Рабочая программа интегрированного элективного курса "Английский язык в профессиональной деятельность (экономика)"
рабочая программа по английскому языку ( класс) на тему

Рабочая программа интегрированного элективного курса "Английский язык в профессиональной деятельность (экономика)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

<Приложение 1.

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

ПРИНЯТО

методическим объединением учителей …………………..

Протокол № __ от ______

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_________________Н.М. Дергунова

«_______»  ______________  2013г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы №37

______________ И.А.Адрова

«______»   _____________2013г.

ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

ПО  АНГЛИЙСКОМУ  ЯЗЫКУ

«Английский язык в профессиональной деятельности (экономика)»

для 10-11 классов

Составитель:

И.А. Бережникова,

учитель английского языка

г. Москва

2013 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА        

ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ  РАБОТЫ  ПО  КУРСУ        

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ        

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА  «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК  В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКОНОМИКА)»        

ЛИТЕРАТУРА        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АННОТАЦИЯ

Программа интегрированного элективного курса «Английский язык в профессиональной деятельности (экономика)» разработана в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., предусматривающей создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда...отработки гибкой системы профилей” и в соответствии с законом РФ «Об образовании», в котором говорится, что экономическое образование становится одним из главных направлений совершенствования системы образования.

Актуальность данной программы объясняется переходом к системе профильного обучения в образовании, которое позволит преодолеть существующее противоречие между школьными знаниями и реальными компетентностями, необходимыми в жизни для самореализации человека, а также необходимостью создать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Предлагаемый курс позволяет интегрировать  знания по английскому языку и такой учебной дисциплине, как экономика, и окажется полезным в старших классах социально-экономического профиля. Его содержание может максимально способствовать реализации углублённого содержания выбранных в соответствии с профилем предметов социально-экономического профиля и нести в себе общезначимую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.  

Данный элективный курс призван не только расширить диапазон языковой подготовки учащихся, но и средствами иностранного языка познакомить их с экономической специальностью, что возможно поможет продолжению образования в экономической сфере, где также требуется знание иностранного языка. При обучении в классах социально-экономического профиля учащиеся изучают на английском языке экономические термины, учатся ориентироваться в основных закономерностях и тенденциях развития экономики, как в своей стране, так и в мире. Курс позволяет расширить учебную тематику и уделить внимание стилистическим особенностям устной и письменной речи, терминологии, а также привлечь научно-популярные профильно-ориентированные тексты. Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.

Необходимость изучения курса связана еще и с тем, что современная ситуация в нашей стране, ее выход на новый уровень развития в деловом мире, ставит перед людьми новые задачи в плане совместной деятельности и приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Инфраструктура наших городов подразумевает большое количество иностранных фирм или фирм имеющих иностранных партнеров. Здесь является необходимым не только знание языка, но и определенной лексики. Вместе с тем, нужно учитывать специфику отношений с иностранными партнерами. Современному человеку следует быть точно информированным о правилах и нормах культуры поведения, чтобы правильно строить отношения со своими партнерами, как за рубежом, так и в России.

Так, практическая часть курса позволит развить коммуникативную и социокультурную компетенцию обучающихся, обогатить речевой запас экономической и деловой лексикой, совершенствовать умения и навыки необходимые для успешного взаимодействия с деловыми партнерами, а также сформировать умения и навыки работы с деловой корреспонденцией, подготовки деловых презентаций, проведения телефонных разговоров, проведения деловых встреч. Такие знания универсальны и применимы во всех сферах. В данном случае иностранный язык станет действенным фактором повышения мотивации учения.

Предлагаемый курс представлен как курс практико-ориентированный деятельности и предназначен для профильной подготовки учащихся 10–11 классов социально-экономического направления. Курс рассчитан на 34 часа обучения в 10-м классе по 1 часу в неделю и 34 часа обучения в 11-м классе по 1 часу в неделю.

В основу данного курса положен учебно-методический комплект ‘Macmillan Guide to Economics’ издательства Macmillan Publishers Limited, разработанный авторами Lilia Raitskaya, Stuart Cochrane.

Учащиеся узнают из курса, что изучают экономическая теория и эконометрика, в чем разница между микроэкономикой и макроэкономикой, какие экономические системы существуют в современном мире, как функционирует рынок и какую роль на нем играют спрос и предложение, какими особенностями обладает рынок труда, какие факторы производства используются в экономике, а также о монополии, общественных благах, экономике благосостояния, экономической политике государства, деньгах, инфляции и банках, процентных ставках и финансовых рынках, циклах деловой активности и многом другом.

Тексты УМК, содержащие основные положения экономической теории и достаточно большое количество терминов, написаны в увлекательной форме хорошим, доступным языком.

Само учебное пособие комбинирует несколько подходов, которые помогают учителю вести курс английского языка в области экономики для разноуровневых групп и содействовать учащимся в достижении соответствующих  языковых знаний, навыков и умений. Книга для учащихся содержит двадцать один тематически организованный раздел, каждый из которых включает в себя два базовых тематических текста, сопровождаемых аудиозаписям, разработанной активной лексикой, вопросами по теме урока, упражнениями и заданиями.

В курсе предусмотрены упражнения на развитие всех основных видов речевой деятельности – чтения, письма, аудирования и говорения. При этом форма отдельных упражнений меняется из урока в урок, для того чтобы избежать монотонности в обучении. Наличие open-ended activities (открытые задания без вариантов ответов) позволяет учащимся отвечать в соответствии с их собственным уровнем знаний. Особого внимания заслуживают творческие задания на развитие навыков письменной речи. Освоив материал курса, учащиеся научатся писать письма, статьи, эссе, сочинения, составлять доклады, отчеты, рекламные проспекты и представлять результаты своей работы в форме презентации.

Чтение текстов с экономическим содержанием развивает познавательный интерес учащихся к иностранному языку, помогает активизировать их мыслительную деятельность, расширяет представления об окружающем мире и словарный экономический запас старшеклассников по иностранному языку.

Таким образом, знание английского языка в сфере экономики расширит границы доступной информации: у учащихся появится гораздо больше источников знаний, включая чтение иностранной прессы/литературы и неформальное общение.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель элективного курса  «Английский язык в профессиональной деятельности (экономика)» – помочь старшеклассникам достичь органического единства в овладении основополагающими темами экономической теории и иностранным языком, в частности, освоение экономической терминологии на иностранном языке, приобретение и закрепление на иностранном языке навыков в восприятии и понимании иноязычной речи и развитие умения излагать на иностранном языке материал (идеи, мысли) экономического характера, что необходимо в будущей профессиональной деятельности, включая обучение в вузе.

Предлагаемый элективный курс направлен на решение следующих задач.

