Нетрадиционные способы обучения лексике английского языка
методическая разработка по английскому языку ( класс) на тему

Лустенкова Татьяна Алексеевна

Формы и виды работы с флэш-карточками как эффективный способ запоминания английской лексики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Продукт ИОД «Нетрадиционные способы обучения лексике английского языка с использованием флэш-карточек .» Автор учитель первой квалификационной категории Лустенкова Татьяна Алексеевна МОУ « Большеврудская СОШ»

Слайд 2

Цель создания продукта ИОД Идея инновационного продукта представляет собой достижение следующей цели: формирование и совершенствование лексических навыков учащихся общеобразовательных школ.

Слайд 3

Задачи Достижение вышеуказанной цели будет производиться путем решения следующих задач: Отбор необходимого лексического материала для построения лексического минимума Изготовление флэш-карточек для работы над лексической стороной языка Изучение психологических особенностей запоминания слов Подбор видов флэш-карточек, техник и приемов работы с ними согласно возрастным и психическим особенностям учащихся Повышение мотивации к обучению иностранным языкам

Слайд 4

Инновационность заключается в том, что для результативного освоения лексики необходимо соблюдать несколько другие принципы: - языковая догадка - выявление значения слова исходя из контекста - использование большей степени наглядности - разнообразие техник и форм работы со словом - повышение мотивации к обучению.

Слайд 5

Диагностика Диагностика , проведенная в ходе применения продукта ИОД, доказала эффективность использования флэш-карточек при обучении лексики иностранного (английского) языка.

Слайд 6

Мониторинг эффективности

Слайд 7

Мониторинг эффективности

Слайд 8

Мониторинг эффективности

Слайд 9

Результаты мониторинга эффективности использование флэш-карточек является эффективным методом для: Изучения графической формы слов Запоминания лексического значения Быстрого речевого воспроизведения слова (чтения) Перехода слов из пассивного словарного запаса в активный (использование в говорении) Повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Слайд 10

Транслируемость Возможность использования для изучения, закрепления и совершенствования лексических навыков при чтении арифметических действиях запоминании формул и дат карточки легко и эффективно могут использоваться и на уроках алгебры, геометрии, физики, химии, истории и спользование флэш-карточек также можно порекомендовать родителям для обучения своих детей



Предварительный просмотр:

Инновационный образовательный продукт «Нетрадиционные формы работы по изучению лексики»

В современном образовании остро стоит вопрос о качественном изучении иностранных языков. Это стало необходимо в свете последних политических и экономических процессов в мире. Важность владения иностранным языком (английским) на данном временном отрезке является одной из современных тенденций в развитии образования. Одним из ключевых моментов в изучении иностранного языка является формирование лексических навыков говорения. Изучение лексической базы иностранного языка требует немалых усилий и применения особенных техник и приемов. В ограниченных условиях учебного времени при изучении лексики необходимо учитывать следующие ключевые моменты:

  • Изучение лексики должно отвечать современным требованиям и ФГОС нового поколения
  • Использование разнообразных режимов работы (групповая и парная работа)
  • Повышение мотивации к обучению
  • Использование разнообразных методик, техник и приемов работы (на примере использования системы работы с флэш-карточками)

Использование системы работы с флэш-карточками обеспечивает высокую эффективность и экономию времени при изучении лексики, что подтверждается педагогическими и психологическими исследованиями не только отечественных, но и зарубежных исследователей. Внедрение инновации в практику образовательного учреждения в полной мере может обеспечить более высокий уровень сформированности лексических навыков.

Идея создания инновационного продукта появилась вследствие возникновения тенденции к снижению качества знаний лексического минимума у учащихся. Появилась потребность в выстраивании работы над лексической стороной изучаемого языка на качественно новом уровне.

Идея инновационного продукта представляет собой достижение следующей цели: формирование и совершенствование лексических навыков учащихся общеобразовательных школ. Достижение вышеуказанной цели будет производиться путем решения следующих задач:

  • Отбор необходимого лексического материала для построения лексического минимума
  • Изготовление флэш-карточек для работы над лексической стороной языка
  • Изучение психологических особенностей запоминания слов
  • Подбор видов флэш-карточек, техник и приемов работы с ними согласно возрастным и психическим особенностям учащихся
  • Повышение мотивации к обучению иностранным языкам

В современных школах на уроках иностранного языка чаще всего работа над лексикой сводится к групповому проговариванию новых лексических единиц, к использованию метода прямого перевода, что не является эффективным. Инновационность данной идеи заключается в том, что для результативного освоения лексики необходимо соблюдать несколько другие принципы:

- языковая догадка

- выявление значения слова исходя из контекста

- использование большей степени наглядности

- разнообразие техник и форм работы со словом

- повышение мотивации к обучению.

