Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка.
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Пятак Мария Петровна

Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам.Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc922.5 КБ
Microsoft Office document icon jekspertnoe_zakljuchenie_na_pyatakm.p.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МО ГО «ПЕЧОРА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

 Использование

образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка

Пятак Мария Петровна,

учитель английского языка

г. Печора

2010 год

TEENAGE PROBLEMS

Family

problems

School

problems

Personal

problems

Social

problems

- Misunderstanding between parents and the teens. - Indifference of the parents.

- Absence of friends.  

- Bad marks.

- Misunderstanding with teachers.

- Experience with drugs, alcohol, sex.

- Unemployment among the teens. - Violence, alcohol, drugs, ADS.

- Poverty at home.

What to do?

- Love the parents.

- Solving problems together with the parents.

- Enjoy love.

- Do well at school.

- Get education.

- Change yourself to the best – sport, music, books.

- Changing the system of the youth politics.

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы.

Конспект урока.

Match English and Russian words and expressions.

1. to bully

a) чувствовать себя виновным

2. to chatter

b) драться

3. to chat

c) извиняться

4. to fight

d) порицать

5. to blame

e) обращать внимание

6. to apologize

f) держать слово

7. to call names

g) сплетничать

8. to pay attention

h) обзывать

9. to keep one’s word

i) ладить

10. to get on with

j) потеряться

11. to be lost

k) задирать

12. to feel guilty

l) болтать (дружески)

Make the sentences complete using one of these words and expressions above. Don’t forget to use the proper tense of the verbs.

1. Tom (1) _______________ at Disney World. He couldn’t find his friends. He was very excited. But Nick and Paul found him.

2. If you (2) ______________, it’s never too late (3) ______________.

3. Nobody (4) _______________ to Ginger at the carnival.     Marcy (5) _______________ herself that Ginger ran away.

4. If my mark is better than Joel’s mark, she always (6) ____________ against me.

5. Kate’s best point is that she never (7) _______________ about her classmates.

6. Mandy doesn’t (8) _______________ her classmates. She (9) _______________ them sometimes.

7. Kelly’s star sign is Gemini. She likes (10) _______________ with her friends.

8. Clint (11) _______________ if he promises something.

9. Ted had black eye. He (12) _______________ over a bully.

Введение

1. Актуальность и инновационная значимость проекта.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. В пояснительной записке «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» говорится:

«Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей, а также создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний».   

В последнее время всё чаще появляются публикации, подтверждающие это. Вопросы интеграции и использования информационных технологий на уроках иностранного языка были освещены в книгах: «Интернет в гуманитарном образовании», «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Е.С. Полат, в статьях журнала «Иностранные языки в школе», «Английский язык в школе».

Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.

Термин «информационно-коммуникационные технологии» является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ. Ученые стали отмечать необходимость выявления условий, связанных с формированием положительного отношения к учебной деятельности, с развитием мотивации, которые обеспечивают саморазвитие, самовоспитание личности школьника. В вышеперечисленных исследованиях разработан целый комплекс методов по проблеме мотивации, предложены различные классификации мотивов учебной деятельности, особенности развития мотивации в различных возрастных периодах, особенности организации образовательного процесса для создания оптимальных условий для проявления учебных мотивов.

В то же время ими рассматривается развитие различных форм

мотивации школьников. Использованию ИКТ в образовательном процессе школы посвящены исследования многих педагогов-новаторов, которые рассматривают особенности использования средств ИКТ в учебной деятельности, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов.

Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Мне кажется, что интерес к предмету «Английский язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники.

Высокоэффективным творческим реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применением компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную и познавательную деятельность. Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта, позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.

Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных этапах обучения, с детьми разных возрастов. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что  такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.

Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняются подходы к организации трудовой дея-

Complete the table.

Verb

Noun

Adjective

1

2 careless

support

cheer

1

2

forgiveness

reliable

understanding

1

2

consider

1

2 disgusted

communicate

1

2

Complete these sentences using one of the words from the table above. Don’t forget to use the correct form of the verbs.

