Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников.
методическая разработка по английскому языку на тему

Ланкина(Уколова) Арина Сергеевна

Преподавание иностранного языка в современных условиях  требует от учителя не только знания, но и активного применения  различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя широкий спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель ученика играет не последнюю роль.

Использование Языкового Портфеля в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить  личностно-ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации реальных, личностно-значимых потребностей в изучении языка и культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников.

Преподавание иностранного языка в современных условиях  требует от учителя не только знания, но и активного применения  различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя широкий спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель ученика играет не последнюю роль.

  (Актуальность) Использование Языкового Портфеля в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить  личностно-ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации реальных, личностно-значимых потребностей в изучении языка и культуры.

         Целью  работы  является  

          Исследование    технологии   «Языковой  портфель » как формы организации учебной  деятельности учащегося, контроля  и  самоконтроля  в   процессе овладения различными видами   коммуникативной   деятельности   на   иностранном   языке.

            Задачи  работы : 

      1. Проанализировать структуру и

            содержание Языкового портфеля.

      2. Разработать алгоритм работы с

            Языковым портфелем.

      3. Исследовать  влияние  технологии

          «Языковой  портфель  »

       на иноязычную компетенцию учащихся.

Языковой портфель - это инструмент самооценки  собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящих из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье.

            Языковой портфель представляет собой собрание работ учащегося, осуществляемое на протяжении определенного времени. Он показывает стадии в процессе изучения языка и роста его владельца. Если портфель школьника средней ступени демонстрирует в большей степени «продукт учебной деятельности» и во многом напоминает портфель достижений профессионального художника или архитектора, то, со временем, он все больше и больше приобретает рабочий характер. Старшеклассники уже более осознанно и целенаправленно отбирают образцы своих работ для включения в портфель. Более того, его ключевыми элементами становятся рефлексия изучающего язык и самомониторинг.

Алгоритм работы

Языковой портфель  позволяет :

 - Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

 - Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  -Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

   - Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

   - Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

   - Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации

Языковой портфель как средство обучения ИЯ обеспечивает учителю новые возможности в условиях личностно ориентированного образовательного процесса.

Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс специфическую систему взаимодействия между преподавателем и учащимся. Это взаимодействие носит характер переговоров, консультаций, определённых учебных ситуаций, в которых оба субъекта разделяют ответственность за решение задач учебной деятельности практически поровну. При этом учащийся проявляет себя как субъект учебной деятельности, в полной мере ответственный за результат овладения иностранным языком. Таким образом, мы обеспечиваем  аутентичные условия взаимодействия в системе ученик– учитель- учебная группа.

Выводы

С языковым портфелем учащегося я работаю 1 год. Анализируя проделанную работу, можно с уверенностью сказать, что данная, достаточно трудоёмкая технология, несомненно, перспективна для использования её как средства формирования учебной компетенции и развития  продуктивной учебной деятельности учащегося, развития методологических и креативных качеств личности.

«Языковой портфель» : конечная результативность деятельности учащихся за 2015-2016 уч.гг.

– рост интереса к  изучению  английского  языка;

– рост количества учащихся, умеющих организовать самостоятельную деятельность по английскому языку;

– рост мотивации учащихся к изучению английского языка;

– рост числа обучающихся, вовлеченных

в проектную и исследовательскую деятельность;

– рост творческой активности, предметной, социокультурной компетентности обучаемых и уровня их межкультурной коммуникации.

В заключение хотелось бы пожелать успеха тем учителям, которые решатся использовать технологию языкового портфеля учащегося для работы со своими учениками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников Выполнила: Ланкина Арина Сергеевна Учитель английского языка . МАОУ «Гимназия № 12 »

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ использование Языкового Портфеля в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить личностно-ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации реальных, личностно-значимых потребностей в изучении языка и культуры.