Предметные задачи:

● повышать информационную компетентность учащихся, связанную со сферой экономики и финансов;

● развивать и совершенствовать все виды коммуникативной деятельности в пределах экономического профиля: аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь), чтение и письмо, а именно:

В области письма – обучить школьников формам делового письма, написанию статьи, эссе, сочинения, составлению докладов, отчетов, рекламных проспектов.

В области чтения – развить у учащихся навыки «эффективного» чтения. Для этого предусмотрены следующие упражнения в рамках развития технологий ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового чтения:

● на развитие беглости чтения для быстрого ознакомления с текстом;

●  на умение моментально опознавать смысл текста по ключевым словам (включает в себя игнорирование незнакомых слов, понимание их смысла из контекста);

●  на узнавание словарных эквивалентов.

В области аудирования и устной речи – научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Учащимся предоставляются разнообразные аутентичные аудиотексты с различными технологиями прослушивания как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют  различные упражнения, после чего проходит закрепление прослушанного в форме дискуссии.

В области лексики –  расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи предусмотрена работа с упражнениями по использованию предложенной лексики.

В области фонетики –  развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи на слух посредством прослушивания и активной работой с аутентичными аудиотекстами экономической и деловой тематики.

В области грамматики – познакомить учащихся с наиболее часто употребительными в ситуациях делового общения грамматическими явлениями и структурами.

Метапредметные задачи:

● формировать и развивать умения оперировать необходимыми экономическими понятиями и суждениями, использовать для решения жизненно важных экономических задач анализ, сравнение, синтез, обобщение;

● развить у учащихся навыки логического изложения мысли;

● развить у учащихся критическое мышление;

● развивать умение работать в сотрудничестве, воспитывать уважение к традициям других стран;

● прививать навыки исследовательской работы, развивать речетворческую деятельность;

● научить планировать свою деятельность, проектировать и прогнозировать;

● научить работать с графиками, диаграммами и описывать их;

● формировать у школьников навыки работы с источниками научно-популярной информации для последующей реализации возникающих потребностей;

Личностные задачи:

● развивать у обучаемых интересов в области социально-экономических наук, научного мировоззрения, экономического мышления, а также языковых способностей и речевой культуры;

● расширить кругозор учащихся, способствовать их профессиональному самоопределению;

● сформировать практические умения и навыки, необходимые для успешных взаимоотношений с деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности;

● развивать учебно-познавательные способности учащихся, необходимые для дальнейшего изучения английского языка и для самообразования путем создания положительной мотивации обучения;

● воспитать потребность в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ  РАБОТЫ  ПО  КУРСУ

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса  занятия проводятся с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения, таких как:

1) парная и групповая работа;

2) ролевые игры, предполагающие определение ролевых профессиональных (социальных) позиций и осуществление общения на английском языке в заданных условиях;

3) индивидуальные доклады и сообщения;

4) проведение викторин, опросов, диспутов, собраний, презентаций; 

5) конференции и семинары, предполагающие обмен информацией и мнениями на заданную тему или по заданной проблематике.

6) коммуникативные приемы при работе с текстовым материалом;

7) «Case study», предполагающий обучение через анализ разных ситуаций профессионального общения и интерпретацию решений;

8) использование компьютерных технологий и сети Интернет;

9) широкое использование проектных форм работы;

10) письменный перевод.

Подобные задания призваны повысить уровень знаний и навыков, связанных с разнообразными задачами в конкретных ситуациях.

Наличие сайта http://www.businessenglishonline.net, содержащего ссылки на Интернет-ресурсы и соответствующие каждому разделу учебника, предоставляет учителю и учащимся уникальные возможности. Использование сайта позволяет:

●  эффективно работать в группе с разноуровневой подготовкой учащихся, используя статьи Интернета в качестве заданий для более сильных учащихся;

●  организовывать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на базе Интернет — материалов;

●  обеспечивать учащихся тематическими материалами по России на английском языке. 

Помимо ссылок, сайт также предоставляет учителю еженедельные электронные уроки (e-mail lessons) со всеми материалами и методическими рекомендациями, которые могут служить дополнением к материалу учебного пособия, что облегчает работу учителя и может служить материалом для повышения квалификации учителя. Также на сайте представлены поурочные списки слов с транскрипций, которые могут быть распечатаны и использованы учащимися в качестве мини словаря.

В книге для учителя приведены дополнительные фотокопируемые материалы, направленные на повторение изученного материала.

Формы контроля и самоконтроля

Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Оценка должна способствовать  формированию у старшеклассников мотивации для достижения целей обучения и поддержанию уверенности в своих силах, возможностях и способностях. Исходя из этих критериев, представляется целесообразным осуществлять контроль, используя следующие формы работы:

●  написание письменных профильных работ (эссе, e-mail сообщения, делового письма, профиля компании);

●  проведение конференции;

●  ролевая игра;

●  публичное выступление  с кратким сообщением;

●  дискуссия с соблюдением норм речевого этикета;

● представление результатов проектной деятельности;

●  представление результатов творческих работ и рефератов по одной из изученных тем/проблем.

Преподаватель может варьировать формы и виды контроля, используя дополнительные задания:

вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;

упражнения на перевод, которые можно выполнять в качестве домашнего задания;

тестовые задания на аудирование, чтение, лексико-грамматические трансформации;

зачет или экзамен в устной и/или письменной форме.

Предлагается следующая оценочная шкала тестов: тест выполнен на 75% и выше – «отлично», тест выполнен на 60% и выше – «хорошо», 51% и выше – «удовлетворительно», ниже 51% - «неудовлетворительно». Для получения зачёта необходимо выполнить итоговый тест с оценкой не ниже «удовлетворительно».

При оценке устной  и письменной речи необходимо учитывать критерии, соответствующие:

●  международному стандарту;

●  требуемому стилю;

●  требуемому варианту английского языка;

●  теме и целям изучаемого материала.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

10 класс

Раздел 1. Введение. Экономика.

Unit 1

Тема 1. Введение. Знакомство с целью, задачами курса и его содержанием. Входное анкетирование (Needs Analysis). Что изучает экономика. Микроэкономика и макроэкономика. Жизнь до Индустриальной Революции.

Основные понятия:

● economics/economy, budget, business/businesses, convenience, data, demand, government, inflation, resources, trade-off, unemployment, government, business manager, economists, convenience;

● microeconomics, macroeconomics, private business, effect, household, manage household budget, small/large company, run a business, study economic data, behavior of the economy, economic changes, normative economics, improve the economy, relationship, collect data, create economic models, formulate theories;

● economic growth, life expectancy, subsistence level, the Industrial Revolution, to be available, democratic.

