Проектная методика на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

В условиях постоянного совершенствования системы образования, обусловленного социальными переменами, происходящими в обществе, перед преподавателем иностранного языка ставится приоритетная задача поиска наиболее продуктивных и отвечающих современным веяниям науки методов обучения. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Данными положениями обосновывается актуальность выбранного исследования.

 Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в иноязычной речевой деятельности.

 Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика 

 

Анализ  научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения автора данного исследования позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения иностранному языку на современном этапе. Основными являются противоречия между:

-  требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности иностранному языку выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с другой;

-   преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным  целям образования;

- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий;

- смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и проекта – плана целенаправленной деятельности учащихся в рамках текущих мероприятий.

 Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.

Гипотеза исследования определена положением: применение проектной методики в процессе овладения иностранным языком в средней общеобразовательной школе (5-11 классы) должно непременно способствовать

формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком; повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения; языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом; развитию  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности; более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

Цель потребовала решения ряда задач:

1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку в её психологическом и дидактическом аспектах  на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2.  Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении иностранному языку на начальном этапе средней  общеобразовательной школы.

3.  Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

4.   Разработать и апробировать   в  опытно-экспериментальной работе  систему  учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на младшей ступени (5-6 классы) средней общеобразовательной школы.

5.  Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на младшей ступени обучения иностранному языку, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической  технологии в системе образования.

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2.  Беседа с преподавателями и учащимися.

3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

      4. Анкетирование среди учащихся и учителей.

5. Опытно-экспериментальная апробация разработки системы учебных и внеучебных занятий  на младшей ступени обучения иностранному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_metodika.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 69

города Ульяновска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Костиной Елены Игорьевны

по теме

«Проектная методика на уроках английского языка»

Ульяновск 2008


Оглавление.

Введение................................................................................................................. 3

Глава I. Предпосылки к возникновению  проектной методики обучения иностранным языкам как новой педагогической технологии ...........................6

   1. 1.Проектная методика как основа для реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку……………………………………………………………………………6

         1.  2.  Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий..........................................................  8

Глава II. Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе…………….....12

        2.  1.  Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам....................................12

        2.  2.   Технология проектного обучения иностранным языкам……….. 18

Глава III.  Методическое обоснование технологии  использования проектной методики в 5 классе в рамках освоения УМК «Английский язык нового тысячелетия» под редакцией Н.Н.Деревянко и др»......................................................................................................................23

         3.  1.  Принципы организации работы над проектом ..............................23

         3.  2    Содержание и реализация проектов по основным темам курса..24

Заключение...........................................................................................................27

Список использованной литературы.................................................................29

Приложение.


Введение.

 В условиях постоянного совершенствования системы образования, обусловленного социальными переменами, происходящими в обществе, перед преподавателем иностранного языка ставится приоритетная задача поиска наиболее продуктивных и отвечающих современным веяниям науки методов обучения. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Данными положениями обосновывается актуальность выбранного исследования.

 Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.

 Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в иноязычной речевой деятельности.

 Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика  

   Так,  Е.С. Полат  обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии  современной дидактики следующим образом:

-    в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

-  это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс  успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-   это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией. [28: 15-16].

 На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как  зарубежными, так и   отечественными авторами: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, др.

 Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. [5, 18, 19, 28].

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

-  особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

 Следовательно, к проектной методике применим статус альтернативой по отношению к традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Анализ  научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения автора данного исследования позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения иностранному языку на современном этапе. Основными являются противоречия между:

-  требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности иностранному языку выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с другой;

-   преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным  целям образования;

- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий;

- смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и проекта – плана целенаправленной деятельности учащихся в рамках текущих мероприятий.

 Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.

Гипотеза исследования определена положением: применение проектной методики в процессе овладения иностранным языком в средней общеобразовательной школе (5-11 классы) должно непременно способствовать 

формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком; повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения; языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом; развитию  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности; более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

Цель потребовала решения ряда задач:

1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку в её психологическом и дидактическом аспектах  на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2.  Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении иностранному языку на начальном этапе средней  общеобразовательной школы.

