"Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка."
проект по английскому языку по теме

Ненашева Олеся Мухаметшакировна

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым со­циальным запросам, отражающим переход России от индуст­риального к постиндустриальному информационному общест­ву, основанному на знаниях и высоком инновационном по­тенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечива­ющее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых об­разовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной зада­чей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисцип­лин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигает­ся путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_po_fgosam.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

 «Проектирование образовательного процесса по английскому языку в контексте ФГОС»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

                Слушателя курсов Вагазовой Олеси Мухаметшакировны , учителя  английского языка МБОУ СОШ№123                                              

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________3

  1. Основная часть_________________________________________________5
  1. Базовые УУД________________________________________________5
  2. Новые подходы формирования УУД___________________________11
  3. Типы проектов______________________________________________12
  4. Этапы выполнения проекта___________________________________14

2.Практическая часть______________________________________________15

     2.1. Творческий проект «Школьное дефиле»________________________15

Заключение______________________________________________________18

Список использованных источников_________________________________19

 Введение

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Караба-новой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
  • задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.
  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. B связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
  • возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.

Целью моей работы является показать преимущества методики проектной деятельности в формировании УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Для достижения данной цели  были поставлены следующие задачи:

  • познакомиться с теоретическими основами новых образовательных стандартов
  • определить этапы работы над проектом
  • классифицировать проекты, используемые на уроках английского языка в начальной школе
  • определить УУД при работе над проектами

Актуальность данного проекта заключается в недостаточности практического материала по введению ФГОСов в преподавании английского языка.

1. Основная часть.

1.1 Базовые универсальные учебные действия

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия сформировывают:

•  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

•  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

•  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

•  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

•  основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

•  ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

•  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню;

•  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

•  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

•  установка на здоровый образ жизни;

•  основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

•  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•  принимать и сохранять учебную задачу;

•  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в ] новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•  планировать свои действия в соответствии с поставлен-пой задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

•  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

•  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•  различать способ и результат действия;

•  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•  использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

•  строить сообщения в устной и письменной форме;

•  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

•  основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

•  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•  осуществлять синтез как составление целого из частей;

•  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

•  обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

•  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

•  устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•  формулировать собственное мнение и позицию;

•  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

•  задавать вопросы;

•  контролировать действия партнёра;

•  использовать речь для регуляции своего действия;

•  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

1.2. Новые подходы формирования универсальных учебных действий

Итак, в новых ФГОС делается акцент на формирование у учащихся личностных качеств (развитие ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок) созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание и развитие, и предлагаются конкретные инструменты, обеспечивающие это:

  • Изменение метода обучения (переход с объяснительного на  деятельностный)
  • Изменение оценки результатов обучения (оцениваться будут не только знания, умения, навыки, но и метапредметные и личностные результаты)

Поэтому каждый из нас должен осмыслить вопрос «как учить» и «с помощью чего учить» и ответить на него по новому.

По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к  межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию школьников в выборе содержания и методов обучения.

В данном контексте особую значимость приобретает метод проектов, который способствует решению данной проблемы. Ведь именно этот метод предоставляет учащимся возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Именно этот метод как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта и консультанта.

1.3. Типы проектов

Существует большое разнообразие проектов.

В соответствии с доминирующим методом, который лежит в основе выполнения проекта, различают:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • информационные;
  • практико-ориентированные проекты.

Исследовательские проекты.

Это чётко продуманная структура, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Творческие проекты.

Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата, пример – стенная газета, сценарий праздника, видеофильм,…

Информационные проекты.

Направлены на сбор информации о каком–либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение факторов.

Практико-ориентированные проекты.

Отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

1.4. Этапы выполнения проектов

Разработка проекта предполагает несколько этапов проектной деятельности:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

  • представляют проект на конференции
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую защиту
  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • Повышение мотивации учащегося при изучении английского языка;
  • Наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
  • Простор для творческой и созидательной деятельности.

