"Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Ураева Анна Станиславовна

Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме "Реализация компетентностного похода через использование активных методов обучения на уроках английского языка". Для эффективной работы на уроках и обеспечения требуемых условий  необходима опора на современные педагогические  технологии, акцентирующие внимание на активизации и интенсификации образовательного процесса, в том числе через активные методы обучения, некоторые примеры которых представлены в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка

Привычные подходы к образованию, как становится все более очевидно в свете радикальных перемен в современном обществе, исчерпали себя.

Современный урок иностранного языка  в свете компетентностного подхода ставит целью формирование коммуникативной компетенции , т.к она выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции являет собой формирование всех ее составляющих:

  1. Речевой компетенции
  2. Языковой компетенции
  3. Социокультурной компетенции
  4. Компенсаторной компетенции
  5. Учебно – познавательной компетенции

        Новые задачи в обучении английскому языку предполагают ряд изменений, связанных с деятельностью учителя: повышение уровня владения языком, изменение содержания  и организации материала, использование адекватных форм видов контроля.

Обучая детей английскому языку я стараюсь ориентироваться на следующие принципы:

  • активизация деятельности каждого ученика группы.
  • в основе обучения всем видам речевой деятельности лежит устная практика. Это означает, что на уроке основное время следует уделять именно устной практике при формировании фонетических, грамматических, лексических навыков, при овладении не только говорением, но и другими видами речевой деятельности (на основе и в связи с увиденным, услышанным, прочитанным);
  • сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик-ученик на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах речевой деятельности;
  • опоры на родной язык учащихся там, где это возможно и методически оправдано;
  • широкое использование культурологического материала в качестве культурного фона изучаемого языка, формирование не только языковой, но и культурологической компетенции в пределах, обусловленных стандартом и содержанием обучения в каждом классе.

Одним из основных принципов в педагогике был и остается принцип активности ребенка в образовательном процессе. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Вструктуре активности школьников выделяются следующие компоненты:

-готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

-стремление повысить свой личный уровень и др..

Я долго искала путь, который  приведет к реализации компетентностного подхода в образовании. Проанализировав  все методы  и формы обучения, существующие в современной методике и педагогике, я пришла к выводу, что для эффективной работы на уроках и обеспечения требуемых условий  необходима опора на современные педагогические  технологии, акцентирующие внимание на активизации и интенсификации образовательного процесса, в том числе через активные методы обучения.

Конечно, не на каждом уроке возможно использование всех активных методов. Но их применение необходимо на каждой ступени обучения с обязательным учетом  индивидуальных и возрастных особенностей.  Следование же какой-то одной технологии  также было бы неверным.

Я поняла, что для проведения уроков в компетентностном режиме важно изменить, как я уже говорила выше, традиционное представление о роли учителя и ученика на уроке.  Трудоспособный, творческий, инициативный, конкурентноспособный – вот ученик современной школы, не объект, а субъект педагогического процесса. Такого ученика можно получить через субъектно активную деятельность,условия для которой обеспечивает учитель, владеющий активными методами обучения. Целый ряд педагогических технологий: проблемного обучения, игровые, интерактивные ,современного проектного обучения, формирования субъектной активности человека, личностно - ориентированные - позволяют, используя активные методы обучения, создавать на уроках ситуации, в которых учащиеся  способны:

- самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;

- отстаивать своё мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-задавать вопросы своим товарищам и учителям;

- рецензировать ответы товарищей;

-оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- проверить результаты своих действий ( самопроверка ), анализировать личные познавательные и практические действия;

- решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.

Такая личность ученика – требование времени, результат индивидуализации обучения.

Результатом использования активных методов обучения на своих уроках английского языка я отмечаю повышение заинтересованности и мотивированности  детей в овладении языком и как следствие более успешное применение знаний на практике, умение находить выход из незнакомых ситуаций, чего и требует от процесса образования компетентностный подход. Учащиеся безбоязненно высказывают свои предположения, делятся мнением, строят монологи и диалоги по теме. Хочется отметить, что увеличивается словарный запас детей и владение им с применением  фразеологических  оборотов.   Мой опыт еще не так  велик  , поэтому  я ставлю перед собой  дальнейшую  цель - овладение новыми педагогическими технологиями и активными методами обучения, разрабатываемыми современной наукой, т.к. опираясь на собственный опыт, знаю, что они эффективны и актуальны для учащихся настоящего времени, владеющих современными средствами массовой коммуникации. Учитель- это человек, шагающий в ногу со временем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка

Выступление «Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка»...

Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнени...

Использование активных методов обучения на уроках русского языка

Использование активных методов обучения на уроках русского языка...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...