Тема 2. История развития экономической мысли. Происхождение термина «экономика». Известные экономисты. Краткая биография Адама Смита. Вклад Адама Смита в развитие современной экономической теории. Классики и неоклассицисты. Проектная работа: написание статьи в журнал на тему: «Известные российские экономисты».

Основные понятия:

● abundance, concept, consumer, firm, Industrial Revolution, population, precious metals, production process, profit, raw materials, satisfaction, scarcity, replace human workers, make extra money, use services;

● economic thought, nation, estate, family household, usage, manage land/households, wealth, gold, country’s wealth, own precious metals, goods, stocks, labour, merchant, buy and sell goods, stocks of gold, the size of the population, basic economic concept, trade with smb, political economy, ability to produce goods, the value of the goods, the cost of production, raw materials, replace smth, the division of labour, population growth, social classes, price of goods, real cost, price/cost, classical economists, neoclassical economists, supply and demand, profit;

● be born in, die, kidnap smb, rescue smb, go to the university, start one’s studies at, start work, publish a book, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations.

Говорение: двухминутное выступление об истории экономической мысли.

Проектная работа: написание статьи для журнала на тему «Известные российские экономисты: Столыпин, Кондратьев, Ленин, Леонтьев» (100-150 слов).

Unit 2

Тема 1. Эконометрика. Эконометрические методы. Анализ временных рядов. Структурный анализ. Анализ панельных данных. Исследование расходов подростков в Соединенном Королевстве.

Основные понятия:

● increase, to earn money, income, salary, make a theory, analysis, empirical  evidence, combine, a variable, academic/academician;

● collect the evidence, measure smth, to do the maths and statistics, econometrics, save money, express as a formula, give smth a value, time-series analysis, cross-sectional analysis, panel data analysis, make decisions;

● a survey, spend money, expense, amount.

Тема 2. Закон спроса и предложения. Эластичность спроса по цене. Построение и описание графиков спроса и предложения. Точка равновесия.

Основные понятия:

● applies, available, confusing, curve, demand, exception, impressive, increase, law, limited, set, shift, pay taxes to the government, supply, afford the goods;

● the law of demand, econometric formulas and charts, demand for smth falls, its price rises, the demand curve, be limited, become more expensive, be a necessity, basic necessities, put taxes on smth, the fall in demand, have an effect on smth, price elasticity, to measure price elasticity for a certain product, set prices at the correct level, plan price increases, affect smth, at any price, cause a shift in smth, cause a general increase in demand, exception to the law, particular market, increases/decreases in demand;

● chart, how supply and demand work together, along the vertical/horizontal  axis, the line going up/the line at the bottom from left to right, we have price, we have the amount of the product or service bought and sold, the chart has got two curves, the demand curve, the supply curve, the equilibrium point.

Говорение: двухминутное выступление о взаимосвязи спроса и предложения.

Письмо: описание графиков спроса и предложения; составление письменного отчета, описывающую информацию, содержащуюся в графиках (introduction, the supply curve, the demand curve, shift in demand).

Раздел 2. Экономические системы.

Unit 3

Тема 1. Традиционная экономика, или натуральное хозяйство. Традиционная экономика на примере племени пигмеев мбути, проживающих в тропических лесах Азии и Африки.

Основные понятия:

● the traditional economy, life of subsistence, tool, extra, industries, hunt, surplus, goods, shortage, tribes of people, crops, food, disadvantages, benefits, drawbacks, customs, flood, drought, hurricane, agriculture, technology, physical education;

● market, trader, employer, paid worker, salary, property, economic decisions, custom, division of labour, consume, produce.

Тема 2. Рыночная экономика. Экономическая теория Адама Смита.

Основные понятия:

● a market, be free from government management, advertise, afford, competition, controlled, costs, incentive, limit, prepared, profit, raise, reduce, role, street market, theoretical, to attract customers, to make a product;

● the market economy, stalls, stall owner, yell, advertise goods, the free market, influence of custom or tradition, prices for goods and services, customer, to supply smb with smth, incentive, make a profit, raise one’s prices, reduce one’s production costs, competition, technology, a share of the market, to control prices and quality, set limits.

● discursive essay, firstly, secondly, furthermore, however, on the other hand.

Ролевая игра (в парах или группах): Учащиеся представляют, что они возглавляют научную экспедицию в леса Центральной Африки. Они прожили полгода с племенем мбути. Необходимо подготовить краткий рассказ о своей экспедиции, упомянув: почему они поехали туда; почему важно изучать племя мбути; что представляет из себя место, где живет племя, его экология; какова экономическая система племени; чему мы можем научиться у племени мбути.

Письмо: написание эссе-рассуждения, в котором сравниваются традиционная и рыночная экономика, с указанием преимуществ и недостатков каждой.

Unit 4

Тема 1. Плановая экономика. Проблемы свободного рынка. Преимущества и недостатки плановой экономики. Страны с плановой экономикой. Проблемы, с которыми сталкивается население стран с плановой экономикой.

Основные понятия:

● wage/salary, decade, goods/commodity, strengths, standard, socialist government, industry, steel, indicate, warning system, shortage, rapidly, ration, solution, hoard, operate, wages;

● the planned economy, the forces of supply and demand, government, free/controlled, provide solutions to problems, the free market, to supply, be in demand, operate in the market, afford things, set price, basic commodities, to provide service, spend money on smth, drawback, to meet demand, shortage, ration goods, hoard things;

● food shortages, low wages, unemployment, lack of career opportunities, lack of luxury items, high prices, government industries.

Тема 2. Смешанная экономика. Государственный и частный сектор. Конкуренция. Дерегулирование. Сравнение государственной и частной системы здравоохранения.

Основные понятия:

● agriculture, ban, efficiently, free enterprise, manufacturers, monopoly, private sector, profit motivation, public transport, state sector, telecommunications, trade, produce goods from raw materials, waste resources, do business;

● the mixed economy, strict, operate smth, government control, privately owned business, state run industries, the state/private sector, oil, steel, agriculture, public transport, hospitals, the postal service, education, health services, primary industries, banking, provide basic materials to manufacturers, compete with companies, to provide product/service, deregulation, free up the economy, state-run industry, government protection, run efficiently, profit motivation, harm/improve, put limits, free enterprise, ban trade, prevent monopolies, market forces, regulate methods of production, to guarantee, collect taxes, risks of the free market;

● badly organized, taxpayer, pay health bill, get fixed, rich/poor, cut costs, make money;

● discursive essay, despite this, nevertheless, consequently, in contrast, similarly.

Дебаты: учащиеся в группах по три человека обсуждают преимущества экономических систем. Ученик А считает, что лучше всего плановая экономика. Ученик B считает, что лучше всего свободный рынок. Ученик С считает, что лучше всего смешанная экономика. Все трое по очереди высказывают аргументы за одну из трех экономических систем, не забывая отметить, чем система хороша для экономики и чем полезна для общества. Когда все в группе выскажутся, проводится общая дискуссия.

Письмо: написание эссе-рассуждения, в котором учащиеся сравнивают плановую экономику со смешанной, рассматривая преимущества и недостатки каждой. Учащиеся должны решить, какая из систем, по их мнению, лучше. (200–250 слов).

Обобщающее занятие по изученным разделам 1, 2. Контроль пройденного материала.

Раздел 3. Микроэкономика.

Unit 5

Тема 1. Выбор потребителя. Бюджетные ограничения. Полезность. Предельная полезность. Кривая безразличия. Теория потребительского выбора: за и против.

Основные понятия:

● budget, price, satisfaction with the goods, to make a rational decision, budget constraint, the maximum, the deciding factor, calculate, assume, a combination, an alternative, make a purchase, utility, purchase;

● consumer choice, make rational choices, consumer, cost, purchase, satisfaction, alternative purchase, budget constraint, total budget, a budget line, goods bundles, utility, an indifference curve, affect smth, the cost of the god, the consumer’s income, marginal utility, decrease;

● budget constraints, make choices, the neoclassical theory of consumer choice, make rational choices, advertising, have a strong effect on smth, make mistakes, information.

Тема 2. Издержки. Постоянные издержки. Переменные издержки. Издержки упущенных возможностей. Эффект масштаба производства.

Основные понятия:

● interest on loan, keep track of, loan, maintain, minus, nasty, part-time, rate, relationship, revenue, the short term;

● manufacture goods, spend money, make money, provide services, costs, fixed/variable costs, profit, overall revenue, supply, value, rise/fall, pay a rent, in the short term, loan, maintain machines, part-time employees, hourly pay, steadily, a dis-economy of scale, an economy of scale, constant return to scale;

● the opportunity cost, total cost, utility value, a sales assistant, give up.

Ролевая игра: учащиеся представляют, что они являются менеджерами небольшой компании (что производит компания, определяет каждый учащийся). Они должны выступить перед коллективом и рассказать ему об издержках компании, придерживаясь плана (fixed costs, variable costs, does your company have an economy of scale?).

Письмо-ролевая и игра: учащиеся пишут электронное письмо директору, объясняя, какое  и сколько оборудования можно закупить, чтобы уложиться в предоставляемый им бюджет.(100–150 слов)

Unit 6

Тема 1. Рыночная структура и конкуренция. Основные рыночные структуры. Совершенная/несовершенная конкуренция.  Монополия. Олигополия. Монопсония. Монополистическая конкуренция.

Основные понятия:

● market structure, competition, consumer, company, ease of entry into market, resources, technology, structure, senior manager, employee, have a big market share, scale, point, grade, exist, pure monopoly, complete monopoly, absolute monopoly, similar/identical, barrier, block, shopping, trading, selling, equilibrium, middle, equal, difference, addition, substitute, access, openings, entrance;

● compete with smb, to win/have a share of a market, have control over price, perfect competition, pure monopoly, supply goods/services, be identical, to be perfect substitutes, satisfy one’s needs, to raise the price, have complete information, have access to resources and technology, price takers, enter the market, increase in demand, cover costs, make profit, equilibrium;

● a monopoly, a monopsony, an oligopoly, perfect/imperfect competition, consumer, supplier, knowledge of product on market, come into markets, barriers, share the market.

Тема 2. Монополия. Виды монополии (естественная, сырьевая, локальная). Опасности, с которыми сталкиваются монополии.

Основные понятия:

● monopoly, network, take over, naturally, aggressive, printing business, publishing, innovation, legal, illegal, occur, benefit, drawback;

● to lay cables, jungle, take over, vertical/horizontal takeover, legal monopoly, price maker, bottom line;

● to enjoy a monopoly, to face a danger, to be careful, the law of supply and demand, set price, lower/increase price, innovation, have control of the market, to be in trouble, research, a change in fixed costs, takeover from a foreign company, a fall in demand, rising variable costs.

Говорение:

– учащиеся в парах или небольших группах называют отрасли, в которых существует монополия; указывают преимущества и недостатки существования монополии в этих отраслях.

– учащиеся готовят двухминутное выступление, сообщающее основные черты совершенной конкуренции.

Письмо: учащиеся пишут эссе о рыночной структуре по плану. (200-250 слов).

Unit 7

Тема 1. Рынок труда. Заработная плата. Производительность труда. Закон сокращения дохода, влияющий на производительность. Почему люди получают разную зарплату. Понятие гибкости предложений рынка труда.

Основные понятия:

● take on, obey, utility, output, compromise, productivity, afford, staff;

● the labour market, supply, demand, rate, relationship, employer/employee, consumer, producer, offer a service, to get the maximum utility, satisfaction, output, to take on staff, to obey the law of supply and demand, commodity, shift in demand, wage rate, end product, increase/decrease, replace, workers’ productivity, to employ a worker;

● the law of diminishing return, return, put a limit on, cause a decrease.

Тема 2. Предложение труда. «Эффект замещения». «Эффект дохода».

Основные понятия:

● switch off, play a role, compensation, substitution, leisure, balance, influences, complex, rate, skills;

● supply of labour, income effect, substitution effect, balance, natural limits, compensation, opportunity cost, elastic/inelastic;

● available supply of workers in the local labor market, length of service, the amount of risk and danger, discrimination.

Говорение:

– учащиеся готовят двухминутное выступление о том, как проявляет себя спрос и предложение на рынке труда;

– учащиеся в парах или небольших группах обсуждают такие вопросы, как «Работают ли люди только из-за денег?», «Что еще является для них мотивацией к работе?»

Письмо: учащиеся пишут заявление о приеме на работу.

Unit 8

Тема 1. Факторы производства. Основное понятие термина «фактор производства». Предпринимательство. Что привносят в экономику предприниматели.

Основные понятия:

● maintenance, apparatus, replacement, illogical, packaging, mental, timber, warehouse, crops, labour, storage, factor;

● factors of production, packaging/packing, to market, limber, to dig out, manual work, mental work, designing, labour intensive, skilled, fit, workforce, warehouse, storage, complex, apparatus, capital intensive, to expand production, net investment, replacement investment, entrepreneurship, to set smth in motion;

● find solutions to problems, invent new products, motivator, to get involved, to take a risk, to start a company, entrepreneur. managing people, communicating with customers, make profits.

Тема 2. Разделение труда. Специализация. Вклад Генри Форда в развитие машиностроения.