Слайд 3

Целью работы является исследование технологии « Языковой портфель учащегося » как формы организации учебной деятельности учащегося, контроля и самоконтроля в процессе овладения различными видами коммуникативной деятельности на иностранном языке. Задачи работы : 1. Проанализировать структуру и содержание Языкового портфеля . 2. Разработать алгоритм работы с Языковым портфелем . 3. Исследовать влияние технологии « Языковой портфель учащегося » на иноязычную компетенцию учащихся.

Слайд 4

«Языковой портфель»: - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящих из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье.

Слайд 5

Разделы «Языкового портфеля» ПАСПОРТ ЯЗЫКОВАЯ БИОГРАФИЯ ДОСЬЕ (КОПИЛКА)

Слайд 6

«Языковой портфель»: алгоритм работы Знакомство с «ПАМЯТКАМИ» Описание ЯП Оценочные листы Дескрипторы Дескрипторы

Слайд 7

Заполнение «Паспорта» ЯП. Описываются персональные данные, опыт изучения и использования других иностранных языков. Важен даже незначительный опыт иноязычной коммуникации, так как он способствует осознанию обучающимися практической значимости изучения ИЯ, развитию мотивации.

Слайд 8

Заполнение «Языковой биографии» Вносятся данные в «Оценочные таблицы» в соответствии с дескрипторами каждого учебного модуля и шкалой оценок На каждый модуль учащиеся совместно с учителем составляют дескрипторы, анализируя виды речевой деятельности, объем и сложность заданий

Слайд 9

Пополнение «Досье» Учащиеся собирают все творческие, проектные работы, сертификаты, грамоты и другие свидетельства языковых достижений Важны также отзывы родителей одноклассников

Слайд 10

Презентация ЯП В конце учебного года учащиеся представляют свои портфолио. На презентации присутствуют не только одноклассники, но и другие заинтересованные лица.

Слайд 11

«Языковой портфель» позволяет: Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Слайд 12

Высокое качество организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий Непрерывность собственного профессионального образования Непрерывное развитие и совершенствование методической системы Создание условий для приобретения позитивного социального опыта Высокие учебные результаты Высокие результаты внеурочной деятельности «Языковой портфель» : результативность обеспечивает для учащихся для педагога

Слайд 13

«Языковой портфель» : конечная результативность деятельности учащихся за 2015-2016 уч.гг. – рост интереса к изучению английского языка; – рост количества учащихся, умеющих организовать самостоятельную деятельность по английскому языку; – рост мотивации учащихся к изучению английского языка; – рост числа обучающихся, вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность; – рост творческой активности, предметной, социокультурной компетентности обучаемых и уровня их межкультурной коммуникации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языковой портфель для начальной школы

Слайд 2

Language Portfolio Surname: Name : 2

Слайд 3

CONTENTS A Letter for you ………………………………………………………………… …………………… .p.____ 1 . Language Passport ……………………………………… … …….. p.____ All about me ……………………………………………………… ……. … … p.____ 2 . Language Biography …………………………………………… .. .. p.____ Test Results ………………………………………………………………… . . p.____ Анкета « Мои достижения »……………………………… ……... p.____ Анкета учащегося, занимающегося проектной деятельностью ……………………………………………………………. p.__ _ __ Анкета по окончании триместра…………………………………………………………………. р._____ Future Plans ……………………………………………………………… p.__ _ __ A)………………………………………………………………………………………….. B)………………………………………………………………………………………….. C)………………………………………………………………………………………….. D)…………………………………………………………………………………………... E)…………………………………………………………………………………………... F)…………………………………………………………………………………………… G)…………………………………………………………………………………………... Teacher ` s page ( страничка учителя )…………………….. p.__ _ __ 3 Языковой портфель

Слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ Введение …………….……………………………………………………………….…………… стр. ____ Письмо к учащимся ……………………………………………………………………….. стр. ____ 1.Языки,которые я знаю …………………………………….…………….…………… стр. ____ Сведения о тебе …………………………………………….………………….………… стр. ____ 2.Мои успехи ……………………………………………………………………….…………… стр. ____ Результаты тестов ……………………….…………………………………….…………… стр. ____ Анкета «Мои достижения »…………….…………………………………….………… стр. ____ Анкета учащегося, занимающегося проектной деятельностью……………………………………………………………………..………… стр. ____ Анкета по окончании триместра…………………………………………………. стр. ____ Анкета учащегося по ЯП ………………………………………………………..……… стр. ____ Будущие планы ……………………………………………………………………….…….… стр. ____ 3.Копилка …………………………………..……………………………………….…………… стр. ____ А )………………………………………………………………………………………………………… Б )……………………………………………………………………………………………………..… В )………………………………………………………………………………………………………... Г )…………………………………………………………………………………………………………. Д)……………………………………………………………………………………………………… Е)………………………………………………………………………………………………………. Ё )………………………………………………………………………………………………………… Страничка учителя ……………………………………………………………………………… стр. ____ 4 Языковой портфель

Слайд 5

Письмо-памятка для родителей. Уважаемые родители! Ваш ребёнок получил в школе свой первый «Языковой Портфель», в котором он будет отмечать свои успехи в овладении иностранным языком. « Языковой портфель» - это индивидуальный документ ученика, предложенный Советом Европы. Совет Европы – интернациональная организация, представляющая интересы 44 стран Европы. Её цель- способствовать культурному и общеобразовательному развитию граждан Европы, давая им возможность учиться в течение всей жизни. Тридцатилетний опыт работы Совета показал, что изучение языков может внести большой вклад в этот процесс. В Портфель заносятся сведения об уровне владения учениками языком на каждой ступени обучения. Эти сведения сохраняются при переходе на следующую ступень, благодаря чему учителя имеют полное представление об уровне подготовленности ученика и перспективе дальнейшей работы над языком. Этот документ - не школьный дневник, и в нём не будет оценок. Он призван повысить интерес учащихся к процессу и результатам изучения иностранного языка. Это собственный Портфель Вашего ребёнка, с помощью которого он будет путешествовать в мир других языков и культур. Вашему ребёнку будет необходимо заполнить три раздела Портфеля: «Языки, которые я знаю» - сведения о языке общения в семье, о пребывании заграницей и т.д. « Мои успехи». Здесь детям предлагается отметить то, что они умеют делать, когда слушают, разговаривают, читают и пишут на иностранном языке. « Моя копилка» . Это специальная папка, куда дети складывают свои письменные задания, контрольные, проектные работы на иностранном языке и т.д. Работа с «Языковым Портфелем» может быть успешной только с Вашей помощью. От Вас требуется давать своему ребёнку определённый объём информации, чтобы помочь ему заполнить автобиографическую страничку и выполнить задания раздела «Языки, которые я знаю». Вы также можете обогатить «Копилку» материалами, свидетельствующими об открытиях Вашим ребёнком европейских и других языков. Если в Вашей семье есть родственники, которые говорят на языке какой-либо республики России, СНГ или другой страны, постарайтесь помочь ему оценить это богатство. Этот « Языковой Портфель» рекомендован ( ещё в 2002 году) Министерством образования России для использования в начальной школе и используется в настоящее время более чем в 22 территориях России. Когда Ваш ребёнок перейдёт в 5-ый класс, он будет пользоваться другим «Языковым Портфелем», соответствующим его возрасту. В дальнейшем это поможет ему заводить друзей во всём мире, а когда он станет взрослым- найти хорошую работу, поскольку сегодня знание многих иностранных языков является важным профессиональным приобретением. 5 Языковой портфель

Слайд 6

A LETTER FOR YOU ДОРОГОЙ ДРУГ! Этот языковой Портфель нужен тебе для того, чтобы: * помочь тебе в изучении английского языка, он будет твоим спутником в школьной жизни , и ты сможешь записывать в нём свои достижения в изучении иностранного языка, как в школе, так и за её пределами; * показать, как ты уже умеешь говорить, читать и писать на иностранном языке; * отмечать в нём всё, чем ты занимаешься , изучая язык; * складывать в него свои творческие работы, письменные задания , выполненные тобою на иностранном языке , грамоты , дипломы …; * показать его учителю иностранного языка, если ты перейдёшь в другой класс или школу. Языковой портфель состоит из следующих разделов: 1. Языки , которые я знаю ( Language Passport ) 2. Мои успехи ( Language Biography) 3. Копилка ( Dossier) 6 Языковой портфель