Использование в работе с детьми флэш-карточек отвечает всем современным требованиям при изучении лексики, которые рекомендуются специалистами в преподавании языков на международном уровне.

Использование флэш-карточек предполагает широкий спектр видов и форм работы:

- обязательное включение группового и парного режима работы,

- соответствие содержания карточек и заданий психологическим и возрастным особенностям обучаемых,

- включение заданий на формирование универсальных учебных действий (задания на соответствие, развитие языковой догадки, улучшение памяти, концентрации, внимания, а также возможности самим учащимся придумывать свои собственные задания с использованием флэш-карточек).

В результате использования учителем инновационного продукта мы приближаемся к конкретным результатам. Диагностика, проведенная в ходе применения продукта ИОД, доказала эффективность использования флэш-карточек при обучении лексики иностранного (английского) языка.

Для оценивания результативности использования флэш-карточек проводились диагностические исследования. На уроках формирования лексических навыков по теме «Школьные принадлежности и школьные предметы» в 5-х классах было решено проводить работу по изучению лексики двумя способами – в 5 «а» в традиционной форме (работа со словарем, выполнение упражнений в учебнике), в 5 «б» в нетрадиционной форме (использование флэш-карточек в различных режимах работы).

 Учащимся были предложены одинаковые задания, после выполнения которых можно судить об эффективности применения флэш-карточек. Учащиеся писали словарный диктант с целью проверки знания графической формы слов и их лексического значения. В группе с традиционным подходом по изучению лексики учащиеся безошибочно написали и перевели 58% слов, а в контрольной группе – 76% слов.  Следующим заданием было прочитать список изученных слов на время. Группа 5 «а» класса показала среднее время прочтения списка слов за 43 секунды, а группа 5 «б», изучавшая ту же самую лексику по флэш-карточкам, установила среднее время прочтения за 26 секунд. В заданиях на узнавание изучаемой лексики в текстах и в звучащей речи учащиеся должны были выделить изучаемые лексические единицы.  Правильно распознали новую лексику в полном объеме только учащиеся контрольной группы, хотя группа 5 «а» класса распознала только 68 % нового лексического материала. Финальным заданием было использование в речи как можно большего количества новых слов. 78% активной лексики использовали ребята контрольной группы по сравнению с учащимися группы, в которой проводилась работа по изучению новой лексики в традиционной форме. С результатами диагностики можно ознакомиться в следующих диаграммах.

Для определения уровня мотивации к изучению новых лексических единиц 37 учащимся была предложена анонимная анкета, в которой ребята отвечали на следующие вопросы:

  1. Оцените степень запоминания новых слов при работе с карточками.
  2. Интересна ли вам работа с различными вариантами заданий с использованием карточек?
  3. Нравится ли вам работа в парах и группах при выполнении заданий с флэш-карточками?
  4. Много ли времени уходит на запоминание слов и их значений, используя карточки со словами.
  5. Как часто вы бы хотели работать с карточками?

Ребята должны были ответить на вопросы в виде степени проявления того или иного признака – признак проявляется в высшей степени – признак проявляется и признак не проявляется. Интересно, что все 37 опрошенных высказали мнение о том, что на запоминание слов с использованием карточек тратится гораздо меньше времени, чем при работе со списками слов.

Подводя итоги по результатам мониторинга, можно с уверенностью заявить, что использование данного продукта в обучении лексики доказывает свою эффективность в формировании и совершенствовании лексических навыков, а также положительно сказывается на мотивации к изучению иностранного языка.

Обобщая полученные данные, можно прийти к выводу, что использование флэш-карточек является эффективным методом для:

  • Изучения графической формы слов
  • Запоминания лексического значения
  • Быстрого речевого воспроизведения слова (чтения)
  • Перехода слов из пассивного словарного запаса в активный (использование в говорении)
  • Повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Данный продукт ИОД обладает безграничными возможностями использования и высокой транслируемостью.