Основные понятия:

● means, sloppy, sew, specialization, emotional, fundamental, to take pride in, child rearing, mindless, automatically, dye;

● division of labour, ownership;

● affordable, production line, conveyer belt, mass production, Modern Times, industrialization.

Говорение:

– учащиеся, работая в парах, обсуждают следующие вопросы: «Считаете ли вы естественным разделение труда? Подходит ли некоторым людям какая-то работа лучше, чем другая? Действительно ли экономика нуждается в предпринимателях?»

– учащиеся в группах по три человека обсуждают, какие факторы необходимы для производства товаров и как лучше организовать работу по их выпуску.

Ролевая игра: учащиеся работают в должности менеджера производства в новой промышленной компании. Учащиеся должны решить сами, что эта компания производит. Управляющий директор дает задание написать отчет о требуемых факторах производства (land, capital and labour) и эффективных способах организации производства. (200–250 слов).

Обобщающий урок.

Unit 9

Тема 1. Избыток. Потребительская рента. Ценообразование.

Основные понятия:

● bargain, compromise, moan, rewards, welfare, at a high price, at a good price, aggregate, complete, shortage, surplus, quantity;

● surplus, consumer surplus, market price, aggregate consumer surplus, producer surplus, aggregate producer surplus, a measure, reward, bargain, to gain, aggregate, to enjoy surplus, transaction, welfare;

● round price, pricing, odd number, till, a price point, steal money from the shop.

Тема 2. Ценовая дискриминация. Основное понятие. Виды ценовой дискриминации. Совершенная дискриминация, или дискриминация по доходам потребителей. Нелинейное ценообразование. Дискриминация на основе сегментации рынка.

Основные понятия:

● risk-taking, auction, markup price, guesswork, accordingly, discount, in bulk, discrimination, retailers, wholesaler, degree, pensioner;

● price discrimination, signpost, guesswork, trick, to charge a price, to slope downward, to make a bid, retailer, in bilk, wholesaler, markup price;

● net revenue, to make bids, take a small percentage of the final price, purchase.

Говорение:

– учащиеся в парах обсуждают следующие вопросы: «Считаете ли Вы, что потребительская рента является хорошим показателем благосостояния? Справедливо ли ценовая дискриминация? Покупали ли Вы что-нибудь на аукционе или в Интернете?

– учащиеся готовят двухминутное выступление о рыночной цене, пользуясь пометками и графиком Consumer and Producer Surplus.

Письмо: написание письма другу. Предположим, что у учащихся есть интересная идея относительно создания Интернет-сайта и торговли через него. Учащиеся пишут другу о своей идее. (100–150слов).

Раздел 4. Экономика благосостояния.

Unit 10

Тема 1. Экономика благосостояния. Справедливость. Налогообложение.  Сделки. Экстерналии (внешние эффекты).

Основные понятия:

● vertical/horizontal, equity, distribute, to be fair, to investigate, an individual, issue, to be unjust, penalize, entrepreneur, economic transaction, impact, earnings, externality, taxation;

● welfare economics, far removed from, equity, fairness, weapon, taxation, earnings, unjust, to penalize, hardworking, natural feature, externalities, due to, consumption, make smth more efficient, economic transactions;

●  damage to the environment, to renovate a house, neat, tidy, membership, gym, positive externalities.

Тема 2. Доходы и расходы государства. Бюджетно-налоговая политика. Налогообложение. Подоходный налог. Прогрессивный налог. Налог на добавленную стоимость (НДС). Блага. Трансфертные платежи.

Основные понятия:

● financial, benefits, discourage, harmful, incime gap, charge, source, taxation, essential, luxuries;

● government revenue and spending, billion (bn), percent/percentage, revenue, to charge for a service, borrowing, income tax, progressive tax, value added tax, to regard, to discourage sb from doing smth, transfer payments, public spending, safety net, unemployment benefit, social security benefit, public goods, pure public goods, mixed public goods;

●  defence, education, environment, health care, transport, the chart shows, the biggest slice of a pie, social security, police force.

Говорение: учащиеся обсуждают вопросы в паре.

Ролевая игра: учащиеся делятся на группы по четыре человека. Каждый из них получает роль одного из четырёх министров: министра финансов, министра образования, министра здравоохранения и министра охраны окружающей среды. Министры должны попытаться убедить министра финансов в приоритетности своих направлений и добиться дополнительного финансирования. Министр финансов должен выяснит, задавая вопросы, какие из направлений заслуживают дополнительного финансирования.

Письмо: учащиеся пишут сочинение на тему: «Что такое экономика благосостояния и почему она важна».

11 класс

Unit 11

Тема 1. Богатство. Имущество. Доход. Экономическое неравенство. Экономическое неравенство в Соединенном Королевстве. Экономическое неравенство в мире.

Основные понятия:

● valuable, invest, pension scheme, static, belongings, flow, distribution, interest, savings, inequality, extent, stocks and shares, store;

● wealth, income, inequality, to be wealthy, bank account, works of art, precious jewel, assets, a flow of money, savings, marketable wealth, to distribute, inequality, extent, government benefits, the Lorenz curve, equal distribution of income, total income;

● inequality, on a global scale, the lowest earnings, income.

Тема 2. Бедность. Понятие «абсолютная бедность» Понятие «относительная бедность». Крайняя бедность. Понятие «быть за чертой бедности». Причины возникновения бедности. Влияние бедности на людей.

Основные понятия:

● poverty, live in poverty, associate, shelter, define, natural disasters, corruption, trap, generation, cycle, absolute, average;

● industrialized nations, below the poverty line,  absolute poverty, to afford the basic necessities, shelter, the World Bank, extreme poverty, relative, measure, to take into account, average, natural disaster, political corruption, poverty trap, free schooling;

● relative poverty, consequence, mental illness, suicide rate, make-up, divorce rate, to drop out of school, low-income group;

● the chart shows, it is clear from the figures that, the majority of the population, a very small percentage of the population, about/approximately/almost, a quarter/half/a third, in comparison, in contrast, is owned by, earn.

Говорение:

– обсуждение в парах вопроса «Возможно ли разделить блага поровну?»;

– учащиеся готовят двухминутное выступление о проблемах бедности.

Письмо: учащиеся пишут отчет, содержащий описание графиков. (200–250 слов)

Обобщающий урок

Раздел 5. Макроэкономика.

Unit 12

Тема 1.  Микроэкономика. Макроэкономика. Объекты изучения макроэкономики. Как государство управляет экономикой страны. Налогово-бюджетная политика. Валютная политика. Великая депрессия.