3.  Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

4.   Разработать и апробировать   в  опытно-экспериментальной работе  систему  учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на младшей ступени (5-6 классы) средней общеобразовательной школы.

5.  Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на младшей ступени обучения иностранному языку, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической  технологии в системе образования.

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2.  Беседа с преподавателями и учащимися.

3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

      4. Анкетирование среди учащихся и учителей.

5. Опытно-экспериментальная апробация разработки системы учебных и внеучебных занятий  на младшей ступени обучения иностранному языку.

Глава I. Предпосылки к возникновению  проектной методики обучения иностранным языкам как новой педагогической технологии

 

1. 1.Проектная методика как основа для реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку.

Подходя у данному вопросу с психологической точки зрения, необходимо заключить, что  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к учащимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным  подходом в методике обучения.

Важным вопросом является рассмотрение сущностной характеристики личностно-деятельностного подхода.

В основе личностно-деятельностного подхода лежат психолого-педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Сформулированный личностно-деятельностный подход был определён концепцией  общего среднего образования, выдвинутой временным научно-исследовательским коллективом в 1988 году в качестве одного из системно- образующих факторов перестройки всего школьного образования. Как отмечается авторами концепции, личностно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподования, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.

Рассматривая проектную методику в контексте личностно-деятельного подхода, отметим сначала, что означает личностный, то есть первый компонент. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, «выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов». [17: 63].

Таким образом, в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.

 Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что  цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции  самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъектно-объектного взаимодействия S→O, где S– учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а О – ученик, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме S1↔Sn, где S1– это учитель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативный для школьника, интересный собеседник, содержательная личность,  Sn– это школьник как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения». [17: 71]

Далее рассмотрим деятельностный компонент, также лежащий в основе проектного обучения. Обратимся к общим положениям теории деятельности, сформулированными  А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней.

Существенной особенностью любой деятельности является  ее мотивированность. Так как объектом обучения в преподавании иностранному языку, согласно личностно-деятельностному подходу, служит речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая деятельность должна основываться на коммуникативно-познавательной потребности учащихся высказать свою мысль. Эта потребность, как подчеркивает И.А. Зимняя, входит в общую систему его мотивации. Соответственно у учителя возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на иностранном языке и познания средством этого языка личностно-значимой действительности. [17: 70]

Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, по мнению автора данного исследования, являются:

           -  связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;

           -  наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;

     -    ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя:  переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.

     Таким образом, проектная методика  реализует личностный подход к учащимся, требующий прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

 

 

1. 2. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий.

  

В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения:

1.     ориентационные изменения в школьной системе образования;

2. дидактическая структура проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования;

3.  сравнительная характеристика традиционного классно-урочного и проектного обучения.

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

Анализ материалов международных научных конференций убеждает в том, что  целью образования в настоящее время  становятся не просто знания и умения, но определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач.

1.     Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях.

Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

- сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

- шире использовать рефлексивный  подход в обучении;

- стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

-  усилить степень автономии учащихся;

-  пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении  с учетом социокультурных отличий современного мира.

 3. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.

Однако, как утверждает Е.С. Полат, «решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий».[28: 13].

Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат, заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения. [28:14]

Что же означает понятие «технология»?

Технология (от греч. techne– искусство, мастерство, умение) определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. 

Технология обучения - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний , приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Как подчеркивает Д.В. Чернилевский,  технология обучения предполагает управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности. [40: 248-249].

 Далее обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus– брошенный вперед). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта категория не является новой в педагогической теории. В последние десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования,  предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или проектирование.

Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская,  представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании. [35: 344].

Основываясь на понятиях  технологии обучения  и проектирования, Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта. [27:67].

Таким образом, проектная методика  - это  педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Исходя из данного определения, рассмотрим дидактическую структуру современной проектной методики.

Как известно, к области методики, как частной теории обучения, относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Многие дидакты и педагоги [3, 4, 8, 12, 27, 31, 32, 41] обратились к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного ее  решения, если практическая – то задачей школьника является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Необходимо также отметить, что в условиях проектного личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Проектное обучение  с решительностью заменяет  традиционную парадигму образования «учитель – учебник – ученик» на новую «ученик – учебник – учитель».

Именно так построена система образования в лидирующих странах мира,  что отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Обратимся к сравнительной характеристике традиционной парадигмы образования и новой, применяемой при проектном обучении.

 При этом наиболее существенным являются  рассуждение Р.П. Мильруд. Анализируя современные тенденции в образовании, Р.П. Мильруд  подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной практике преобладает тренировочные приемы обучения, то современной тенденцией становится более активное использование проектных приемов». Главное различие, как утверждает Р.П. Мильруд, заключается в том, что «с помощью тренировочных приемов обучения школьники усваивают готовое содержание, а с помощью проективных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и усваивать его…». [23: 17].

Р.П. Мильруд действительно оказался прав в своих рассуждениях о сравнении традиционной  и новой парадигмы образования. В настоящее время традиционные школьные программы перегружены учебной информацией, что непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, так как в этой ситуации не может быть идти речь о формировании навыка применения. Проектное обучение при этом является более продуктивным, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в процессе использования информации при решении практических задач. Поиск же решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность.

Таким образом, содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере предыдущих, более простых проектных заданий. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

 



Глава II.  Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе

 

2.     1.  Психолого-педагогические основы технологии  использования

проектной методики в обучении иностранным языкам

В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета в средней общеобразовательной школе, который включает  следующие положения:

  -   роль иностранного языка как учебного предмета в современной образовательной системе;

 -     специфика обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, основные цели и задачи;

-     использование проектной методики с учётом специфики обучения иностранному языку.

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся,  для подготовки  интеллигентного человека; для воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; для формирования у учащихся широкого и гуманного взгляда на мир.

Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам должна быть направлена на решение указанных задач.

Иностранный язык является деятельностным учебным предметом, который обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создающий прочную основу для формирования интеллигентного человека.

В целях обеспечения непрерывности языкового образования общеобразовательная школа предоставляет учащимся, закончившим базовый курс обучения в 9 классе, возможность продолжить изучение иностранного языка на старшем этапе (10 – 11 классы).

Особенно важное значение метод проектов приобретает на старшем этапе обучения иностранному языку. Рассмотрим характерные особенности обучения иностранному языку на старшем этапе.

Согласно материалам сборника, содержащего комплект программно-нормативных документов для 10 - 11 классов, таковыми являются:

1)  более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма);

2)  использование аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов в качестве источников информации, затрагивающих актуальные темы современности;

3) большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться нестандартные ситуации общения;

4) основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена мнениями;

5)  построение развернутых собственных высказываний на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного.

 Таким образом, основной целью обучения иностранному языку на старшем этапе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции , являющееся главным условием осуществления межкультурной коммуникации в целом.

На завершающем этапе обучения целесообразно использовать такую педагогическую технологию, которая давала бы возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть способствовала бы дальнейшему развитию вторичной языковой личности и совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенции.

 При этом наиболее логичным является рассмотрение психолого-педагогических основ использования проектной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения  средней общеобразовательной школы.

Каким же образом проектная методика может быть использована  в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения?

Объектом изучения иностранного языка является иноязычная речевая деятельность как  важнейшее средство межкультурного взаимодействия в целом. По утверждению И.Л. Бим, межкультурное взаимодействие возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК): языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебная. [4: 11].

 Проектная методика, как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов  иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно,  и развитие вторичной языковой личности.

Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе творческого применения языкового материала.

1.  Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на уровне, определенном программой, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

2.  Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формировании и формулировании этих мыслей.

3. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения определенными языковыми средствами.

Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной технологии являются:

1.     Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку.

2.     Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.

3.     Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).

4.     Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.

5.     Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.

6.     Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом. Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.

Анализируя вышесказанное, определим  основные принципы использования проектного обучения  на старшей ступени средней общеобразовательной школы в рамках собственно-методических принципов обучения иностранному языку.

1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками проекта, практическую ориентацию каждого занятия.

 Личностно-значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей предпосылкой формирования речевой деятельности говорения.