Слайд 7

L anguage P assport 7 Языковой портфель

Слайд 8

A LETTER FOR YOU ДОРОГОЙ ДРУГ! Этот языковой Портфель нужен тебе для того, чтобы: * помочь тебе в изучении английского языка, он будет твоим спутником в школьной жизни , и ты сможешь записывать в нём свои достижения в изучении иностранного языка, как в школе, так и за её пределами; * показать, как ты уже умеешь говорить, читать и писать на иностранном языке; * отмечать в нём всё, чем ты занимаешься , изучая язык; * складывать в него свои творческие работы, письменные задания , выполненные тобою на иностранном языке , грамоты , дипломы …; * показать его учителю иностранного языка, если ты перейдёшь в другой класс или школу. Языковой портфель состоит из следующих разделов: 1. Языки , которые я знаю ( Language Passport ) 2. Мои успехи ( Language Biography) 3. Копилка ( Dossier) 8 Языковой портфель

Слайд 9

РАЗДЕЛ 1. LANGUAGE PASSPORT («ЯЗЫКИ, КОТОРЫЕ Я ЗНАЮ») Здесь ты можешь записывать свой опыт изучения и использования иностранных языков при общении на них, а также уровень владения соответствующим языком. ЯЗЫКИ, КОТОРЫЕ Я ЗНАЮ ( Х ) Английский……………… Немецкий………………. Французский………….. ……………………………………………….. МОЯ ПЕРЕПИСКА Имя…………………………………………………………………………… Страна мира, республика, область России, куда я пишу свои письма…………………………………………………………… На каком языке я пишу……………………………………………………. В будущем я хотел(а) бы поехать в: Я хотел(а) бы выучить эти языки: ……………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………. ПРОЧИТАЙ И ПОСТАВЬ ( Х ) или ( - ) - Я часто читаю книги, журналы на английском языке…………………………… - Я часто смотрю телевизионные программы, DVD | Видеофильмы, мультфильмы на английском языке………………………………………………………………………... - Я часто слушаю песни на английском языке………………………………………...... - Я занимаюсь изучением английского языка вне школы, дополнительно…………. - Я могу говорить на английском языке дома с кем-то из родных…………………. - Я могу петь песни на английском языке………………………………………………… - Я был (а) /жил (а) в следующих англоязычных странах……………………………… 9 Языковой портфель

Слайд 10

L anguage B iography 10 Языковой портфель

Слайд 11

11 Языковой портфель

Слайд 12

12 Языковой портфель

Слайд 13

13 Языковой портфель

Слайд 14

14 Языковой портфель

Слайд 15

15 Языковой портфель

Слайд 16

16 Языковой портфель

Слайд 17

АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ, ИЗУЧАЮЩЕГО АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью на уроках английского языка? А ) да Б ) нет В)не знаю Какие темы проектных работ ты мог бы предложить? А) Б) В) Какие из пройденных тем по проектным работам тебе понравились больше всего? А ) Б ) В ) Что тебе больше нравится в проектной работе: А) написание Б) оформление В) презентация Что для тебя интереснее: А) письменные работы Б) диалогическая речь В) монологическая речь (пересказ) Как ты относишься к проектам – сказкам на английском языке: А) какая роль тебе предпочтительней Б ) музыкальное оформление В ) постановка танцев Приходилось ли тебе использовать знания, полученные на уроках английского языка вне школы? Если Да, то как? Читаешь ли ты художественную литературу на английском языке или слушаешь аудио-записи на английском языке? Что тебе больше всего нравится на уроках английского языка? Как ты оцениваешь свои знания по английскому языку? Чтобы ты хотел исправить? 17 Языковой портфель