Флэшкарточка – это карточка с числами, словами, терминами, формулами, картинками, которая создана для вызова мгновенного отклика от ее пользователя в тот момент, информация на карточке появляется перед глазами. Чаще всего используется не только для изучения, закрепления и совершенствования лексических навыков, но и при чтении, арифметических действиях, запоминании формул и дат. Для разнообразия в работе и для лучшего запоминания учебного материала карточки легко и эффективно могут использоваться и на уроках алгебры, геометрии, физики, химии, истории. Учитель всегда сможет произвести отбор необходимого материала, создать определенный набор своих флэш-карточек и убедиться в эффективности метода для лучшего усвоения материала учащимися.

В обычной жизни также можно столкнуться с массой понятий, вычислений и формул, которые необходимо запомнить. Поэтому любой человек, используя блок бумаги для записей, может с легкостью создать свой список необходимой информации и качественно усваивать ее, просто перебирая карточки, находясь в общественном транспорте или, например, находясь в очереди к врачу.

Использование флэш-карточек также можно порекомендовать родителям для обучения своих детей. Можно помочь своим детям при запоминании различного материала, создав набор необходимых карточек, а также творчески подойдя к процессу их изготовления.

С методическими рекомендациями по организации работы с флэш-карточками при изучении иностранного (английского) языка можно ознакомиться в Приложении 1.

Публикации: Методическая разработка по теме: «Расширение словарного запаса учащихся при изучении иностранного (английского) языка. Виды и формы работы с флэш-карточками» https://educontest.net/component/content/article/47742



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по применению продукта ИОД "Нетрадиционные способы

обучения лексике английского языка

с использованием флэш-карточек."

Составитель учитель первой квалификационной категории Лустенкова Т. А.

Обучение лексике школьников – это не так просто, как кажется. Учитель должен распределить лексику на ту, которой необходимо учить с самого начала, и на ту, которая должна быть усвоена позже и работать над ней, исходя от простого к сложному.

Лексический строй языка может изучаться разными способами. У учащихся есть много возможностей изучить и присвоить новую лексику изучаемого языка во время уроков. Чем более нестандартно учитель обучает лексике, тем легче ее выучат дети. Здесь на помощь учителю приходят разнообразные методы и приемы. Вполне допустимо, что учитель сам разрабатывает свои собственные особые подходы к обучению детей. Изучив опыт предшественников, найдя описания нестандартных способов обучения лексике и оценив их эффективность, а также всевозможные риски и затраты, я пришла к выводу, что в обучении лексике вполне успешно можно использовать методику работы с флэш-карточками. Это и стало основной гипотезой при создании данного продукта ИОД.

Флэш-карточка – это карточка с числами, словами, терминами, формулами, картинками, которая создана для вызова мгновенного отклика от учащихся в тот момент, когда учитель демонстрирует карточку в быстром темпе. Чаще всего используется при чтении, арифметических действиях, а особенно для закрепления и совершенствования лексических навыков.

Карточки – это мощный инструмент для запоминания, позволяя информацию буквально «вкладывать» в память.

Методологической основой при создании данного продукта явилось учение о процессах запоминания и забывания информации.

Немецкий психолог Германн Эббингауз первым стал изучать феномен забывания информации. Известно, что мы, к сожалению, забываем информацию через довольно короткий отрезок времени.

Эббингауз обнаружил, благодаря своему эксперименту, что мы забываем около 75% информации через 48 часов (2 суток) после изучения. Уже спустя 20 минут мы забываем 42% информации. После 8 суток мы помним только 20% информации. Как видно из этих цифр, все-таки какая-то информация, пусть и небольшая, сохраняется в памяти. Следовательно, мы можем избежать забывания информации, если будем фокусировать внимание на той части информации, которая забывается, а не на той, которая сохраняется и без зубрежки.

Себастьян Лейтнер, немецкий психолог, в начале 70 годов 20 века представил систему, которая как раз учитывает открытие Эббингауза о том, что информация забывается неоднородно - что-то забывается быстро, что-то, напротив, долго держится в памяти. Лейтнер предложил практический метод для выучивания слов (а в нашем случае речь идет об иностранной лексике) с меньшими усилиями, чем традиционный метод – метод

простого повторения флэш-карточек, перебирая постоянно одну за другой.