Выделяют следующие принципы коммуникативного подхода в рамках проектной методики обучения иностранному языку:

1). В процессе проектного обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие самосознание, мышление.

2). В процессе проектной деятельности учащиеся принимают активное участие в формировании ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; ищут пути их решения, выбирают оптимальное решение при наличии альтернативы, осуществляют и аргументируют выбор; предусматривают последствия выбора, действуют самостоятельно: сравнивают полученное с требуемым; корректируют деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивают результат проектной работы и результат проектирования.

3). Учащимся дается возможность выражать свои собственные мнения, чувства, поделиться опытом. Том Хатчинсон  при этом утверждал: “Project work is very personal. There is  nothing simulated about the project. The students are writing about their own lives: their house, their family, their own town, their dreams and fantasies, their own research into topic that intеrest them.” [44: 11]. Язык, по утверждению Т.Хатчинсона, должен быть средством общения и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования. Довольно таки «чужая» информация, например о “Janet and John’s family”, “Mr. Smith’s house” не способствует развитию коммуникативной компетенции в должной степени.

4).  Поощряется совместная работа учащихся (в группах, командах). Работа в коллективе и присутствующий при этом «дух соревнования» значительно повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.

Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что  способствует развитию коммуникативной компетенции.

 2. Принцип ситуативной обусловленности.

Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В процессе проекта  организуется совместная  работа учащихся на личностно-значимые темы: “The Ideal Society”,  “My Dream family” и т.д.

3. Принцип проблемного обучения.

Данный принцип предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности.

В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

1. Система школьного образования  в России и странах изучаемых языков.

(Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США? Какой вы ее (школу) представляете?).

2. Культура России и стран изучаемых языков.

(Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше  понять национальный характер?)

3. Средства массовой информации.

(Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?)

4. Охрана окружающей среды.

(Проблема: как общество решает проблемы окружающей среды?)

Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы предполагает интеграцию знаний  из  других областей. Так, после изучения темы «Образование» (“Education”) учащимся предлагается  составить проект “The schools of tomorrow” «Школы будущего», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться  с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то по проектной методике учащиеся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта  собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что  межпредметные связи в проектной работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.

Таким образом, в основе творческого решения проблемы, как ведущей составляющей проектного обучения,  лежит не только знание иностранного языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для решения этой проблемы.  Процесс интеграции при проектном обучении  иностранному языку помогает учащимся осознать роль языковых знаний, которые становятся основным средством при успешном овладении иноязычной речевой деятельностью, помогают овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и смело вступать в межкультурную коммуникацию.

4.Принцип соизучения языка и культуры. Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся. 

Язык- это элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а также с особенностями функционирования языка в  культуре. Поэтому иностранный язык должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей собственной культуре, то есть должен способствовать созданию диалога культур.  Таким образом, иностранный язык в проектной работе является также и связующим звеном между англо-говорящим миром и собственным миром ученика.

5.  Принцип автономности.

Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике при обучении иностранному языку на старшем этапе является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Развитие автономии учащегося в учебной деятельности по овладению изучаемым языком выделяется в качестве важной образовательной цели в современных программах по изучению иностранных языков. При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком.

Ориентированная на личность обучаемого проектная методика предполагает, таким образом, следующее: учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи иноязычной речевой деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками информации, планируют содержание иноязычной речевой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата.

Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых и достаточных для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе проектной методики обучения иностранным языкам. Е.С. Полат [31: 5] выделяет следующие, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

1. интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);

2. творческие  (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);

3. коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

В контексте автономного учения проектное обучение предполагает   формирование также и умений осознавать собственные потребности, выбирать адекватные способы и средства их реализации, оценивать результаты своего труда.

 Анализируя важнейшую составляющую проектного обучения – автономность учащихся, необходимо сделать следующий вывод: в ходе проективной деятельности в процессе иноязычного общения учащийся овладевает целым рядом важнейших умений: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользоваться различными видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты; взаимодействовать с учителем и товарищами;  активно мыслить и познавать действительность посредством иностранного языка, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать  их в практической деятельности.