1. He is totally self-centered – he never _______________ about others.

2. His business methods _______________ me.

3. There are some things true friends should agree upon, such as their outlook

    on life and their _______________ of duty and honour.

4. He isn’t a _______________ person. He can let you down.

5. People have to _______________ with each other.

6. If he is a true friends, he will understand and _______________ you.

7. Jane always _______________ me in trouble.

8. As a rule, people need friends and expect help and _______________

    from each other.

9. My friends are always there when I’m in times of need: they are                 _______________ and supportive.

тельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личности – ориентированный подход. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Именно это и способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Мне кажется, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.      

При этом учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

  концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

  системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

  эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;

  гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;

  динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;

  воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.

В наши дни в системе образования имеется огромное количество обучающих компьютерных программ, которые, конечно, являются хорошим подспорьем в процессе обучения. Но внедрение компьютерных образовательных программ в массовую школу показывает, что роль учителя по-прежнему остается важной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно Учитель может обеспечить цельность, системность и эффективность в обучении.

В условиях информатизации образования учитель выступает ре-

жиссером, который направляет информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Педагог должен прагматично подходить к использованию информационно-компьютерных технологий,  при этом компьютер для него – более современный (по сравнению с другими средствами) инструмент. Применение компьютерных образовательных программ в процессе обучения английскому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как Учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. На мой взгляд, лучше продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более. Педагог может произвести своеобразный монтаж, используя не только одну, но и несколько компьютерных образовательных программ, причем рассчитать с точностью до секунды, при этом учитывая особенности конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Современная мультимедийная продукция позволяет вывести определенный отрывок или какое-то задание на большой экран, использовать необходимый видео сюжет или аудио на уроке английского языка, при наличии проектора.

Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.

В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача – сделать его более доступным  и интересным для каждого ученика.

Современные условия образования требуют нового уровня качества образовательного пространства. Ценностные аспекты образовательного процесса включают  себя:

качество целей – ориентация на конечный результат обучения,

качество условий – создание образовательного пространства на основе развивающей среды,

качество процесса – партнерство в познании и сотрудничестве,  

качество результата.

В свете изложенных ценностных аспектов перед учителем стоит целый комплекс проблем, от решения которых  зависит качество обра-

зовательного процесса. Я, как учитель английского языка, столкнулась в своей работе с рядом противоречий и проблем, возникающих в  процессе учебной деятельности. Приведу некоторые из них.

Во-первых, противоречие между обилием информации и ее правильным использованием. Сеть Интернет содержит большое количество научной, исторической информации необходимой  для учебы. Как научить школьника адекватно воспринимать информацию? Как помочь ему из множества обучающих программ (в частности, по английскому языку), предлагаемых сетью Интернет, выбрать наиболее эффективную и полезную? Эти и многие другие вопросы стоят передо мной буквально с первых минут работы с учениками, начинающими изучать английский язык.

Во-вторых, профильное обучение и единый государственный экзамен. С одной стороны, уменьшено количество часов на изучение английского языка в классах физико-математического профиля, а с другой – уровень сложности заданий ЕГЭ по английскому языку очень высок. Как за 3 урока в неделю научить школьника на уроках английского языка не только «потреблять» строго дозированный объем знаний, но и овладеть приемами и методами учебной деятельности?

В-третьих, в самом начале изучения английского языка интерес к предмету у учеников очень высок, однако обилие информации, необходимость выработки умений за короткий срок приводит к потере интереса. Как поддерживать интерес к изучению предмета, способствовать развитию внутренней мотивации?

В-четвертых, как уже было отмечено выше, повышение роли и значения английского языка как средства международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача – сделать его более доступным  и интересным для каждого ученика.

Эти и многие другие противоречия заставили меня искать эффективные приемы и методы работы.

Учитывая специфику предмета, широкие возможности для проведения экспериментальных работ, я пришла к выводу о том, что наиболее приемлемы для меня, как педагога, внедрение в свою работу образовательных возможностей инновационно-комуникативных технологий (ИКТ). Использование ИКТ  успешно интегрируется в структуру образовательной деятельности, стимулирует интерес учеников к знанию, учит проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, учит практическому применению знаний.