Эта система и была взята за основной вид работы с карточками. Система Лейтнера (англ. Leitner system) —метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX-го века.

Эта система — простое применение принципа интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы.

В этом методе так называемые флэш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флэш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Flashcard.png

Малоизвестная система Лейтнера - это метод изучения по флешкарточкам, использующий прием разночастотных повторений. Ячейки должны пересматриваться после определенного периода времени, и, затем, флэш-карточки продвигаются либо в следующую ячейку, либо перемещаются назад в предшествующую ячейку. Флэш-карточки, которые вы уже знаете, без особых усилий отправляются в следующую ячейку, а те, с которыми у вас возникают проблемы по запоминанию отправляются в предыдущую ячейку, которую вы повторяете чаще. То есть, ячейка №1 повторяется довольно часто, скажем раз в день - в ней новые и трудные для запоминания слова. Ячейка №2 повторяется реже, скажем через день - там уже запомнившиеся слова. А ячейка №3 повторяется редко, например, раз в неделю - там слова, которые вы уже очень хорошо запомнили. Итак, согласно системе Лейтнера, вы повторяете чаще именно те слова, которые запомнить труднее, что позволяет вам экономить время на словах, которые запоминаются хорошо. Это значит, что вы можете изучить иностранную лексику в разы быстрее.

Достоинства метода - ученик сосредотачивается на наиболее сложной информации на флэш-карточках, которые всегда находятся в первой группе и повторяются ежедневно. В результате происходит сокращение времени, затрачиваемого на обучение.

Применение флэш-карточек мотивирует, увеличивает время говорения, их быстро и легко использовать.

Рекомендации по созданию флэш-карточек

То, как будет осуществляться отбор лексического материала, какой будет карточка и каким образом будет построена работа на уроке зависит полностью от учителя и его творческих способностей. Но также нужно учитывать ряд особенностей при создании данного материала.

  • Карточки должны быть удобны в использовании. Необходимо подобрать нужный размер для карточек, которые будут удобно помещаться в ладонь, которые будет легко перекладывать. Основная масса карточек данного продукта ИОД представляет собой карточки размером 8,5*5 см
  • Для карточек используется плотная бумага или картон, можно заламинировать карточки для большего срока использования. Однажды сделав качественные карточки можно их использовать из года в год.
  • На лицевой стороне карточки помещается слово на иностранном языке, возможно добавления транскрипции. На оборотной стороне помещается картинка или перевод, обозначающий лексическое значение слова.
  • Группируйте слова по темам, изготавливая карточки разных цветов. Например, слова по теме «Одежда» помещайте на карточках одного цвета, а по теме «Еда» - другого цвета.
  • Для младших школьников используйте довольно большие по размеру карточки, чтобы была возможность показать карточку всему классу, сэкономив время при представлении новой лексики.
  • На этапе совершенствования лексических навыков можно использовать популярные в молодежной среде картинки из слов. В одной картинке объединяются все слова изученной темы, оформляются в виде интересного дизайна с различными цветовыми решениями. Такие картинки из слов можно использовать для изучения дополнительных лексических единиц, не изучаемых на уроках.
  • Учащиеся могут сразу записывать новую лексику не в тетрадь, а на карточки или в разноцветные блоки для записей. С обратной стороны можно написать перевод, слово в контексте, нарисовать иллюстрацию, написать синонимы.

Виды и формы работы с флэш-карточками

Каждый учитель моет использовать свои приемы и формы работы с данным материалом. Описание следующих приемов носит рекомендательный характер.

Адаптированный метод системы Лейтнера – необходимо взять стопку флэш-карточек. Если слово на верхней карточке известно, то карточка перекладывается в конец стопки. Если слово неизвестно, то оно после просмотра перевода перекладывается в середину стопки (ближе к началу), чтобы оно встречалось раньше и чаще, чем слова уже известные. Таким образом, мы добиваемся более частого повторения необходимой трудной лексики и ее прочного запоминания.

