Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шлык Наталья Михайловна

Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_na_urokah_angliyskogo_yazyka_v_ramkah_fgos.docx198 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Как учитель я считаю, что смысл обучения – это не просто поиск новых форм и новых технологий, а осознание и организация помощи развития ребенка, его творческих способностей через практическое овладение иностранным языком в изменившихся условиях обучения в школе. Одним из требованием, предъявляемым к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но и научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый вид деятельности на уроке — рефлексия по ФГОС. 

Рефлексия (от лат, обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия – это переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о своей деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п.

 При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.[1]

На своих уроках я стараюсь использовать различные приёмы рефлексии. И должна сказать, что обучающимся нравится оценивать себя, свои знания. Иногда они находят это даже забавным. Различные приемы помогают мне заинтересовать учащихся в уроке ещё больше.

Приемы организации рефлексии на уроке:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии, который я использую на уроке во всех классах – это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.hello_html_m3e503c3.jpg

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале урока я раздаю бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисую вазу. В конце урока говорю: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему - голубой». Хочется отметить, что этот вид рефлексии я использую в младших классах.

 «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3. «Солнышко и тучка».  Во 2 классах, я  применяю  карточки с изображением лица, различных картинок  («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

4. «Ресторан».

Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Я стараюсь всегда его применить, когда мы с обучающимися выполняем задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Хочется отметить, что детям всегда нравится изучать данную тему, а особенно если вы воспользуетесь таким забавным видом рефлексии. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:

  • «Я съел бы еще…»
  • «Я почти переварил…»
  • «Я переел…»
  • «Пожалуйста, добавьте еще…»
  • «Больше всего мне понравилось…»

5. «Гимнастика». Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности.

  • Присесть на корточки – низкая оценка.
  • Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.
  • Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка.
  • Поднять руки в локтях – хорошая оценка.
  • Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».  

2. Рефлексия деятельности

  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

"Каким было общение на уроке?»

 - занимательным

 - познавательным

 - интересным

 - игровым

  - скучным

 - радостным

 - дружелюбным

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным[2]

3. Рефлексия содержания учебного предмета

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

2. «Корзина идей»

Одним из любимых видов рефлексии у учащиеся 5 классов является вид деятельности «Корзина идей». Обучающиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

 - анализ своих успехов,

2 этап – анализ работы одноклассников,

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

В 3 – 4 классах при изучении грамматического материала я использую приём «Пометки на полях». Приём заключается в том, чтобы возле текста или в самом тексте использовались обозначения с помощью знаков: «+» - знал,«!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать. Этот вид рефлексии хорош и для того, чтобы повторить предыдущий грамматический материал.

 Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность и интерес каждого ученика.

Я считаю, что современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность - пережить моменты успеха ребенком, открыть для себя радость познания нового, оценить свои знания и умения. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов

УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...

Развитие умения рефлексии младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

Статья рассказывает о необходимости развития умения рефлексии у учащихся, начиная с раннего возраста...

Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС.

Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....