 В настоящей работе рассмотрены основные образовательные возможности ИКТ, классификация методов, приемы работы, а так же приведены конкретные результаты деятельности в этой области, осуществленной мною в рамках учебной и воспитательной системы МОУ «Гимназия №1».

Как я заметила, дети приступают к изучению нового предмета с желанием и радостью, так как, иностранный язык загадочен и влечёт всех. Обучение устной речи вызывает у них заметную активность, так как она скорее, чем другие занятия языком, в самом начале позволяет им почувствовать свои успехи. И как часто потом бывает, видишь, что один ученик учится  с радостью, с интересом, с желанием, а другому всё безразлично и он уходит с урока с «потухшими» глазами. И конечно, если в классе есть  такие дети, со слабой мотивацией, то ни о каком качестве обучения  не может идти речь. Изучение иностранного языка- это труд, каждодневный, упорный и систематический. И я, как учитель, должна организовать учебный процесс так, чтобы он вызывал у ученика интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

А это возможно только тогда, когда я смогу увлечь своего ученика, заинтересовать, убедить. По этой причине все большее значение приобретает использование современных технологий в процессе образования, в т.ч. в изучении иностранных языков. И в первую очередь - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами. Именно использование современных технологий позволяет сделать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам.

2. Цели и задачи инновационного опыта.

Исходя из вышесказанного, целью данного проекта является формирование учебной мотивации и познавательной активности школьников средствами ИКТ, что, несомненно, является залогом успешности обучения.

Для реализации данной цели я должна решить следующие задачи:

1). Раскрыть понятие о роли английского языка для современного общества.

2). Формировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет.

Read the Lincoln’s letter and fill in the missing adjectives

Abraham Lincoln’s letter to his son’s teacher

     He will have to learn, I know, that all men are not (1) _____, all men are not (2) _____. But teach him also that for every scoundrel there is a hero; that for every (3) _____ politician, there is a (4) _____ leader… Teach him for every enemy there is a friend.

     Steer him away from envy if you can, teach him the secret of (5) _____ laughter.

     Let him learn early that the bullies are the (6) _____ to lick…

     Teach him, if you can, the wonder of books… But also give him (7) _____ time to ponder the eternal mystery of birds in the sky, bees in the sun, and the flowers on a green hillside.

     In the school teach him it is far more (8) _____ to fail than to cheat… Teach him no have faith in his (9) _____ ideas, even if every one tells him they are (10) _____. Teach him to be (11) _____ with (12) _____ people, and (13) _____ with the (14) _____. Try to give my son the strength not to follow the crowd when everyone is getting on bandwagon.

     Teach him if you can how to laugh when he is (16) _____. Teach him there is no shame in tears.

     Let him have the courage to be (20) _____, let him have the patience to be (21) ____.

quiet

selfish

sad

honourable

dedicated

just

impatient

own

gentle

wrong

quiet

brave

good

tough

true

easiest

gentle

tough

3). Развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений.

4). Формировать умения использовать различные источники информации.

5). Способствовать формированию навыков самоконтроля.

3. Основная идея педагогической деятельности.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование информационно- коммуникационных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании английского языка, предлагает мне выгодные варианты представления творческих идей, а в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала.

В течение последних лет я овладела компьютерной грамотностью и широко использую ИКТ в процессе обучения английскому языку не только для разработки и оформления дидактического материала (карточек, коммуникативных заданий), но и для обеспечения наглядности учебно-воспитательного процесса, а также для самостоятельной работы учащихся над проектами, и т.д.

Свою деятельность обучения английскому языку с применением  ИКТ я начала с разработки урока по теме «Мир вокруг нас» («The World around us»), сопровожденный яркой презентацией. С появлением открытого доступа к сети Интернет я получила огромную возможность создания подобных уроков. С удовольствием подбираю фотографии и картинки, пользуясь основными поиковыми системами Интернета. Так появились презентации к открытому уроку по теме «Легко ли быть молодым» («Is it easy to be young»).          

В последующем подобные компьютерные презентации (программы: «Power Point», «Adove Captivate») и электронные учебные пособия нашли широкое применение на моих уроках. Они стали моими  незаменимыми помощниками при предъявлении страноведческого и грамматического материала. С их помощью я могу наглядно, увлекательно и доступно представить страну изучаемого языка или же познакомить с грамматической структурой  и т.д.  Кроме того, компьютерные презентации позволяют мне сосредоточить  внимание ребят на важных моментах излагаемой информации с помощью наглядных эффектных образцов в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций, что способствует повышению эффективности восприятия и запо-

минания учебного материала.

Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих уроков оказывают мне цифровые образовательные ресурсы. Кроме того, они являются самым современным на сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися разных возрастов и уровней знаний. Я использую на своих уроках ЦОР («Профессор Хиггинс. Английский без акцента»; БЭНП «Английский язык»- основная школа ) при:

изучении лексики;

отработке произношения;

обучении диалогической и монологической речи;

обучении письму;

отработке грамматических  структур.

Например, при проведении фонетических зарядок мне помогает учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти остаются правильные образцы.

Неотъемлемой частью на моих уроках стало использование дидактических материалов, созданных с помощью средств ИКТ. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. При составлении тестов и контрольных работ использование средств ИКТ помогает многократно разнообразить виды заданий и вариантов. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с текстом, сопровожденным иллюстрациями, диаграммами и таблицами. Базой для обогащения этой копилки служат интересные и полезные источники Интернета.

Компьютер помогает мне также осуществить и всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, позволяющим оперативно установить обратную связь между учеником и преподавателем. Это значительно экономит время и осуществляется одновременная проверка знаний всех учеников, достигается большая объективность оценки. Освобожденное время уходит для  творческой работы с учениками.

Приложение 3.

Раздаточный материал.

ДИАЛОГ

5. Parents should not try to impose their ideas on teenagers.

6. Teenagers should be allowed to make rules for their own behavior.

7. Both parents and young people should try to understand each other’s points of view.

8. Both parents and teenagers should talk about their problems.

VI. A lot of magazines and newspapers write about teenagers’ life.

1. What teens’ problems are discussed in the article “Misery of the Arcade Addict”?

2. Try to understand the meaning of the underlined words.

3. What makes our children do this? Give your opinion about the problem.

4. What do young people do against the law?  Use the UN Convention  to support your opinion.

5. Compare your problems as young people in Russia and problems of young generation in the USA.

VII. Working on the computer.

Упражнения по ЕГЭ на аудитивной основе: краткие записи услышанной информации, заполнение таблицы (таблица прилагается).

VIII. Summing up.

Can somebody sum up what has been said?…

IX. Home work:

Написать эссе на тему: «Один мир, одни проблемы» (сравнить проблемы, с которыми сталкиваются подростки в нашей стране и в других англоговорящих странах).

Приложения к уроку:

  1. Видеофильм “Face the Music”.
  2. Презентация “Легко ли быть молодым”.
  3. Раздаточный материал.

Контрольно-измерительные материалы, приготовленные мной в программах «Конструктор тестов» и  «Hotpotatoes»,  имеют большое значение в процессе обучения, так как их разнообразие делает этот процесс более увлекательным. Тестовые задания можно проиллюстрировать, использовать звуковое сопровождение (приятную мелодию), изменить дизайн фона на более весёлый. Также можно приготовить контрольную работу в виде презентации, использовав для этого программу «Adobe Captivate», где после выполнения каждого задания мои ребята могут увидеть свою оценку в баллах. Такая система готовит морально к ЕГЭ.

Современные УМК по английскому языку предусматривают проектную работу в каждом разделе. Поэтому вовлекаю своих детей, начиная с 3 класса, чтобы обучить новой форме работы – созданию проектов. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся: и затрагивают историю, жизнь и отношения людей, а также многие другие стороны жизни и существования человечества и планеты в целом.

На мой взгляд, проектная деятельность способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. При работе над своими проектами  ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», журналы и газеты, и решают сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся применять полученные знания на практике; получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе. Защита проекта происходит в разных формах: в форме компьютерной презентации, в представлении буклета, публикации и т.п.

