статья " Реализация принципов ноосферного образования"
статья по английскому языку на тему

Данилюк  Людмила Георгиевна

Автор статьи раскрывает основные принципы ноосферного образования, указывая, что за ноосферикой -будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Реализация  принципов  ноосферного  образования при  обучении  иноязычной  речевой  деятельности.

                                                Данилюк Л.Г.

                               МБОУ  СОШ № 46  с углубленным изучением

                                                отдельных предметов, г. Сургут

Ноосферное образование- образование нового тысячелетия, нового времени.

Остановимся на некоторых основных принципах ноосферной педагогики,

реализующихся  в  иноязычном образовании : принцип системности  и принцип   личностно-ориентированного образования.

Принцип системности –это принцип,  где  весьма важную роль  играет педагогика  сотрудничества. Педагогикой  сотрудничества  принято  называть неманипулятивную  педагогику,педагогику этическую и биоадекватную. Современная ориентация на педагогику сотрудничества  и ценности человека в мире свидетельствует о культуросообразности ноосферного  образования, единении образования с историческими ценностями  и актуальным потенциалом культуры по линии возрастания духовности личности, самой системы образования. Воссоединение личностного, социального  и  «образовательного» пространства через сохранение и приумножение его истинно гуманистического потенциала  является основным зерном ноосферного образования, образования нового тысячелетия.Важная роль при переходе к ноосферному образованию с учетом вышеобозначенных принципов  отводиться ипедагогу, его личности. Какие же задачи должен решать педагог новатор, вступивший в 21 век ? Прежде всего – это учить новому мышлению , методам познания и  самоорганизации. Иначе говоря , задача  педагога  состоит  в  том, чтобы подвести к двери, дать ключ и научить  ученика  пользоваться этим инструментом. Никто, кроме самого ученика не сможет войти в мир знаний .Теоретик ноосферного  образования   Н.В. Маслова определяет  конкретные задачи педагога-новатора( Маслова:с.78-89)

1.Научить учащихся самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.

2.Научить  учащегося  самоорганизации

3.Способствовать развитию интеллекта  и креативного мышления ученика

Какими  знаниями  необходимо овладеть преподавателям – новаторам ?

Во- первых , знанием основ научной теории  , гносеологии, методологии биоадекватности восприятия

Во-вторых , хорошим знанием предмета специализации, то есть знать иностранный язык профессионально  и мастерски им владеть.

В-третьих, энергией. Это особенно важно в работе с младшими школьниками . Энергия позволит показать личную убеждённость педагога  и стимулировать творческий процесс познания. Это « три  кита» , без которых  деятельность педагога не может быть плодотворной.

Какими  умениями должен владеть педагог-новатор ?

Главное- уметь целостно  мыслить, т.е. одинаково хорошо владеть  методами  работы левого и правого полушарий и их совокупной работой. Педагог  нового ноосферного периода должен  уметь трансформировать негативные проблемы , настроения, устремления в позитивные. Это – педагаг « умеющий» по существу  это практический психолог. Эти знания и навыки лежат в основе культуры педагогической деятельности.  Синтез знания и умения- вот отличительное качество ноосферного педагога, педагога нового времени.В новой парадигме биоадекватного целостного ноосферного образования педагог  должен владеть методами моделирования и прогнозирования на основах биоадекватности .

Следует отметить, что в настоящее время уже предприняты попытки создания новых учебных пособий

в частности  имеются и учебники по иностранному языку биоадекватного типа, где огромная роль отводмиться креативным творческим заданиям , направленным на развитие  познавательной самостоятельности личности

и  креативного , образного  мышления.Схема  ноосферного  сознания  педагога включает в себя  следующие компоненты :  нестандартное, критическое и образное  мышление, биоадекватные   технологии, специфические  для данного предмета  навыки и умения. Всё это  в полной мере относится к преподавателю иностранного языка. Овладеть культурой иной страны  и преподать её ученикам , применяя  разнообразные  методики  и биоадекватные учебники –задача учителя  организующего   иноязычную  речевую  деятельность. В своей практике преподавания иностранного языка  мы широко используем принцип  личностно-ориентированного образования. Личность обучаемого всегда находится  на первом  плане. Организация занятий  строится  с учетом

личности ученика, его интересов  и стремлений, дальнейшей профориентации. Здесь особая  роль  принадлежит  профильному обучению  и  курсам  по выбору: элективным  курсам , творческим лабораториям. У нас  создана и успешно работает лаборатория стихотворного  перевода  , где  с интересом занимаются ученики 5-11 классов. При творческом походе учителя  результативность  возрастает, формируется  креативное  мышление учащегося , расширяется кругозор.

 Необходимые условия для создания благоприятной  социально-педагогической и психологической среды способствуют развитию личности современного школьника и формированию у него познавательной мотивации учебной деятельности.

Не вызывает сомнения, что познавательная мотивация лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия  (Божович Л. И.) является главным условием формирования личности. Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирование познавательной мотивации.

Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. Термином «эмоциональное благополучие» мы называем "удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие". Исследования видных отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве,  зависит уровень ответственности, который будет готов взять на себя ребёнок,  способность  оценивать себя и  регулировать свое поведение.

Эмоциональное благополучие личности напрямую связано также и  с самооценкой: лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе.

С целью повышения интереса к учебным дисциплинам, учитель в зависимости от содержания урока, должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов:

1 этап. Возникновение мотивации (готовность, включенность).

  • Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой».
  • Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы».
  • Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

Используется чередование разных видов деятельности; материалы различной трудности; отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции - удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поисковую активность учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершения

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя. Таким образом, каждый этап урока  иностранного языка учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.

Из  вышеизложенного следует сделать вывод о том, что  важнейшие принципы ноосферного образования : принцип системности  и принцип  личностно-ориентированного иноязычного образования  играют  существенную роль  в  обучении иноязычной культуре  и языку.

                             Примечание

  1. Божович  Л.И. Белкина, М.Ю., Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опыта работы школы)/ М.Ю. Белкина// Иностранные языки в школе. – 2006. - №5. – с. 53-54.
  2. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. унив-в и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

 3.Гебель, С.Ф., Использование песни на уроках иностранного языка/С.Ф.

      Гебель//Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с.28-31 

  4. Маслова Н.В. Теория и практика ноосферного образования.-2006.-

      М.-с.78-89.                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа гуманитаризации образования.

В свете новой концепции историко-культурного образования выдвигаются актуальные проблемы преподавания историко-обществоведческого и художественно-эстетического циклов. Одной из тенденций современного ...

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...

Статья "Реализация принципов культуросообразности через самобытные формы воспитания "

        Повышение эффективности воспитательной работы– залог успешной реализации Программы воспитания. Мы ищем пути дальнейшего совершенствования работы с классными ко...

Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."

В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербург...

Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"

В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....