Основные понятия:

● macroeconomics, devastating collapse, fiscal policy, domestic economy, steady growth, monetary policy, recession, mechanism, disposable income, interest, circulate, depression, predictable, event, workforce;

● to suffer a devastating collapse, the Great Depression, effects, economic thinking, supply and demand pattern, whereas, domestic economy, in turn, interest rate, to steer, predictable, path, to have steady economic growth, to control inflation, to avoid recession, fiscal policy, tax system, disposable income, monetary policy, circulate in the economy, administrative approach, to steer the economy;

● Black Tuesday, stock market, to crash (of market), in search of, desperate, destruction.

Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение. ВВП.

Основные понятия:

● aggregate, availability, behave, exports, long run, predict, required, short run, trend;

● aggregate demand/supply, to predict the level of smth, to set prices, demand for smth, consumption, investment, government spending, export, supply curve, to meet demand, complicated, national income, therefore, trend;

●GDP (the gross domestic product), the total value, per capita, measurement.

Говорение:

– обсуждение в парах вопросов «Почему важно для страны иметь постоянный экономический рост?», «ВВП страны обычно используется в качестве показателя уровня жизни. Как ты считаешь, правильно это или нет? Почему?»

– учащиеся в группах по три–четыре человека обсуждают график Aggregate Demand and Supply и как должны измениться кривые совокупного спроса и совокупного предложения в зависимости от предложенных ситуаций.

Письмо: учащиеся пишут письмо из прошлого. (100–150 слов)

Revision

Unit 13

Тема 1. Деньги. Бартер. Товарные деньги. Ликвидность. Бумажные деньги. История денег.

Основные понятия:

● hold value, to take smth for granted, swap money for smth, cash, currency, barter, guarantee, represent, intrinsic, liquidity, commodity money, fiat money, copper, inherent, unit of account, intrinsic;

●bartering, commodity money

● shell, cowry, lump.

Тема 2. Банки. Услуги банка. Как банки получают прибыль. Резерв. Фальшивомонетчики.

Основные понятия:

● accessible, ATM, compensate, deposit, make a living, reliable, security, sensible, transfer, withdrawal;

●bank, have got a bank account, sensible, savings account, to borrow money, lender, reliable, to transfer money, securely, cheque book, saver, to pay back, to default on a loan, to cover loss, withdrawal, be safe, to lend money, deposit, to charge interest on loans, defaulting on a loan, reserve;

● genuine, waxy, watermark, hologram, 3D, to tilt, magnifying glas, fluorescent, supermarket checkout, to forge, a fake, counterfake note.

Говорение:

– обсуждение в парах вопроса «Можете ли вы представить жизнь без денег?», «Почему может быть опасно платить кредитной картой, а не деньгами?», «Что вы знаете о электронных деньгах?»

 – учащиеся готовят двухминутную презентацию об истории денег.

Письмо: учащиеся составляют рекламный проспект для банка с целью привлечения новых клиентов и информирования имеющихся клиентов об услугах, предоставляемых банком.

Unit 14

Тема 1. Налогово-бюджетная политика государства. Подоходный налог. Прогрессивный налог. Расходы государства. и их влияние на экономический рост. Эффект мультипликатора. Правила налогообложения, предложенные Адамом Смитом.

Основные понятия:

● allowance, policy, income, capacity, absolute, complete, surplus, personal, public, disposable, shortage, employment, path, scheme, public;

● fiscal policy, progressive taxation, personal allowance, multiplier effect, a pull in demand, surplus, etc (et cetera);

● taxation, to collect a tax, to cost a fortune.

Тема 2. Кредитно-денежная политика государства. Ипотечный кредит. Покупки в кредит. Процентная ставка. Недостатки налогово-бюджетной и денежной политики государства.

Основные понятия:

● central bank, commercial banks, confident, credit, exchange rate, expand, frequently, impact, mortgage, proportion, repayment;

● to involve, to speed up, repayment, purchase, to expand a business, national output, exchange rate, sales, monetary policy, a mortgage, to buy on credit;

● time lag.

Говорение:

– обсуждение в парах вопросов по теме;

–учащиеся готовят двухминутное выступление о кредитно-денежной политике.

Письмо: написание официального письма. Учащиеся представляют, что они руководят компанией, имеющей клиентов как внутри страны, так и за рубежом. Экономическая ситуация складывается хорошо, но для дальнейшего его улучшения правительство объявляет о снижении процентных ставок. Это хороший момент взять в кредит и инвестировать его в бизнес. Учащиеся пишут письмо в банк своему менеджеру с просьбой о предоставлении кредита. (200 слов)

Unit 15

Тема 1. Процентная ставка. Фиксированная процентная ставка. Плавающая процентная ставка. Точка равновесия. Денежное предложение. Кредит.

Основные понятия:

● purse, cash till, form, willing, a plus, target, reserve account, to ensure, shortage, obliged, state, securities;

● to achieve, to state, to be willing to do smth, target, to be obliged to do smth, interest rates, money market, tool, the equilibrium point,

● borrow, decrease, lend, reserve, selling, shortage, open market operations, securities.

Тема 2. Экономический шок. Типы экономического шока. Эмбарго.

Основные понятия:

●disrupt, to go on strike, gross national product (GNP), knock-on effect, miner, sharply, stagflation, unrest;

● economic shocks, dramatic/dramatically, political unrest, disrupt, demand-side shocks, domestic demand, external demand, supply-side shocks, real; national output, rise in  prices, to be in short supply, iron, stagflation, variable costs, a demand or supply shift, homeowner;

● embargo, to enjoy economic growth, disastrous, stock exchange, the Middle East, petrol.

Говорение:

– учащиеся, работая в парах, по очереди объясняют, что изображено на графике 1 Demand and Supply in the money market и графике 2 Aggregate Supply Shock;

– учащиеся в группах по 3–4 человека обсуждают, каковы могут быть последствия для экономики России в разных ситуациях.

Письмо: учащиеся пишут эссе о том, как на денежном рынке устанавливаются процентные ставки. (200–250 слов)

Unit 16

Тема 1. Инфляция. Дефляция. Показатели инфляции. Индекс розничных цен. Корзина товаров. Причины инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек.  Текучесть денежных средств. 

Основные понятия:

● to be in the headlines, to make ends meet, cost/price, the cost of living, a wide range of smth, the retail industry, value/weight,, culprit, to cope with smth, equation, formula;

● inflation, an overall increase in prices, the rate of inflation, deflation (overall decrease in prices), to measure inflation, the retail price index, calculate, a range of, a basket of goods, demand-pull inflation, cost-push inflation, velocity, to cope with, quantity theory of money, raw materials, consumer;

● get investment, fixed income.

Тема 2. Безработица. Виды безработицы. Тенденции  развития безработицы в некоторых странах.