Ребятам очень нравится этот вид деятельности, и они заранее готовятся к созданию нового проекта, распределяют «роли», подыскивают нужную информацию. Вовлечённые в работу, они творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, выражают идеи своим доступным способом. И того не замечая, учатся думать, анализировать, сравнивать.

4. Новизна методической разработки инновационного опыта.

Новизна моей работы заключается в том, что я активно использую ИКТ в своей профессиональной деятельности и, опираясь на них, вношу новые элементы в процесс обучения своих учеников английскому языку.

Что дает внедрение ИКТ в процесс обучения английскому языку?

Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Разнообразие мультимедийных ресурсов (текст, звук, видео), применяемых мною на своих уроках, позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер по настоящему помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность ребятам учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче.

Следующий немаловажный фактор – это успешное использование дифференцированной формы работы. Использование компьютера позволяет мне организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы учащихся.

Отмечая все положительные стороны использования средств ИКТ на уроках, не надо забывать, что никакие самые новейшие электронные учебники не смогут заменить на уроке учителя. Побудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке живое слово учителя. И лишь учитель остаётся главной и ведущей фигурой на уроке, а применение современных компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса.

Информационная технология обладает рядом возможностей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, а именно: компьютер как средство для хранения информации, имитации и моделирования изучаемых процессов, индивидуализации и дифференциации обучения, средство оценки, учета и регистрации знаний.

Основная часть

Продуктивная самореализация личности в XXI веке идет через принципиально новые формы и методы получения образования: сетевые системы образования и организации школьной жизни, опору на индивидуальные траектории и интегрированные методы обучения.

Фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром», в современных условиях приобретает особую актуальность. Освоение информационной компетенции повышает социальную мобильность человека. Это в равной мере относится и к ученикам, и к педагогам. Не секрет, что многие педагоги склонны недооценивать роль ИКТ в современном мире и в образовании в частности. Работа над проектом призвана показать педагогам способы использования ИКТ в образователь-

б). Do you think most teenagers pave the same problems?

в). The poem was written in 1990s. Have things changed for teenagers since then?

г). What problems are we going to discuss?

д). What’s the topic of our lesson?

Вывожу на экран тему урока (Приложение 2).

II. Form 2 groups.

1. Group A make a list of typical complaints that parents make about teenagers.

    Group B make a list of typical complaints that teenagers make about parents.

2. Then find a partner from the other group and compare your points.

III. Watching the film “Face the Music”.

Watch the first part of the film about teenagers. Number the words from your cards in order that you hear them (Приложение 1).

a). Are any of the complaints you watch in the film mentioned?

b). What other points are mentioned?

Work in groups.

Discuss which is more difficult, being a parent of a teenager or being a teenager.

IV. Make up dialogues:

Whom do you come for help and support during tough times?

1. What do you think the real causes of conflict between parents and teens are?

2. Make a list of possible explanations with your partner.

V. Here are the following possible solutions to the problem of conflict between teenagers and their parents. Which of  the solutions do you agree with?

1. Young people should obey their parents or leave home

2. Parents should be more strict with teenagers and should insist that they obey their rules.

3. Parents should try to involve teenagers more in decision making.

4. Young people should leave home as soon as they can.

3. Аудирование.

    Watching the film “Face the Music” about teenagers.

4. Составление диалога:

   “Whom do you come for help and support during tough times?”

5. Some possible solutions to the problem of conflict between teenagers and their parents.

6. Magazines and newspapers about teenagers’ life.

7. Working on the computer.

8. Summing up.

9. Домашнее задание.

Описание конспекта урока с четкими указаниями по использованию ИКТ технологий

I. Организационный момент.

Тема в стихах позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику. Например, сочиненное учителем стихотворение, предложенное для перевода старшеклассникам, предваряло тему «Проблемы молодежи» и аккумулировало всю активную лексику по теме.

Вывожу на экран стихотворение (Приложение 2):

YOUTH TROUBLES POEM
I have a bunch of bad problem
And don’t know how to deal with them
The alcoholic drinking
And all of those bad thinking
My home is like a prison
It doesn’t depend on season.
My friends suggest I’d see good side
And every step should self-decide
If I could smoke or take a drug
But inside there’s a doubt-bug
And nobody to share
And no one who can care.

