на II практической конференции "Иностранный язык в школе: современный урок в соответствии с требованиями ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дубасова Ирина Яковлевна,

учитель немецкого языка

МБОУ «Маргенуская СОШ»

Исилькульскогомуниципального района

Омской области

Влияние нестандартных форм урока на мотивацию учащихся.

Цель каждого учителя - заинтересовать детей своим предметом, вызвать желание овладеть им.Многие учителя пытаются найти ответ на очень важный вопрос: как повысить интерес учащихся к учебным занятиям, как воздействовать на ученика, чтобы он активно работал на уроке.

Я пришла к выводу, что залог успеха обучения иностранному языку состоит в привитии ученикам положительного отношения к учению, в вовлечении школьников в процесс самостоятельного поиска и ориентирования в стремительном потоке информации, в обучении преодолевать трудности, в формировании у учащихся самоконтроля. Очень важно создать у учащихся положительную мотивацию к обучению ИЯ. А для этого я использую нестандартные формы и методы урока. Недостаточно вызвать первоначальный интерес к изучению иностранного языка, нужно его постоянно поддерживать и расширять.

Активизировать познавательную деятельность школьников можно разными средствами. На своём опыте я убедилась, что одним из эффективных средств развития интереса у учащихся к изучению иностранного языка, особенно на начальном этапе является игра. Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребёнка, закреплению раннее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.

Работая с лексическим и грамматическим материалом, использую игровые моменты с мячом (мягкой игрушкой). Мяч можно использовать в любых ситуациях, при изучении различных тем, в разных по возрасту классах. Темп игры быстрый, позволяющий охватить достаточно объёмный материал. Игра с мячом общеизвестна: учитель бросает мяч ученику, сопровождая движение вопросом или заданием, например,

отрабатывая лексику:

  • перевод немецкого слова;
  • перевод русского слова;
  • глагол в начальной форме;
  • существительное в единственном числе;
  • антонимы определённого слова и т.д.

При работе с грамматикой:

  • поставить существительное в нужный падеж с заданным предлогом.
  • назвать подлежащее и сказуемое в предложении;
  • изменить порядок слов в предложении;
  • заменить существительное на местоимение;
  • подтвердить высказывание;
  • опровергнуть  высказывание;
  • подобрать к глагольной форме местоимение и т.д.

Многократное повторение в течение непродолжительного времени позволяет быстро усвоить (повторить, закрепить) материал по теме.

Также использую в своей работе игры на развитие памяти, внимания и мышления. Например:

«Пишущая машинка» .Называю слово, ребята по порядку называют его по буквам, когда слово напечатано  все хлопают в ладоши.

«Продолжи ряд»  Называю слово, ученики вспоминают слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова например: Stadt-Theater-Russisch-Heftusw. На более старшем этапе слова должны складываться в предложение. А таккже игры на печатной основе: домино, лото, мемори, „derschwarzePeter" usw.

 Привлекают ребят на уроке рифмовки и загадки, которые я использую в работе над различными темами.

Нестандартные методы и формы работы с грамматическим материалом также поддерживают интерес к языку и способствуют запоминанию и усвоению языкового материала. Так, например, при тренировке учащихся в спряжении глаголов sein и haben использую считалочки, которые помогают быстро усвоить грамматический материал.

Важно развивать творческие способности учащихся и самым продуктивным способом является использование поэзии,  я  предлагаю ребятам выполнять  задания творческого характера. Самые удачные  поэтические переводы немецких стихотворений печатаются в школьной газете. Некоторые из них напечатаны в сборнике стихотворений  А.А.Вальтер «Маргенау: мгновения лет». 2012 г.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала. В своей практике я применяю урок-соревнование, урок-КВН, урок-игра, урок-путешествие,урок-конкурс, урок творчества и т.д.  

Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.  Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Используя ИКТ на уроках немецкого языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса,  позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Это активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций,различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.

Работая в школе много лет, я заметила, что все ученики, приступая к изучению иностранного языка, не могут пожаловаться на отсутствие интереса к нему. Увлекательность нового предмета, первые успехи не оставляют детей равнодушными. Но со временем у детей пропадает рвение к овладению иностранным языком. Я поставила перед собой задачу- добиться того, чтобы интерес не пропадал и у старшеклассников, тем более что сегодня языки очень необходимы. Показателем повышения мотивации является то, что ученики сами начинают находить интересующую их информацию, самостоятельно стараются в ней разобраться и применить её на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Влияние нестандартных форм урока на мотивацию учащихся

выступление на II практической конференции "Иностранный язык в школе: современный урок в соответствии с требованиями ФГОС"...

Нестандартные формы организации учебной деятельности учащихся

описание некоторых нестандартных форм уроков математики: уроки погружения, лабораторные работы и тд...

Статья «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творче...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...