Слайд 18

АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ ( заполняется по окончании каждого триместра) Меня зовут……………………………………………………………… . Я изучаю ………………………………………….. язык. Мне………. лет. Я начал (а) заполнять дневник с …………………………….. (число, месяц, год). Я учусь в ……………. классе. Прогимназия № 1749 . Город Москва. Напиши, какое сегодня число: ………. . 1 . Прочитай вопросы, выбери нужный ответ и отметь его знаком «+». 2. А на эти вопросы ответь, пожалуйста, подробно. Что тебе больше всего нравится в дневнике?......................................................................... Что меньше всего нравится в дневнике?.................................................................................. Какие разделы дневника самые интересные и почему? (раздел 1 «Языки, которые я знаю», раздел 2 «Мои успехи», раздел 3 «Копилка»)………………………………………………………………………… Какие разделы самые полезные и почему?............................................................................... Какие трудности тебе встретились, когда ты заполнял дневник? Что было самым трудным для тебя?......................................................................................................................................... …………………………………………………………………………………………………………………………………………… СПАСИБО! ДА НЕТ ИНОГДА НЕ ЗНАЮ 1. Нравится ли тебе твой дневник? 2. Помогает ли дневник показать, что ты умеешь делать на неродном для тебя языке? 3. Помогает ли тебе дневник увидеть свои успехи? 4. Помогает ли тебе дневник лучше заниматься языком? 18 Языковой портфель

Слайд 19

FUTURE PLANS ( ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ) Что бы ты хотел сделать в будущем, чтобы улучшить свои знания английского языка? Как ты можешь узнать больше о других людях и странах? Выбери и напиши. Ты можешь предложить и свои собственные идеи. I WOULD LIKE TO … ( Мне бы хотелось… ) читать рассказы, журналы на английском языке смотреть фильмы, программы на английском языке слушать песни на английском языке разговаривать с людьми из англоговорящих стран пользоваться Интернетом переписываться с людьми из других стран посещать другие страны находить информацию о зарубежных странах и об их культуре _______________________________________ DATE ……………………….. ______________________________________ DATE ……………………...... _______________________________________DATE ………………………. _______________________________________DATE ………………………. _______________________________________DATE ………………………. 19 Языковой портфель

Слайд 20

D ossier 20 Языковой портфель

Слайд 21

РАЗДЕЛ 3. DOSSIER (« КОПИЛКА») С этим разделом ты должен работать постоянно. « Копилка» - это папка в которую ты должен складывать продукты своего труда – результаты деятельности по овладению иностранным языком, которые ты хотел бы сохранить и показать другим. Это могут быть картинки с подписями на иностранном языке, письменные задания, письма от друзей или родственников на иностранном языке, проектные работы, тетради для контрольных работ с оценками. 21 Языковой портфель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции школьников

Проблема развития культуры речи и коммуникативных способностей является одной из самых актуальных в современном образовании....

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников

Работа направлена на рассмотрение следующей проблемы: активное применение языкового портфеля школьника как средства обучения иностранному языку в условиях личностно-ориентированного образовательного п...

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников

Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы становится языковой портфель, который получает все большее распространение в си...

Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...

Технология формирования у учителя системы базовых психолого-педагогических компетенций, способствующих развитию учебных компетенций школьника, его интеллектуальному и личностному самосовершенствованию

В основе современной стратегии образования, по словам В. В. Путина, лежит «развитие аналитических способностей, критического мышления, умение учиться, умение самому воспринимать знания, ус...

Языковой портфель. Эффективная технология для формирования структуры знаний.

Краткий обзор технологии и примерная структура портфеля....


 

Комментарии

Гладких Анастасия Сергеевна

Интересный проект, который, на мой взгляд,развивает у детей интерес к познанию языка и развивает творческие способности, так необходимые в наше время!

Уколова Ольга Анатольевна

Емкая, практически значимая работа!