1. Read the poem written by a teenager and answer the fallowing questions:

a). What troubles are being expressed?

ном процессе с целью его оптимизации.

В основе коммуникативной компетенции лежит умение анализировать (критически воспринимать) чужой текст и создавать собственный в соответствии с требованиями ситуации, социальной ролью. Однако большинство ситуаций, традиционно предлагаемых учащимся для анализа и создания текстов, носят искусственный характер. В развивающем обучении существует мнение, что действительное присвоение того или иного способа действия может быть проверено только в ситуации, не имеющей прямого отношения к этому способу. Таким образом, освоение учащимися умений, связанных с анализом и построением авторского текста, может отрабатываться и диагностироваться с использованием интерактивных технологий. Ещё одним несомненным плюсом в выборе интерактивных технологий для решения этой непростой задачи является неослабевающий интерес школьников к ИКТ, фото и видеотворчеству. В качестве этих текстов заинтересованы, прежде всего, сами учащиеся.

На этапе внедрения любого технического новшества в образовательный процесс первый этап – это этап, когда применение, использование этого новшества является самоцелью, это несомненно прогресс, позволяющий совместную деятельность педагога и учащихся с использованием ИКТ на качественно новом уровне.

Однако актуальность данного исследования определяется рядом противоречий:

– между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках английского языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи;

– между растущими требованиями к мотивационной составляющей и низким уровнем ее реализации;

– между увеличением числа компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования.

 Вышеперечисленные противоречия обусловили выбор моей темы исследования: «Использование ИКТ на уроках английского языка». Над этой темой я работаю на протяжении последних двух лет.

Проблема заключается в следующем: каковы педагогические условия использования образовательных программных средств ИКТ по английскому языку и технические требования к их разработке, которые

будут способствовать развитию мотивации учебной деятельности учащихся на различных ступенях обучения английскому языку?

Цель исследования состоит в выявлении совокупности педагогических условий использования ИКТ на уроках английского языка и принципов создания образовательных программных средств ИКТ в образовательном процессе в рамках этого предмета.

Объект исследования – образовательный процесс на уроках английского языка.

Предмет исследования – принципы создания и педагогические условия использования программных средств ИКТ на уроках английского языка, способствующие развитию мотивации учебной деятельности учащихся в рамках данного предмета и его тесной связи с различными предметами.

Гипотеза исследования: использование ИКТ в образовательном процессе в рамках английского языка будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности при соблюдении ряда педагогических условий: учет компьютерной компетентности учащихся, адаптация программных средств ИКТ к целям образовательного процесса, создание позитивного эмоционального фона, организация оперативного контроля знаний и умений школьников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 

1. Выявить особенности мотивации учебной деятельности.

2. Уточнить классификацию образовательных программных средств ИКТ.

3. Теоретически обосновать совокупность педагогических условий использования и принципов создания образовательных программных средств ИКТ.

4. Разработать теоретическую модель развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка с использованием образовательных программных средств ИКТ.

5. Провести экспериментальную проверку разработанной теоретической модели применения программных средств ИКТ.

6. Разработать методические рекомендации по практической реализации принципов создания программных средств ИКТ по английскому языку и педагогических условий их применения.

Методы научного исследования: 

– теоретический анализ источников; изучение педагогического

Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №1»

г. Печора

Учитель английского языка:

Пятак Мария Петровна

Урок - презентация по теме:

“Is it easy to be young”.

УМК Кузовлев В.П. «Английский язык – 10»

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с социальными проблемами в подростковой среде в странах изучаемого языка и в России.

2. Формирование правовой культуры личности, развитие умения анализировать окружающую действительность.

3. Развитие способности к переключению внимания в упражнениях комплексного характера к логическому изложению.

4. Продолжить формирование отношения к компьютеру как к средству обучения.

5. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.

 

Ожидаемые результаты:

1.Составление содержательной  опоры для построения высказывания.

2. Приобретения навыков комбинирования, трансформации и репродукции при построении собственных высказываний.

3. Приобретение умения интерпретировать и критически осмысливать полученную информацию.

