ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Неуспеваемость? НЕуспешность...

Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный»... Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка.

Школьная неуспешность касается не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ НЕУСПЕШНОСТИ или КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ДВОЙКИ

                                             

                                                            Учитель Зайкова Галина Николаевна

Неуспеваемость? НЕуспешность...

Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный»... Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка.

   

Школьная неуспешность касается не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь. 

Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, мы сделали большой шаг к подготовке к самостоятельной жизни.

Екатерина Лебедева, академический директор ЦТК «12 коллегий»

  В.М. Лизинский: причины неуспеваемости — это перевернутые причины успешности.  

"Неуспевающие ученики - одна из главных проблем любого учебного заведения,

      Активность и еще раз активность, терпение и труд, которые, как известно, все перетрут. Всегда помните истину: "Неуспех – недостаточность усилий"

В последнее время отмечается тенденция к усложнению школьных программ и ребенок с проблемами в учебе, оказывается в незавидном положении. Насыщенная школьная программа не учитывает возможные значительные пропуски по болезни, весеннюю усталость, не дает остановиться и восполнить пробелы или укрепить недостаточно твердые знания.

 Результатом является рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также снижение успеваемости, особенно на начальном этапе обучения.

  • Во 2 классах я опираюсь на различные формы игровой деятельности, драматизация, инсценировки способствуют интенсификации процесса обучения и обеспечивают высокий уровень обученности учащихся. Здесь идёт подача лексического и грамматического материала  в игровой форме, что очень актуально для детей этого возраста. Устав от серьезного учебного материала по другим предметам, второклассник легко и активно воспринимает интересные для него проблемные истории на уроках англ. языка, окунается в мир сказки. Все это способствует возникновению у него положительной мотивации к предмету «англ. язык», а также побуждает его к участию в деятельности на уроке, одновременно развивает самого ребенка.
  •  Для  4 классов использую элементы технологии коммуникативного обучения, которые позволяют построить урок как систему общения: игровые ситуации типа «волшебные сказки», интересные истории, одни и те же действующие лица, знакомые со 2 класса (мальчик Саймон, девочка Алиса).  
  • При составлении диалогов,  рассказов, инсценировок  кукла – главное действующее лицо. Очень эффективно использование куклы при обучении диалогической речи. Куклы вступают в разговор друг с другом, тем самым, показывая образец общения.  

 

Переходя из начальной школы, ребенок попадает в новый мир. Новый коллектив, новые учителя и предметы, разные кабинеты, новый классный руководитель. И часто школьник теряется в этом мире. Многие учащиеся испытывают дискомфорт, стресс, чувство незащищенности, неуверенности в себе.  Именно мы должны найти причины неуспеваемости и способы ее преодоления

   НЕуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно,  получает больше отрицательных оценок и замечаний и его  спутниками становятся тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой и в результате формируется так называемая ориентация на неуспех. 

  • В 5-6 классах на  смену игровой деятельности все больше приходит учебная.  Я ищу интересные формы работы, чтобы не потерять интерес школьников к чтению, а также предупредить многочисленные ошибки при чтении. Я использую технологию проблемного обучения.  С этой целью предлагаю ученикам не игры:
  1. Шерлок Холмс ищет…  Найдите слово со звуком [au] – how, now, brown, house, mouse
  2. Соотнеси слово и транскрипцию:  daughter , mother, ball – [do:tə], [bo;l], [m۸ðə]
  3. В зоопарке. В гостях. Семья. В магазине. -  знакомые зверушки, на доске написаны их названия. Прочитай название и возьми игрушку: dog, bird, elephant, squirrel и т.д., побеседуйте от имени этих героев.
  4. Mr.Rule. Для контроля усвоения правил чтения детям даю индивидуальные карточки, на которых написаны звуки и слова. Необходимо сгруппировать слова по правилам чтения и вписать под соответствующий звук.

   [ǽ]              [ei]              [a;]                   [зə] -  Plate, bag, game, car, hare, cat, park, bear, make

      Низкая успеваемость школьника становиться источником конфликтов.

Нарушение системы связей и отношений с другими участниками образовательного процесса: педагогами, сверстниками, родителями,  парализуют познавательную активность детей и формируют широкий диапазон поведенческий реакций: от замкнутости до выраженной агрессии.

  • На уроках в старших классах я использую методику проведения диспута  

Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим могу быть я или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 8 классе по теме “Телевидение - за и против!” 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные с миром телевидения, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта. Ученики готовят таблички с фразами на английском языке, например: Согласен,/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др., и должны использовать их в речи.

Всё это помогает учащимся преодолевать  чувство страха и напряжения, которые сопровождают учебные трудности.

  • Я использую элементы технологии обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе). Ученики объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда нам кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок моделирования, мягкой игрушки. 

Ребенка, страдающего хронической НЕуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

 учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. 

В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). Мы – учителя должны подчеркнуто выделять ту сферу деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности - резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана.