Для выпускников школы автономность при проектировании является средством для повышения внутренней мотивации и может стать целью, реализация которой ведет к возможности самообразования в сфере изучения иностранного языка.

Исходя из приведенной сущностной характеристики проектной методики с учетом  иностранного языка как учебного предмета, необходимо отметить, что проектная методика как нельзя лучше подходит к продуктивным методикам обучения иностранному языку, иноязычной культуре и межкультурной коммуникации, суть которой – развивающее, личностно-ориентированное обучение.

2.2. Технология проектного обучения иностранному языку.

 

  При описании методики использования проектного обучения  иностранному языку необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и специфики иностранного языка как учебного предмета.

Обозначим основные особенности организации проектной работы в процессе обучения иностранному языку на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении иностранному языку являются:

1) наличие личностно- значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах Bank Holidays, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;

3)  самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)

-  выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

-  обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);

-  сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-  выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Далее целесообразным является определение этапов разработки структуры проекта и его проведения.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Схематично этапы проектирования можно рассмотреть в  таблице 1.  

Таблица 1.

Этапы проектирования

 

Этапы

Содержание работы

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации

и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей коночного результата;

г) выбор рабочих групп; 

 

 

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде;

Этапы принятия решений

а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в)определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты ;

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

а)поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу;

б) выполнение проекта;

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а)подготовка и оформление доклада

б)обоснование процесса проектирования

в)объяснение полученных результатов

г)коллективная защита проекта

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

б)  анализ достижения поставленной цели;

в) оценка результатов, выявление  новых проблем.

 

Из таблицы  видно, что технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель.

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном  она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами  и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

 Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходят к формулированию новых проблем.

 Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности.

Далее рассмотрим типологию проектов, их структурирование, сущностную характеристику.

Метод проектов можно применить как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.

Современный подход к вопросу классификации проектов прежде всего определяется рядом общедидактических принципов.

Рассмотрим  таблицу классификации современных проектов (таблица 2):

 Таблица 2

Таблица классификации современных проектов.

 

Принцип

Типы проектов

 

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Средней продолжительности (1-2 мес).

Долгосрочный (до года)

Количество участников проекта

Личностный

Парные

Групповые

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Творческий

Ролево-игровой

Предметно-содержательная область

      Монопроект

      Межпредметный

Характер координации проекта

С открытойй координацией (непосредственный)

Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект)

Характер контактов

Внутренний

Региональный

Международный

 

Как показывает данная таблица, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых..

Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном   оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

 


 


Глава III.   Методическое обоснование технологии  использования проектной методики в 5 классе в рамках освоения УМК «Английский язык нового тысячелетия» под редакцией  Н.Н.Деревянко и др».

3.  1.  Принципы организации работы над проектом .

Как было выявлено, наибольшее значение проектная методика приобретает в рамках старшей ступени обучения иностранному языку. В связи с этим определяется проблема плавного введения учащихся в методику проектов уже на начальном этапе. Ведь именно в 5-6 классах и закладывается критическое отношение школьников к продуктам своего труда.

Авторы современных УМК вводят проектную методику уже с первых лет обучения иностранному языку. Уроки, посвященные созданию проекта, запланированы по итогам заключения каждой отдельной темы с 5 по 11 классы в учебниках В.П. Кузовлева «Английский язык» и Н.Н.Деревянко «Английский язык нового тысячелетия».

Автором данного исследования в рамках работы проблемной группы МО учителей иностранного языка МОУ СОШ № 69 г. Ульяновска «Использование новых педагогических технологий как способ повышения эффективности обучения и качества знаний учащихся» особое внимание уделяется именно проблеме внедрения технологии проектного обучения на начальном этапе (5-6 классы).

Применение проектной методики на уроках в 5 классе предполагает решение следующих задач:

- ознакомлению учащихся с основным навыками и приемами работы над   проектом;

      - овладению приемами работы над созданием индивидуального проекта;

- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;

- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;

- развитию  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности;

- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося;

- развитие творческих способностей и креативного подхода к выдвигаемым на уроках проблемам личностной значимости.