Основные понятия:

● can’t be bothered, contracts, freelance, mobility, obsolete, region, relocates, retrain, shipyard, tastes;

● unemployment, full unemployment, to contract, obsolete, freelance, cyclical unemployment, recession cycle of the economy, demand for labour, structural unemployment, cause a fall in demand, retrain for new jobs, frictional unemployment, seasonal unemployment;

● trends in unemployment, percentage/per cent, pattern, steadily, drop.

Говорение:

– обсуждение в парах вопросов «Является ли инфляция проблемой в нашей стране? Почему?», «Как безработиц влияет на людей?», «Расскажите об истории безработицы в нашей стране, начиная с 70-ч гг»;;

Деловая игра: учащиеся в группах по три–четыре человека представляют, что они руководят страной, где дела идут не очень хорошо. Им нужно обсудить проблемы, выделить наиболее важную, а затем решить, что надо сделать для улучшения ситуации.

Письмо: учащиеся пишут неофициальное письмо другу, где рассказывают о своем увольнении и его причинах.

Обобщающий урок (уроки 13-16).

Unit 17

Тема 1. Экономический рост. Рост ВВП. Причины и последствия экономического роста. Экономический рост в некоторых странах.

Основные понятия:

● generation, home ownership, belonging, overheat, boom, progress, growth, increase, discovery, recovery, challenge, race, sustainable, sustained, sustaining;

● economic growth, sustained economic growth, the gross national product, to calculate economic growth, steady sustainable growth, to fall into recession, in the short term, to achieve growth, make savings, workforce, get the right balance, consumption, fortunate, long run/short run, roller-coaster ride of boom and depression, machinery, just what the chancellor ordered;

● spending on, curs in smth, high rate of savings, local consumption, export to a country, the East Asian Tigers, ingredient.

Тема 2. Экономический цикл. Стадии экономического цикла. Влияние стадий бума, спада, рецессии, оживления на людей. Экономический рост: за и против.

Основные понятия:

●to go bankrupt, the current price, to have a debt, inevitable, to lay off, to pay off, to put up, reasonable, secure, shrink, stages, turnover;

● the business cycle, in the long/short term, to grow at a steady rate, to be made up of, trade or business cycle, boom, slump, recession, recovery, mortgage, to pay off a debt, inevitable, to shrink, turnover, to lay off, to go bankrupt;

● things are looking up, quiet, order, pay rise, to drive smb mad, to be in a terrible mood.

Говорение:

– обсуждение в парах вопросов «Всегда ли хорошо, когда в стране экономический рост?», «Какие бывают отрицательные результаты экономического роста?»;

Деловая игра: в группах по три человека учащиеся выступают в роли премьер министра, министра одной из крупнейших отраслей промышленности, лидера рабочего профсоюза и рассказывают о сложившихся проблемах.

Письмо: учащиеся пишут эссе на тему: «Экономический рост не всегда хорошо» и высказывают свою точку зрения. (200–250 слов)

Unit 18

Тема 1.  Открытая экономика. Понятие «открытая экономика». Преимущества и недостатки открытой экономики. Импорт. Экспорт.

Основные понятия:

● balance of trade, imports, wide range, trading partnerships, value for money, deficit, insurance, flow;

● the open economy, import/export goods and services, visible/invisible, banking services, insurance products, to keep a good balance of trade, flow into the economy, flow out of the country, a trade deficit, a trade surplus, in the jargon of economics, trading partnership, available locally, visible imports and exports, food stuffs, insurance product, balance of trade, trade deficit, challenge;

● an autarchy, self-sufficient, invade, resources.

Тема 2.  Валютный курс. Почему и как меняется валютный курс. Спрос на валюту. Еврозона. Влияние изменения валютного курса на экономику.

Основные понятия:

● currency, equilibrium point, euro, investors, overseas, sterling, swap, zone;

● exchange rates, Eurozone, overseas, balance of payments, share a currency, an economic zone, to exchange smth for smth, to invest money, to make a profit, to have a big impact on;

● strong/weak currency.

Говорение:

– обсуждение в парах вопросов «Возможно ли иметь одинаковую валюту для всех стран в мире?», «Что означает жить в закрытой экономике?»;

– учащиеся готовят двухминутное сообщение о закрытой и открытой системах экономики.

Письмо: учащиеся пишут эссе на тему: «Что такое валютный курс, и как он влияет на экономику».

Раздел 5. Мировая экономика. Экономика РФ.

Unit 19

Тема 1. Валютный механизм. Механизм свободного плавания валюты. Фиксированный валютный курс. Привязка валютного курса к другой валюте. Преимущества и недостатки валютных механизмов.

Основные понятия:

● exchange, variations, floating, fixed exchange rate, extreme, reserves, constant, remain, peg;

● exchange rate mechanism, local currency, extreme mechanism, free floating exchange rate, fully fixed exchange rate, pegging, to be pegged against smth, secure;

● Forex, Forex/FX market, yen, exchange centre, trillion, dealings, high street bank, traded currency.

Тема 2. Внешняя торговля. Абсолютные преимущества. Сравнительные преимущества. Квота на импорт. Торговые ограничения.

Основные понятия:

● opportunity cost, economic welfare, comparative, exploit, incentive, quota, restrict specializes, stimulate, tariff;

● international trade, incentive, to exploit advantages, to restrict trade, absolute advantage, comparative advantage, import quota;

● to put tariffs on smth, unfair, to ban, use restrictions.

Говорение:

– учащиеся в парах обсуждают следующие вопросы «Торговые ограничения: за и против», «Использует ли Россия тарифы и квоты на импорт?», «Может ли существовать полностью открытая экономика?»;

– учащиеся готовят двухминутное сообщение о валютных механизмах.

Письмо: учащиеся пишут эссе о торговом сотрудничестве России с другими странами.

Unit 20

Тема 1. Развивающиеся страны. Понятие «развивающаяся страна». Показатели. Причины низкого уровня экономики в развивающихся странах. 

Основные понятия:

● colony, cancel, privileged, reluctant, stability, instability, grant, loan, aid, primary goods, mature;

● developed country, life expectancy, privileged few, cholera, widespread, to be reluctant to do smth, to give aid, complex issues, to hamper development, to owe, mature industry, grant, manufactured imports, capital goods, education, real individual income, cause death, lack, raw materials, be caught in a poverty trap, political insecurity, political instability, invest in smth, suffer from corruption, to improve economies, in a cycle of debt, to cancel a debt, to compete with smb;

● desperately, donor countries.

Тема 2. Экономика в России XIX века.

Основные понятия:

● authorities, emancipation, engineering, estates, feudal, illiterate, landlord/landlady, leap, peasant, serf, subsistence, textile;

● in economic terms, subsistence farming, to grow enormously, estate, iron and steel industries, network, land, labour, feudal economic system to maintain estate, the Crimean War, emancipation, provide labour for industry;

● part-time/seasonal worker.