4. Умение выполнять ЕГЭ задания  с использованием ИКТ

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Работа в группах:

    Дискуссия по теме: “Which is more difficult, being a parent of a teenager or being a teenager?”

этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.

Основываясь на своем опыте работы, хочу сказать, что использование ИКТ в обучении учащихся английскому языку приемлемо для каждого учителя иностранного языка на всех ступенях обучения.

Список литературы

1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ №3  2001 г.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ  № 2  2000 г.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – M.: Просвещение, 1991.

4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ  №1 2000г.

5. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, ИЯШ. №6 1991.

6. Богданова Д.А. Телекоммуникации в школе. Информатика и образование №2. 1997.

7. Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. M.: Просвещение, 1988.

8. Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник – основа новой информационно-педагогической технологии. Педагогика №6. 1995.

опыта своего, коллег и педагогов-новаторов;

– теоретический анализ наиболее известных программных продуктов различной предметной направленности; метод теоретического моделирования;

– эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Метод научного исследования для меня очень интересен особенно с точки зрения обмена педагогическим опытом с коллегами.

Базой исследования является МОУ «Гимназия №1».

Конкретные ожидаемые результаты

Использование информационных технологий в обучении английскому языку может осуществляться в нескольких направлениях.

1. Информационная поддержка предмета.

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы («Профессор Хиггинс», «Oxford platinum», «English platinum», «Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия») и словари (http://spravki.net/), огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках, электронные версии зарубежных газет и журналов (http://www.onlinenewspapers.com/), публикации (http://www.washtimes.com/) и т.п.

2. Разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Например, фрагменты видеоряда к уроку сопровождения по теме «Лондон», «Уильям Шекспир», где все этапы урока сопровождаются слайдами на экране.

3. Использование ИКТ на отдельных этапах урока. Например, введение новой темы с помощью компьютерной презентации («Лондон», «Великобритания», «Вашингтон», «Соединенные Штаты Америки», «Австралия», «Уильям Шекспир», др.), флеш-игры и тесты по лексике, грамматике на этапе повторения или закрепления темы.

4. Тестирование, как метод итоговой или промежуточной проверки. В зависимости от возможностей школьникам предлагается пройти тестирование на распечатанных бланках, на персональных компьютерах или в сети Интернет. Например, проведение теста с использо-

ванием слайдов (MS Power Point) и тестовых материалов (в компьютерном варианте MS Excel/ распечатка). Возможна обработка материала с помощью специальных программ для составления тестов Test Designer.

5. Выполнение учащимися самостоятельных творческих или проектных работ с использованием компьютерных программ и ресурсов Интернет.

Все это должно обеспечить:

1. Дальнейшее развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: речевой, лингвистической, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

2. Формирование достаточно твердых навыков владения английским языком.

3. Достижение образовательной, развивающей и практической целей обучения при ведущей роли последней.

Заключение

Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка (да и любого другого предмета) возможно при изучении практически любой темы и на любом этапе урока. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал воспринимается легче и быстрее школьниками, так как задействована большая часть рецепторов.

Каждый человек анализирует свою деятельность, а учитель тем более. Отработав в школе 27 лет, из них 3 года в МОУ «Гимназия №1», я считаю, что ИКТ, используемые мною на уроках английского языка, приносят хорошие результаты.

В течение последних двух лет интерес к изучению английского языка заметно повысился, что положительно сказывается на качестве знаний самих учащихся.

Качество знаний по четвертям (в %):

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

I четверть

50

68

77

II четверть

58

72

III четверть

60

72

IV четверть

78

80

                                                                                             

Качество знаний по классам:

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

6А – 75%

7А – 77%

6Б – 25%

7Б – 28%

2А – 70%

3А – 71%

2Б – 70%

3Б – 73%

2В – 83%

3В – 93%

Мои выпускники уверенно участвуют в сдаче государственной (итоговой) аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ, подтверждают годовые результаты и повышают их.

Результаты ЕГЭ (при пороге 20 баллов):

44 балла, 48 балла, 63 балла, 64 балла, 75 балла, 87 балла.