В любом случае нужно относиться к подростку как можно более терпимо и доброжелательно, понимая, что его состояние не является нормальным. 

Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно ребенку постоянно чувствовать поддержку учителя, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя.

Сообщение о знаменитых двоечниках

о  В.В. Маяковском, Р. Брэнсоне, К.Э. Циалковском, Т. Эдисоне, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове

Уинстон Черчилль. 

Испытывал неприязнь к учению с самого юного возраста. В своих мемуарах он писал: "Впервые образование предстало передо мной в виде зловещей фигуры гувернантки. К этому дню надлежало тщательно подготовиться посредством изучения книги "Чтение без слез". Каждый день мы с  няней в муках продирались сквозь книгу, причем я находил этот процесс ужасно утомительным  и абсолютно бесполезным. Мы так и не добрались до конца, когда роковой час пробил и гувернантка появилась на пороге детской. Помнится, я сделал то, что до меня делали сотни угнетенных страдальцев: ушел в бега". 
В 9 лет Уинстон был определен в частную школу. Там он по-настоящему понял (причем не столько умом и иными частями тела) почем фунт лиха. Двоечников били регулярно и от души, а Уинстон стабильно находился в хвосте класса. Учителя постоянно находили его в каком-нибудь укромном уголке с книжкой не по возрасту. Однако готовить уроки, работать на занятиях и вообще стараться Черчилль категорически отказывался. Через два года он показал практически нулевой прогресс на экзаменах, и родители забрали его домой. Впрочем, ненадолго. В тринадцать лет страдальца снова отдали в частную среднюю школу. К этому времени он уже кое-как научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что двойки сменились тройками. Однако Черчилля итам был одним из самых слабых учеников и его вместе с остальными «тупицами» отстранили от изучения латыни, назначив вместо этого дополнительные занятия по родному языку. Учитывая, что двоечник Уинстон впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе, они, кажется, пошли ему на пользу. 

 

Андрей Тарковский 

Он пошел в первый класс московской школы № 554 в 1939 г. Не успел втянуться, как началась война, эвакуация к родственникам в захолустный Юрьевец, голод и прочие ужасы. Мать, растившая сына в одиночку, явно не справлялась. В старших классах Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой. Со всеми положенными приключениями он доставал модную одежду и американскую музыку в послевоенной Москве. "У меня была удивительная тяга к улице – к её "разлагающим", по выражению матери, влияниям. - вспоминал мэтр. - Улица уравновешивала меня по отношению к рафинированному наследию родительской культуры". Если посмотреть его аттестат, то можно заметить, что "родительской культуры" хватало только на четверку по литературе. Историю, а также большинство точных наук Андрей натянул на трояк, а по химии и черчению в документе красуются двойки. В 1951 г. будущий режиссер поступил в Московский институт востоковедения (видимо, пользуясь пониженным интересом сверстников к востоковедению), однако уже через год бросил учебу и занялся обогащением своего жизненного опыта. 

Оноре де Бальзак

 По воспоминаниям писателя, главной его проблемой в детстве была нелюбовь матери. Мадам Бальзак (вышедшая замуж за богатого старика по расчету) Так что второго, Оноре, тут же, без разговоров отдали кормилице. С тех пор малыш фактически не видел матери. Из уютного деревенского домика кормилицы мальчик сразу же перекочевал в Вандомский колледж-интернат - нечто среднее между тюрьмой и монастырем, откуда воспитанников не забирали даже на каникулы. Обиженный на весь мир Оноре решил, что хуже уже не будет, и с головой погрузился в свой внутренний мир, игнорируя все внешние раздражители. На уроках он с отсутствующим видом сидел и смотрел в окно, мыча что-то невразумительное, когда его спрашивали. "Раздражители", естественно, раздражались все больше и регулярно отправляли «лентяя и тупицу» в холодный чулан под лестницей, где воспитанникам надлежало отбывать наказание. Там маленький Бальзак преспокойно доставал из-за пазухи книжку и усаживался читать. Вскоре он даже полюбил это наказание за возможность посидеть в тишине и спокойствии. Незаметно пролетело семь лет, в течение которых Бальзак перебивался с двоек на тройки, получал грозные письма отца и читал запоем в чулане. В конце концов продолжительное сидение на холодном полу довольно серьезно подорвало здоровье мальчика: он сильно похудел, стал совсем вялым и однажды после долгой болезни чуть не впал в кому, как написали его родителям монахи. Пришлось Бальзакам забрать юного наследника домой. Впоследствии он побывал еще в двух учебных заведениях, нигде не выделяясь особенными успехами. В какой-то момент отец махнул на сына рукой и предоставил ему возможность самостоятельно устраивать свою судьбу, что, как мы знаем, было на редкость прозорливо. 