На последнем уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект. Для учащихся 5 класса (первый год обучения иностранному языку) данный вид задания оказывается новым, поэтому необходимо подробно объяснить учащимся цель данного задания.

Прежде всего вместе с учениками мы изучаем памятку «Творческий проект – это интересно!!!» (см. Приложение № 1), в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом и основные критерии оценки проекта. Данная памятка предоставляется в личное владение каждого учащегося с тем, чтобы он имел возможность периодически к ней обращаться.

Обычно учащимся предлагается на выбор несколько вариантов  проектов и уже сами учащиеся выбирают тот проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой проект, если ни один из предложенных оказывается ему неинтересен. Но учитывая, что 5 класс – это начальный этап обучения иностранному языку и принимая во внимание новизну такого  задания, возможные трудности, возникающие у учащихся при попытке сделать осознанный выбор, УМК «Английский язык нового тысячелетия» предлагает в каждом разделе одну тему, над которой учащиеся и УЧАТСЯ работать. Автор данной работы считает, что ущемления прав учащихся в данном случае не происходит и основные принципы проектной методики не нарушаются, так как главная задача введения метода проекта на начальном этапе – научить детей создавать продукт, отработать алгоритм работы над творческим заданием подобного  вида. Более того, при подобной постановке вопроса учащиеся получают возможность сравнивать результаты своего труда и труда своих товарищей, анализировать и делать собственные выводы исходя из того, что задача перед всеми была поставлена одна, алгоритм работы предложен тоже один, а полученные в результате такого подхода результаты настолько разнообразны.

В 5 классе учащиеся учатся выполнять проект, начиная с индивидуальной работы над заданием, и лишь к 5-6 циклу им целесообразно предложить на выбор – выполнять проект индивидуально или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого ученика.

  3.  2    Содержание и реализация проектов по основным темам курса.

Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке.

В течение года учащимся 5 класса предлагается выполнить следующие проекты [14]:

Unit 1  E-File   Моя электронная страничка.

Unit 2  My family tree   Моё семейное дерево.

Unit 3  My dream pencil case  Пенал моей мечты.

Unit 4  Homes   Дома.

Unit 5  Alone at home   Один дома.

Unit 6  My interests   Мои интересы.

Unit 7  Animal parade   Парад животных.

Unit 8  Memory wave   Волна памяти.

Unit 9  Record book   Книга рекордов.

Unit10  Cookery book   Кулинарная книга.

Unit 11 Our class in the holidays   Наш класс на каникулах.

Unit 12  My favourites   Мои любимые вещи.

Особое внимание следует уделить также этапу презентации проекта, которая осуществляется на английском языке.

Необходимо приобщать учащихся к процессу оценивания проектов товарищей. В 5 классе следующие методические подходы учителя имеют место почти на каждом уроке защиты:

- Display the projects on the walls.

- Ask pupils which projects are beautiful, bright, funny, which projects they like best.

- Try to find an attractive feature in every presentation.

- Вывесите проекты на демонстрационные доски.

 - Попросите учащихся выделить проект красивый, яркий, забавный, проект, который нравится им больше всего.

 - Постарайтесь найти привлекательные черты в каждой презентации.

Очень часто защита проектов строится следующим образом: проекты вывешиваются на доску и каждый учащийся, не показывая свой проект, рассказывает историю. Задача остальных учащихся в данном случае – догадаться, о каком проекте идет речь.  Такой принцип защиты проектов целесообразно применить по итогам изучения циклов 3 (My dream pencil case), 4 (Homes), 6 (My interests).

С каждым новым проектом работа учащихся становится более самостоятельной.

К примеру, проект по итогам изучения цикла 1 [14: 15] почти полностью создается на уроке и подготовительная работа органически вплетается в каждый этап урока, включая фонетическую зарядку, речевую зарядку, проверку домашнего задания, где отрабатывается изученный в цикле фонетический, лексико-грамматический материал, снимаются возможные языковые трудности учащихся. В структуру данного урока включаются следующие ключевые моменты:

- отработка и закрепление звуков, лексических единиц, фраз, изученных на уроках 1-7;

- введение понятия «проект», объяснение его значения и цели;

- ознакомление с памяткой по выполнению творческого проекта;

- выполнение предварительного упражнения (Упр. 1а стр.15), в котором происходит тренировка в чтении, аудировании и говорении;

- разбор примера проекта, данного в учебнике (Упр. 2 стр.15);

- начало выполнения собственного проекта.