Результаты административных контрольных работ:

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

I  полугодие

II полугодие

I  полугодие

II полугодие

%

успеваемости

%

качества

%

успеваемости

%

качества

%

успеваемости

%

качества

%

успеваемости

%

качества

98

68

100

70

89

72

98

74

Увеличилось количество учащихся, желающих сдавать ЕГЭ по английскому языку с 2-3 человек до 12-15.

Большинство моих учеников показывают уверенные знания на этапах всероссийской олимпиады по английскому языку и занимают призовые места.

Таким образом, использование ИКТ  на уроках английского языка – это большой труд, но он себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с моих уроков с чувством разочарования. Радость познания вот что дает использование ИКТ на уроках.

Подводя итоги данной работы, хочу подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Использование ИКТ делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует развитию личностных качеств обучаемых. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный



Предварительный просмотр:

Экспертное заключение

на материалы, представляемые

учителем английского языка

Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1»

г. Печоры Республики Коми

Пятак Марии Петровны  по теме:

«Использование  образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка»

Актуальность.

Внедрение компьютерных технологий в практику работы школы, повышение всеобщей компьютерной грамотности, определенное Стратегией модернизации образования, способствует внедрению современных технологий в преподавание английского языка. Цель  данной разработки – определение методических подходов к рациональному использованию ИКТ, современных технологий, вспомогательных материалов для достижения качественного усвоения  базисного компонента содержания  по английскому языку, формирование  у  учащихся устойчивого интереса к предмету.

Использование ИКТ успешно интегрируется в структуру образовательной деятельности, стимулирует интерес учеников к знанию, учит проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, учит практическому применению знаний.

Степень новизны.

В своей работе учитель активно использует  цифровые образовательные ресурсы «Профессор Хиггинс. Английский без акцента»; БЭНП «Английский язык».

Использование информационных технологий, в сочетании с методом проекта, позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, поэтому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.

Метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных этапах обучения, с детьми разных возрастов. Такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.

Научная обоснованность:  

В основу данной разработки положен многолетний опыт работы учителя, а также педагогические новинки, появляющиеся в Интернет, профессиональных журналах «Интернет в гуманитарном образовании», «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Е.С. Полат,  статьи журналов: «Иностранные языки в школе», «Английский язык в школе».

Технологичность методической разработки.

Опыт Пятак М.П. нашел продолжателей среди учителей   города и гимназии. Данный опыт хорошо работает на третьей ступени  обучения школьников английскому языку, может быть применен  при работе с разными возрастными группами.

Результативность опыта.                

Заявленная методическая разработка в представленном виде прошла апробацию на уровне  МОУ «Гимназия № 1», получила высокую оценку на муниципальном конкурсе «Учитель года».

Использование данной методики позволило:

  • повысить качество знаний по предмету;
  • увеличить количество сдать ЕГЭ по английскому языку ;
  • снизить количество учащихся, не справляющихся с контрольными заданиями;
  • повысить заинтересованность в изучении предмета.

Решение: Допустить методическую разработку для участия в профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании»

Руководитель городского методического                                    С.А.Лыткина

объединения учителей иностранного

языка

Начальник управления образования

МР «Печора»                                                                                  Т.Д.Юрченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках английского языка – веление времени. «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личнос...

Презентация к мастер-классу: "Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка"

Презентация к конспекту мастер-класса: "Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка"...

Развитие УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.

Обучение английскому языку является одним из важных направлений школьного образования. Сегодня с активным внедрением ФГОС требуются люди, владеющие языком на практическом уровне, основы чего, несомнен...

Универсальные возможности мобильного электронного образования для развития самостоятельной подготовки кадет к ЕГЭ , проектам , углубленных знаний на уроках и вне уроков английского языка.

Эта статья об универсальности ресурса " Мобильное электронное образование" , работы на нём во время урока и особенно при дистанционной работе . Хороший помощник  при подготовке к ЕГЭ, у...

Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

Инклюзивное образование в изучении иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру школьника, развивает его логическое мышление, а также оказывает большое влияние на память, расширяет кругоз...

Статья "Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка".

В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка. Привожу примеры из личного опыта работы с "особенными" детьми....

Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...