Говорение:

– в парах или небольших группах учащиеся обсуждают предложенные им вопросы;

– учащиеся готовят двухминутное выступление о развивающихся странах и причинах, по которым экономика этих стран не развивается или развивается очень медленно.

Письмо: учащиеся пишут письмо из прошлого, где описывают условия труда на фабрике и вносят предложения о том, что можно сделать для их улучшения. (150–200 слов)

Unit 21

Тема 1. Российская экономика сегодня.

Основные понятия:

● expatriate, consumer goods, state-run, hardship, reform, severe, subsidy, crumbling, staple goods, fixed incomes, to balloon, hyperinflation, enviable, stabilize;

● state-run shop, consumer goods, designer store, shock therapy, severe, drastically, crumbling, staple goods, hardship, to baloon, hyperinflation, energy exports, to pay off a debt, contemporary, drastic measures;

● to make a fortune, to be in a mess.

Тема 2. Внешняя торговля России. Тенденции развития внешней торговли России в XXI веке.

Основные понятия:

● arms, to break ties with, domestic consumption, fall back on, infrastructure, open to, privileged elite, run down, Socialist Bloc, the future holds, turnover;

● COMECON countries, domestic consumption, to make up, to fall back, run down arms, infrastructure;

● gas reserves, gas output.

Говорение:

– учащиеся в парах обсуждают предложенные им вопросы;

– в группах по 3–4 человека учащиеся разрабатывают план развития экономики на пять лет, целью которого является устойчивый рост, полная занятость и низкая инфляция.

Письмо: Учащиеся переносятся в 2020 год. Им следует представить, где они будут, чем будут заниматься, какой будет российская экономика. Они пишут письмо иностранному другу, который не был в России много лет. (200–250 слов).

Итоговое занятие.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

10 класс

1

Введение. Основные экономические понятия.

7

2

Экономические системы.

7

3

Микроэкономика.

17

4

Экономика благосостояния

3

Всего: 34 часа

11 класс

1

Экономика благосостояния

3

2

Макроэкономика

24

3

Мировая экономика. Экономика РФ.

7

Всего: 34 часа

Итого: 68 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основная задача обучения – развитие коммуникативной компетенции в устных и письменных формах общения, которые необходимы для работы в сфере экономики.

По окончании курса учащиеся должны:

●  овладеть лексическими навыками, в соответствии с тематикой социально-экономического профиля,

●  знать и понимать языковой материал, обогащенный  фразовыми глаголами и устойчивыми словосочетаниями, идиоматической лексикой;

●  достаточно свободно владеть грамматическими структурами английского языка на продуктивной стадии;

●   расширить объем знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран за счет новой тематики экономического профиля;

●  адекватно понимать и интерпретировать изученные лингвокультурные факты;

●  знать азы профессиональной этики;

●  уметь строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах, в ситуациях делового (собрания, презентации, деловые письма, e-mail сообщения, телефонные звонки,) и неофициального общения (знакомство, поддержание беседы и др.).

●  владеть различными видами чтения и перевода аутентичных текстов, ориентированных на выбранный профиль, фиксировать необходимую информацию из прочитанного;

●  понимать информацию на слух и передавать свое отношение к ней, кратко конспектировать услышанное;

●  владеть техникой устной и письменной презентации проекта, доклада, передачи информации в связных аргументированных высказываниях;

●  уметь писать специфические работы экономического профиля:

– различные виды конспектирования, описание событий/фактов/явлений (в электронных сообщениях, отчетах и письмах);

– выражение собственного мнения/суждения (отчет);

– краткую передачу содержания несложного текста;

– фиксирование необходимой информации из прочитанного/прослушанного/ увиденного (конспекты, таблицы и др.);

– составлять тезисы или развернутый план выступления;

●   уметь вести проектно-исследовательскую деятельность на английском языке;

●  уметь использовать английский язык для продолжения образования и самообразования в рамках профиля;

●  уметь работать в сотрудничестве.

Освоив этот курс, учащиеся получат хорошую базу для дальнейшего изучения английского языка в специальных областях (английский язык в области экономики) – English for specific purposes (ESP).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА  «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК  В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКОНОМИКА)»

К – комплект

Д – демонстрационный

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Тип

Примечания

Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)

1

Учебники ‘Macmillan Guide to Economics’ издательства Macmillan Publishers Limited, разработанный авторами Lilia Raitskaya, Stuart Cochrane.

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

• Книга для учителя к УМК ‘Macmillan Guide to Economics’ издательства Macmillan Publishers Limited, разработанный авторами Lilia Raitskaya, Stuart Cochrane.

• Одноязычные словари.

К

Д

Д

Д

Книгопечатная продукция для учащихся

2

‘Macmillan Guide to Economics’ издательства Macmillan Publishers Limited, разработанный авторами Lilia Raitskaya, Stuart Cochrane:

• Учебник.

• CD-диск.

К

Печатные пособия

3

• Журналы для чтения на английском языке.

• Учебные плакаты по предмету.

Д

Д

Технические средства обучения и оборудование кабинета

4

• Телевизор.

• Интерактивная доска.

• Интерактивная приставка.

• Компьютер.

• Мультимедийный проектор.

• Экспозиционный экран.

• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

• Стол учительский с тумбой.

• Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

1

1

1

1

1

1

1

1

К

Диаметр экрана не менее 72 см

Мультимедийный средства обучения

5

• CD для самостоятельных занятий дома.

• Мультимедийный обучающие программы по английскому языку.

Д

Д


ЛИТЕРАТУРА

1. Lilia Raitskaya, Stuart Cochrane. Macmillan Guide to Economics’. Macmillan Publishers Limited, 2013.

2. Simon Sweeney. Communicating in Business. Cambridge University Press, 2004.

3. Paul Emmerson. Essential Business Vocabulary Builder. Macmillan Publishers Limited, 2011.

4. Anne Laws. Writing Skills. Linguarama International, 1999.

5. http://www.usatoday.com 

6. http://www.gov.ru

7. http://econom.nsc.ru/eco

8. www.itar-tass.com

9. www.interfax.ru 

10. www.rbc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка)

Рабочая программа  учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"для  специальности СПО38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»(базовая...

Рабочая программа по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Рабочая программа по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 - 11 КЛАСС

   Элективный курс  «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» в 10-11 классах рассчитана на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный ...

Рабочая программа ОГСЭ.03. Иностранный язык в профессиональной деятельности ПГС-22

Рабочая программа  ОГСЭ.03. Иностранный язык в профессиональной деятельности  ПГС-22...

Рабочая программа ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)...