Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС.
статья по английскому языку ( класс) на тему

Турчина Ирина Юрьевна

Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon refleksiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Рефлексию можно классифицировать по содержанию на: символическую, устную и письменную.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Она уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

Рефлексию можно разделять по виду деятельности на коллективную, групповую, фронтальную, индивидуальную.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

 По функции рефлексия делится на:

  • личностную: духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других), физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорная(комфортно — дискомфортно)
  • Интеллектуальная рефлексия (что понял – что не понял, какие затруднения испытывал)

 Следующая классификация подразумевает способы проведения:

• Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок

 При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

По цели рефлексия делится на

 ·рефлексию настроения и эмоционального состояния;

·рефлексию деятельности.

·рефлексию содержания учебного материала;

 Рефлексия настроения и эмоционального состояния оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

 Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Рассмотрим несколько приёмов.

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

 «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

 Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Приём «поезд»  предполагает, что  на доске помещён поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, показавшееся  неинтересным.

И ещё один приём - «поляна».  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала.

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. 

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

Прием незаконченного предложения (тезиса):todays lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered...

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:

I would like to go to school where ...I want to help people I...look up to (respect) people who ...ideal friend is a person who ...most serious problem(s) in my life is...you want to be a friend of the Earth ... Etc.

Ещё один приём -  «Плюс-минус-интересно». Цель данного приёма - подведение итогов урока. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

 И последняя разновидность рефлексии – рефлексия цели. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В данной рефлексии можно использовать как приём незаконченного предложения, так и таблицу. В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

 Как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый учитель. Можно использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит добиваться лучших результатов на уроке английского языка в школе. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Даже не совсем успешные ученики имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.



Предварительный просмотр:

Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Рефлексию можно классифицировать по содержанию на: символическую, устную и письменную.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Она уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

Рефлексию можно разделять по виду деятельности на коллективную, групповую, фронтальную, индивидуальную.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

 По функции рефлексия делится на:

  • личностную: духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других), физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорная(комфортно — дискомфортно)
  • Интеллектуальная рефлексия (что понял – что не понял, какие затруднения испытывал)

 Следующая классификация подразумевает способы проведения:

• Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок

 При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

По цели рефлексия делится на

 ·рефлексию настроения и эмоционального состояния;

·рефлексию деятельности.

·рефлексию содержания учебного материала;

 Рефлексия настроения и эмоционального состояния оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

 Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Рассмотрим несколько приёмов.

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

 «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

 Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Приём «поезд»  предполагает, что  на доске помещён поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, показавшееся  неинтересным.

И ещё один приём - «поляна».  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала.

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. 

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

Прием незаконченного предложения (тезиса):todays lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered...

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:

I would like to go to school where ...I want to help people I...look up to (respect) people who ...ideal friend is a person who ...most serious problem(s) in my life is...you want to be a friend of the Earth ... Etc.

Ещё один приём -  «Плюс-минус-интересно». Цель данного приёма - подведение итогов урока. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

 И последняя разновидность рефлексии – рефлексия цели. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В данной рефлексии можно использовать как приём незаконченного предложения, так и таблицу. В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

 Как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый учитель. Можно использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит добиваться лучших результатов на уроке английского языка в школе. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Даже не совсем успешные ученики имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

Развитие умения рефлексии младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

Статья рассказывает о необходимости развития умения рефлексии у учащихся, начиная с раннего возраста...

Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС

Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Конструирование урока английского языка в рамках ФГОС (этап рефлексии0

Описание приемов рефлексивной деятельности на разных этапах урока английского языка, которые могут проводится как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах....