Формирование коммуникативных УУД посредством развития навыков диалогической речи
статья ( класс) по теме

Пешохина Ольга Владимировна

Доклад  на школьное МО учителей английского языка "Лицея № 36" Пешохиной О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_na_shmo.zip102.19 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Лицей № 36"

пр. Кирова, 29а, г. Нижний Новгород, 603101, тел./факс (831) 293-62-41, e-mail:schooln36@inbox.ru,schl36@mts-nn.ru

Формирование коммуникативных УУД

посредством развития

навыков диалогической речи

Доклад  на школьное МО

учителей английского языка

"Лицей № 36"

Пешохиной О.В.

г. Нижний Новгород

2015

В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. совокупность способностей личности к иноязычному общению на межкультурном уровне. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.

Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Создавшееся положение требует новых поисков более рациональной методики обучения диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для обучающихся.

Таким образом, цель работы – проанализировать методическую и теоретическую литературу по диалогической речи, ознакомиться с опытом обучения диалогической речи на средней ступени обучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и задачи обучения диалогической речи;
  2. Изучить методы, приемы, упражнения для обучения диалогической речи на средней ступени обучения.
  3. Рассмотреть психологическую и лингвистическую характеристику диалогической речи.

Диалогическая речь является одной из основных форм речевого общения. Потребность вступить в диалогический контакт связана с определенным мотивом и порождаемой им речевой задачей, т.е. воздействием на своего партнера с помощью речевых средств.

Вся работа с информацией должна быть коммуникативно мотивирована, информативно ценна, ситуативно обусловлена. Иноязычная речевая деятельность должна соответствовать требованиям:

- темп речи близок к действительному

- отсутствие пауз

- количество реплик в соответствии с программой

- развернутость реплик

- чистота речи

- структурное разнообразие реплик

- четко выраженная функциональная направленность реплик

В обучении диалогической речи можно выделить 3 этапа

  1. Вопросно-ответный уровень: формируется умение элементарно высказываться: задавать вопросы и ответить на первую реплику.
  2. Уровень микродиалога (репликовый) – формируется умение сочетать реплики двучлены, трехчлены с коммуникативной задачей.
  3. Текстовый (беседа): способность вести непринужденную беседу, разнообразную в информационном отношении в соответствии с программой, тематикой, сферами общения.

Формирование коммуникативной способности управления диалогическим общением.

Так как поведение одного собеседника зависит от речевого поведения другого собеседника диалогическую речь нельзя спланировать. Учителю необходимо научить обучаемых управлять диалогическим общением, формировать коммуникативные способности управления общением.

Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации:

Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:

  • начать, поддержать и закончить разговор;
  • поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;
  • вежливо переспросить, выразить согласие/отказ.

Объем этикетных диалогов - до 4 реплик со стороны каждого учащегося.

Речевые умения при ведении диалога-расспроса:

  • запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
  • целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».

Объем данных диалогов - до 6 реплик со стороны каждого учащегося.

Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:

  • обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
  • дать совет и принять/не принять его;
  • пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
  • сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его,объяснить причину.

Объем данных диалогов - до 4 реплик со стороны каждого учащегося.

Речевые умения при ведении диалога-обмена мнениями:

  • выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
  • высказать одобрение/неодобрение;
  • выразить сомнение;
  • выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание);
  • выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.

Объем диалогов — не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.

При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.

Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, в УМК «Spotlight»  предлагаются такие задания:
           - ask and answer

- look at the picture then ask and answer

- act out similar dialogues (разыграйте диалог по образцу)

- ask questions about…

- use the prompts and fill in the gaps

- usetheadjectivestotalkaboutyourfamily (пообразцу)

- talk about … family. Use: who, hoe old, what.
           - talk to your partner about your pet

- choose the picture and make true/false statements about it (the partner corrects the false ones)

- imagine you are … (in different parts of the world) and make up a short telephone conversation

- listen and repeat (хором отрабатываются реплики)

- use the sentences to complete the dialogue

- make notes and act out an interview
           - choose the correct response

- match the exchanges and act out the dialogue.

Таким образом,  УМК «Spotlight» предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.

Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической с точки зрения разнообразия и количества используемых речевых образцов, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые затем используются в монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыка диалогической речи по теме: « Америка. Вашингтон – столица США».

Методическая разработка урока, посвящённому повторению фактического материала по теме "Америка", а также изучению нового о столице США....

Презентация к методической разработке урока английского языка Развитие навыка диалогической речи по теме: « Америка. Вашингтон – столица США».

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку, фонетическую зарядку и упражнение на лексику....

Мастер класс «Формирование и развитие навыков диалогической речи». 2014-2015 учебный год.

На современном этапе делаются успешные попытки по формированию и развитию навыков диалогической речи через внедрение ФГОС.  Подтверждением этого служит учебник «Английский в фокусе». На средней с...

Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ на уроках английского языка.

Рассматривая в настоящее время процесс обучения ИЯ с точки зрения его коммуникативной направленности и выделяя приоритетные принципы коммуникативного подхода при отборе содержания, форм и методов для ...

Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических зарядок.

Методическая разработка по теме "Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических зарядок"....