(Конспект урока по подготовке проекта №1 представлен в Приложении №2).

 Работа над проектом 2 также включает в себя выполнение упражнений учебника (Упр.1-4), модель проекта также представлена в учебнике.

Организация работы над последующими проектами характеризуется уже большей самостоятельностью и свободой творчества учащихся.

Но на каком бы уровне ни составляли учащиеся проект, заключительным словом учителя всегда должно быть одобрение каждого представленного продукта и выделение положительных моментов в каждой работе.


Заключение.

 

 В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий были сделаны следующие выводы:

1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

·  сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

·  шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

·  стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

·   усилить степень автономии учащихся;

·   пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Однако,  решение  данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых  умений.

2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается  взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем,  что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.

Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности,  развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной  и межкультурной компетенции школьников в целом.

В процессe изучения технологии проектного обучения использовались беседы и анкетирования среди учащихся и учителей с целью выявления эффективности проектного обучения как новой педагогической технологии (См.: Приложение № 3).

Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Однако собственные наблюдения показали, что в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей.



Список использованной  литературы

1.     Антонов С.В. Р.Р. Шарафутдинов. Педагогическое проектирование учебного процесса. // Сб. научн. ст. / Казанский Государственный педагогический университет. – 2001. – С. 46-68.

2.     Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 17-22.

3.    Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.

4.     Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.

5.     Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.

6.     Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.

7.     Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбов // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 4. – С. 3-10.

8.     Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.

9 . Вайсбурд М.Л. Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах / М.Л. Вайсбурд, С.Н. Толстиков // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 3-10.

10. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Обучение реальному общению по экологической тематике на английском языке в условиях международного экологического проекта / М.Л. Вайсбурд, С.Н. Толстиков // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 11-16.

11. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.

12. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 11-14.

13. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XXвеке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29.

14. Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В.и др. Учебник английского языка для 5 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул. 2006. – С.160.

15. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.

16. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.

17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

18. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.

19. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками / Е.В. Иванова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 41-42.

20. Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе в западноевропейской методике / М.Н. Князев // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 105-107.

21. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранными языками как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 1. – С. 9-14.

22.Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.

23. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. языки в школе. – 1995. – № 5. – С. 13-18.

24. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mailпроектами / Г.С. Мишина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54-57.

25. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 20-27.

26. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.

27. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

29. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку / Сост. Е.Е. Горчилина. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с. 

30. Петрова В. Метод проектов / В. Петрова. – Москва – Ленинград: Молодая Гвардия, 1929. – 77 с.

31. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

32. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

33. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностр. языки (англ., нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с.

34. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.

35.Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.

36. Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.

37. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов / Т.Ю. Тамбовкина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 63-68.

38. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41-46.

39. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48.

40. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т. 2. – С. 248-249.

41. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.

42. Ястребова О.Ю., Кузнецова Е.Л. Project: Методические указания для студентов / Демидов Л.Д. – Казань: КГПУ, 2003. – с.34-98.

43. Phillips Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, Sarah Burwood, Helen Dunford / – Oxford University Press, 1999.

      44. Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / – Oxford University Press, 1991.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"

В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Двнная работа рассказывает о применении проектных методик на уроках английского языка, как однго  из средств мотивации его изучения  и повышения интеллектуальных способностей учащихся, как с...

Презентация по теме "Проектная методика на уроках английского языка".

Данная презентация представляет собой теоречический и практический материал по теме "Проектная методика на уроках английского языка"....

Проектная методика на уроках английского языка.

Отличие проектной методики от традиционных уроков и её плюсы....

Статья. "Проектная методика на уроках английского языка"

В статье рассказывается об эффективности использования метода проекта на уроках аеглийского языка....

Использование проектной методики на уроках английского языка.

Содержание 1.     Введение…………………………………………………………….3-4...