Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные и метапредметные аспекты обучения чтению на иностранном языке.
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Смирнова Ирина Рафаиловна

Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реализуются на уроках чтения/домашнего чтения через организацию учителем работы по обсуждению прочитанного в группе учащихся/индивидуально.

При соблюдении каких условий возможно успешное овладение учащимися указанной речевой компетенцией в чтении? В материале содержатся практические рекомендации учителя английского языка школы №94 г. Нижнего Новгорода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС.

Смирнова Ирина Рафаиловна, учитель английского языка I категория

МБОУ «Школа №94», г. Нижний Новгород, 2015

Тезисы по работе секции «Актуальные задачи обучения чтению на иностранном языке: предметные и метапредметные аспекты»

Метапредметные результаты

 

Предметные результаты

Регулятивные

Управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность, контроль и коррекция

Основы системы научных знаний

Коммуникативные

Речевая деятельность, навыки сотрудничества

Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Познавательные

Работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, синтеза

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

К метапредметным результатам в овладении чтением как одном из видов речевой деятельности относятся:

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

 - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку в коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения) является сформированная речевая компетенция в чтении как одном из видов речевой деятельности, а именно:

- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реализуются на уроках чтения/домашнего чтения через организацию учителем работы по обсуждению прочитанного в группе учащихся/индивидуально.

Успешное овладение учащимися указанной речевой компетенцией в чтении возможно при соблюдении следующих условий:

- Чтение обучает говорению только в том случае, если учителем профессионально организуется работа по обсуждению прочитанного. Обсуждение учит думать, анализировать, сравнивать (познавательные метапредметные результаты). Без обсуждения чтение становится приятным времяпрепровождением и отчасти способом получения информации. При таком чтении литературы, требующей осмысления, возможны риски:

А). Утрачивается воспитательная ценность информации: информация становится предметом для рассуждения только в том случае, если она осмыслена должным образом. В обратном случае учащийся не извлекает урок из представленных в книге ситуаций с целью своего нравственного и духовного развития.

Б). Информация и затронутые в тексте проблемы при самостоятельном чтении без работы по его обсуждению в группе могут быть неверно интерпретированы отдельными учащимися.

В). Представления о добре и зле в понимании учащихся могут быть искажены из-за их недостаточной сформированности в силу возрастных особенностей (младший школьный возраст!), в частности если отрицательный персонаж восхваляется или предстает в книге супергероем и др.

- Литература для чтения должна быть тщательно отобрана. Книга/текст должны по своему содержанию, тематике и проблематике соответствовать возрастным интересам учащихся и их психологической готовности воспринимать содержание и затронутые проблемы. В тексте не должно содержаться лексем и идей, пропагандирующих любой вид дискриминации, жестокого обращения с животными и т.д.

- Книга для чтения должна быть снабжена иллюстрациями для расширения возможностей говорения, а именно для организации работы на сравнение иллюстраций, изображенных на них объектов, на нахождение сходств и отличий (познавательные метапредметные результаты).

Рекомендации по организации обсуждения текста/книги на примере сказки «Джек и бобовое зернышко» Jack and the Beanstalk в пересказе авторов УМК «Английский в фокусе – 5».

1). Как предлагают авторы пособия[1], обсуждение прочитанного эпизода/главы желательно организовать в три уровня:

- before reading;

           - while reading;

                  - after reading (см. Приложение 1)

2). Обсуждение текста на этапах «while reading» и «after reading» также можно организовать согласно следующему алгоритму[2]:

I. Plot (place, time, events) and background of the story.

II. Main heros’characteristics and deeds.

III. Why I like/dislike characters.

IV. What I feel while reading.

V. What I should do if I were they.

- Расширение умений сравнивать осуществляется через обсуждение персонажей и их поступки в сказке «Джек и бобовое зернышко» Jack and the Beanstalk в пересказе авторов УМК «Английский в фокусе – 5»  English Spotlight – 5 Ю.Е. Ваулиной, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

- Расширение умений сравнивать картинки, находить сходства и отличия позволяют в представленном учебном пособии задания типа Look at the pictures and say what is different about Mrs Trott, Jack and the hen, from the first picture to the second picture (см. Приложение 1).

Приложение 1

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (http://standart.edu.ru).

2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный

язык. – М.: Просвещение, 2012. – (Серия «Стандарты второго

поколения»).

3. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная

линия учебников «Английский в фокусе». 5–9 классы. - М:

Просвещение, 2013.

4. Ваулина Ю.В., Дули Дж. «Английский в фокусе», Книга для учителя. 5

класс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.

5. Учебное издание серия «Английский в фокусе». Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Jack and the Beanstalk. Книга для чтения. 5 класс: пособие для общеобразоват. Учреждений / пересказ Ю.Е. Ваулиной и др.- 4-е изд.-  М.: Express Publishing. Просвещение,2012.  


[1] Учебное издание серия «Английский в фокусе». Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Jack and the Beanstalk. Книга для чтения. 5 класс: пособие для общеобразоват. Учреждений / пересказ Ю.Е. Ваулиной и др.- 4-е изд.-  М.: Express Publishing. Просвещение,2012.  

[2] Методика автора тезисов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Учебная дисциплина «Иностранный язык» представляет собой практическую дисциплину в цикле дисциплин ОГСЭ.  Данный курс направлен на формирование общей и профессиональной культуры лично...

Методические рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.

1.Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС.2. Структура уроков в рамках деятельностного подхода 3. Методы обучения4. Информационно – комму...

Кодификатор как средство оценки успешности школьника в соответствии с требованиями ФГОС с использованием средств педагогической метрологии.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, основной целью которого является: научить учащихся самостоятельно учиться и помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...