  • Для детей младшего школьного возраста – медленная демонстрация картинки или слова с целью добиться угадывания и произнесения нужного слова. Этим мы тренируем способность ребенка вызвать необходимое слово из памяти и включить его в словарный запас активной лексики.
  • Произнесите слово без звучания, дайте возможность младшим школьникам читать по губам. Это очень помогает понимать говорящего при живом общении. Затем покажите ребятам перевод или картинку
  • Поиграйте с детьми в магазин – в качестве товаров предложите называть нужную лексику
  • Попросите ребят убрать лишнее по смыслу слово из группы карточек
  • Включите элемент соревнования в работу с лексикой – кто больше слов назовет, кто быстрее прочитает, кто составит предложение со новым словом?
  • Предложите более старшим ребятам сочинить историю, включив в нее как можно больше слов

Рекомендации для применения продукта согласно требованиям ФГОС нового поколения.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают достижение не столько предметных результатов, сколько развитие универсальных учебных действий (УУД).

  • Целесообразно организовать групповую и парную форму работы
  • Позвольте учащимся самим придумать игру с флэш-карточками
  • Работая в парах, учащиеся могут
  • произносить слова по буквам
  • распределять слова по категориям
  • распределять слова по алфавиту
  • составлять предложения со словами и т.д.

Для прочного усвоения лексических знаний важно соблюдать принцип последовательности и регулярности.

Предлагайте учащимся как можно чаще работать  флэш-карточками, повторяйте новые слова через день после изучения, через неделю, через месяц. При этих условиях словарный запас школьников обогатится быстрее и позволит подготовить выпускников, владеющих прочными знаниями лексики иностранного языка.

 Использование флэш-карточек при осуществлении контроля лексических навыков

Контроль лексических навыков, который дает учителю представление об объеме лексического материала, усвоенного учащимися, можно проводить также и с использованием лексических карточек. Учителю представляется ряд вариантов, при которых можно проверить:

  • знакомо ли учащемуся графическая форма слова,
  • известно ли значение слова,
  • может ли учащийся правильно прочитать слово,
  • может ли подобрать синонимы, составить предложение,
  • может ли учащийся осуществить перевод с русского языка на английский.

Исходя из задач проведения контроля лексических навыков, предлагается несколько вариантов контрольных упражнений с флэш-карточками.

  • Предложите учащимся читать слова с карточек при ограничении времени (на скорость)
  • Задания на перевод с английского на русский и с русского на английский
  • Предложите убрать лишние по смыслу карточки
  • Составление предложений и словосочетаний с изучаемой лексикой
  • Включайте в проверку лексических знаний и те слова, которые уже были изучены ранее, что будет полезно для тренировки долгосрочной памяти.

Список литературы

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам.
  2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика - М.: Академия, 2004. 
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку . Базовый курс лекций. М: Просвещение 2002.
  4. Шендельс Е.И. Взаимодействие между лексическими и грамматическими значениями. // Методическая мозаика (приложение к журналу иностранные языки в школе). – 2007 № 4.
  5. Longman dictionary of contemporary English.- New ed..- Edinburgh Gate : Pearson : ; Harlow : Longman, 2003
  6. Thornbury S. How to teach vocabulary. – London: Longman, 2002.
  7. http://learnenglish.britishcouncil.org/en/
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_Лейтнера
  9. http://www.native-english.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология в обучении лексике английского языка

В работе даны психологические обоснования использовагния игр в обучении детей лексике на уроках английсколго языка и даны примеры употребления игр....

нетрадиционные способы обучения рисованию.

Нетрадиционные способы обучения как фактор повышения эффективности занятия в студии "Волшебная палитра"....

Электронные ресурсы в обучении лексике английского языка

Применение компьютерных программ на уроках английского языка...

Использование оригами при обучении лексике английского языка на уроках в начальной школе

Цель работы – доказать целесообразность применения оригами при обучении лексике английского языка в начальной школе....

Методические рекомендации для учителей английского языка «Учет пространственных семантических признаков в обучении лексике английского языка»

Данная статья содержит практические рекомендации, нацеленные на устранение трудностей у учащихся при изучению лексики английского языка - названий природных объектов, имеющих в своем значении простран...

Игровые методы как средство обучения лексике английского языка в средней школе.

Статья об игровых приёмах в обучении английскому языку школьников средней школы...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а именно при обучении лексике английского языка в средней школе. В с...