Иосиф Бродский

Учение в советской школе презирал. Причем активно. Он не был заторможенным мечтателем, скрывавшимся на последней парте, - он слыл задирой и хулиганом, который отказывался отвечать на уроках с таким явно выраженным снисхождением к учителям, что те его терпеть не могли. "По своему характеру - упрямый, настойчивый, ленивый. Грубый. Мешает проведению уроков, шалит. Домашние задания выполняет очень плохо, а то и совсем не выполняет. Тетради имеет неряшливые, грязные, с надписями и рисунками», - писал классный руководитель Иосифа при переводе его в пятый класс. В шестом классе Бродский начал просто уходить с уроков. Он бродил по улицам, и "фасады ленинградских домов рассказывали о египтянах, греках и римлянах больше, чем любые учебники". Дома его ругали, особенно отец. Однако человек, который вернулся с фронта, только когда сыну исполнилось восемь лет, имел на него очень мало влияния. За годы безотцовщины маленький Иосиф привык нести ответственность за свои поступки. В седьмом классе он получил четыре годовые двойки - по физике, химии, математике и английскому. Остался на второй год, а затем и вовсе бросил школу. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ Учитель английского языка МОУ СОШ №16 Зайкова Галина Николаевна

Слайд 2

Что такое мотивация? Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности.

Слайд 3

Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная Положительная мотивация – стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность, подражание положительным идеалам и т. д. Нейтральные мотивы (желание получить одобрение или обещанный подарок родителями...) Задача учителя заключается в том, чтобы знать эти мотивы, воздействовать на них, стремясь сделать положительными, помогающими учебной деятельности. Негативные мотивы – отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовывать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательное влияние товарищей, неблагополучная семейная обстановка.

Слайд 4

Четвертый уровень Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Слайд 5

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Слайд 6

причины школьной неуспешности слабая концентрация внимания; низкий уровень развития познавательных способностей: восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды

Слайд 7

Задача учителя Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Слайд 8

Объективной причиной неуспешности является отсутствие у школьников способностей к конкретному предмету. Старательные, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие, например, по математике или английскому языку. ЧТО ДЕЛАТЬ? Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие отметки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная программа, предусматривающая посильные, постепенно усложняющиеся задания.

Слайд 9

Распространенная причина неуспешности - нежелание ребенка учиться из-за отсутствия положительных стимулов к самому процессу учения. ЧТО ДЕЛАТЬ? Всеми доступными средствами учителю следует стимулировать его, показывать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к нему. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

Слайд 10

Двойка? За что? профилактическая двойка. за отказ ученика отвечать и за поведение ЧТО ДЕЛАТЬ? НЕ СТАВИТЬ такие двойки. ОНИ формируют в личностном плане ученика новое качество - состояние неуверенности или безразличия к отметке. Ведь рано или поздно такие школьники, сдав долги, заработают итоговую тройку. Но четверку им получить уже просто невозможно, хотя многие из них этого заслуживают. . Учитель ставит НЕСПРАВЕДЛИВУЮ двойку

Слайд 11

Если учитель в работе постоянно ругает детей и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые их наказывают, то результаты будут минимальными. ЧТО ДЕЛАТЬ? Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу как на уроке, так и вне его, то они постепенно исправляются. Лучше привлекать таких ребят к помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т. д.

Слайд 12

«Стимулировать внутренние стимулы к учебе, КАК?» 1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты. 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. 3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.

Слайд 13

Условия развития учебной мотивации современного школьника: 4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимного уважения. 5. Значимым условием развития учебной мотивации является личность учителя и характер его отношения к ученику. 6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение. 7. Формирование обобщенных методов работы с базовыми знаниями. 8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.

Слайд 14

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Развитие внутренней мотивации учения обусловливает ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта ОДНАКО приводят к регрессу мотивации учения у школьников: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки.

Слайд 15

«В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». (Г.Оверстрит) Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. Вывод: Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя.

Слайд 16

So good luck ! I 'll be happy if our work proves helpful to you .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Проблема снижения мотивации к изучению информатики и пути ее решения"

Мотивация изучения учащимися курса информатики.  Приемы формирования мотивации к изучению информатики.Презентация. Формы работы на уроке по повышению мотивации....

Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"

Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду"....

Проект: "Проблема бездомных животных в городе и пути ее решения"

Предлагаем Вашему вниманию проект "Проблема бездомных животных в городе и пути ее решения". Он выполнен ученицей 9 класса МОУ Лицей №15 г. Саратова Черабаевой Тамарой. В первой части работы на основе ...

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения"

В данном издании опубликована моя статья на тему: "РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЮНОШЕЙ 9–10 КЛАССОВ В ШКОЛЬНОЙ ЛЫЖНОЙ СЕКЦИИ" УДК 796.921Бабаева П. А. Ка...

Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения

Многие современные дети не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает ...

Решение проблемы снижения мотивации учеников к познавательной деятельности

Дорогие учителя, в данной инструкции есть ссылка и QR-код на шаблон образовательной игры "Своя игра", а также шаги по его использованию. Использование данной игры повысит мотивацию учен...