Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Платицына Валентина Владимировна

В государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется формированию УУД. УУД - это способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В статье рассматриваются виды УУД, приводятся примеры по их формированию на уроках английского языка. С помощью предложенных упражнений (их очень много)  качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических навыков, развиваются речевые умения и можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Платицына В.В.,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия»,

 г. Моршанск

     Формированию у школьников универсальных  учебных  действий, призванных решать задачи быстрого и качественного обучения, уделяется большое внимание в Государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения. Попытаемся раскрыть понятие «универсальные учебные действия».

УУД («умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).

В узком смысле термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. 

                  Личностные универсальные учебные действия:

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

 - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него; 

 - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

 Личностные универсальные учебные действия

1. Talk about your favourite holiday. Say:

  • What holiday you like best and why?
  • How you usually spend this holiday?

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

•     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

•     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•     коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•     оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

•     волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

 Регулятивные универсальные учебные действия

1. Найди и исправь ошибку

  1. Donald is the happiest boy in our school.

  2. Monday is the most busiest day of the week.

  3. My friends is coming to us on Sunday.

  4. I like playing in volleyball.

  5. Where does he going?

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

•      общеучебные,

•      логические,

•       действия постановки и решения проблем. 

Общеучебные универсальные действия:

•      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•      поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•      структурирование (моделирование) знаний;

•      осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•      рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•      смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 постановка и формулирование проблемы;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия включают в себя:

   анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

•      синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

•      выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•      подведение под понятия, выведение следствий;

•       установление причинно-следственных связей, 

•       построение логической цепи рассуждений,

•       доказательство;

•       выдвижение гипотез и их обоснование.

2. Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных):

Spot the differences. Prepare a list of minimal pairs the words that are similar in sound but are distinguished by one consonantal or vowel difference. Read out the actual pairs and sometimes say the same word twice. Ask pupils to repeat the words after you only when you pronounce different words.


- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты:

Game Virus. Write a message on the board, for example, Mfu’t nblf b qspkfdu. Es Xfctufs. Shift all letters along one space in the alphabet. Write L under M, m under n, a under b, p under q etc. Let pupils guess the code / explain that each coded letter can be decoded with the help of the previous letter of the alphabet, so L becomes M, a becomes b, and p becomes q.

Answer key: Let’s make a project. Dr Webster.

 Game Password.

Draw five dashes next to the word Password on the board. Point to the first dash and say, “It’s the first letter in the world pal.” Repeat the procedure with other letters to guess the password. Example: it’s the second letter in the word Brazil. It’s the third letter in the word look for. It’s the first letter in the word Japan. It’s the fifth letter in the word letter. It’s the sixth letter in the word collect. It’s the eighth letter in the word interesting. Key: project.


- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация: Categorizing. Prepare word cards. Write two or three letters, or letter combinations on the board, e.g. o, oo, ow. Read the words on the cards and ask a pupil to point to the appropriate letter / letter combination and then stick the card under it. E.g. teacher reads the word look, the pupil points to the letters oo and then sticks the card under the letters.


- подведение под понятия, выведение следствий- Say the word “vegetarian” and ask pupils to guess or explain to pupils its meaning.


- установление причинно-следственных связей

- Draw three columns on the board. Write “pumpkin” in the second column. Let children complete the column. Write “big” in the first column and suggest that pupils add some more features to the characters. Then ask pupils to collocate the words and invent the names of new computer game.

- построение логической цепи рассуждений

-  Tell pupils to look at the pictures of the fairy farm, name eight animals living in the house and say what they eat.

- доказательство

- Ask pupils to read the description and say which animal the room belongs to. Ask pupils to say the words which helped them to guess.

- выдвижение гипотез и их обоснование

- Ask pupils to help you tell a new story. Tell the story, miming in the pauses. Let pupils complete the sentences and guess from your miming. Then let pupils create a story.

Постановка и решение проблем это:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера 

Постановка и решение проблем

- формулирование проблемы- Ask pupils to make a short description of their family albums to each other in groups.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера- Ask pupils in small groups to create a song about the family members they like most of all..
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия: 

A message of sympathy (in ancient times, when there were a very few doctors, people placed ill relatives in crowded streets. Passers-by expressed their sympathy and shared their experience by giving advice how to cure the illness). Suggest that pupils walk around the classroom and share their imaginary or real unlucky past experiences with others. Let their friends express sympathy.

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации:

- assign the roles: one pupil is a famous sportsman or sports woman and another pupil an interviewer. Ask her / him to fill in the necessary information. Pupil 2 interviews the sports person and then reports on the results in front of the class / group.

- разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

-  How successfully do pupils work in groups? What are the advantages of group work? What does pupils work in groups more effective?

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

- When children finished counting their scores, ask pairs, to swap exercise books and check their  friends scores. Explain to the children that they should help each other rather that complete with each other.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:

Game New identities. Ask pupils to write down the following words on a sheet of paper: 1 – the name of any food, 2 – a number between 1 and 100, 3 – the name of any building from the list on the board (school, supermarket, zoo, etc.). Tell pupils that these things are: 1 – their names, 2 – their age, 3 – the place where they live. Let pupils walk around the classroom and share information about their new identities.  

 - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка: Game I don’t believe you. Hand out 2-5 strips of each colour to every pupil. Ask them to write true sentences about their past experiences on red strips, and false sentences on blue strips.

 Demonstrate the game by reading a sentence from a strip, without showing its colour to the class.

Let pupils guess if it’s true or false / see if they believe or don’t believe it. If pupils guessed right, they take the strip.

The aim of the game is to guess right and get as many strips as possible. Let pupils play the game.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Виды коммуникативных действий:

•           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

•           постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•           разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

•           управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•           умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формировать на уроках УУД можно используя, может быть кому-то уже известную технологию, -  «6 шляп».

         Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Talk about your last summer holidays. Say:

  • where you spend your summer holidays
  • what you liked doing during your summer holidays

     В ходе работы мы выяснили, что сформированные универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют  и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни.
  Кроме того, результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред и  можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Мастерская «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка

Презентация направлена на показ способов формирования УУД на уроках английского языка к УМК Английский в фокусе...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...