Детям дается возможность самостоятельно выбирать вид проекта при этом важно не просто дать учащимся тему и предоставить полную свободу выбора решений и путей достижения целей, но и осуществлять необходимое руководство. Самое сложное в данном случае – достичь «золотой середины» - избежать как авторитаризма, так и бесконтрольной свободы. При этом важно учитывать возрастные и психологические особенности учеников, языковую и общепредметную подготовленность.  Кроме того, в обучении английскому языку метод проектов можно использовать, развивая и углубляя содержание учебной программы, формируя межпредметные и надпредметные  умения и навыки учащихся.

2.Практическая часть

2.1. Творческий проект «Школьное дефиле»

На своих уроках я использую метод-проектов. Ученики, после изучения какого-либо раздела, могут с легкостью его приготовить. Дети готовили следующие проекты: «Веселая азбука», «Моя семья», «Поход в зоопарк» и т.д. Для примера я взяла один из проектов учеников 3 классов по теме «Одежда», который назвали «Школьное дефиле»

Постановка проблемы: Знакомство с тем,  как одеваются сверстники в Великобритании и у нас в России.

Цель проекта: продемонстрировать различные виды одежды,  сконструированные школьниками, представить презентацию средствами изучаемого иностранного  языка.

Задачи проекта:

Конструирование различных костюмов одежды для учебы, праздника, отдыха, спорта.

Дать описание созданной модели,  используя лексику и грамматические структуры, изученные учащимися.

Руководитель проекта: учитель английского языка.

Участники проекта: учащиеся 3 класса,

Тип проекта: информационный, творческий, практико-ориентированный,  групповой, долгосрочный (выполняется при изучении темы «Одежда»).

Продукт проекта: Показ моделей одежды, разработанных 4 группами  учащихся для учебы, праздника, отдыха, спорта.

Задачи проекта:

1. Образовательные.

a) Формировать умение употреблять ранее изученные лексические единицы в речи учащихся.

b) Формировать навыки проведения и оформления исследования.

c) Практика использования описаний при демонстрации одежды

2. Развивающие.

a) Развить навык аудирования.

b) Развивать умение учащихся осуществлять монологические высказывания.

c) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

3. Воспитательные.

a) Воспитывать социальные навыки.

b) Воспитывать у учащихся эстетические пристрастия, чувство прекрасного.

c) Воспитывать у учащихся уважение друг к другу.

d) Формировать навыки самоконтроля и умение объективно оценивать свои возможности.

Работа над проектом ведется в командах, что позволяет увеличить продуктивность, усвоение материала. Предкоммуникативная тренировка дает возможность более свободно выражать свое мнение и вести дискуссию. Сбор информации: обращение уже к имеющимся знаниям и жизненному опыту, сбор новой информации с привлечением различных информационных источников таких как журналы, телепередачи «fasion мода», англоязычные газеты, интернет ресурсы. Применение коммуникативно-ориентированного обучения и информационной технологии способствовало развитию познавательных интересов учащихся и помогло при подготовке презентаций.

В соответствии с выбранными темами учащиеся были разбиты на 4 команды:

1 команда «Школьная форма»

2 команда «Праздничный костюм»

3 команда «Спортивный костюм»

4 команда «Одежда для отдыха»

Участие в проекте учителя «на равных» с учащимися делает общение более доверительным, а как результат – плодотворным. Данная форма закрепления учебного  материала помогает активизировать все виды речевой деятельности, а главное помогает поддерживать интерес к изучению английского языка и способствует формированию УУД в начальной школе.

Заключение

Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения иностранного языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения.

   Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Список использованных источников

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.

2.  Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. – М.: Просвещение, 2009.

3. Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.

4. Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

Глоссарий, сайт ФГОС, standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Мастерская «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка

Презентация направлена на показ способов формирования УУД на уроках английского языка к УМК Английский в фокусе...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...